+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обеспечение МВД жильем сотрудников органов внутренних дел (полиции). Законы и судебная практика

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 августа 2015 г. гражданское дело по иску Тонковой М И к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о признании незаконным и отмене решения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю Соколовой Т.С. на решение Свердловского районного суда г. Перми от 26 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 октября 2014 г., которыми исковые требования Тонковой М.И. удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ., выслушав объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю Соколовой Т.С, Ивашечкиной СВ., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения Тонковой М.И., возражавшей против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Тонкова М И обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее — ГУ МВД России по Пермскому краю) о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии об отказе в принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на такую выплату.

В обоснование заявленных требований Тонкова М.И. указала, что с октября 2002 года по настоящее время она является сотрудником полиции, проходит службу в отделении полиции № (дислокация район ) и имеет стаж службы в календарном исчислении более 10 лет.

Тонкова М.И. и член её семьи — дочь В ахова А.С, года рождения, зарегистрированы и постоянно проживают в доме по адресу: , общей площадью кв. м, принадлежащем на праве собственности Шестиной Е.И. — матери Тонковой М.И. Всего в этом жилом доме зарегистрированы и проживают семь человек, с которыми Тонкова М.И. и её дочь членами одной семьи не являются, общего хозяйства не ведут. Другого жилья Тонкова М.И. и её дочь В ахова А.С. не имеют.

Полагая, что в силу изложенных обстоятельств у неё в соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ) есть право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Тонкова М.И. 9 апреля 2013 г.

обратилась в Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о принятии её на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив к нему документы, подтверждающие право на получение данной выплаты. Рассмотрев представленные Тонковой М.И. документы, комиссия 28 мая 2013 г. приняла решение отказать ей в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что Тонкова М.И. и члены её семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более 15 кв.м на одного человека.

Считая данный отказ неправомерным, Тонкова М.И. просила признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 28 мая 2013 г. незаконным и признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из двух человек, включая несовершеннолетнюю дочь Вахову А.С, года рождения, на основании пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г.

№ 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 26 июня 2014 г.

исковые требования Тонковой М.И. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 28 мая 2013 г. об отказе в принятии на учёт очередников ГУ МВД России по Пермскому краю на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения старшего лейтенанта полиции Тонковой М.И. с семьёй в составе двух человек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 октября 2014 г. решение суда первой инстанции от 26 июня 2014 г. оставлено без изменения.

Представитель ГУ МВД России по Пермскому краю Соколова Т.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое решение об отказе Тонковой М.И. в удовлетворении исковых требований.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 20 апреля 2015 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной СВ. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 8 июля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё Тонковой М.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.

Как установлено судом, Тонкова М.И. с 15 октября 2002 г. является сотрудником полиции и проходит службу в в отделе полиции № (дислокация район ). Общая продолжительность службы в органах внутренних дел Тонковой М.И. в календарном исчислении на 1 апреля 2013 г. составляла 12 лет 3 месяца 20 дней.

Тонкова М.И. является матерью Ваховой А.С, года рождения.

Согласно справкам государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» и справкам Управления Росреестра по Пермскому краю Тонкова М.И. её дочь Вахова А.С. не имеют в собственности жилых помещений в г. Перми.

Тонкова М.И. и её несовершеннолетняя дочь зарегистрированы и проживают в доме, расположенном по адресу: , собственником которого на основании свидетельства о государственной регистрации права от 13 февраля 2008 г.

является мать Тонковой М.И. — Шестина Е.И. 8 этом доме зарегистрированы по месту жительства: Шестина Е И , года рождения, собственник, с 5 июля 1989 г.; Шестин И И , года рождения, муж, с 17 июля 1989 г.; Тонкова М И , года рождения, дочь, с 3 июня 1998 г.; Вахова А С , года рождения, внучка, с 10 августа 2006 г.; Носкова (Калинина) В А , года рождения, племянница, с 12 марта 2013 г.; Горяева Е И , года рождения, племянница, с 21 февраля 2013 г.; Горяев А Н , года рождения, муж племянницы, с 21 февраля 2013 г.

9 апреля 2013 г. Тонкова М.И. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Пермскому краю с заявлением о принятии её на учёт на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьёй 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, ссылаясь на то, что жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, и (или) принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) на территории Российской Федерации не имеет.

28 мая 2013 г. на заседании Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю принято решение об отказе Тонковой М.И. в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что она и члены её семьи обеспечены общей площадью жилого помещения более 15 кв.м на одного человека.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Тонковой М.И. в части признания незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 28 мая 2013 г. об отказе в постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223, и исходил из того, что истец имеет право стоять на учёте в качестве нуждающейся в предоставлении единовременной социальной выплаты, поскольку не имеет в собственности жилых помещений, а является членом семьи собственника жилого помещения Шестиной Е.И. В принадлежащем Шестиной Е.Т. жилом доме на каждого проживающего согласно представленным документам приходится менее 15 кв.м общей площади жилого помещения (а именно 12,8 кв.м). Отказывая в удовлетворении требований Тонковой М.И. о признании права на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, суд указал, что данный вопрос решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 28 мая 2013 г. не рассматривался, вследствие чего права истца в этой части не нарушены.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и при этом, ссылаясь на положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, признал в качестве членов семьи собственника жилого помещения Шестиной Е.И. её племянниц Горяеву Е.И. и Калинину В.А., которые были вселены собственником в качестве членов семьи и поставлены на регистрационный учёт в жилом помещении по адресу: соответственно 21 февраля и 12 марта 2013 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.

Частью 2 названной статьи установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Это интересно:  Будет ли масштабная амнистия к выборам президента 2019

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г.

№ 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее — Правила).

Пунктом 5 Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты, среди которых указана копия финансового лицевого счёта, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи.

Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий, принимается на учёт в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 9 Правил (в первоначальной редакции) также предусмотрено, что сотрудник, который с намерением принятия на учёт для получения единовременной выплаты совершил действия, повлёкшие ухудшение жилищных условий, принимается на учёт для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлёкшим ухудшение жилищных условий, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлёкшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.

На основании пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт.

Из приведённых нормативных положений следует, что право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним их которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в пунктах 1-7 части второй статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ, в частности отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня. При этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.

Необходимым условием для принятия сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилье и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учёт в качестве имеющего право на получения единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения данного спора, являются установление нуждаемости Тонковой М.И. в жилом помещении с учётом всех совместно проживающих с ней членов семьи (к которым судебные инстанции отнесли всех лиц, зарегистрированных по месту жительства по адресу: ) и определение уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся у названных лиц в собственности или в пользовании на основании договора социального найма, а также установление наличия или отсутствия со стороны указанных лиц намеренных действий, повлёкших ухудшение жилищных условий.

Часть 2 статьи 56 ГПК РФ обязывает суд определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, и предписывает суду выносить такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В случае необходимости суд вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства, оказать им содействие в получении доказательств (статья 57 ГПК РФ).

Между тем суд первой инстанции не выполнил возложенные на него приведёнными выше положениями гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, не определил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, не распределил должным образом между сторонами бремя доказывания таких обстоятельств.

Поскольку судом не установлены юридически значимые для разрешения данного спора обстоятельства, то вывод суда о том, что Тонкова М.И. имеет право быть поставленной на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, так как уровень её обеспеченности жилой площадью с учётом всех совместно проживающих членов семьи составляет менее 15 кв.м общей площади жилого помещения, нельзя признать правильным вследствие недоказанности обстоятельств, на которых он основан.

Кроме того, признавая незаконным решение Центральной жилищно- бытовой комиссии ГУ МВД России по Пермскому краю от 28 мая 2013 г. об отказе Тонковой М.И. в принятии её с семьёй в составе двух человек на учёт очередников ГУ МВД России по Пермскому краю для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции в то же время отказал ей в удовлетворении требований о признании за ней права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сославшись на то, что данный вопрос комиссией не рассматривался и соответствующее решение по нему принято не было.

Этот вывод суда противоречит нормативным положениям Правил, регламентирующих в том числе порядок принятия решений о предоставлении выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Так, согласно пункту 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очерёдности принятия на учёт.

Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учёт для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти (подпункт «в» пункта 14, пункт 10 Правил).

Согласно пункту 15 Правил решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учёта оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.

Из содержания приведённых правовых норм следует, что комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, образованной федеральным органом исполнительной власти, не принимается отдельного решения о признании права сотрудника на получение такой выплаты. Данный вопрос разрешается комиссией при принятии решения о постановке сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты.

Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора указанные выше нормативные положения не применил. Допущенные им нарушения норм материального и процессуального права не были устранены и судом апелляционной инстанции.

В связи с изложенным решение Свердловского районного суда г. Перми от 26 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 октября 2014 г., оставившее его без изменения, нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить юридически значимые обстоятельства и разрешить спор в соответствии с нормами закона, подлежащими применению к спорным отношениям, и установленными обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,

определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 26 июня 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 22 октября 2014 г. отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Свердловский районный суд г. Перми.

Выселение из служебного жилья сотрудников МВД

Российское законодательство предоставляет возможность поселения сотрудников МВД в специализированные служебные квартиры.

Для поселения в служебное жилье сотрудник органа МВД согласно нормам приказа МВД РФ от 06.05.2012 N 490 подает следующие документы:

  • рапорт (прописываются все родственник, живущие совместно с главным нанимателем жилья);
  • копии паспортов;
  • приказ о принятии сотрудника на должность (копия);
  • справки об отсутствии собственности у сотрудника;
  • свидетельство о заключении брака (копия).

Уважаемые читатели!

Важно! Проблемы, связанные с жильем, относятся к категории сложных дел. Проконсультируйтесь бесплатно со специалистами нашего «Правового Центра»

Специальная комиссия при территориальном управлении МВД России в области решает предоставить сотруднику служебное жилье. Кроме этого, заключается договор социального найма.

Согласно п. 8 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде (постановление Правительства РФ от 17.12.2002 №897) договор социального найма жилья заключается на период не более срока службы сотрудника ОВД.

Выселение из ведомственного жилья согласно п. 27 Типового положения проводится после завершения срока, на который данное жилье было предоставлено. Безусловно, никто не будет требовать освободить занимаемую жилую площадь через час. Закон предоставляет определенные сроки для выселения из служебного полицейского жилья.

Кого нельзя выселить

Существует перечень категорий сотрудников МВД и членов их семей, которых могут выселить из служебной квартиры только лишь с предоставлением иного жилья.

Это интересно:  Проверить штрафы по вину машины

Согласно п. 28 Типового положения в перечень таких лиц входят:

  • члены семьи сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей;
  • сотрудники, которые имеют стаж работы в ОВД 10 и более лет.

Кроме этого, согласно нормам ст.103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены без предоставления другого жилья такие лица:

  • пенсионеры по старости;
  • инвалиды 1 и 2 группы, если увечье настало по вине работодателя.

Выселение многодетной семьи из служебного жилья

Основные причины таковы:

Отметим, что закон не оговаривает момент, касающийся уровня обустроенности нового жилья.

Исковое заявление

Особа, которую выселили из ведомственного жилья, имеет возможность оспорить лишение ее жилья, если, по ее мнению, это было сделано незаконно. Единственный способ защиты жилищных прав в таком случае — обращение в суд.

Также с помощью судебного решения собственник служебного жилья может выселить тех лиц, которые продолжают проживать в комнатах (квартире) и не выполняют предписание. Выселение из служебного жилого помещения реального только через исковое заявление.

Иск о выселении из служебного жилого помещения должен выглядеть примерно так:

В Ивановский городской суд

Истец: квартирный отдел Ивановского областного управления ВД

Адрес: г.Иваново, ул. ___________, № _______

Контактный номер телефона:

Ответчик: ФИО, прож. : ____________

Контактный номер телефона:

Заявление о выселении из служебного жилого помещения

Жилищная комиссия при Ивановском областном управлении ВД своим решением от «___»________ ______ года предоставила служебное жилое помещения ФИО с 3 членами семьи. Данный наниматель жилья был уволен из органов внутренних дел по собственному желанию «_____» _________ _____ года. Согласно нормам п.8 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 года №897 жилое помещение из специализированного Жилого фонда предоставляется сотрудникам исключительно на время службы в органах. На данный момент, по сведениям управления особа работает в частной охранной фирме и никакого отношения к полиции не имеет.

В п.27 вышеуказанного Типового положения приведен перечень лиц, которые пользуются льготами и не могут быть выселены из ведомственного жилья. ФИО не относится к льготным категориям, так как проработал в ОВД 5 лет, ранений и других увечий, повлекших назначение группы инвалидности, не имел.

Сотрудники квартирного отдела неоднократно выписывали данной семье предупреждение о необходимости освободить занимаемое ими помещение, но на данный семья ФИО продолжает проживать в служебной квартире.

Исходя из вышеуказанного и согласно норм ст. 103 ЖК РФ, п. 8 Типового положения

1. Принудительно выселить семью ФИО из служебного жилья без предоставления другого жилья взамен.

2. Все судебные расходы возложить на ответчика.

Судебная практика

Иск о выселении из служебного жилого помещения собственник вправе подавать сразу после окончания срока пользования жильем со стороны жителей. Отметим, что такая мера случается крайне редко.

Собственники стараются решить этот вопрос мирно путем переговоров с жильцами и мотивирования их активизировать процесс поиска нового жилья.

Судебный иск подается чаще всего только в том случае, когда собственник встречает ярое противодействие со стороны жителей, которые должны выселиться. Решение вопроса о принудительном выселении не будет быстрым.

На первом заседании судья изучит наличие правовых оснований для выселения. Затем свою мотивацию должна будет изложить сторона защиты жильцов. Это могут быть как обоснованные протесты против позиции собственников служебного жилья, так и пояснение уважительности причин невозможности покинуть служебное жилье на данный момент.

Судья изучает все доводы сторон и чаще всего выносит такие варианты решений:

  • принудительное выселение;
  • предоставление отсрочки принудительного выселения до устранения сложных жизненных моментов в семье.

Родственники

Выселение из служебной квартиры бывшей жены сотрудника полиции

В договоре социального найма служебного жилого помещения, который заключается перед выдачей основному нанимателю и его семье ордера на заселение в квартиру прописывается кто именно будет проживать в этом жилье.

Указывается основной наниматель и члены его семьи (подразумевается наличие юридического факта связи между лицами). Согласно нормам ст.103 ЖК РФ выселение из служебной квартиры бывшей жены сотрудника полиции вполне реально, так как она уже не является членом его семьи. Вместе с тем по решению основного нанимателя такое выселение может и не проводится.

Выселение из служебной квартиры несовершеннолетнего ребенка

Чтобы проанализировать этот аспект четко и правильно, разберем несколько важных моментов. Например, из служебного жилья выселяют семью с несовершеннолетним ребенком.

С одной стороны, у собственника могут быть обоснованные и законные требования освободить помещение по причине завершения трудовых отношений с основным нанимателем жилья.

С другой стороны, семья долго прожила в этой комнате. Именно здесь у них родился ребенок. Выселение несовершеннолетнего ребенка должно происходить только лишь после согласования в органах опеки и попечительства. Отсутствие такого разрешения семья может использовать в качестве мотивации что они продолжают жить.

Согласно п.5 ст.103 ЖК РФ дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, не могут быть выселены без предоставления жилого помещения.

В ст.109.1 указано, что в каждом городе должны выделять специальные помещения, предназначенные для проживания представителей этой категории лиц.

Сроки выселения

Законодательство РФ четко устанавливает сроки, которые даются лицам, проживающим в специализированных служебных помещениях, на выселение из жилья.

Согласно нормам п. 24 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, наниматель и члены его семьи обязаны покинуть квартиру (комнату) в течение 3 месяцев с момента увольнения со службы в армии либо окончания срока действия договора социального найма.

Отметим, что люди должны быть предупреждены о выселении из служебных жилых помещений заранее.

Срок исковой давности

Отстаивание личных жилищных прав выселенных жителей служебных помещений — это довольно сложный вопрос. Каждая семья решает этот вопрос по-своему. Например, что делать если бывшие жильцы уже после выселения точно узнали могут ли выселить из служебного жилья и пришли к выводу, что их выгнали незаконно?

В ст.196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности, который составляет 3 года.

В п. 2 ст. 196 ГК РФ также установлено, что срок исковой давности не может быть больше 10 лет с того дня, когда стало известно или особа теоретически могла узнать о нарушении своих прав.

Подразумевается, что суд при наличии уважительных причин может продлить истцу срок исковой давности и рассматривать случай нарушения жилищных прав, который имел место более 3 лет назад.

Приватизация служебной квартиры

На сегодняшний день приватизация служебного жилья стала теоретически возможна. Через сколько лет можно приватизировать служебное жилье? Какие еще условия должны быть соблюдены?

Разрешить приватизацию служебного жилья может только собственник, который выдавал жилье жителям и подписывал с ними договор социального найма.

Воспользоваться предоставленной возможностью могут люди:

  • прожившие в комнате (квартире) более 10 лет;
  • имеющие трудовой стаж на данном предприятии не менее такого же срока.

Выселение обязанных лиц

Выселение из служебного жилья участкового регламентируется нормами ст.9 ФЗ №247 от 19.07.2011 года. Нормами этой статьи предусмотрено, что особа, занимающая должность полицейского на определенном участке, получает специальное служебное жилье на вверенной ей территории обслуживания, если не имеет такового там на праве собственности или праве пользования.

Предусмотрено, что при переводе в другую местность или на другую должность полицейский вместе с членами семьи освобождает помещение.

Выселение из служебного жилья Министерства обороны

Заключение

Выселение из служебного жилья в связи с предусмотренными нормами законов осуществляется после окончания действия договора социального найма либо срока службы (работы) особы на предприятии (в органе ВД). Незаконное выселение лиц из служебного жилья не допускается.

Нормы ЖК РФ регламентируют перечень лиц, которые не могут быть выселены из конкретного служебного жилья без предоставления им другого помещения для проживания.

Если возникают вопросы по теме данной статьи или требуется консультация специалиста, напишите о своей проблеме в комментариях. Также вы всегда можете обратиться к дежурному юристу сайта или позвонить по указанным телефонам. Это бесплатно. Мы обязательно ответим и поможем.

Программа обеспечения жильем сотрудников полиции

С 1 января 2012г. вступил в силу Федеральный закон №247-ФЗ от 19 июля 2011г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно закону, механизм обеспечения жильем сотрудников полиции предусматривает получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
При этом, правила предоставления единовременной социальной выплаты регламентируются Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011г. №1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».
• Порядок предоставления единовременной социальной выплаты ›
• Предоставление жилого помещения в собственность ›
• Предоставление жилого помещения по договору социального найма ›
• Норма предоставления площади жилого помещения ›
• Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная
компенсация за наем жилых помещений ›
• Предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового
уполномоченного полиции ›

Порядок предоставления единовременной социальной выплаты

Порядок предоставления социальной выплаты регламентируется статьей 4 ФЗ №247.

1. Сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет* в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
_______________________
* Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел, и что в него включается — определено статьей 38 закона №342-ФЗ от 30 ноября 2011г. «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

2. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при условии, что сотрудник:

— не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

— является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

— проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

— является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

— проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

— проживает в общежитии;

— проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Это интересно:  Как влияет число зарегистрированных лиц на уплату коммунальных?

3. Единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел в равных частях членам семьи, а также родителям сотрудника погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, при условии, что у погибшего (умершего) сотрудника было право на единовременную социальную выплату.

4. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

5. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.

6. Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

7. Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Предоставление жилого помещения в собственность

Для лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, статьей 5 ФЗ №247
предусматривается предоставление жилого помещения в собственность.

1. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, может быть предоставлено в собственность следующим лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату:

— в равных долях членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел;

— инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

2. Предоставление жилого помещения в собственность лицам, имеющим право на единовременную социальную выплату, осуществляется в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, и в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения.

3. За вдовами (вдовцами) сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, право на предоставление жилых помещений в собственность сохраняется до повторного вступления в брак.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма

Статья 6 ФЗ №247 позволяет гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, на выбор: либо получить жилое помещение по договору социального найма, либо единовременную социальную выплату.

1. Сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.

2. Сотрудникам, гражданам РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел и стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.

Норма предоставления площади жилого помещения

Норматив предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма определяется статьей 7 ФЗ №247 и составляет:

• 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — на одного человека;

• 42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из двух человек;

• 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек.

Размер единовременной социальной выплаты определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.

Сотрудники, имеющие специальное звание полковника полиции (юстиции, внутренней службы) и выше, и граждане РФ, уволенные со службы в органах внутренних дел и стоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в этих специальных званиях, а также сотрудники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную площадь жилого помещения размером 20 квадратных метров. А при определении размера единовременной социальной выплаты, учитывается дополнительная площадь жилого помещения размером 15 квадратных метров.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома, размер общей площади жилых помещений может превышать размер общей площади, установленный в соответствии с нормой предоставления площади, но не более чем на 9 квадратных метров.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, денежная компенсация за их наем регулируется статьей 8 ФЗ №247.

1. Сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством РФ.

2. Не имеющим жилого помещения в населенном пункте по месту службы признается сотрудник:

— не являющийся нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения;

— являющийся нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

3. Сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда.

4. В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.

5. Члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, совместно с ним проживавшие, имеющие право на получение единовременной социальной выплаты, проживающие в жилом помещении специализированного жилищного фонда и не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, независимо от того, состоят они на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты или нет, приобретают права нанимателя указанного жилого помещения и не могут быть выселены из него до приобретения (получения) иного жилого помещения.

6. Члены семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, совместно с ним проживавшие, имеющие право на получение единовременной социальной выплаты, не обеспеченные жилым помещением специализированного жилищного фонда и не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения или членами семьи собственника жилого помещения, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, до истечения трех месяцев со дня получения единовременной социальной выплаты.

7. За вдовами (вдовцами) сотрудников, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, право на ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения сохраняется до повторного вступления в брак.

Предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции

Регулируется статьей 9 ФЗ №247.

1. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность.

2. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения специализированного жилищного фонда, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда.

3. В случае отсутствия на территории муниципального образования жилых помещений специализированного и муниципального жилищного фонда, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел арендует в соответствии с законодательством РФ для сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающих с ним членов его семьи иное жилое помещение.

4. В случае перевода сотрудника, замещающего должность участкового уполномоченного полиции, на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования, указанный сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить занимаемое жилое помещение.

5. Жилые помещения муниципального жилищного фонда, предоставленные органом местного самоуправления сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, могут быть в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона переданы на возмездной основе в федеральную собственность в целях формирования специализированного жилищного фонда федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок и условия возмездной передачи указанных жилых помещений определяются Правительством РФ.

Статья написана по материалам сайтов: dogovor-urist.ru, provyselenie.ru, ofitseri.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector