Аренда земельного участка находящегося в государственной собственности
Дата размещения статьи: 07.09.2015
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одна из форм платы за использование земли — арендная плата. В данной статье рассмотрим особенности сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и порядок установления платы за аренду. Выясним, каковы правила отражения в бюджетном учете доходов от сдачи земельных участков, составляющих казну и закрепленных за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Кроме того, рассмотрим особенности налогообложения доходов от сдачи в аренду земли государственными (муниципальными) органами и казенными учреждениями.
Правовые основы сдачи в аренду земельных участков
Согласно ст. 608 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, собственником выступает РФ либо субъект РФ (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и субъекта РФ права собственника на земельные участки осуществляют государственные органы (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ).
В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, собственником выступает муниципальное образование (ст. 215 ГК РФ). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (п. 2 ст. 215, п. 2 ст. 125 ГК РФ).
Государственным (муниципальным) учреждениям, в том числе казенным, земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 268 ГК РФ, п. 1 ст. 20 ЗК РФ).
Стоит отметить, что имущество, в том числе земельные участки, не закрепленное за государственными учреждениями, составляет государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленные за государственными (муниципальными) учреждениями, входят в состав государственной (муниципальной) казны. Указанные земельные участки сдаются в аренду государственными органами (органами местного самоуправления).
Что касается земельных участков, закрепленных за государственными (муниципальными) учреждениями, их учреждения вправе сдавать в аренду только с согласия собственника, то есть государственных органов (органов местного самоуправления), иных органов, уполномоченных осуществлять права собственника от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Такой вывод следует из положений п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ, исходя из которых казенные и другие учреждения госсектора (автономные, бюджетные) не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым имуществом. Поскольку земельные участки в силу п. 1 ст. 130 ГК РФ относятся к недвижимому имуществу, указанные выше положения п. п. 2, 3, 4 ст. 298 ГК РФ распространяются на них в полной мере.
Также о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления в пределах их компетенции соответствующих земельных участков, говорится в ст. 29 ЗК РФ.
Арендная плата
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).
Общие принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ).
На сегодняшний день Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 утверждены:
— Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
— Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее — Правила N 582).
Так, согласно указанному Постановлению арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
— принципа экономической обоснованности, в силу которого арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
— принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
— принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
— принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
— принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, который соблюдается посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
— принципа запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Согласно п. 2 Правил N 582 размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности РФ и расположенные на территории РФ, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
— на основании кадастровой стоимости земельных участков;
— по результатам торгов (конкурсов, аукционов);
— в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития;
— на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
При заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в нем случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды (п. 8 Правил N 582).
Если на стороне арендатора выступают несколько лиц, арендная плата для каждого из них определяется пропорционально их доле в праве на арендованное имущество исходя из договора аренды земельного участка (п. 11 Правил N 582).
Согласно п. 12 Правил N 582 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре, что арендная плата перечисляется не реже раза в полгода в безналичной форме на счета территориальных органов Федерального казначейства для ее распределения указанными территориальными органами в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Регистрация договора аренды земельных участков
В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества (в том числе земельных участков) подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Исключение составляют договоры аренды земельного участка (субаренды земельного участка), заключенные на срок менее одного года. Такие договоры не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 ЗК РФ).
Однако стоит отметить, что в связи с вступлением в силу с 1 марта 2013 г. Федерального закона N 302-ФЗ с указанной даты отменяются положения, касающиеся государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом. В частности, с 1 марта 2013 г. не применяются вышеприведенные правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в ст. 609 ГК РФ (п. 8 ст. 2 Федерального закона N 302-ФЗ). Что же, получается, впредь регистрировать договоры аренды земельного участка не нужно?
Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса РФ».
Данное утверждение не совсем верно. Разъяснения о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом с 1 марта 2013 г. приводятся в Письме Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 22.01.2013 N 3.3-6/94. В нем говорится о том, что с 1 марта 2013 г. устраняется смешение различных видов регистрации и создаются необходимые правовые условия для перехода только на систему регистрации прав. Таким образом, требования об обязательной регистрации сделок впредь не подлежат применению.
Однако специалисты отмечают, что в данном случае следует учитывать также п. 1 вводимой в действие с 1 марта 2013 г. ст. 8.1 ГК РФ, согласно которому ограничения прав и обременения имущества подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Что касается договора аренды, по нему собственник не может самостоятельно использовать переданное в аренду имущество, следовательно, указанный договор является обременением недвижимого имущества и, соответственно, выступает основанием для государственной регистрации такого обременения.
Таким образом, с 1 марта 2013 г. будут продолжать сохранять силу правовые основания для государственной регистрации обременения недвижимости в виде аренды по договору аренды, заключенному сторонами в простой письменной форме.
Налогообложение
Налог на добавленную стоимость. Рассмотрим особенности обложения НДС и его уплаты в случаях, когда услуги по сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, оказывают государственные органы (органы местного самоуправления). В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача имущественных прав признается объектом обложения НДС. Однако стоит учитывать, что согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, а также уплате в бюджет суммы НДС возникает у арендаторов указанного имущества. Таким образом, в данном случае услуги по сдаче земельных участков в аренду облагаются НДС, уплату которого производят арендаторы таких участков.
Согласно изложенной в них позиции доходы от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества казны не являются доходами, подлежащими обложению налогом на прибыль организаций. Данный вывод специалисты финансового ведомства делают из того, что РФ, субъекты РФ, иные публично-правовые образования (равно как и государственные органы (органы местного самоуправления), наделенные от их имени соответствующими полномочиями) не являются плательщиками налога на прибыль в силу положений ст. 246 НК РФ. Напомним, что согласно данной статье плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
А подлежат ли налогообложению доходы от аренды, если участок сдают казенные учреждения? Согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Следовательно, признание в целях исчисления налога на прибыль доходов от сдачи казенными учреждениями земельных участков в аренду будет зависеть от того, является ли такая услуга государственной (муниципальной) услугой.
По мнению налоговых органов, приведенному в Письмах от 13.08.2012 N 16-15/073584@, от 04.10.2011 N 16-12/095677@, если вид деятельности казенного учреждения — сдача в аренду имущества — не обозначен в уставе казенного учреждения как основной, то он не является государственной услугой, следовательно, доходы от сдачи в аренду имущества подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке. Исходя из ст. 250 НК РФ указанные суммы учитываются в составе внереализационных доходов. При этом расходы, которые непосредственно связаны с такой деятельностью, учитываются для целей налогообложения прибыли при их соответствии положениям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Бюджетный учет
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) казенные учреждения ведут бюджетный учет, руководствуясь Инструкциями N N 157н и 162н .
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, в ред. Приказа Минфина России от 12.10.2012 N 134н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
В соответствии с п. 333 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенном за пределами территории РФ).
Кроме того, стоит отметить, что в целях обеспечения надлежащего контроля за сохранностью, целевым использованием и движением имущества, переданного учреждением по договору аренды, указанное имущество подлежит учету на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» (п. 381 Инструкции N 157н).
Согласно п. 382 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 25 ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе арендаторов (пользователей) имущества, мест его нахождения, по видам имущества в структуре групп (10, 20, 30, 40, 50 и т.д.), его количеству и стоимости.
Прежде чем привести бухгалтерские записи, отражающие операции по сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, отметим следующее. В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования такого имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, относятся к неналоговым доходам бюджета. Следовательно, средства, полученные от сдачи в аренду указанного имущества, подлежат зачислению в бюджет.
Далее рассмотрим на примерах порядок отражения в бюджетном учете операций по сдаче земельных участков в аренду.
Администрация муниципального района является администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:
26. Аренда земельных участков.
Использовались: Земельный кодекс, Гражданский кодекс.
Основные положения установлены ст.22 ЗК РФ:
● Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
● Земельные участки, за исключением изъятых из оборота, занятых определенными объектами федеральной собственности (атомная энергетика, военные сооружения и т.д.), могут быть предоставлены их собственниками в аренду.
● Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
● Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу:
1) отдать арендные права земельного участка в залог;
2) внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.
Передача производится пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. Ответственным по договору аренды становится новый арендатор (кроме залога). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
● При аренде участка государственной или муниципальной собственности, на более чем пять лет арендатор имеет право, в пределах срока договора передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
● Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение его прав пользования его не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда.
● В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду до достижения наследниками совершеннолетия.
Форма договора: простая письменная форма. Если аренда производится на срок до 1 года, то государственная регистрация не требуется (ч.2 ст.26 ЗК РФ), если свыше 1 года — требуется государственная регистрация сделки (ч.2 ст.609 ГК РФ).
1. Договор аренды заключается на срок, определенный договором.
2. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца (однако на практике срок аренды не может превышать 49 лет).
Новое, ступившее в силу с 1 марта 2015 года:
►Если арендатор ЮЛ, которое заключило договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории передать право аренды он может только с передачей обязанностей по освоению территорий.
► Если арендатору передан участок государственный или муниципальный для освоения и строительства наемного дома, то сдать в аренду можно только с передачей прав и обязанностей об освоении и строительстве наемного дома.
► Если лицом для строительства наемного дома является некоммерческая организация, то оно не может сдавать участок в аренду.
Также с 1 марта 2015 года установлены особенности аренды земли государственной или муниципальной собственности:
1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев предоставления:
1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения;
3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения,;
4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов;
5) и короче всего 33 исключения. Думаю этих четырех хватит. Если хотите больше, то ст.39.6 ЗК РФ.
Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами, имеют право на заключение нового договора аренды без проведения торгов в случаях, когда:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов;
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
А также при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды подано до дня истечения срока действия договора аренды;
2) иное лицо не имеет исключительного права на заключение аренды этого участка;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был досрочно расторгнут;
4) договор аренды в настоящий момент можно провести без проведения торгов.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности:
1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (Постановление от 16 июля 2009 г. n 582 об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности российской федерации — там очень много и думаю не стоит внимания).
2. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
● Договор аренды земельного участка расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
● Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
● Установлено 17 категорий сроков, в зависимости от цели аренды.
● В договоре аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не могут устанавливаться требования к выполнению каких-либо работ или оказанию услуг, влекущих за собой дополнительные расходы арендатора, не связанные с предметом этого договора, если иное не установлено федеральным законом.
27. Разрешение на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Данный вопрос регулируют вступившие в силу с 1 марта 2015 года ст.39.34 ЗК РФ и Правила выдачи разрешения на использование государственных и муниципальных земельных..
Такое разрешение выдается на использование земель в следующих целях:
1) проведение инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
2) строительство временных или вспомогательных сооружений, складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства; 3) осуществление геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;
4) сохранение и развитие традиционных образа жизни коренных малочисленных народов;
Заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом в ИГОВ или ОМСУ, с приложением документов, согласно установленному перечню. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение трех рабочих дней направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов (если документы не предоставлены, то орган имеет право их истребовать).
В выдаче разрешения может быть отказано в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдаваемое в вышеуказанных целях, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу (п. 2 ст. 39.34 ЗК РФ).
В течение десяти дней со дня выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уполномоченный орган направляет копию этого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора (п.3 ст. 39.34 ЗК РФ).
Стоимость и порядок оплаты: Бесплатно
Сроки оказания услуги: 28 календарных дней
Категории получателей: предоставляется для всех категорий заявителей.
28. Подготовка и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Использовались: ст.39.11 и 39.12 Земельного кодекса РФ.
Решение о проведении аукциона, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Запрещается объединение земельных участков в один лот аукциона.
Порядок образования земельного участка:
1) подготовка и утверждение земельного участка, если отсутствует утвержденный проект межевания территории;
2) проведение кадастровых работ;
3) кадастровый учет, а также государственная регистрация прав на него;
4) получение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.
Образование земельного участка по заявлению гражданина или юридического лица:
1) подготовка схемы расположения земельного участка (кроме Москвы, Питера и Севастополя);
2) обращение лица с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка;
3) проверка органом наличия или отсутствия оснований;
4) принятие и направление заявителю в течение 2 месяцев со дня поступления заявления решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении. В решении об отказе в должны быть указаны все основания.
5) осуществление кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права собственности;
6) обращение лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) получение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
8) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, и принятие в течение 2 месяцев решения о проведении аукциона либо об отказе в проведении аукциона.
Заявление подается лично, через почту либо через «Интернет» на бумажном носителе либо в электронном виде.
Земельный участок не может быть предметом аукциона, если:
1) границы земельного участка подлежат уточнению;
2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности;
3) в отношении земельного участка не определены предельные параметры разрешенного строительства;
4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование;
6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель.
7) тут всего 19 пунктов, но на этом закончим.
Аукцион является открытым по составу участников, кроме: 1) в аукционе на аренду участка для комплексного освоения или ведения дачного хозяйства могут быть только юридические лица; 2) в аукционе, для ведения фермерского хозяйства могут участвовать только граждане.
Начальная цена: Начальной ценой аукциона по продаже является по выбору органа рыночная стоимость такого земельного участка или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. Начальная цена аукциона по аренде устанавливается органом в размере ежегодной арендной платы или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости.
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в «Интернете», не менее чем за 30 дней. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Обязательным приложением к извещению является проект договора купли-продажи или проект договора аренды.
В случае отмены аукциона, организатор в течение 3 дней обязан известить участников аукциона об этом и возвратить внесенные задатки.
1. Документы для участия: 1) заявка на участие с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) документы, подтверждающие внесение задатка.
2. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов.
3. Прием документов прекращается за 5 или меньше дней до аукциона. 4. Один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе.
5. Заявитель имеет право отозвать заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок, уведомив об этом в письменной форме организатора аукциона.
Заявитель не допускается к участию в аукционе в случаях:
1) непредставление необходимых или представление недостоверных сведений;
2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;
3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое не имеет права быть участником конкретного аукциона;
4) наличие сведений о заявителе в реестре недобросовестных участников аукциона.
Организатор ведет протокол рассмотрения заявок, который должен содержать сведения о заявителях. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором в течение 1 дня.
В течение следующего дня организатор высылает сообщение о принятом решении (включение заявителя в список участников или нет). Недопущенным к аукциону задаток возвращается в течение 3 дней.
Если заявитель остался один, то организатор направляет ему 3 экземпляра подписанного проекта договора. При этом договор заключается по начальной цене.
Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. .
Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола.
Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.
В течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах необходимо возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
Задаток, внесенный победителем аукциона засчитываются в оплату приобретаемого земельного участка или в счет арендной платы за него. Задатки, внесенные этими лицами, не заключившими договора вследствие уклонения от заключения указанных договоров, не возвращаются.
Нельзя требовать от победителя возмещение расходов, связанных с выполнением кадастровых работ, а также расходов, связанных с организацией и проведением аукциона.
Организатор аукциона вправе объявить о проведении повторного аукциона в случае, если договор не был заключен. При этом условия повторного аукциона могут быть изменены.
Договор аренды земельного участка находящегося в государственной собственности
Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон аренды земельного участка находящегося в государственной собственности за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе и по заполнению данного бланка, связавшись с нами по телефонам указанным на сайте.
Новый образец 2018 года
Примерная форма договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка
Утверждена распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июля 2004 г. № 104-р
(дата заключения договора — прописью)
(место заключения договора)
На основании (реквизиты решения уполномоченного на распоряжение земельным участками органа) уполномоченный на заключение договора аренды орган в лице _________, действующего на основании _________, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», и (гражданин или юридическое лицо) в лице _________, действующего на основании _________, именуемый в дальнейшем «Арендатор», и именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор (далее — Договор) о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель (категория земель) с кадастровым № _____, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): (субъект Российской Федерации, город, поселок, село и др., улица, дом, строение и др., иные адресные ориентиры) (далее — Участок), для использования в целях (разрешенное использование) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) Участка, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью _____ кв.м.
1.2. На Участке имеются (объекты недвижимого имущества и их характеристики).
2. СРОК ДОГОВОРА
2.1. Срок аренды Участка устанавливается с ________ 200 ___ г. по ________ 200 ___ г.
2.2. Договор, заключенный на срок более одного года, вступает в силу с даты его государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Договор, заключенный на срок менее чем один год, вступает в силу с даты его подписания Сторонами (договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации).
3. РАЗМЕР И УСЛОВИЯ ВНЕСЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
3.1. Размер арендной платы за Участок составляет (сумма цифрой и прописью) рублей в (год, квартал, месяц).
3.2. Арендная плата вносится Арендатором (условия и сроки внесения арендатором арендной платы) путем перечисления на счет (реквизиты счета).
3.3. Арендная плата начисляется с момента подписания сторонами акта приема-передачи Участка.
Исполнением обязательства по внесению арендной платы является _________________.
Расчет арендной платы определен в приложении к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.
3.4. Размер арендной платы изменяется ежегодно путем кор-ректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на . соответствующий год и не чаще одного раза в ____ лет при изменении базовой ставки арендной платы. В этом случае исчисление и уплата Арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к Договору.
3.5. Размер арендной пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3.6. В случае передачи Участка в субаренду размер арендной платы в пределах срока договора субаренды определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, но не может быть ниже размера арендной платы по настоящему Договору.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
4.1. Арендодатель имеет право:
4.1.1. Требовать досрочного расторжения Договора при использовании земельного участка не по целевому назначению, а также при использовании способами, приводящими к его порче, невнесении арендной платы более чем за 6 месяцев, в случае неподписания Арендатором дополнительных соглашений к Договору в соответствии с п. 3.4 и нарушения других условий Договора.
4.1.2. На беспрепятственный доступ на территорию арендуемого земельного участка с целью его осмотра на предмет соблюдения условий Договора.
4.1.3. На возмещение убытков, причиненных ухудшением качества Участка и экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности Арендатора, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
4.2. Арендодатель обязан:
4.2.1. Выполнять в полном объеме все условия Договора.
4.2.2. Передать Арендатору Участок по акту приема-передачи в срок __________________.
4.2.3. Письменно в десятидневный срок уведомить Арендатора об изменении номеров счетов для перечисления арендной платы, указанных в п. 3.2.
4.2.4. В трехдневный срок после государственной регистрации Договора направить в территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом копию Договора (этот пункт включается в случаях предоставления участка в аренду федеральному государственному унитарному предприятию, или если на участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности или находившиеся в федеральной собственности до их приватизации, или если арендная плата за участок или ее часть поступает в федеральный бюджет; в случае предоставления участка в аренду государственному унитарному предприятию, или если на участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации или находившиеся в собственности субъекта Российской Федерации до их приватизации, или если арендная плата за участок или ее часть поступает в бюджет субъекта Российской Федерации соответственно).
4.2.5. Своевременно производить перерасчет арендной платы и своевременно информировать об этом Арендатора.
4.3. Арендатор имеет право:
4.3.1. Использовать Участок на условиях, установленных Договором.
4.3.2. С согласия Арендодателя и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (его территориального органа) сдавать Участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по Договору третьим лицам.
4.3.3. По истечении срока действия Договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных Сторонами условиях по письменному заявлению, направленному Арендодателю не позднее чем за 3 (три) месяца до истечения срока действия Договора.
4.4. Арендатор обязан:
4.4.1. Выполнять в полном объеме все условия Договора.
4.4.2. Использовать Участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
4.4.3. Уплачивать в размере и на условиях, установленных Договором, арендную плату.
4.4.4. Обеспечить Арендодателю (его законным представителям), представителям органов государственного земельного контроля доступ на Участок по их требованию.
4.4.5. После подписания Договора и изменений к нему произвести его (их) государственную регистрацию в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае заключения договора аренды на срок более 1 года).
4.4.6. Письменно сообщить Арендодателю не позднее чем за 3 (три) месяца о предстоящем освобождении Участка как в связи с окончанием срока действия Договора, так и при досрочном его освобождении.
4.4.7. Не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.
4.4.8. Письменно в десятидневный срок уведомить Арендодателя об изменении своих реквизитов.
4.5.Права и обязанности Сторон, не предусмотренные настоящим договором, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. За нарушение условий Договора Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5.2. За нарушение срока внесения арендной платы по Договору, Арендатор выплачивает Арендодателю пени из расчета ____ % от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки. Пени перечисляются в порядке, предусмотренном п. 3.2 Договора.
5.3. Ответственность Сторон за нарушение обязательств по Договору, вызванных действием обстоятельств непреодолимой силы, регулируется законодательством Российской Федерации.
6. ИЗМЕНЕНИЕ, РАСТОРЖЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА
6.1. Все изменения и (или) дополнения к Договору оформляются Сторонами в письменной форме.
6.2. Договор может быть расторгнут по требованию Арендодателя по решению суда на основании и в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в п. 4.1.1.
6.3. При прекращении Договора Арендатор обязан вернуть Арендодателю Участок в надлежащем состоянии.
7.ТАССМОТРЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
7.1. Все споры между Сторонами, возникающие по Договору, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА
8.1. Договор субаренды земельного участка, а также Договор передачи Арендатором своих прав и обязанностей по Договору подлежат государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и направляются Арендодателю и в территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом для последующего учета (в случае заключения договора аренды на срок более 1 года).
8.2. Срок действия договора субаренды не может превышать срок действия Договора.
8.3. При досрочном расторжении Договора субаренды земельного участка прекращает свое действие.
8.4. Расходы по государственной регистрации Договора, а также изменений и дополнений к нему возлагаются на Арендатора.
8.5. Договор составлен в 4 (четырех) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, из которых по одному экземпляру хранится у Сторон, один экземпляр передается в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, один экземпляр направляется в орган, установленный в п. 4.2.4.
9. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Арендодатель ___________________________
Арендатор ___________________________
10. ПОДПИСИ СТОРОН
Арендодатель (подпись, Ф.И.О.)
«___» ___________ 20___ г.
Арендатор (подпись, Ф.И.О.)
«___» ___________ 20___ г.
Согласован *
Территориальный орган Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом
«___» ___________ 20___ г.
Согласован **
Уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (территориальный орган)
«___» ___________ 20___ г.
* В случае предоставления участка федеральному государственному унитарному предприятию или если на нем расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности или находившиеся в федеральной собственности до приватизации, а также если арендная плата за участок поступает в федеральный бюджет.
** В случае предоставления участка в аренду государственному унитарному предприятию, или если на участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации или находившиеся в федеральной собственности субъекта Российской Федерации до их приватизации, или если арендная плата за участок или ее часть поступает в бюджет субъекта Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ДОГОВОРУ:
Кадастровая карта (план) Участка. Расчет арендной платы.
Документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор со стороны Арендодателя и Арендатора.
________________________________________;.
________________________________________;.
________________________________________.
Статья написана по материалам сайтов: xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai, studfiles.net, pravo-na-dom.net.
»