+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Оборот земельных участков это

Сделки — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Особенности оборота земельных участков находят отражение в содержании соответствующих сделок с землей.

Общие положения гражданско-правового института сделок с имуществом применяются в земельном обороте. Земельное законодательство предусматривает особенности совершения, например, сделок купли-продажи земельных участков, обусловленные необходимостью обеспечения публичных интересов. В этих случаях должен соблюдаться принцип использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, контролироваться соблюдение норм предельных площадей земельных участков и т. д.

Специальные правила, касающиеся оборотоспособности, установлены в ГК в отношении земли и других природных ресурсов. Эти объекты могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства (п. 1 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»). Общие положения регулирования оборота земельных участков определяются в гражданском законодательстве, а особенности — в земельном законодательстве.

Пункт 1 ст. 27 Земельного кодекса предусматривает, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК. В то же время в ЗК есть специальные нормы, отражающие особенности заключения, например, договоров купли-продажи, аренды земельных участков.

Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, ЗК делит на два вида:

  1. земли, изъятые из оборота, которые не могут приватизироваться и быть объектами гражданско-правовых сделок;
  2. земли, ограниченные в обороте, которые также не передаются в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут быть установлены федеральными законами. Кроме того, они могут являться предметом гражданско-правовых сделок на основе действующего законодательства.

Из оборота изъяты земельные участки, на которых расположены различные объекты, находящиеся в федеральной собственности, например полностью изъяты из оборота земли государственных природных заповедников, земельные участки, на которых находятся здания и сооружения Вооруженных Сил РФ и др.

К землям, ограниченным в обороте, относятся земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, перечень которых содержится в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, например земли лесного фонда, земли водного фонда, занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами и т. д.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Оборот земель. Оборотоспособность земель разных категорий в рамках компетенции

Оборот земли — это перераспределение земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому.

Оборот земель имеет свои особенности, связанные с государственным регулированием землепользования.

Выделяются две категории земель по отношению к их возможности вовлекаться в сделки:

— земельные участки, оборот которых разрешен;

— земли, изъятые из оборота;

— земли, частично изъятые из оборота.

Земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Но для них разрешены сделки с иными вещными правами.

К землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:

— государственными природными заповедниками и национальными парками;

— зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

— зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

— объектами организаций федеральной службы безопасности;

— объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

— объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

— объектами, в соответствии с видами деятельности которых, созданы закрытые административно-территориальные образования;

— исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

— воинскими и гражданскими захоронениями;

— инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земли с ограниченным оборотом. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

— в пределах особо охраняемых природных территорий, не находящиеся в федеральной собственности;

— в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

— занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

— занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;

— в границах закрытых административно-территориальных образований;

— предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

— предоставленные для нужд связи;

— занятые объектами космической инфраструктуры;

— расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

— предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

— загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Это интересно:  Как перевести арендованный земельный участок в собственность

Оборот земельных участков

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое Оборот земельных участков» в других словарях:

Обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в отношении охраны земель — в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Вовлечение земельных участков в хозяйственный оборот — использование земельных участков, в том числе все виды воздействия на них, в процессе хозяйственной и иной деятельности. Источник: Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации (утв. Минздравсоцразвития… … Официальная терминология

Оборот земель сельскохозяйственного назначения — перемещение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения от одного субъекта к другому, обусловленное следующими принципами: а) сохранение целевого использования земельных участков; б) установление максимального размера общей… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Оборот земель — перемещение земельных участков от одного субъекта к другому (см. также Оборот земель сельскохозяйственного назначения). … Экологическое право России: словарь юридических терминов

ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЗЕМЛИ — (англ. land appraisal) – процедура определения полезных свойств земельных участков различного назначения и вида использования в физическом или денежном выражении. До 1991 была широко распространена оценка физико химич. свойств земли… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Недвижимость — (Real estate) Определение недвижимости, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости Информация о понятии недвижимость, виды недвижимости, аренда и продажа недвижимости, налогообложение и страхование Содержание – это вид имущества,… … Энциклопедия инвестора

Дача — У этого термина существуют и другие значения, см. Дача (значения). Дача (прослушать (инф.)) загородный дом для городской семьи, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания. В России и странах бывшего СССР… … Википедия

Приусадебный участок — См. также категорию: Дачи Дача Бориса Пастернака в Переделкине Дом в садоводческом товариществе в Приморье Дача (прослушать (info)) загородный дом для городской семьи, как правило, не используемый его владельцами для постоянного проживания … Википедия

Рынок недвижимости — (Real estate market) Понятие рынок недвижимости, структура и функции рынка Информация о понятии рынка недвижимости, структура и функции рынка, особенности рынка невижимости Содержание Содержание Определение термина Рынок недвижимого имущества… … Энциклопедия инвестора

Земля — I Земля (от общеславянского зем пол, низ) третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы, астрономический знак ⊕ или, ♀. I. Введение З. занимает пятое место по размеру и массе среди больших планет, но из планет т … Большая советская энциклопедия

СДЕЛКИ КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Как уже говорилось ранее, сделки являются одним из правовых оснований возникновения и прекращения прав на земельные участки.

Важность этого правового института, большой объем норм, регу­лирующих сделки, а также и то, что заключение, реализация и пре­кращение сделок включают в себя широкий круг отношений, обусло­вили то, что рассмотрение этого вопроса выделено в самостоятельную главу.

Поскольку заключение сделок с земельными участками является одним из основных способов включения их в оборот, данная глава обращается к рассмотрению понятия и содержания оборота земель­ных участков.

§ 1. Правовое регулирование оборота земельных участков

Действующий Земельный кодекс РФ не содержит специального раздела об обороте или сделках с земельными участками. Однако это не означает, что земельное законодательство не регулирует этот круг отношений.

В ЗК РФ содержится ряд норм, устанавливающих общие начала оборота земельных участков: устанавливаются определенные требования к оборотоспособности и соответственно обороту земель, установлены критерии изъятия из оборота и ограничения в обороте земельных участ­ков.

Понятие оборото­способности зе­мельного участка. Правовое регули­рование оборота земельных участ­ков

В качестве недвижимого имущества земель­ный участок наделен таким правовым каче­ством, как оборотоспособность. Под оборо-тоспособностью согласно ст. 129 ГК РФ, установившей общее понятие оборотоспособ­ности гражданских прав, следует понимать возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лицак другому в порядке универсального правопреемства (наследование, ре­организация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Из общего положе­ния об оборотоспособности земельных участков исходит и ст. 260 ГК РФ, которая устанавливает, что лица, имеющие в собственности зе мельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Ограничение или изъятие из оборота определено Земельным ко­дексом как утвержденные законом условия, при которых земельные участки не могут переходить в собственность установленных субъек­тов (граждан, иностранных граждан, иных лиц — участников оборота), а также не могут быть объектом сделок.

При этом земельные участки, изъятые из оборота, в соответствии с указанной статьей ГК РФ должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборото-способные), определяются в порядке, установленном законом. И в со­ответствии с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, ограничение оборота, а также и допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством, а именно Земель­ным кодексом РФ, иными федеральными законами. К упомянутым федеральным законам прежде всего следует отнести те из них, кото­рые устанавливают особые требования к обороту иной, прочно свя­занной с землей недвижимости, и прежде всего природных объектов. В данном случае следует иметь в виду Лесной кодекс Российской Фе­дерации, который устанавливает, что лесной фонд РФ находится в федеральной собственности, Водный кодекс Российской Федерации, которым определено, что большинство водных объектов находится в собственности государственной. Упомянутые нормы данных федераль­ных законов существенно ограничивают в обороте земельные участки, на которых расположены эти объекты недвижимости.

Это интересно:  Земельный участок « СВОЁ

На основании закона и в установленном им порядке определяют­ся земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.

Следует заметить, что сейчас отношения по переходу прав на зе­мельные участки путем заключения сделки достаточно активно регули­руются законодательством субъектов РФ, и к этому нет четких право­вых препятствий. Статья 129 ГК РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускает­ся законами о земле и других природных ресурсах, а законодательство о земле в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совмест­ном ведении РФ и субъектов РФ. Однако, признавая права субъектов, не следует забывать, что ощутимые разногласия в регулировании пере­хода земельных участков от одного субъекта РФ к другому противоре­чат необходимости обеспечения единого экономического пространства и единой государственной земельной политики на территории Россий­ской Федерации, тем более в условиях современной нестабильности зе­мельных отношений.

Существующие пробелы в законодательном регулировании сделок с земельными участками в известной степени могут быть оправданы, поскольку российская правовая система только осваивает рынок зе­мельных участков, легализованный в стране сравнительно недавно. Для адекватного регулирования данных отношений право обязано верно оценивать роль рынка земельных участков в экономических от­ношениях, социальные и политические последствия развития этого рынка.

Ограничение оборотоспособности земельных участков

Уяснение ограничения оборотоспособно­сти земельных участков важно в том чис­ле тем, что согласно Земельному кодексу РФ только участки, не изъятые из оборо­та, могут быть объектами сделок.

Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ устанавливается закрытый перечень зе­мельных участков, изъятых из оборота. Это означает, что иными нор­мативными актами, в том числе федеральными законами, не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборо­та, в сравнении с уже указанными настоящим Кодексом.

В соответствии с ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

государственными природными заповедниками и националь­ ными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 на­стоящего Кодекса);

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Феде­рации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

объектами организаций Федеральной службы безопасности;

объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

объектами использования атомной энергии, пунктами хране­ния ядерных материалов и радиоактивных веществ;

объектами, в соответствии с видами деятельности которых соз­даны закрытые административно-территориальные образования;

исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Госу­дарственной границы Российской Федерации.

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муни­ципальной собственности следующие земельные участки:

в пределах особо охраняемых природных территорий, не ука­занные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установ­ленных федеральными законами;

занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

занятые особо ценными объектами культурного наследия наро­дов Российской Федерации, объектами, включенными в Список все­мирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых адми­нистративно-территориальных образований;

предоставленные для нужд организаций транспорта, в том чис­ле морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, со­оружений навигационного обеспечения воздушного движения и судо­ходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирова­ния международных транспортных коридоров;

предоставленные для нужд связи;

занятые объектами космической инфраструктуры;

расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

предоставленные для производства ядовитых веществ, нарко­тических средств;

загрязненные опасными отходами, радиоактивными вещества­ми, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся де­градации земли.

К земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки, как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности. Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, пре­дусмотренных федеральными законами, допускается включение в зем­ли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собствен­ности. Далее, изъятыми из оборота являются земли, на которых рас­положены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.

В целом, поскольку размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия соответствующих земель из оборота, следует считать, что за прекращением (ликвидацией) данных объектов в уста­новленном порядке должно следовать снятие запрета на оборот земель­ных участков.

Земельные участки, изъятые из оборота, могут быть включены в оборот при соблюдении условий, установленных специальным законо­дательством, в зависимости от категории земель либо в зависимости от изменений в правовом режиме объекта недвижимости, располо­женной на данном земельном участке.

В отношении регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения Земельный кодекс РФ придерживается позиции, согласно которой оборот земель данной категории должен регулироваться спе­циальным федеральным законом. При этом п. 7 ст. 27 ЗК РФ исклю­чение сделано для земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для указанных в пункте целей и не изъятых из оборота.

Это интересно:  Долгосрочная аренда земли у государства: что это такое, можно ли арендовать земельный участок с правом выкупа, а также о максимальном сроке такой аренды - возможна ли пролонгация более чем на 49 лет

Оборот земельных участков

Статья рассказывает о правовом регулировании оборота земельных участков в России

Оборот земельных участков: история и понятие

Особенности оборота земельных участков заключаются в специфике процесса передачи прав на землю как имущественного и хозяйственного объекта посредством установленных гражданско-правовым и земельных законодательством правил.

Правовое регулирование оборота земельных участков как объектов недвижимости в России начинается с закрепления прав на общинное, вотчинное, и помещичье владение. До 1917 г. отношения по землеустройству и землепользованию устанавливались Гражданским уложением Свода законов Российской Империи.

Принятие 26 октября 1917 г. «Декрета о земле» стало основой национализации земельных участков как объектов пользования. Имущественные сделки с угодьями запрещались и преследовались по закону. Земельные кодексы РСФСР 1922 и 1970 годов закрепили землю как исключительно государственную собственность. Был установлен запрет оборота участков и природных ресурсов.

Исключение составляли приусадебные участки, отнесенные к личной собственности граждан, но их нельзя было купить или подарить. Только взять с разрешения государства в аренду для хозяйственных нужд.

Гражданско-правовой режим земельных участков

Право частной собственности на землю было закреплено в ст. 9 Конституции России, принятой в декабре 1993 года и позже конкретизировалось в положениях ч. 1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), принятой в 1994 году.

Управленческая основа оборота земли как объекта недвижимости была сформирована после утверждения в 2001 году Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ). Новое законодательство установило порядок регулирования земельных отношений, определило перечень их участников (ст. 6), выделило основу правового статуса земель — разных по категории и целевому назначению.

Согласно нормам Земельного кодекса, вовлечение земли в гражданский оборот осуществляется исходя из определения понятия «недвижимость». Согласно ГК РФ – ст. 130, недвижимость – это объект, который невозможно переместить без несоразмерного ущерба его назначению. Земля как имущественный объект обладает оборотоспособностью (ст. 129 ГК РФ). По общему правилу, она может свободно переходить от одного субъекта к другому.

К участкам, в отношении которых возможны лишь некоторые сделки, относятся: особо охраняемые территории, курортные зоны, сельскохозяйственные угодья, земли связи. Для таких участков возможна аренда или иное право: бессрочное, бесплатное срочное пользование.

Возникновение прав на земельные участки

Согласно ст. 25 ЗК РФ, основания возникновения прав на землю устанавливаются гражданским законодательством. Перечень оснований для приобретения земельного участка содержится в ст. 8 ГК РФ. Получить землю в собственность или владение можно, если заключены соответствующие сделки. Ими могут быть, в частности:

  • Договор купли-продажи;
  • Договор мены или дарения;
  • Договор ренты или пожизненного содержания с иждивением;
  • Договор аренды.

Предметом сделки будет земельный участок или право на него – субаренда, частный или публичный сервитут.

Основания передачи государственных или муниципальных земель устанавливаются в ЗК РФ. Возможно решение государственного органа или муниципалитета о предоставлении земли бесплатно в собственность или бессрочное пользование.

Право на землю может быть установлено судебным решением. Так, суд признает право государственной или муниципальной собственности на бесхозный участок (на основании ст. 225 ГК, ст. 53 ЗК РФ).

Осуществление прав на земельные участки

Права на участки, изъятые из оборота, осуществляются исключительно государством и его уполномоченными органами. Согласно ст. 43 ЗК РФ, граждане и организации осуществляют права на землю свободно и на свое усмотрение, с учетом ограничений, установленных законодательством – для сохранения и защиты природных ресурсов и иных целей.

Вещные права на земельные участки (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) устанавливаются на основании сделки, решения государственного (муниципального) органа или суда. Так, ограниченное правомочие по использованию чужого (соседнего) земельного участка может быть установлено соглашением между собственниками или решением суда о частном или публичном сервитуте.

К обязательственным правам на землю относится аренда, право бесплатного срочного пользования. Например, собственник участка передает на время землю другому хозяйствующему субъекту или гражданину для целевого использования – постройки дома (ИЖС), занятия сельским хозяйством и другой коммерческой деятельностью. Такие отношения устанавливаются на основании сделки.

Защита прав владельцем участка возможна способами, указанными в ст. 12 ГК РФ. Восстановление собственности или другого правомочия на землю осуществляется в судебном порядке. Возможны требования по компенсации имущественного и морального вреда, возмещение убытков (при порче земли и загрязнении природных объектов), взыскание неустойки.

Прекращение прав на земельные участки

Права на земельный участок прекращаются при исполнении условий сделки, если она заключается на определенный срок и контрагенты не договорились о продлении договора. Возможно расторжение сделки по соглашению сторон или в судебном порядке, когда сторона соглашения не исполняет установленные обязательства или выполняет их не полностью, причиняя контрагенту существенный вред. Право на землю также прекращается в связи со смертью гражданина или при ликвидации юридического лица.

Участок может быть изъят для нужд государства. Это допустимо в случаях, обозначенных в законе (ст. 49 ЗК РФ). Изъятие участка осуществляется по соглашению с собственником, с выплатой ему равноценной денежной компенсации. Земля может быть безвозмездно изъята в виде наказания за совершение преступления. Основания конфискации устанавливаются ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, lektsii.org, big_law.academic.ru, studfiles.net, advokat-malov.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector