Неконкурентные способы и закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ

Объем закупок у СМП по 223-ФЗ

Минимальная доля товаров или услуг, которые заказчик приобретает у подобных поставщиков в течение года, равна 18% (ПП №1352 от 11.12.2014). Этот процент рассчитывается, исходя из общей стоимости договоров, заключенных по результатам торгов.

Доля же сделок, заключенных по итогам процедур только для СМП, составляет не менее 15% от указанной точки отсчета. Аналогичный объем закладывают и в план закупок. Список тендеров, которые не учитывают при расчетах, указан в п.7 Положения об особенностях ПП №1352.

Стоит отметить и заказчиков, которые обязаны приобретать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе и у поставщиков из числа СМП. Годовой объем таких приобретений равен общей стоимости аналогичных сделок за предыдущий год + 5%. Такое же количество должно быть учтено и на этапе планирования закупок.

Сам же годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства включает договоры, которые были заключены по результатам закупок:

  1. Только для СМП.
  2. Для всех участников, в том числе и для СМП.
  3. Для поставщиков, которые для исполнения контракта должны привлечь СМП в качестве субподрядчика.

Наконец, для правильного составления отчета об объеме заключенных договоров с СМП заказчик может проверить категорию поставщика в соответствующем едином реестре на сайте ФНС:

Перечень товаров у СМП

Заказчики утверждают перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через тендеры, где могут участвовать только поставщики-СМП. Причем ТРУ из списка можно закупать и у других категорий участников только в исключительных случаях, которые указаны в п.21 ПП № 1352.

На основании ОКПД 2 в Перечень включают следующую информацию о товарах, работах или услугах:

  1. Название.
  2. Код, в том числе разделы, классы, группы и т.д.
  3. Категории и подкатегории.

Опубликовать документ необходимо в ЕИС и на сайте заказчика.

Если предметом сделки является продукция из Перечня, а НМЦК не превышает 200 млн. руб., то проведение тендера среди СМП — обязанность заказчика. В аналогичной ситуации при начальной цене от 200 млн. до 400 млн. руб. это лишь его право.

Как провести закупку среди СМП после 01.07.2018

Новая редакция 223 ФЗ определяет конкретные виды закупок и сроки для публикации в ЕИС извещения об их проведении. Они отражены в таблице.

Отменить такие процедуры можно в любое время до окончания срока подачи заявок.

Заказчик вправе в закупочной документации потребовать у поставщика предоставить обеспечение заявки. Эта сумма по выбору участника может быть представлена в виде банковской гарантии, либо денег. Средства зачисляют на специальный счет, который поставщик должен открыть в банке из перечня, утвержденного Правительством РФ. После окончания срока подачи заявок банк блокирует эти деньги.

Для проведения торгов нужно выбирать площадки, которые работают по правилам, описанным в 44-ФЗ, а также соответствуют дополнительным требованиям (ПП №657 от 08.06.2018).

Заявки (кроме котировок), в первых частях которых участник указал сведения о себе или о цене, либо включил цену во вторую часть, отклоняются.

Далее закупка включает следующие шаги:

  1. Оператор ЭТП направляет заказчику первые, затем окончательные части заявок (при необходимости).
  2. Покупатель составляет протокол рассмотрения первых частей и отправляет его оператору для размещения в ЕИС.
  3. Оператор сопоставляет ценовые предложения, отправляет эти сведения и вторые части заказчику.
  4. Комиссия по осуществлению закупок присваивает порядковые номера заявкам в порядке убывания выгодности.
  5. Заказчик составляет итоговый протокол.

Как заключить договор в результате закупки среди СМП

Договор заключают только в электронной форме с помощью функционала ЭТП. Уполномоченные представители покупателя и победителя должны подписать его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При возникновении споров по отдельным положениям договора участник может направить заказчику протокол разногласий через ЭТП. После рассмотрения такого протокола покупатель может либо выслать поставщику измененный проект договора, либо предоставить мотивированный отказ от внесения правок.

Договор заключают на основании:

  1. Извещения (приглашения).
  2. Документации.
  3. Заявки участника.
  4. Проекта договора.

Закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Такие заказчики обязаны рассчитать годовой объем закупок, разработать и утвердить перечень, и опубликовать его в ЕИС. А не позднее 1 февраля 2017 года – опубликовать отчет. Иначе «здравствуй, 44-ФЗ» с 2017 года.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Объем закупок у СМиСП по 223-ФЗ. Обязанности заказчиков

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» — этот документ вступает в силу поэтапно.

В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352:

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства. Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП.

Алгоритм действий для заказчиков по 223-ФЗ

Перед вами фрагмент из вебинара «Обзор изменений по 223-ФЗ», эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
  4. В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Заказчикам рекомендуем посмотреть запись вебинара «Планирование закупок на 2017 год и внесение изменений в планы-графики».

Закупки у СМиСП и планирование

В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:

Если заказчик не обязан закупаться у СМП, то он в отчетности ставит нули, новый раздел не заполняет. Если заказчик применяет Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то он вносит в план конкретные закупки, которые планирует проводить в 2016 году, участниками которых являются только субъекты СМП.

Подтверждение статуса СМП

Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП. Статус подтверждается через декларирование.

До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом. Так появилась унифицированная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).

Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.

Заказчики, которые не обязаны закупать у СМиСП

Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352? Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется. Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.2015 № Д28и-2082:

«Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0».

Комментирует Станислав Грузин, эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, ведущий вебинара про изменения в 223-ФЗ:

Советы заказчикам, которые не применяют Постановление № 1352:

«Ошибочно считать, что если вы не закупаете товары, работы, услуги у СМиСП, то вы не публикуете ежемесячный отчет. Вести отчет надо, не было закупок у СМиСП – ставьте «0», в этом случае отчет считается заполненным. Также рекомендую не устанавливать условие о том, что в закупке могут участвовать только СМСП. Если вы будете самостоятельно предоставлять какие-то преференции, связанные с проведением закупок только у СМСП, ваши действия могут расценить как нарушение закона о защите конкуренции. Постановление № 1352 на вас не распространяется, соответственно, устанавливать возможность ограничения участников вы не вправе».

Минэкономразвития в письме от 09.07.2015 № Д28и-2082 отмечает: «Автономные учреждения, на которые не распространяется действие Постановления Правительства о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), не вправе устанавливать условие о том, что в закупке по Закону № 223-ФЗ могут участвовать только СМСП». Минэкономразвития отмечает, что требование представить в заявке декларацию, подтверждающую такой статус, также неправомерно. Данными выводами могут руководствоваться не только автономные учреждения, но и иные заказчики, в отношении которых указанное Постановление не действует.

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. не должен публиковать годовой отчет о закупках у СМиСП (письмо Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1507)
Это интересно:  Разъяснение решения суда по гражданскому делу

Если выручка не превышает 2 млрд. руб., отчет публиковать не нужно. Ни в случае, когда закупки у СМиСП действительно были, ни тем более, в случае, когда закупок не было. Ситуация, когда выручка заказчика составляет ровно 2 млрд. руб., также подпадает под это правило: годовой отчет не составляется.

Инновационные закупки у СМиСП

У некоторых заказчиков есть обязанность проводить закупку инновационных товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило перечень таких заказчиков, а также годовой объем закупок, форму годового отчета и требования к его содержанию (Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р).

Создан специальный орган, который контролирует закупки заказчиков у СМиСП, — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Практика корпоративных закупок по ФЗ-223. Порядок участия и проведения торгов, запросов предложений и котировок. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства

Семинар посвящен актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и лучших закупочных практик по №223-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по проблемам проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.

Семинар предназначен для: Руководителей и специалистов госкорпораций, госкомпаний, хозяйственных обществ, обязанных проводить закупки по закону № 223-ФЗ, автономных, бюджетных учреждений, членов закупочных комиссий заказчиков; специалистов тендерных отделов и отделов продаж компаний-поставщиков (подрядчиков), субъектов малого и среднего предпринимательства.

С января 2018 года вступают в силу нормы о типовых положениях о закупке; изменяется сфера регулирования закона № 223-ФЗ; вводятся новые основания для обжалования закупок в ФАС России; предусмотрена возможность использования корпоративных и региональных информационных систем; вводится ведомственный контроль в сфере закупок. С 1 июля 2018 года вступают в силу новые правила осуществления конкурентных закупок по 223-ФЗ, в т.ч. правила описания предмета договора, правила и запреты для установления обеспечения заявок, новые требования к содержанию протоколов, сроки заключения договоров по результатам закупок, обязанности операторов электронных площадок. Закупки с участием только субъектов МиСП будут проводиться исключительно в электронной форме на площадках, работающих по закону № 44-ФЗ. Изменяются требования к заявкам на участие в таких закупках, регламентация этапов конкурентных процедур и сроки их проведения, установлена обязанность по заключению договоров в электронной форме.

Последним изменениям в регулировании закупок по 223-ФЗ, сложным вопросам практики осуществления корпоративных закупок посвящен данный семинар» с участием экспертов и представителя ФАС России.

Участникам семинара предоставляется комплект методических и нормативных материалов в печатном и электронном виде, включающий: нормативно-правовые акты по закону 223-ФЗ, разъяснения Минфина, ФАС и Минэкономразвития; образцы Положений о закупке, закупочной комиссии, документации о закупке; формы протоколов, приказов по осуществлению закупок; должностную инструкцию специалиста отдела закупок; методику оценки заявок участников конкурсов и запросов предложений; тематические подборки решений ФАС (УФАС), арбитражных судов по спорам по 223-ФЗ.

ПРОГРАММА

Нормативно-правовое регулирование закупок.

  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Гражданский кодекс, закон 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Постановления Правительства №№ 925, 1169, 1352, 1132, 908, 932, 616 и др.
  • Обзор нормативной базы и последних изменений законодательства о закупках. Влияние контрактной системы на правила закупок по закону № 223-ФЗ.

Последние изменения общих правил осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.

  • Изменения сферы регулирования закона № 223-ФЗ в 2018 году.
  • Типовые Положения о закупке. Порядок применения типовых положений. Неизменяемые правила в типовых положениях.
  • Конкурентные и неконкурентные закупки. Способы осуществления конкурентных закупок с 1 июля 2018 года.
  • Новые основания для обжалования закупок в ФАС России в 2018 году.
  • Правила описания предмета закупки с 1 июля 2018 года.
  • Особенности осуществления закупок по закону № 44-ФЗ в случае несоблюдения требований, предусмотренных законом № 223-ФЗ.

Положение о закупке.

  • Структура, особенности для различных заказчиков, обзор типовых положений.
  • Рекомендации по изменению и дополнению Положения о закупке, с учетом изменений закона № 223-ФЗ и практики его применения.
  • Стандарт закупочной деятельности по 223ФЗ от ФАС России: необходимые изменения в регулировании закупок.

Практика планирования закупок.

  • Обзор основных нарушений при составлении и размещении планов закупки.
  • Планирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции. Перечень закупок у СМиСП.
  • Оценка и мониторинг соответствия планов закупки, проектов планов, изменений планов и проектов изменений в части соответствия законодательству о развитии малого и среднего предпринимательства.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).

  • Структура, содержание, новые требования к размещению и неразмещению информации о закупках.
  • Развитие и последние изменения функционала ЕИС по 223-ФЗ.
  • Реестр заказчиков.
  • Перечень и виды информации о закупках, которая не размещается в ЕИС.
  • Корпоративные, региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок. Приоритет информации, размещенной в ЕИС.

Порядок, этапы проведения запроса предложений, конкурса, запроса котировок (цен), электронного аукциона .

  • Извещение. Документация о закупке. Разработка технических заданий, проекта договора. Практика обжалования документации о закупке.
  • Требования к участникам закупок: обязательные и дополнительные. Квалификация участников: требование и критерий оценки заявок. Требования к субподрядчикам, соисполнителям, изготовителям товара, являющегося предметом закупки.
  • Тренинг: разработка документации о закупке, обязательные требования и рекомендации, выявление и исправление ошибок.
  • Комплекс мер против недобросовестных поставщиков.
  • Рассмотрение и оценка заявок. Основания для отклонения заявок.
  • Правила установления критериев, подкритериев (показателей) для оценки заявок. Примеры и условия применения.
  • Тренинг: определение правомерности или неправомерности отклонения заявок участников на примере конкретных закупочных ситуаций.
  • Закупки с приоритетом: требования к документации о закупке, составу и содержанию заявки на участие, порядку оценки заявок. Практика осуществления закупок с приоритетом.
  • Тренинг: проведение запроса котировок и запроса предложений с предоставлением приоритета.
  • Дополнительные процедуры: квалификационный отбор, переговоры, «переторжка», подача альтернативных заявок и др.
  • Лучшие закупочные практики по 223-ФЗ: примеры закупок, анализ документации, протоколов.

Новые правила для проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года.

  • Порядок разъяснения положений извещения и документации при проведении конкурентной закупки;
  • Обеспечение заявки: размеры, способы предоставления, порядок возврата, случаи, когда обеспечение не возвращается. Запрет на установление обеспечения заявки, если НМЦД не превышает 5 млн. руб.;
  • Новые правила отмены процедур закупок;
  • Требования к протоколам конкурентных закупок;
  • Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки;
  • Требования и порядок проведения конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок с 1 июля 2018 года;
  • Алгоритмы проведения конкурентных процедур закупок;
  • Требования к проведению конкурентных закупок в электронной форме.

Обязательные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства № 1352. Способы закупок у СМиСП. Обязательные требования к закупкам, составу заявки. Отчетность о закупках у СМиСП.

Порядок проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, запроса предложений в электронной форме с участием только СМиСП.

  • проведение закупок на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными законом № 44-ФЗ;
  • порядок предоставления обеспечения заявок при работе на площадках по 44-ФЗ; договор специального счета;
  • требования к заявкам на участие в конкурентных закупках в электронной форме с участием только СМиСП;
  • заключение договора в электронной форме на электронной площадке; протокол разногласий.

Порядок проведения закрытых конкурентных закупок.

  • Случаи и способы проведения закрытых конкурентных закупок.
  • Особенности документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме.

Участие в закупках по ФЗ-223.

  • Анализ документации о закупке, заказчика, оценка целесообразности и эффективности участия в закупке.
  • Требования к участникам и составу заявки.
  • Практика обжалования необоснованных и неизмеряемых требований.
  • Подготовка заявки.
  • Практика обжалования отклонения заявок.
  • Ответственность поставщиков. Реестр недобросовестных поставщиков.

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

  • Основания закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Оформление неконкурентных закупок и размещение информации в ЕИС.
  • «Рамочные» договоры, пролонгация договоров.
  • Практика контроля неконкурентных закупок.

Контроль в сфере закупок по 223-ФЗ.

  • Полномочия ФАС России в сфере контроля закупок по 223-ФЗ.
  • Прокурорские проверки в сфере закупок.
  • Ведомственный контроль в сфере закупок.
  • Обжалование действий заказчиков, операторов электронных площадок. Аннулирование процедур, предписания. Административная практика ФАС.
  • Обзор судебной и административной практики применения закона № 223-ФЗ: сроки и порядок заключения договора; требования документации, ограничивающие количество участников; правомерность отказа заказчика от заключения договора и др.
  • Административная ответственность заказчиков (должностных и юридических лиц) за нарушение требований закона № 223-ФЗ. Порядок и практика применения.

Порядок заключения и исполнения договоров.

  • Контроль исполнения договоров. Изменение и расторжение договоров. Размещение информации об изменении и исполнении договоров в ЕИС.
  • Реестр договоров ЕИС: структура, содержание, требования Федерального Казначейства к размещению информации.
  • Отчетность о закупках по 223-ФЗ. Изменение требований к отчетности с 1 июля 2018 года.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

БОГАЦКАЯ Софья Германовна

Преподаватель, аккредитованный в ЗАО «Сбербанк-АСТ». Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223.

НИКИТИНА Екатерина Владимировна

Заместитель начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка — 7 %.

В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения семинара.

Проведение закупок у субъектов СМП по закону № 223-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Обновили новый список заказчиков, поддерживающих СМП с 01.07.2017 года, речь идет о 223-ФЗ. не могли ли вы предоставить информацию (постановление) по данному вопросу либо опровергнуть ее.

Это интересно:  Значительный материальный ущерб в уголовном праве

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2020 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2020 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как проводить закупки у субъектов МСП по 223-ФЗ

Заказчики, которые подпадают под требования постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352, обязаны часть контрактов заключать с субъектами МСП. Если не выполнить требование, с 1 февраля года, следующего за отчетным, придется руководствоваться Законом № 44-ФЗ. Правило установлено в части 8.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, которая действует с 1 января 2017 года.

По результатам закупок у МСП заказчик обязан отчитаться. Какие заказчики обязаны соблюдать требования Постановления № 1352 и как рассчитать объем закупок у субъектов МСП, читайте в рекомендации.

Кто проводит закупки у субъектов МСП

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы.

Об этом сказано в пунктах 2 и 3 Положения, которое утвердило Правительство РФ Постановлением № 1352.

Кроме того, заказчики из Перечня Правительства РФ должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21 марта 2016 г. № 475-р.

В каком объеме проводить закупки у субъектов МСП

Чтобы рассчитать, в каком объеме проводить закупки у субъектов МСП, воспользуйтесь неравенствами:

* С 1 января 2018 года – 15 процентов (постановление Правительства РФ от 19 августа 2016 г. № 819).

Об этом сказано в пункте 5 Положения, которое Правительство РФ утвердило Постановлением № 1352.

Внимание: хозяйственные общества проводят закупки у субъектов МСП в объеме не менее 9 процентов совокупного стоимостного объема договоров, заключенных в период с 1 июля по 31 декабря 2017 года. А договоры по закупкам, которые проводят только для субъектов МСП, такие общества заключают в объеме не менее 5 процентов совокупного стоимостного объема заключенных в тот же период договоров (п. 2.3 Постановления № 1352).

Допустим, заказчик планирует заключить или заключает договор с субъектом МСП на срок более календарного года. При этом закупку проводили или проведут только среди субъектов МСП или среди любых участников, в том числе МСП. Тогда в годовом объеме закупок у МСП заказчик учитывает совокупные годовые стоимостные объемы закупок, которые рассчитаны на соответствующий календарный год. Сведения берут из плана закупки.

В совокупном годовом стоимостном объеме договоров заказчик учитывает не все закупки. Какие закупки не учитывать – смотрите в справке.

Чтобы рассчитать годовой объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции у МСП, воспользуйтесь рекомендацией.

Какую продукцию закупать у субъектов МСП

Заказчик должен утвердить перечень товаров, работ, услуг, инновационной и высокотехнологичной продукции, закупки которых проведет только среди субъектов МСП. При этом заказчик вправе закупать продукцию, которую включил в перечень, у любых юридических лиц, а не только у субъектов МСП.

В перечне продукции, которую закупите только у МСП, укажите наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2. Код ОКПД2 детализируйте до разделов, классов и подклассов, групп и подгрупп, видов продукции, а также категорий и подкатегорий продукции. Перечень разместите в ЕИС и на сайте заказчика в Интернете. Об этом сказано в пункте 9 Положения, утвержденного Постановлением № 1352.

Если проводите закупку только для субъектов МСП, товары, которые не включили в перечень, закупить у малого и среднего бизнеса нельзя. Об этом сказано в пункте 8Положения, утвержденного Постановлением № 1352, письме Минэкономразвития России от 28 августа 2015 г. № Д28и-2498.

Ситуация: бюджетное учреждение проводит закупки по Закону № 223-ФЗ. Должен ли заказчик утверждать и размещать в ЕИС перечень продукции, которую закупает у субъектов МСП

Должен, если годовой объем выручки заказчика за предшествующий календарный год превышает 2 млрд руб. (п. 2, 8 Положения, утвержденного Постановлением № 1352).

Какими способами привлечь субъектов МСП к закупке

Закупки у субъектов МСП проводят через торги и другие процедуры. При этом заказчики используют три способа, чтобы привлечь малый и средний бизнес.

1. Заказчик проводит закупки среди всех участников без ограничений субъектов МСП. Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. При этом стать участниками вправе несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки. Организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник соответствовал требованиям, которые заказчик установил в Положении о закупке. Если в закупке победит субъект МСП, заказчик учтет договор в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.

2. Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать только субъекты МСП. Таким образом, заказчик ограничивает доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчик включит в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.

3. Заказчик проводит закупку, участники которой обязаны привлекать субъекты МСП. Победитель закупки привлечет субъекты МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору в объеме, который стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчик учтет договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.

Об этом сказано в пунктах 4, 6 Положения из Постановления № 1352.

Учитывать ли в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса договоры, которые заказчик заключил с субъектом МСП как с единственным поставщиком? Учитывайте закупки у единственного поставщика, когда рассчитываете 18 процентов от совокупного годового стоимостного объема договоров. Когда рассчитываете 10 процентов – учитывайте только закупки у единственного поставщика, информацию о которых публиковали в ЕИС. Такой вывод следует из письма Минэкономразвития России от 9 июля 2015 г. № Д28и-2073.

Какие требования установить к участникам

Требования к участникам зависят от того, какой из трех способов закупки выбрал заказчик.

Заказчик проводит закупки среди всех участников без ограничения субъектов МСП.

В документации вы вправе установить, что участник в составе заявки должен предоставить декларацию или сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Допустим, в закупке победил участник из малого или среднего бизнеса. Тогда проверьте, отвечает ли победитель критериям субъекта МСП. Для этого проверьте декларацию или сведения из единого реестра субъектов МСП, которые предоставил участник. Единый реестр субъектов МСП ведет ФНС России.

Вы вправе проверить, действительно ли победитель – субъект МСП, даже если не установили требование предоставить декларацию или сведения из единого реестра. Об этом сказано в пункте 14 Положения из Постановления № 1352.

Причины, по которым заказчик вправе отклонить заявку, если проводит закупку среди всех участников без ограничений, пропишите в Положении о закупке.

Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать только субъекты МСП, или обязывает победителя привлекать МСП как субподрядчиков.

Установите в документации, что вместе с заявкой участник должен предоставить:

  • документ со сведениями из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • декларацию о том, что участник отвечает критериям субъекта МСП.

Декларацию предоставляют, только если в реестре субъектов МСП нет сведений об участнике закупки. Участник заполняет декларацию по форме, которая установлена приложением к Положению, утвержденному Постановлением № 1352. Требовать от участников другие документы нельзя (п. 11, 13 Положения из Постановления № 1352).

Заказчик вправе отклонить заявку участника, когда проводит закупку для МСП или с привлечением субподрядчиков из МСП, по двум причинам.

Причина 1. Сведений об участнике, субподрядчике или соисполнителе нет в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом ни участник, ни субподрядчики и соисполнители не предоставили декларацию.

Причина 2. Участник предоставил декларацию о том, что он, субподрядчик или соисполнитель соответствуют критериям субъекта МСП. Однако сведения из декларации не соответствуют критериям субъекта МСП.

Если сведения о субъекте МСП в декларации не соответствуют сведениям в едином реестре субъектов МСП, то заказчик использует сведения из реестра (п. 14.2 Положения из Постановления № 1352).

Как провести закупку

В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включите раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включайте продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупаете у субъектов МСП (ч. 3.1, 3.2, 3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Когда проводите закупку только среди МСП или с условием, что победитель привлечет к договору малый и средний бизнес, учтите особенности, которые описаны ниже.

Закупки, в которых участвуют только субъекты МСП

Заказчик обязан провести закупку только среди субъектов МСП, если приобретает продукцию из перечня, который утвердил в Положении о закупке, и начальная (максимальная) цена договора или лота меньше 200 млн руб. Если же НМЦ договора или лота в диапазоне от 200 до 400 млн руб., заказчик вправе выбрать: закупить продукцию только среди МСП или провести процедуру, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица.

Извещение и документация. В извещении и документации укажите, что участвовать в закупке вправе только субъекты МСП.

Обеспечение заявки. Заказчик вправе установить требование о том, что участники должны обеспечить заявки. Размер обеспечения не должен превышать 2 процента начальной (максимальной) цены договора. Участник вправе выбрать способ, которым внесет обеспечение:

– деньги (перечисляют на счет, который указан в документации);

– банковская гарантия (предоставляют в составе заявки);

– другой способ, который заказчик укажет в документации.

Допустим, участники внесли деньги, чтобы обеспечить заявку. Тогда заказчик должен возвратить обеспечение. Всем участникам закупки, кроме победителя, деньги верните в течение семи рабочих дней после того, как подписали протокол по результатам закупки. Победителю верните обеспечение не позднее чем через семь дней с даты, когда заключили договор или решили не заключать сделку.

Обеспечение договора. Заказчик вправе установить требование о том, что победитель обязан обеспечить договор. Размер обеспечения – не более 5 процентов начальной (максимальной) цены договора. Если предусмотрели в договоре аванс – обеспечение установите в размере аванса.

Победитель вправе выбрать способ, которым внесет обеспечение договора:

– деньги (перечисляют на счет, который указан в документации);

– банковская гарантия (предоставляют в составе заявки);

– другой способ, который заказчик укажет в документации.

Заключение договора. Стороны заключают договор в течение 20 рабочих дней с даты, когда заказчик решил заключить сделку. Исключение – когда орган управления заказчика должен одобрить договор.

Допустим, действия или бездействие заказчика во время закупки обжалуют в антимонопольном органе или суде. Тогда заказчик заключает договор в течение 20 рабочих дней с даты, когда вступило в силу решение антимонопольного органа или судебный акт.

Это интересно:  Спор о границах земельного участка в 2020 году - с соседями, судебная практика, по межеванию, как решаются

Исполнение обязательств. Установите в договоре срок, в который заплатите контрагенту. Заказчик оплачивает счет контрагента в течение 30 календарных дней со дня, когда контрагент исполнил обязательства по договору или отдельному его этапу. Раньше заплатить можно, позже – нельзя.

Отмена закупки. Допустим, заказчик выбрал победителя, но стороны еще не заключили договор. Тогда заказчик вправе отменить решение об определении поставщика, которое принял по результатам закупки, и провести процедуру не для субъектов МСП.

Повторная закупка. Заказчик вправе провести закупку и не соблюдать правила Положения из Постановления № 1352, если срок приема заявок истек и произошел один из случаев:

  • субъекты МСП не подали заявок;
  • все участники – субъекты МСП отозвали заявки;
  • все участники – субъекты МСП не соответствуют требованиям, которые заказчик предусмотрел в документации о закупке;
  • единственная заявка субъекта МСП не отвечает требованиям, которые заказчик предусмотрел в документации о закупке;
  • заказчик принял решение не заключать договор по результатам закупки.

Об этом сказано в разделе II Положения, которое утвердило Правительство РФ в Постановлении № 1352.

Закупки, где субъекты МСП привлекают как субподрядчиков или соисполнителей

Извещение и документация. В извещении и документации о закупке установите требование, что участник должен привлечь субподрядчиков или соисполнителей – субъекты МСП.

Заявка участника. Участники закупки в заявке представляют план, по которому привлекут субподрядчиков или соисполнителей – субъекты МСП. В план включают сведения о субподрядчике или соисполнителе, а также информацию о договоре, который участник заключит с субъектом МСП.

Сведения о субподрядчике или соисполнителе содержат:

  • для юридического лица: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты;
  • для индивидуального предпринимателя: Ф. И. О., паспортные данные, место жительства, почтовый адрес, контактный телефон, адрес электронной почты.

Сведения о договоре, который участник заключит с субподрядчиком или соисполнителем, содержат:

  • предмет договора;
  • количество продукции, которую субподрядчик или соисполнитель поставит по договору;
  • место, условия и сроки поставки;
  • цену договора.

К заявке участник прикладывает декларацию или сведения из единого реестра субъектов МСП по каждому субподрядчику или соисполнителю.

Договор. В договор заказчик включает два обязательных условия:

  1. контрагент привлекает субподрядчиков, соисполнителей – субъекты МСП;
  2. контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей – субъекты МСП.

Контрагент вправе заменить субподрядчика, соисполнителя, с которым заключает или заключил договор. Замену согласовывают с заказчиком. При этом цену договора между контрагентом и субподрядчиком, соисполнителем сохраняют. Допустим, прежний субподрядчик или соисполнитель частично исполнил договор. Тогда цену договора с новым субподрядчиком уменьшают на сумму, которую контрагент выплатил в счет исполненных обязательств.

Об этом сказано в разделе III Положения, которое утвердило Правительство РФ в Постановлении № 1352.

Кто вправе обжаловать действия заказчика

Обжаловать в суде действия или бездействие заказчика к субъектам МСП вправе:

  • корпорация развития малого и среднего предпринимательства;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • организации, которые создали органы исполнительной власти субъектов РФ.

Об этом сказано в части 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, перечисленные выше лица, а также участники закупки вправе пожаловаться на заказчика в ФАС России. Причина – заказчик не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у субъектов МСП или опубликовал недостоверные сведения (п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик вправе утвердить программу партнерства. Это документ, где заказчик описывает мероприятия, которые помогут сформировать реестр субъектов МСП. Программу заказчик размещает на своем интернет-сайте.

В реестр включают субъекты МСП, с которыми заказчик или его контрагенты уже заключили договоры. В программе партнерства участвует неограниченное количество субъектов МСП. Главное, чтобы участники соответствовали двум требованиям.

Требование 1. Субъект МСП исполнил договоры, которые заключил с заказчиком. При этом заказчик не выставлял неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. Количество исполненных сделок определяет заказчик.

Требование 2. Участник прошел процедуру, в результате которой заказчик определяет, отвечает ли субъект МСП требованиям к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. Заказчик сам определяет, что это за процедура, и прописывает правила в Положении о закупке. Когда описываете процедуры, не ограничивайте число субъектов МСП – участников программы партнерства.

Заказчик, который проводит закупку только среди субъектов МСП и заключает договор с участником программы партнерства, вправе установить аванс 30 процентов и более от суммы договора.

Об этом сказано в пунктах 15–17 Положения из Постановления № 1352.

Отдельные заказчики вправе утвердить программу, которая отвечает требованиям. К ним относятся заказчики, которых определило Правительство РФ или в отношении которых корпорация МСП и региональные власти проводят оценку и мониторинг. Программы таких заказчиков включают:

  • порядок и форму ведения реестра МСП – участников программы партнерства;
  • требования к участникам программы партнерства, а также перечень документов, которые представляют МСП в доказательство, что отвечают требованиям;
  • порядок, в котором заказчик оказывает информационную поддержку МСП;
  • мероприятия, которые направлены на помощь МСП – потенциальным поставщикам, а также порядок, в котором заказчик формирует перечень таких мероприятий.

На это указано в пунктах 15.1 и 15.2 Положения из Постановления № 1352.

С 1 января 2017 года заказчики-банки с активами больше 2 млрд. руб. обязаны проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и составлять годовой отчет об этих закупках (постановления Правительства РФ от 26.07.2016 № 719).

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2020 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2020 году, то включите такую закупку в план-график 2020 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Новшества в закупках у МСП для заказчиков по 223-ФЗ

  • On 27.01.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, Спецсчет, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2018 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2017, а также постановлениями Правительства.

Электронная форма

Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2018 года.

С той же даты в законе появится новая статья 3.4, которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:

  • конкурс в электронной форме;
  • аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.

Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список федеральных площадок, на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.

ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ

Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры, в том числе:

  • порядок и сроки проведения;
  • ценовые ограничения;
  • правила подачи заявки;
  • порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).

При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП, ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2018 года).

Новый объем закупок

Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.

С начала 2018 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2016 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15%.

Кто должен закупаться у МСП

В соответствии с постановлением от 15 ноября 2017 № 1383, с 1 января расширился список категорий заказчиков, которые должны заключать договоры с субъектами малого и среднего бизнеса в размере 18% от общего годового объема закупок. Теперь это организации трех типов:

  • заказчики, чей годовой объем выручки более 500 млн рублей;
  • заказчики, в том числе кредитные организации, величина активов которых более 500 млн рублей, при условии, что они сами не относятся к категории МСП;
  • автономные учреждения, которые в предыдущем году совершили закупок (имеются в виду заключенные договоры) на сумму более 250 млн рублей.

Изменение отчета по закупкам у МСП

С 2018 года отчет по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства получил новую форму. Что конкретно изменилось?

  1. Информация о договорах по каждой категории субъектов МСП теперь указывается отдельно.
  2. Договоры, заключенные на срок более 5 лет, составляют отдельную категорию.
  3. Отдельно указывается количество договоров, которые были оплачены в текущем году, но исполняться будут и после его окончания.

Напоминаем, что отчет по закупкам у МСП, произведенным в 2017 году, необходимо опубликовать в ЕИС до 1 февраля 2018 года.

Кратко о других изменениях в 223-ФЗ, которые вступят в силу в 2018 году, читайте в этом материале.

Статья написана по материалам сайтов: goscontract.info, school.kontur.ru, zakon.ru, www.pro-goszakaz.ru, zakupki-kontur.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector