+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Полномочия органа опеки и попечительства

Полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства закреплены в ст. 77 и ст. 121 Семейного кодекса РФ, а также в Главе 2 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Согласно п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства:

выявляют детей, оставшихся без попечения родителей,

обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 Семейного кодекса РФ),

осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Также, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан:

  • незамедлительно уведомить прокурора,
  • обеспечить временное устройство ребенка,
  • в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Что касается непосредственно деятельности по опеке и попечительству, то согласно ст. 5 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» она осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» основными задачами органов опеки и попечительства в этой области являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» на органы опеки и попечительства могут быть возложены и иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для выполнения вышеперечисленных задач органам опеки и попечительства предоставляются следующие полномочия (ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со ст. 38 Гражданского кодекса РФ;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 Гражданского кодекса РФ;

10) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, в порядке, определенным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства.

Формы документов , используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

Содержание

Полномочия, функции и обязанности органов опеки и попечительства

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством – о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних, но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Это интересно:  Как уменьшить налог на имущество 2019 - юридических лиц, физических лиц, стоимость

Функции органов опеки и попечительства

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за управлением собственностью и имуществом своих подопечных и некоторые другие.

Функции органов опеки и попечительства направлены, прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также частной собственности этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

Полномочия органов опеки и попечительства

Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти. Например, они могут подавать заявления в суды о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

Органы опеки и попечительства: полномочия, права, выполняемые функции, обязанности и строгое соблюдение законодательных требований в отношении несовершеннолетних

В статье будут представлены полномочия органа опеки и попечительства. Ими называют органы исполнительной власти субъекта РФ, которые свои обязанности исполняют в строгом соответствии с правовыми нормативными актами.

Особенности деятельности

Государственные полномочия органа опеки и попечительства заключаются в деятельности, связанной с оказанием подопечным или попечителям помощи в получении социальных услуг, медицинской помощи. Среди направлений работы существует подготовка и подбор граждан, которые выразили свое желание стать попечителями (опекунами) либо взять в семью детей, которые остались без родительского попечения.

Сотрудничество

В полномочия органа опеки и попечительства включается взаимодействие с другими органами исполнительной власти субъектов РФ: местным самоуправлением, медицинскими учреждениями, образовательными организациями. Также данный отдел сотрудничает с иными организациями, деятельность которых связана с детьми-сиротами и детьми, которые остались без родительского попечения в рамках законодательства РФ.

Основные задачи

В полномочия органа опеки и попечительства входит решение следующих задач:

  • защита законных интересов и прав граждан, которые нуждаются в установлении над ними попечительства или опеки;
  • защита интересов людей, которые находятся под опекой либо попечительством;
  • надзор за функционированием попечителей и опекунов, организаций, в которых находятся частично либо полностью недееспособные граждане

Также представители опеки контролируют сохранность имущества и управление имуществом тех граждан, которые находятся под попечительством либо опекой или помещены под надзор в медицинские, образовательные организации, включая иные организации, предназначенные для детей-сирот, а также детей, которые остались без попечения родителей.

Возможности

В полномочия органа опеки и попечительства входит поиск и учет граждан, которым необходима опека или попечительство. Представители данного органа обращаются в суд с заявлением о признании недееспособным гражданина, либо о признании лица дееспособным, если отпали основания, по которым первоначально было принято решение о полной (частичной) недееспособности.

В полномочия должностных лиц органов опеки и попечительства входит установление опеки либо попечительства, а также освобождение (отстранение) согласно ФЗ попечителей и опекунов от выполнения ими обязанностей.

Представители данного отдела выдают в соответствии с ФЗ РФ разрешения на совершение сделок с недвижимым имуществом подопечных, а также представляют интересы подопечных в судах, если выявлены нарушения в действиях опекунов (попечителей).

В полномочия органа опеки и попечительства РФ входит выдача разрешающих документов на отдельное проживание попечителей и их подопечных, которые не достигли совершеннолетия по ГК РФ.

Сотрудники опеки оказывают помощь попечителям и опекунам, осуществляют периодические проверки соблюдения ими интересов и законных прав подопечных. Они контролируют условия жизни несовершеннолетних детей, соответствие санитарных норм.

Когда устанавливается попечительство и опека?

В Семейном кодексе РФ перечисляются самые распространенные причины, из-за которых дети лишаются попечения родителей:

  • лишение родительских прав;
  • смерть;
  • признание недееспособными;
  • продолжительное отсутствие;
  • болезнь;
  • уклонение от исполнения родительских обязанностей, включая отказ забирать ребенка из лечебных, воспитательных учреждений.

Органы опеки и попечительства детей могут изымать из семьи по объективным и субъективным причинам.

К первой группе относится смерть либо тяжелая болезнь родителей, утрата дееспособности, лишение родительских прав. Все эти факторы приводят к невозможности взрослых представлять законные интересы детей, поэтому ребенка изымают из семьи.

Работа органов опеки и попечительства осуществляется и в тех ситуациях, когда родители находятся в изоляции (осуждены, проходят обязательное медицинское лечение) либо не хотят исполнять родительский долг.

Максимальное безразличие характеризуется отказом родителей забирать ребенка из больницы либо медицинского учреждения. После официального отказа несовершеннолетнего причисляют к категории детей, которые в полной мере утратили попечение родителей.

Особые ситуации

Независимо от причин, которые побудили родителей к подобным действиям, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов и прав детей. В случае смерти родителей этот факт подтверждается официальным свидетельством о смерти. Началом утраты попечения родителей признается тот день, когда наступила смерть. Если родителей лишают законных прав, в таком случае точкой отсчета считают день, когда решение суда вступило в законную силу. При заключении под стражу родителей несовершеннолетнего именно с момента задержания появляются полномочия по опеке и попечительству. Осуществляют органы в подобных ситуациях заботу о детях, их здоровье и безопасности.

Это интересно:  Соглашение об определении долей земельного участка

В неблагополучных семьях работа государственных структур осуществляется в тех ситуациях, когда от соседей поступают тревожные сигналы. После их проверки составляется акт обследования, делаются выводы о присутствии (отсутствии) факта утраты попечения родителей.

В акте о назначении попечителя или опекуна для несовершеннолетнего ребенка указывается срок полномочий.

Когда прекращается попечительство и опека?

Есть несколько оснований для досрочного прекращения договора. Автоматически опека прекращается при достижении несовершеннолетним 14-летнего возраста, переходя в попечительство. В 18 лет ребенок признается в полной мере дееспособным, получает все гражданские права и обязанности, возможность самостоятельной защиты в суде по необходимости. Именно с этого возраста прекращается попечительство, которое было установлено над ребенком.

При наличии у совершеннолетнего психического заболевания, признании его недееспособным по решению суда, органы опеки имеют право назначить опекуна.

При признании дееспособности совершеннолетнего лица опека снимается.

Освобождение попечители или опекуна от исполнения им прямых обязанностей возможно и по их личному желанию.

Например, в случае ухудшения здоровья, материального положения, отсутствии психологического контакта с подопечным, обязанности попечителя (опекуна) перекладываются на другое лицо либо администрацию государственного учреждения.

Действия при ненадлежащем исполнении обязанностей

В отечественном законодательстве предусмотрена возможность снятия опеки и попечительства при ненадлежащем исполнении ими своих прямых обязанностей. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, попечители и опекуны ежегодно предоставляют в органы опеки подробные отчеты о деятельности.

При наличии жалоб от подопечного или других лиц орган опеки обязан их рассмотреть. При выявлении умысла в действиях опекуна или попечителя, злоупотреблении им своим положением выносится решение о снятии обязанностей опекуна (попечителя).

Заключение

Подводя итоги, отметим, что установление попечительства и опеки, подбор формы устройства лиц, которые нуждаются в поддержке и попечительстве, является обязанностью органа исполнительной власти.

Благодаря институту опеки и попечительства государство защищает и личные, и имущественные права граждан, которые не способны это выполнять самостоятельно. Также данные службы помогают устраивать детей в семью на воспитание. Нормы, которые направлены на достижение полноценного ухода за детьми, включены в Гражданский Кодекс РФ. Нормы, связанные с обеспечением воспитания несовершеннолетних, зафиксированы в Семейном кодексе РФ.

В виде социальной поддержки попечительство и опека представляют собой универсальную форму временного индивидуального устройства. Она способствует следующим факторам:

  • регулировке норм разной отраслевой принадлежности;
  • выполнению попечителем (опекуном) фактических и юридических действий в интересах опекаемого лица;
  • опека или попечительство выполняется при материальной поддержке государства

В качестве основания для установления попечительства (опеки) над несовершеннолетними лицами выступает факт смерти родителей либо утраты ими родительских прав. В некоторых случаях родители сами обращаются в органы опеки, чтобы над их детьми установили попечительство. Например, основанием является вынужденная длительная командировка, в которую нельзя взять ребенка.

Что входит в полномочия органов опеки: защита детей и недееспособных граждан, проверка опекунов, составление заявления в органы опеки и попечительства

В полномочия органов опеки входит надзор за детьми в возрасте до 14 лет. Важно решение органов опеки и попечительства относительно детей от 14-летнего возраста и до совершеннолетия, а также недееспособных людей. В этой статье мы рассмотрим обязанности этого государственного учреждения сферу его деятельности.

Что входит в функции органов опеки и попечительства?

Основная обязанность этой муниципальной структуры – решение вопросов относительно назначения, реализации или прекращения снятие опеки и попечительства. Сотрудники охраняют права сирот и детей, оставшихся без родителей, и защищают интересы взрослых недееспособными гражданами.

ФЗ РФ определяет порядок работы сотрудников инстанций опеки и попечительства, в том числе:

  1. Представительство интересов граждан, которые подпадают под нуждающихся в опеке и попечительстве.
  2. Контроль поведения, условий жизни опекунов или попечителей.
  3. Защищу имущества недееспособных граждан и детей, нуждающихся или находящихся в попечении.

Важно: Все вопросы, касающиеся назначения или снятия с опекунства, обязательно подкрепляются актами и заключениями комиссии органов опеки.

Если у надзорного органа возникают вопросы или сомнения в личности попечителя, он вызывает недоверие, то комиссия вправе провести проверку (в том числе, доход, уровень жилищных условий, отзывы с работы, соседей). Основная задача – выяснить отношение опекуна к ребенку или недееспособному, престарелому гражданину.

Обязанностями сотрудников муниципального органа опеки:

  • выявление детей возрастом до 18 лет, которые остались без опеки родителей;
  • учет несовершеннолетних граждан, оставшихся без родителей;
  • представление и защита несовершеннолетних органами опеки не достигших совершеннолетия до момента передачи в специализированные учреждения или под опеку третьих лиц;
  • контроль и проверка психологического, социального и материального положения детей, после передачи опекунам или в детские дома.

Важно: Все вопросы по усыновлению, отдачи под опеку или передачи в государственные учреждения решаются обязательно с участием органов опеки. Без их согласия ребенка нельзя передать в центры или забрать на воспитание.

Основания для жалобы на органы опеки и попечительства: превышение полномочий

Работники опеки имеют четкие инструкции и подчиняются конкретным нормам Федерального закона России.

В их законные полномочия входит:

  1. Составлять и направлять обращения в судебные инстанции о признании лиц недееспособными.
  2. Отстранение от опекунства или попечительства третьих лиц.
  3. Выдача разрешения на любые финансовые операции с имуществом опекаемых лиц (например, получить разрешение органов опеки на продажу квартиры недееспособного гражданина. Это же относится, когда оформляется ипотека, органы опеки обязаны дать согласие)
  4. Участие в суде, как представителя граждан, находящихся под опекой или попечительством.
  5. Проверка условий жизни лиц, находящихся под опекой, а также потенциальных опекунов.
  6. Поиск, подготовка и регистрация граждан, желающих стать опекунами.
  7. Составление и подписание разрешений для проживания опекуна и его подопечного раздельно.
  8. Оказание юридической помощи попечителю, опекуну и их подопечным.

В случае невыполнения своих обязанностей органы опеки и попечительства несут административную или уголовную ответственность. Поскольку превышение ими полномочий или бездействие в критических ситуациях может обернуться трагедией. Дети, вовремя не изъятые из неблагополучных семей, могут серьезно пострадать или погибнуть. Такие случаи встречаются все чаще. Именно на уполномоченном органе лежит большая часть вины и с них будет основной спрос.

Основания для заключения органа опеки о лишении родительских прав и изъятия детей

СК России гласит, что в случае угрозы жизни и здоровью ребенка его необходимо изъять у родителей или тех лиц, которые опекают его. Задача государственной структуры – изолировать несовершеннолетнего или недееспособного гражданина из потенциально опасных условий.

Важно: в случае когда органы опеки забирают детей, они обязаны предоставить акт, предварительно составленный комиссией.

Порядок действий в случае заключение органа опеки о лишении родительских прав и изолирования ребенка от неблагополучных условий жизни:

  1. Направить уведомление в прокуратуру об изъятии несовершеннолетнего.
  2. Обеспечить ребенку временное место жительства до передачи его в государственные учреждения или опекунам.
  3. В срок 7 дней предоставить иск на лишение родительских прав органами опеки и попечительства или ограничении прав родителей в суд.

На плечи государственного органа ложится обязанность поиска нового места жительства для несовершеннолетнего. В случае отсутствия желающих взять ребенка под опеку, он будет передан в детский дом.

Это интересно:  ГИБДД разрешат регистрацию ТС с перебитым VIN

Кто и в каких случаях может обратиться в муниципальные органы опеки и попечительства

В государственный орган может обратиться любой гражданин, который имеет информацию о нарушении прав и условий содержания несовершеннолетних или недееспособных. Это могут быть:

  • родственники;
  • соседи;
  • школьные учителя или воспитатели детского сада;
  • случайные свидетели.

Стать свидетелем жестокого обращения, плохих условий содержания и неподобающего отношения к несовершеннолетним детям может стать каждый, но, безусловно люди контактирующие с детьми и их родственниками (опекунами), могут свидетельствовать о длительном таком обращении.

Если у соседей или родственников возникли подозрения в нарушении прав детей, они могут написать заявление в органы опеки о проверке. Также обратиться в муниципальную службу могут сами опекаемые граждане или несовершеннолетние. В таком случае пишется анонимно жалоба в органы опеки на своих попечителей или опекунов.

Любой сигнал проверяется сотрудниками государственного учреждения. Проводится выездная проверка для оценки условия жизни и содержания несовершеннолетних. Если подозрения подтвердятся, то семья будет поставлена на учёт и проверки начнутся в регулярном порядке.

Важно: Если сотрудники органов опеки усмотрят нарушение прав ребенка, то он будет немедленно изъят из семьи.

Также учителя или сотрудники дошкольного учреждения могут заметить, что с ребенком что-то не так в психологическом отношении. Он может выглядеть неопрятно, быть постоянно голодным или могут регулярно появляться следы побоев. Все это существенные основания чтобы подать исковое заявления в органы опеки.

Полномочия органа опеки и попечительства

Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства

В соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов» ФЗ от 24.04.2008 №48 — ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Принят ГД ФС РФ 11.04.2008).

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства «осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью».

В законе «Об опеке и попечительстве» указывается также, что «полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации» ФЗ от 24.04.2008 №48 — ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Принят ГД ФС РФ 11.04.2008).

Органы опеки и попечительства от имени государства осуществляет основные задачи данного института, которые выражаются в защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и граждан, над которыми опека или попечительство уже установлены. А также, органы опеки и попечительства имеют своей задачей осуществлять надзор за опекунами и попечителями и организациями, в которых содержаться недееспособные или не полностью дееспособные граждане и осуществлять контроль за сохранностью имущества таких граждан.

Данный перечень не является исчерпывающим, так как дополнительные задачи органов опеки и попечительства могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Что же касается полномочий данных органов, то их перечень довольно обширен и разнообразен. Он закреплен в ст. 8 закона «Об опеке и попечительстве» и включает следующие положения:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Переходя к вопросу об ответственности органов опеки и попечительства, считаю необходимым заметить, что этот вопрос не слишком подробно урегулирован российским законодательством. Круг возможных нарушений со стороны указанных органов не указан, а формулировка в Законе о вреде очень расплывчата.

Но, тем не менее, ответственность все же есть. Согласно ст. 28 закона «Об опеке и попечительстве» вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством ФЗ от 24.04.2008 №48 — ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Принят ГД ФС РФ 11.04.2008)

Статья написана по материалам сайтов: namporadomoi.ru, www.yurist-online.net, fb.ru, www.bp-u.ru, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector