+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Зависимость ставки НДС от вида транспортных услуг

Содержание

Транспортно-экспедиционные услуги: вопросы исчисления НДС

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз «в целости и сохранности», но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы «повышенной сложности» возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций — заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Примечание:
* В статье И.А. Баймаковой «Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения» рассмотрены общие вопросы налогообложения по договору транспортной экспедиции.

В современных условиях автотранспортным организациям важно не только доставить груз «в целости и сохранности», но и правильно организовать налоговый учет при осуществлении такой деятельности.

Несомненно, что в наиболее сложной ситуации оказываются бухгалтеры организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, а проблемы «повышенной сложности» возникают при осуществлении таких услуг в отношении экспортируемых и импортируемых грузов в части исчисления и уплаты НДС. Среди которых можно выделить следующие:

  • определение места реализации услуг;
  • определение налоговой базы;
  • порядок применения нулевой ставки и ряд других.

Вместе с тем, особого внимания заслуживает ситуация с оценкой налоговых рисков у организаций — заказчиков услуг транспортной экспедиции, так как нередко неправильное применение ставки по НДС экспедитором влечет негативные последствия у заказчика как с точки зрения завышения стоимости оказываемых услуг, так и с точки зрения неправомерного предъявления НДС к возмещению или вычету.

Порядок определения места реализации работ (услуг) для целей исчисления и уплаты НДС определен статьей 148 НК РФ. В соответствии с подпунктом 4.

1 пункта 1 данной статьи местом реализации услуг по перевозке и/или транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой признается Российская Федерация при соблюдении двух условий:

  • услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;
  • пункт отправления и/или пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Таким образом, в отношении услуг по перевозке грузов по территории РФ либо перевозке грузов, вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционному обслуживанию данных грузов, оказываемых российскими субъектами предпринимательской деятельности, местом реализации услуг признается Российская Федерация.

Местом оказания услуг как по перевозке грузов, так и их транспортно-экспедиционному обслуживанию Российская Федерация не признается в следующих случаях (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

  • оказания услуг российской организацией, если пункт отправления и пункт назначения расположены вне пределов РФ;
  • оказания услуг иностранной фирмой независимо от места расположения начального и (или) конечного пункта перевозки.

Дополнительно следует отметить, что по услугам (работам), непосредственно связанным с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита*, оказываемых (выполняемых) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности признается территория Российской Федерации (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ), но при этом применяется ставка 0 % (подробнее об этом см. далее).

Примечание:
* Международный таможенный транзит — таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ).

Определение налоговой базы по НДС при оказании экспедиторских услуг

В соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Как отмечалось ранее*, размер дохода по договору транспортной экспедиции может быть определен двумя способами:

  • исходя из полной стоимости договора;
  • в виде вознаграждения.

Примечание:
* Правовой анализ определения размера дохода по договору транспортной экспедиции приведен в статье, опубликованной в статье И.А. Баймаковой «Договор транспортной экспедиции: проблемы налогообложения».

С учетом принятого в организации порядка формирования дохода налогоплательщику при определении налоговой базы по НДС следует руководствоваться статьей 156 либо статьей 157 НК РФ.

В случае, если организация по договору транспортной экспедиции выполняет услуги перевозчика, то необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 157 НК РФ, согласно которому при осуществлении перевозок грузов железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортном налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее суммы налога). По мнению автора, в таком же порядке необходимо исчислять налоговую базу и по договору транспортной экспедиции, если стоимость услуг транспортной экспедиции определяется как общая сумма договора.

При осуществлении посреднических услуг по договору транспортной экспедиции для правильного определения налоговой базы следует обратиться к статье 156 НК РФ «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров».

Как показывает практика, в большинстве случаев ни налоговые органы, ни суды категорично не возражают против применения данной нормы НК РФ при определении налоговой базы в подобной ситуации, несмотря на то обстоятельство, что договор транспортной экспедиции среди вышеуказанных договоров не поименован.

Например, категоричные выводы, подтверждающие изложенную позицию, были сделаны в постановлениях ФАС ВВО от 19.03.

Порядок применения нулевой ставки по НДС при оказании услуг транспортной экспедиции

Ставка по НДС в размере 0 % применяется в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (подп. 2 п. 1 ст.

При этом абзацем вторым рассматриваемой нормы предусмотрено, что «положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги)».

Международные перевозки товаров – перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России (абз. 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Транспортно-экспедиционные услуги включают в себя:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов;
  • прием и выдачу грузов;
  • завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
  • информационные услуги;
  • подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • услуги по организации страхования грузов;
  • платежно-финансовые услуги;
  • услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств;
  • разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки;
  • контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
  • перемаркировку грузов;
  • обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров;
  • хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Об этом сказано в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

За исключением работ (услуг), выполняемых (оказываемых) на основании договоров, сторонами которых являются только организации трубопроводного транспорта, нефти и нефтепродуктов (абз. 8 подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Ставка НДС 0 процентов применяется в правоотношениях, возникших с 1 января 2011 года (п. 3 ст. 5 Закона от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ).

Организация транспортировки природного газа трубопроводным транспортом – услуги, оказываемые собственником магистральных газопроводов на основании отдельного договора, предусматривающего организацию транспортировки природного газа (абз. 2 подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).

К организациям внутреннего водного транспорта относятся российские организации, осуществляющие судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях России, а также вход во внутренние воды и выход в территориальное море России (абз. 2 подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Новое в исчислении и уплате НДС в 2015-2016 годах экспедиторами и перевозчиками при осуществлении международной перевозки

Аннотация

Споры о правомерности применения перевозчиками и экспедиторами ставки НДС 0% при осуществлении (организации оказания) услуг, связанных с международной перевозкой шли довольно давно.

В 2014 году вышло Постановление Пленума ВАС «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» с толкованием, в том числе, и подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ.

И все же для перевозчиков и экспедиторов, оказывающих услуги на отдельных этапах международной перевозки, ситуацию улучшилась только в 2015 году.

В своей статье я остановлюсь на вопросах, касающихся в первую очередь экспедиторов, так как именно они выступают связующим звеном большинства международных перевозок.

Поскольку экспедирование неразрывно связано с перевозкой, то многие рассматриваемые вопросы касаются также перевозчиков и лиц, оказывающих сопутствующие услуги.

Напомню, что практически во всех своих Письмах, посвященных подпункту 2.1.

пункта 1 статьи 164 НК РФ Минфин РФ, говоря об услугах экспедитора, подчеркивает: налогообложению по нулевой ставке подлежат транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров [1].

Таким образом, экспедитору гораздо проще подтвердить правомерность применения ставки 0%, если его договор будет называться договором транспортной экспедиции, и в описании услуг экспедитора будет указано, что они выполняются (организуется их оказание) при осуществлении международной перевозки.

Общие требования», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 148-ст [2].

Это интересно:  Как отменить платеж, совершенный через Киви-кошелек и вернуть деньги?

Данный ГОСТ действует с 1 марта 2005 года и в пункте 3 классифицирует транспортно-экспедиторские услуги. Рекомендую при описании оказываемых вашей компанией услуг пользоваться этой классификацией.

Следующий момент, на который всегда обращает внимание налоговый орган, это правильное оформление экспедиторских документов. Здесь следует обратиться к Приказу Минтранса РФ от 11.02.2008г.

№ 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» [3].

Он установил форму Поручения экспедитору, Экспедиторской расписки и Складской расписки, а также определил в каких случаях эти документы оформляются и как должны быть заполнены.

Но, даже соблюдая все основные правила, экспедиторы сталкивались со сложностями: например, когда вопрос вставал об обложении НДС по ставке 0% отдельных услуг, оказываемых исключительно на территории РФ, пусть и при организации международной перевозки или при оказании услуг, связанных с международной перевозкой, но не названных транспортно-экспедиторскими.

В 2014 году вышло Постановление Пленума ВАС № 33 от 30.05.2014г.

«О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Вопросам налоговых ставок в данном Пленуме посвящены пункты 18-21, непосредственно о применении НДС при международных перевозках говорится в 18 пункте [4].

Высший Арбитражный Суд разъяснил порядок толкования подпункта 2.1.

пункта 1 статьи 164 НК РФ указав, что «оказание услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами» [4].

Тем не менее, как я уже сказала, для перевозчиков и экспедиторов, оказывающих услуги на отдельных этапах международной перевозки, ситуация улучшилась только в 2015 году.

Итак, в 2015 году вышло несколько писем Министерства Финансов Российской Федерации, со ссылкой на 18 пункт Пленума ВАС. Подробнее остановлюсь на трех из них:

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг?

НДС транспортные услуги облагаются в зависимости от того, кем они оказываются и где осуществляются. Налоговое законодательство предусматривает обложение НДС транспортных услуг по всем возможным ставкам, а некоторые нормы позволяют вообще не начислять этот налог.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 18%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться.

Читайте подробнее здесь.

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, г. Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

Применение ставки 18% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 18%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 18%.

Еще один случай применения 18% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 18% и перечислить его в бюджет.

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 18%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 18%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

НДС на транспортные услуги: виды

Выполнение услуг транспортно-экспедиционного характера должно быть оформлено соответствующей документацией. При необходимости поставщик услуг выделяет сумму НДС, начисленную по общим правилам. О различных видах НДС на транспортные услуги мы расскажем в данной статье.

Договор транспортной экспедиции

Доставка товара до покупателя может производиться как собственными силами поставщика, так и с привлечением 3-й стороны. При необходимости заключаются договора с транспортно-экспедиционными компаниями, которые носят посреднический характер. С их помощью при наличии транспортных средств осуществляется доставка грузов до конечного места назначения.

По условиям составленного договора на перевозку грузов экспедитор обязывается выполнить работы, связанные с перевозкой товара и оказанием транспортных услуг за счет клиента. При этом должна быть обеспечена сохранность груза, гарантирована его отправка и получение на месте. В качестве дополнения предлагаются услуги по оформлению документов на международные перевозки, таможенные операции, оплата соответствующих пошлин, получение товара в назначенных пунктах и прочие процедуры.

Транспортные услуги

Услуги, предлагаемые транспортными компаниями, могут быть разнообразны. Зависят от условий доставки грузов, пожеланий клиентов и прочих факторов. В качестве услуг могут быть предоставлены:

  1. Участие в переговорах. Владельцы транспортных компаний могут наряду с заказчиками разрабатывать сроки и маршруты для доставки грузов.
  2. Оформление документации. Сюда относят товаросопроводительные документы, комплектацию пакетов, оформление необходимых в процессе работы актов, подтверждающих излишки, недостачу или порчу товара, предъявление документации для вывоза и погрузки.
  3. Завоз-вывоз товара от складов и мест хранения до территории грузополучателя.
  4. Работы погрузки-разгрузки, складские услуги. Погрузка и выгрузка товаров с мест хранения, сортировка, комплектование, расфасовка, упаковка в контейнеры и прочую тару, проверка наличия мест, комплектации, обшивка, маркировка, ремонт тары и всевозможных упаковок.
  5. Информационные услуги ― передача уведомлений об отправке, отслеживание за перемещением, сведения о пересечении границ и доставке в порты.
  6. Подготовка дополнительного оборудования, необходимого для транспортировки. Проверка оборудования к дальнейшей работе, уборка после разгрузочных работ, заготовка и обеспечение пломбировочными устройствами.
  7. Услуги по страхованию перевозимого товара (оформление договоров, получение страховых выплат, оплата требуемых страховых взносов).
  8. Финансовые услуги, заключающиеся в оплате возникающих в процессе доставки грузов расходов.
  9. Таможенное оформление процедур при необходимости пересечения границ. Контроль за оформлением таможенных деклараций и прочих сопутствующих документов, перечисление таможенных пошлин.
  10. Прочие услуги, возникающие в зависимости от специфики товара и условий перемещения.

Посредническая деятельность экспедитора

При привлечении экспедитором для выполнения работ сторонних лиц подобные работы носят посреднический характер. Поэтому работа экспедитора в таких случаях регламентируется правилами о комиссионных и агентских отношениях. Экспедиторы праве выставлять клиентам необходимые документы, в том числе и счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

Это интересно:  Положена ли доплата к пенсии детям войны?

Для того чтобы подтвердить посреднический характер экспедиторской деятельности обязательно выполнение условий:

  1. Составление договора, в котором указано, от чьего имени заключаются последующие договора на перевозку товаров ― от имени самого клиента или экспедитора. Отдельно стоит прописать и предполагаемый размер вознаграждения за предлагаемые услуги. Самостоятельное принятие на себя дополнительных функций без уведомления клиента может не рассматриваться как посредническая деятельность.
  2. В дополнение к договору необходимо наличие экспедиторских документов, таких как: поручение экспедитору с указанием выполнения условий и работ в рамках перевозки грузов, расписка, подтверждающая факт приемки-передачи товара, складские на отгрузку товаров.

НДС на транспортные услуги: при посреднической деятельности

При ведении посреднической деятельности экспедиторам требуется вести журнал полученных и выставленных счетов-фактур, если они признаются как плательщики НДС. Налоговая база в таких случаях определяется как сумма дохода от полученного вознаграждения. Экспедиторские транспортные услуги при перевозке грузов по территории страны облагаются по стандартной ставке 18%.

Если экспедиторы плательщиками налога не признаны или имеют освобождение от его начисления, также ведут Журнал полученных и выставленных документов, в котором фиксируются доходы от деятельности.

Про налоговый учет по НДС подробнее читайте в статье: http://online-buhuchet.ru/nalogovyj-uchet-po-nds

При составлении счетов-фактур посреднические организации указывают затраты на оплату услуг 3-м лицам. В книге продаж данные документы не регистрируются, так как обязанности по исчислению налога со стоимости полученных экспедитором услуг не возникает.

НДС на транспортные услуги: при международных перевозках

При некоторых обстоятельствах перевозка грузов облагается НДС по ставке 0%. Происходит это при оказании транспортных услуг международного характера.

Под международной перевозкой подразумеваются отправления грузов речным, морским, железнодорожным транспортом, авиаперевозки и автомобильные маршруты. При этом пункты отправления или доставки располагаются за пределами территории страны.

Ставка НДС 0% затрагивает следующие услуги, сопровождающие транспортировку грузов:

  • оформление документов;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • услуги по страхованию, оформлению в таможенных органах;
  • прочие услуги.

Ниже в таблице отражены ставки НДС на транспортные услуги при перевозке по территории РФ и международных перевозках.

Нулевая ставка НДС при реализации транспортных услуг

«Российский налоговый курьер», N 16, 2004

При реализации услуг по международной перевозке порядок обложения по нулевой ставке НДС вызывает много вопросов. Например, кто может применять нулевую ставку? Как ее подтвердить? В какой момент возникает налоговая база? Попробуем разобраться.

Согласно ст.164 Налогового кодекса Российской Федерации по нулевой ставке налога на добавленную стоимость облагается реализация:

  • работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы России и импортируемых в Россию товаров, иных подобных работ и услуг (пп.2 п.1 ст.164 НК РФ);
  • работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита (пп.3 п.1 ст.164 НК РФ);
  • услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами России. Такая перевозка оформляется на основании единых международных перевозочных документов (пп.4 п.1 ст.164 НК РФ).

Кто может воспользоваться нулевой ставкой

Положение пп.2 п.1 ст.164 НК РФ распространяется на российских перевозчиков, которые выполняют работы (оказывают услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров. Налоговым кодексом не определено понятие «перевозчик». Поэтому, руководствуясь п.1 ст.11 НК РФ, обратимся к гражданскому законодательству. В ст.785 ГК РФ перевозчиком признается лицо, фактически осуществляющее транспортировку по договору перевозки груза. Понятие «перевозчик» приведено и в отдельных законах, регулирующих отношения при осуществлении перевозок различным транспортом.

Воздушные перевозки. Согласно ст.100 Воздушного кодекса РФ перевозчиком является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Эксплуатантом в соответствии с п.3 ст.61 Воздушного кодекса признается гражданин или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее это воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Автомобильные перевозки. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее — Закон N 127-ФЗ) российский перевозчик — это российское юридическое лицо или физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажиров. На основании этой статьи некоторые специалисты делают вывод, что перевозчиком может быть только лицо, которому транспортное средство принадлежит на праве собственности. Однако в ст.1 данного Закона о праве собственности нет ни слова. Это обстоятельство позволяет трактовать положения статьи шире. То есть транспортное средство может принадлежать перевозчику как на праве собственности, так и на других законных основаниях, например на условиях аренды. Главное, чтобы перевозчик фактически перевозил груз.

Международные перевозки, кроме морских, подлежат обязательному лицензированию. Так, п.1 ст.9 Воздушного кодекса гласит, что лицензированию подлежит деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе. К международным автомобильным перевозкам российские перевозчики допускаются при наличии лицензий на этот вид деятельности (ст.2 Закона N 127-ФЗ). Морские перевозки, хотя и не лицензируются, подлежат тщательному контролю. Документы, необходимые для их осуществления, перечислены в ст.25 КТМ.

Из приведенных норм можно сделать следующие выводы. Во-первых, перевозчик должен сам оказывать покупателю транспортные услуги. Предприятия (индивидуальные предприниматели), оказывающие посреднические услуги по организации перевозок, не вправе претендовать на нулевую ставку. Не могут ее применять и налогоплательщики, которые перепредъявляют счета на оказание услуг по транспортировке от перевозчиков покупателям этих услуг.

Во-вторых, транспортное средство должно принадлежать перевозчику на праве собственности, на условиях аренды либо фрахта или на иных законных основаниях.

И, в-третьих, перевозчик должен иметь лицензию на оказание услуг по перевозке (кроме морских перевозок).

Помимо соблюдения всех перечисленных условий необходимо также учитывать формы заключаемых договоров. Так, например, владелец может предоставить свой транспорт (полностью или частично) третьему лицу на основании договора аренды. Тогда независимо от того, для каких перевозок арендуется транспортное средство, его владелец не вправе применить нулевую ставку. Это объясняется тем, что фактически он реализует не услуги по перевозке, а услуги по аренде, облагаемые НДС по ставке 18%.

Место реализации транспортных услуг

Все виды транспортных услуг, облагаемых по ставке 0%, связаны с перемещением грузов или багажа не только через территорию России, но и через территории других государств. Поэтому чтобы понять, облагается ли вообще реализация услуг по перевозке НДС, необходимо определить место реализации таких услуг. Ведь согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) только на территории Российской Федерации. Иными словами, если местом реализации услуг не будет признана Россия, такие услуги вообще не должны облагаться НДС.

Место реализации услуг по транспортировке определяется исходя из норм ст.148 НК РФ. Напомним, что в пп.1 — 4 п.1 этой статьи перечислены условия, при выполнении которых местом реализации работ (услуг) признается территория России. Для работ (услуг), не поименованных в этих подпунктах, место реализации определяется в соответствии с пп.5 п.1 ст.148 Кодекса. Именно этой нормой при определении места реализации и должен руководствоваться налогоплательщик, осуществляющий услуги по международной перевозке. Услуги по перевозке считаются реализованными на российской территории, если перевозчик осуществляет свою деятельность в России.

Итак, в данном случае речь идет об услугах по международным перевозкам, в отношении которых применяется норма пп.5 п.1 ст.148 НК РФ. Поэтому при определении места реализации, а это, как известно, место осуществления деятельности, следует руководствоваться п.2 ст.148 Кодекса. В соответствии с данным пунктом местом осуществления деятельности считается территория России, если организация или индивидуальный предприниматель фактически присутствует на территории России на основе государственной регистрации. Если такой регистрации нет, место осуществления деятельности определяется на основании:

  • места, указанного в учредительных документах организации;
  • места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места нахождения постоянного представительства в России (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство);
  • места жительства индивидуального предпринимателя.

Таким образом, нормой п.2 ст.148 Кодекса четко установлено, что услуги облагаются НДС, только если их оказывают лица, зарегистрированные на территории России в качестве налогоплательщиков. Если перевозчик (исполнитель услуг) — иностранное лицо, не зарегистрированное в качестве налогоплательщика на территории России, а покупатель — российское лицо, объекта налогообложения не будет. Следовательно, у российского покупателя услуг не возникнет обязанностей налогового агента.

При перевозках морским и воздушным транспортом местом осуществления деятельности не признается территория России, если транспортировка осуществляется между портами, находящимися за ее пределами (п.2 ст.148 НК РФ).

При налогообложении международных перевозок также следует учитывать имеющиеся межгосударственные соглашения. Ведь согласно ст.7 НК РФ если в международном договоре, в котором участвует Россия, содержатся иные правила и нормы, касающиеся налогообложения и сборов, чем предусмотренные Налоговым кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров.

Следует также упомянуть о порядке налогообложения при осуществлении перевозок между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В данном случае вопросы возникают в связи с тем, что для хозяйственных операций с субъектами Республики Беларусь ст.13 Закона РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ предусмотрен особый порядок налогообложения. Однако он установлен только в отношении реализации товаров и, следовательно, не влияет на порядок налогообложения услуг согласно Налоговому кодексу. Таким образом, услуги по перевозке между Российской Федерацией и Республикой Беларусь должны облагаться НДС в общеустановленном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Как подтвердить нулевую ставку НДС и налоговые вычеты

Для подтверждения применения ставки 0% и налоговых вычетов при реализации транспортных услуг, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ (услуги по транспортировке экспортных, импортных и транзитных товаров), в налоговый орган необходимо представить документы, перечисленные в п.4 ст.165 НК РФ (см. таблицу на с. 24). Обратите внимание: положение этого пункта не распространяется на услуги по перевозке железнодорожным транспортом товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и транзита. Перечень документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС при оказании этих услуг, приведен в п.5 ст.165 Кодекса.

Итак, для подтверждения нулевой ставки в налоговый орган представляются (п.4 ст.165 НК РФ):

  • контракт (копия контракта), заключенный между налогоплательщиком и иностранным или российским лицом, на оказание услуг по перевозке (пп.1). Как видим, Кодекс предусматривает наличие прямого контракта с покупателем услуг. То есть контракт на оказание услуг по перевозке с отправителем груза составляется от имени перевозчика;
  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя услуг на счет налогоплательщика в российском банке (пп.2). Из этой нормы следует, что оплата за оказанные услуги должна поступить именно от покупателя транспортных услуг. Однако, руководствуясь разъяснениями МНС России и учитывая арбитражную практику, сложившуюся по данному вопросу, можно сказать следующее. Выписка банка, свидетельствующая о поступлении выручки от третьих лиц, служит подтверждением нулевой ставки при условии, что в договоре на оказание транспортных услуг указан фактический плательщик;
  • таможенная декларация или ее копия (пп.3). В ней должны стоять отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничной таможни, через которую товар был вывезен за пределы таможенной территории России (ввезен на таможенную территорию России). Здесь необходимо обратить внимание на следующий момент. При экспорте, импорте или транзите товаров оригинал таможенной декларации остается у отправителя (получателя) груза. Перевозчик должен получить у таможенного органа копию ГТД, которая и будет подтверждать нулевую ставку. Такова точка зрения Конституционного Суда РФ (см. п.2.1 Постановления КС РФ от 14.07.2003 N 12-П);
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории России или ввоз товаров на таможенную территорию России (пп.4). Положения этого подпункта применяются с учетом особенностей, предусмотренных пп.4 п.1 ст.165 НК РФ (см. врезку на с. 25).
Это интересно:  Сколько стоит аренда земельного участка

Обратите внимание! Особенности представления документов при воздушных и морских перевозках

В отношении перевозок, осуществляемых морским и воздушным транспортом и облагаемых по нулевой ставке НДС, пп.4 п.1 ст.165 НК РФ предписывается, какие документы необходимо представить в налоговые органы.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта морским транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик представляет:

  • копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;
  • копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что кроме копии коносамента в налоговые органы могут представляться и другие документы, подтверждающие фактический вывоз. Такой позиции придерживаются судебные органы, например, в Постановлении КС РФ от 14.07.2003 N 12-П.

Для подтверждения вывоза товаров в режиме экспорта воздушным транспортом за пределы таможенной территории России в налоговые органы представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Особый пакет документов нужно собрать организациям железнодорожного транспорта для подтверждения нулевой ставки НДС при оказании услуг по транспортировке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта и транзита по железным дорогам (см. таблицу).

Документы, подтверждающие применение нулевой ставки НДС

Для подтверждения применения ставки 0% при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа, предусмотренных п.4 ст.164 НК РФ, в налоговый орган представляются документы, указанные в п.6 ст.165 НК РФ (см. таблицу):

  • выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке. Это требование выполняется с учетом норм, предусмотренных пп.2 п.1 и пп.3 п.2 ст.165 НК РФ (см. врезку на с. 26);

Обратите внимание! Особенности представления платежных документов

Для подтверждения нулевой ставки НДС при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа пп.2 п.1 ст.165 НК РФ предусмотрены следующие особенности для представления платежных документов.

Расчет наличными. Если в контракте, заключенном между покупателем услуг и перевозчиком, предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение им полученных сумм на счет в российском банке. Кроме того, представляются копии приходных кассовых ордеров, свидетельствующие о фактическом поступлении выручки от российского или иностранного покупателя услуг.

Выручка не поступила на банковский счет в России. Особый порядок установлен для тех налогоплательщиков, которые валютную выручку, поступившую в оплату услуг по перевозке пассажиров и багажа, не зачисляют на банковский счет на территории России в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством России о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление этой валютной выручки на банковский счет на территории Российской Федерации.

Оплата по бартеру. Если оплата перевозки пассажиров или багажа производится на основе внешнеэкономических бартерных отношений, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных в счет оплаты услуг по перевозке, на территорию Российской Федерации и их оприходование.

  • реестр единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения.

Момент определения налоговой базы

При реализации услуг по перевозке экспортных и транзитных товаров, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по НДС является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в ст.165 НК РФ. На основании этой статьи налогоплательщик вправе в течение 180 дней не включать в налогооблагаемую базу обороты по реализации транспортных услуг. В течение данного периода он может собрать документы, предусмотренные ст.165 НК РФ, и заявить о применении нулевой ставки НДС. Для этого в налоговый орган нужно представить декларацию по НДС по ставке 0%, утвержденную Приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644, за налоговый период, в котором был собран последний необходимый документ.

Если с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта или транзита прошел 181 день, а полный пакет документов так и не собран, моментом определения налоговой базы следует считать день оказания услуги независимо от учетной политики (п.9 ст.167 Кодекса). В данном случае налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию за тот период, когда фактически была оказана услуга, и уплатить сумму налога и пени. Это объясняется тем, что согласно п.4 ст.81 НК РФ налогоплательщик будет освобожден от ответственности, только если уплатит налог и пени до момента подачи декларации. В противном случае к нему будут применены штрафные санкции, предусмотренные ст.122 НК РФ за неуплату налога.

Необходимо обратить внимание еще на один момент. Предположим, налогоплательщик не собрал в течение 180 дней необходимые документы. В декларации по НДС по ставке 0% в строках, предназначенных для отражения оборотов по реализации транспортных услуг, применение нулевой ставки по которым не подтверждено (строки 130, 140, 170 и 180 разд.2 декларации), указывается ставка 18/118. Декларацию по нулевой ставке, зарегистрированную в Минюсте России, можно рассматривать как официальное разъяснение. Это значит, что нужно применять установленную в ней ставку.

При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа (пп.4 п.1 ст.164 НК РФ) момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с п.1 ст.167 НК РФ, то есть в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики («по оплате» или «по отгрузке»). В отличие от транспортных услуг, предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 Кодекса, для услуг по перевозке пассажиров и багажа срок для сбора документов не предусмотрен. Поэтому декларация по нулевой ставке, а также документы, перечисленные в ст.165 НК РФ, представляются до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором в зависимости от учетной политики произошло оказание услуг либо поступила оплата за оказанные услуги. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.167 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) признается поступление денежных средств на счета налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента в банке или в кассу налогоплательщика (комиссионера, поверенного или агента). То есть при поступлении оплаты на счета организаций-агентов по реализации билетов у предприятий, оказывающих услуги по перевозке, наступает момент определения налоговой базы.

Как быть, если в момент подачи декларации по нулевой ставке при реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа документы, подтверждающие право на применение ставки 0%, не собраны? В этом случае, как и при реализации услуг по перевозке экспортных и транзитных товаров, НДС исчисляется по ставке 18/118.

Отдельно следует остановиться на моменте определения налоговой базы, если речь идет о перевозках импортируемых грузов. Согласно п.9 ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы при осуществлении указанных перевозок является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, перечисленных в ст.165 НК РФ. При этом ни в п.9 ст.165, ни в п.9 ст.167 Кодекса не установлен ограничительный срок для представления документов. Поэтому автор считает, что документы, подтверждающие применение нулевой ставки, можно представить в любой момент.

Однако налоговые органы придерживаются иной точки зрения по этому вопросу. Они считают, что если срок для подтверждения нулевой ставки при перевозках импортируемых товаров не установлен, то момент определения налоговой базы определяется согласно п.1 ст.167 НК РФ. То есть так же, как и для услуг по перевозке пассажиров и багажа. А документы представляются до момента сдачи декларации по нулевой ставке. Окончательную точку в этом споре могут поставить только судебные органы.

Пример. Российский перевозчик в июне 2004 г. перевез грузы, импортируемые российским покупателем.

В данном случае реализация транспортных услуг облагается по ставке 0%. Для подтверждения нулевой ставки и налоговых вычетов перевозчик должен не позднее 20 июля 2004 г. подать в налоговый орган декларацию по нулевой ставке, приложив к ней:

  • копию договора с российским импортером;
  • выписку банка об оплате российским импортером транспортных услуг;
  • копию ГТД с отметками пограничного таможенного органа, через который товар был ввезен в Россию;
  • копию транспортной накладной или иного документа, подтверждающего ввоз товаров на территорию России.

Если перевозчик не представит эти документы в установленный срок, он будет вынужден уплатить НДС по ставке 18/118. Впоследствии, как только полный пакет документов будет собран и декларация по нулевой ставке представлена в налоговый орган, перевозчик сможет возместить уплаченный налог.

Статья написана по материалам сайтов: 1pozakonu.ru, nalog-nalog.ru, online-buhuchet.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector