Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ
О государственной регистрации недвижимости»
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 2015 г., 26 апреля, 1 мая, 2, 23 июня, 3 июля 2016 г., 1, 29 июля, 25 ноября, 31 декабря 2017 г., 28 февраля, 3 апреля, 29 июня, 1 июля, 3 августа 2018 г.
Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года
См. Сравнительный анализ законов об оформлении недвижимости: от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ
Президент Российской Федерации
Москва, Кремль
13 июля 2015 г.
Данный закон приходит на смену Закону о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отдельных случаях решено регистрировать ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в т. ч. сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем.
Предусмотрена единая учетно-регистрационная процедура. Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Последний ведется исключительно в электронной форме. В него войдут кадастр недвижимости, реестр прав на нее, реестр границ, реестровые дела, кадастровые карты, книги учета документов.
Будут регистрировать права, возникающие в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя. Процедура совершается на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от органов и нотариусов.
Уточнены пределы правовой экспертизы при госрегистрации прав.
Сокращены сроки кадастрового учета и регистрации прав. Им посвящена отдельная статья. Например, 5 рабочих дней — с даты приема органом регистрации заявления на кадастровый учет и прилагаемых к нему документов. 7 рабочих дней — с даты приема заявления на регистрацию прав.
Распределена ответственность за действия (бездействие) органов и лиц, участвующих в правоотношениях.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2017 г., за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68, вступающих в силу 1 января 2021 г.
Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2015 г., в «Российской газете» от 17 июля 2015 г. N 156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4344
История рассмотрения и принятия Федерального закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 338-ФЗ
Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 308-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.
Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.
Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 60-ФЗ
Изменения вступают в силу с 14 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 февраля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ
Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г., за исключением изменений, внесенных пунктом 2, подпунктом «б» пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 222-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего Федерального закона
Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ
Изменения вступают в силу 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 351-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.
Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 108-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Содержание
- Новое в законодательстве. Актуальные вопросы. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
- Основные нововведения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ ст 16 (ред. от 03.08.2018)
- Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
- 218 закон «О государственной регистрации недвижимости»
- Описание закона
Новое в законодательстве. Актуальные вопросы. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
А.Д.Шут, специалист отдела технической поддержки пользователей Программного центра
1. Закон N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изменениями и дополнениями (внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ), вступивший в силу с 01.01.2017 года. Порядок вступления в силу закона № 218-ФЗ установлен в статье 72, согласно которой:
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68 настоящего Федерального закона.
Ч асть 4 статьи 66 ( об о тветственности органа регистрации прав ) и статья 68 (о к омпенсации за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости ) настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2021 года.
Указанный закон № 218-ФЗ призван объединить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и его кадастровый учет в единую систему учета и регистрации. Предполагается формирование Единого государственного реестра недвижимости, который объединит данные кадастрового учета и данные ЕГРП. Проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее теперь будет исключительно Росреестр и его территориальные органы.
Сведения о едином недвижимом комплексе теперь будут внесены в кадастр недвижимости.
Согласно статье 133.1 Гражданского Кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Обращаем Ваше внимание на то, что на сегодняшний день технические планы на ЕНК как на машино-места не принимаются Росреестром, так как XML-схема не утверждена.
4. Заявления о ГКУ И ГРП.
Заявления о государственном кадастровом учете и госрегистрации прав подаются лицами, указанными в статье 15 закона:
Одновременно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению:
собственника объекта недвижимости;
лица, которому выдано разрешение на создание искусственного ЗУ либо иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости;
собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости;
кадастрового инженера, при наличии нотариальной доверенности.
Обратите внимание, что кадастровые инженеры в 2017 году получают приостановки из-за несоответствия отправленных документов данным требованиям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:
созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона;
образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению:
собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства — при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
собственника объекта недвижимости — при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;
кадастрового инженера, при наличии нотариальной доверенности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется:
в связи с созданием объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией;
в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
в связи с образованием, прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничения и обременения не подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости;
в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ);
в отношении здания, являющегося многоквартирным домом, и помещений, являющихся общим имуществом в таком доме, одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета расположенных в таком доме квартир;
в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости;
в отношении образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями для общественных мест (например, для улиц, дорог и детских площадок) и которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства;
в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 настоящего Федерального закона;
в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ);
Такие заявления и необходимые документы можно будет представить в бумажном виде — лично или по почте, равно как и в форме электронных документов (с помощью программного модуля «Заявление о ГКУ» платформы «Полигон Про» или через портал Росреестра).
5. Подача заявления.
Отныне место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Обращаться можно в любое подразделение Росреестра, отправлять заявления или подать документы лично через любой МФЦ.
Новый закон устанавливает единственный случай отказа в приеме документов о кадастровом учете и госрегистрации прав — не установлена личность заявителя, обратившегося с заявлением.
6. Сроки кадастрового учета и государственной регистрации прав.
7. Приостановление кадастрового учета и госрегистрации прав.
Статья 26 Закона устанавливает основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В первоначальной редакции Закона статья 26 содержала 51 основание, а сейчас в данной статье содержится 55 оснований приостановления.
Наиболее частые в 2017 году приостановления связаны с нарушением 2 части, в которой указано «если с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо » и с нарушением 8 части, в которой указано «если представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами» пункта 1 статьи 26.
Также, на сайте Консультант Плюс размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно данному проекту предлагается:
расширить перечень оснований для государственной регистрации прав;
расширить перечень лиц, по заявлениям которых государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав и без одновременной государственной регистрации прав;
не распространять действие Закона «О государственной регистрации недвижимости» на объекты археологического наследия;
включить в Единый государственный реестр недвижимости список координат пунктов геодезической основы;
8. Выписка из ЕГРН вместо свидетельства
Согласно новым правилам, установленным Законом № 218-ФЗ кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки — специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.
9. Условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение
Статья 68 Закона № 218-ФЗ содержит положения об условиях компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН.
Компенсация за единственно пригодное для постоянного проживания жилое помещение выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано.
Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.
Однако, обращаем внимание на то, что положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу лишь с 1 января 2021 г.
Хотелось бы привести пример: В начале 2017 года нам стало известно, что житель Ленинградской области решил проверить сведения, содержащиеся с ЕГРН по многоквартирному дому, в котором живет. Как оказалось, информация о 4 собственниках квартир отсутствует в сведениях, содержащихся в ЕГРН. Но все собственники имеют на руках документы, подтверждающие собственность. Данное дело было передано в суд, но информации о завершении дела, к сожалению, у нас нет. Как мы полагаем, сведения о собственниках квартир была утеряна при объединении баз данных.
Семинар для кадастровых инженеров «Практика использования новых технологий автоматизации кадастровой деятельности в соответствии с требованиями законодательства 2017 г.», 23 июня 2017г. Бизнес-отель «Альфа» г. Киров
Основные нововведения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает предпринимателям, что с 01.01.2017 вступил в силу закон, который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры — Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Управление Росреестра по Санкт-Петербургу напоминает предпринимателям, что с 01.01.2017 вступил в силу закон, который предусматривает введение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной процедуры — Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Основные нововведения Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Единая процедура:
Предусмотрена возможность подачи заявления на проведение кадастрового учета и регистрации прав в рамках единой процедуры. Введение единой процедуры сокращает срок и упрощает оформление ряда объектов недвижимого имущества. Срок:
- 10 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- 12 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Срок проведения учетно-регистрационных действий:
Сокращен срок проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость:
- 7 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- 9 рабочих дней с даты приема в МФЦ заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- 5 рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
- 7 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов
В настоящее время средний фактический срок проведения регистрации прав — 6 рабочих дней.
Экстерриториальный прием:
Реализована возможность подать документы на государственную регистрацию прав по экстерриториальному принципу (независимо от месторасположения недвижимости). Во всех регионах Российской Федерации определены офисы приема таких документов. В Санкт-Петербурге прием документов по экстерриториальному принципу (т.е. в отношении объектов недвижимости, не расположенных на территории Санкт-Петербурга) осуществляет Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу в двух выделенных для этого офисах. Прием осуществляется только по предварительной записи через портал Росреестра. В случае подачи заявления по экстерриториальному принципу саму регистрацию прав проводит территориальный орган Росреестра по месту нахождения объекта недвижимости на основании электронных документов, созданных в момент приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора данного региона. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных законом «О государственной регистрации недвижимости» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также – их соответствия требованиям закона.
Услуга востребована в Санкт-Петербурге. За 9 месяцев 2017 года – принято 4237 заявлений по экстерриториальному принципу в отношении объектов недвижимости, расположенных в Москве и Московской области, Ленинградской и Тюменской областях, республиках Якутии и Коми, Ставропольском и Магаданском краях, т.е. практически всех регионов Российской Федерации.
Электронные услуги:
На портале Росреестра rosreestr.ru разработано более 30 электронных сервисов, в том числе наиболее популярные:
- «Личный кабинет правообладателя»,
- «Личный кабинет кадастрового инженера»,
- «Проверка исполнения запроса» (статус учетно-регистрационной процедуры),
- «Проверка электронного документа» (печатное представление выписки и проверка корректности электронной цифровой подписи),
- «Справочная информация из ЕГРН в режиме онлайн»,
- «Выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости»;
- «Подать заявление на государственную регистрацию прав»;
- «Публичная кадастровая карта».
Предоставление услуг в электронном виде – одно из основных направлений развития российской учетно-регистрационной системы. Благодаря современным информационным технологиям появилась возможность дистанционно обратиться в Росреестр. Воспользовавшись услугами Росреестра в электронном виде, заявитель получает три преимущества: экономия времени, исключение влияния человеческого фактора и сокращение затрат на госпошлину. Заявитель не теряет времени на визит в офис, может получить услугу посредством сервиса на портале Росреестра дома или на работе в удобное время.
«Единое окно»:
В Санкт-Петербурге подать заявления и запросы в целях получения услуг Росреестра на бумажном носителе можно в любом из 58 офисов МФЦ во всех районах города в удобное время, том числе в выходные дни. МФЦ наделены полномочиями по приему и выдаче документов по основным государственным услугам Росреестра:
- постановке на кадастровый учет,
- регистрации прав на недвижимое имущество,
- единой процедуре кадастрового учета и регистрации прав,
- предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
При необходимости, имеется возможность предварительной записи. Работает более 1000 окон приема документов.В Управление Росреестра по Санкт-Петербургу более 98% документов в бумажном виде поступают через многофункциональные центры «Мои документы».
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса
Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации разработаны по поручению Президента России и утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. Внедряются двенадцать моделей, определяющих действия и показатели по основным направлениям, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах России. К таким направлениям, в том числе относятся кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому по ним также созданы соответствующие модели. Регистрация прав и кадастровый учет являются завершающими в цепочке по оформлению недвижимости и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах.
Целевые модели направлены на снижение административных барьеров, сокращение сроков при предоставлении государственных услуг, а также на развитие бесконтактных технологий общения Росреестра с гражданами – увеличение доли услуг, оказанных в электронном виде и через сеть МФЦ.
Сегодня в Санкт-Петербурге по части показателей целевые модели уже внедрены, в частности по доле предоставления услуг по кадастровому учету и регистрации прав на базе МФЦ от общего количества каждой из услуг.В рамках реализации целевых моделей и снижения административных барьеров сократилось количество решений об отказах и приостановлениях при проведении регистрации прав и кадастрового учета. В настоящее время доля приостановлений при регистрации прав на недвижимость составляет 6,2%.
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ позволяет приостанавливать регистрацию перехода прав в целях устранения недостатков, выявленных в ходе рассмотрения представленных на государственную регистрацию документов.
Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ ст 16 (ред. от 03.08.2018)
Статья 16. Сроки и дата осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:
1) семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
3) пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
4) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
5) десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
6) двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
7) пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
8) три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
9) три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме — в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
10) пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
11) пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
12) семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.
2. Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.
3. Датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости.
218 закон «О государственной регистрации недвижимости»
На смену двум старым положениям, был принят новый Федеральный закон №218, который занимается регулированием норм относительно госрегистрации недвижимого имущества. Далее попробуем разобраться, были ли оправданы ожидания правообладателей при введении новых правил в законодательство РФ.
Описание закона
Первоначальное содержание ФЗ 218 было опубликовано в «Российской газете» и на официальном сайте правовой информации. Порядок действий вступления в силу закона №218-ФЗ указан в 72 статье.
ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» был принят 13 июля 2015 года. В Федеральном законе раскрываются понятия юридического соглашения признания, изменения, прекращения владения определенного лица недвижимым имуществом и ограничения или обременения недвижимого имущества.
До 1 января текущего года, госрегистрация прав на недвижимость и расценочный учет осуществлялась на основании двух законов: ФЗ от 21.07.1997 №122 и ФЗ от 24.07.2007 №221.
В 2016 году Федеральный закон Российской Федерации №218-ФЗ призван объединить госрегистрацию прав на недвижимое имущество с кадастровой учетностью. Главная идея заключалась в том, чтобы собрать в единую систему учета и регистрации всю необходимую информацию. Дата внесения последних изменений была назначена на 1 января 2017 г. Исключением были некоторые положения, которые вступили в силу со 2 января 2017, а некоторые видоизменения положения вступят в силу только в начале 2021 г.
Последние изменения, внесенные в закон о государственной регистрации недвижимости
Перемены в законодательстве РФ с 01.01.2017 коснулись Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Предлагаем подробно ознакомиться с основными изменениями, которые были приняты относительно недвижимости.
1. Была сформирована новая структура — Единый государственный реестр недвижимого имущества, сокращено ЕГРН. Соответствующий отдел объединяет сведения двух учреждений — ЕГРП и ГКН.
2. Разрешение на владение имущества, как и ранее регистрируется в Росреестре, но теперь в обязанности федеральной службы входит ведение кадастрового учета. Случаи, при которых госрегистрация прав и проверка кадастрового учета будет происходить одновременно прописаны в 5 пункте 14 статьи Федерального закона №218-ФЗ.
3. Введен в эксплуатацию экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра. Это означает, что подавать документацию на регистрацию права, а также на постановку расценочного учета теперь можно в любом отделении МФЦ, вне зависимости от места расположения недвижимости.
4. Согласно новому закону, подавать учредительную документацию в Росреестр юридическим лицам не обязательно. Федеральный орган самостоятельно запрашивает все нужные сведения о юридическом лице.
5. Последние изменения в законе №218-ФЗ коснулись оплаты госпошлины. Новый закон гласит, что оплата государственной пошлины должна быть осуществлена в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявления.
6. Несколько изменились сроки госрегистрации на право собственности недвижимого имущества:
- 3 рабочих дня плюс 2 рабочих дня на логистику МФЦ. Актуально при подаче бумаг на оформление прав собственности в нотариальной форме, на регистрирование прав на основании соглашения о праве на наследство или при разделении долей между супругами;
- 5 дней плюс 2 дня на логистику МФЦ. Действует при подаче документации на регистрирование ипотеки или при подаче документов на регистрацию прав собственности по решению суда;
- 7 дней плюс 2 дня на логистику МФЦ. Актуален при подаче бумаг на регистрирование перехода прав в письменной форме;
- 10 дней плюс 2 дня на логистику МФЦ. Действует при подаче документов на регистрацию прав собственности с одновременной постановкой объекта недвижимого имущества на кадастровый учет.
7. Обновленный закон предусматривает увеличение периода приостановки регистрации прав:
- 3 календарных месяца — только по инициативе госрегистратора. До 1 января 2017 года, был 1 месяц;
- 6 календарных месяцев — только по инициативе заявителя. В старом законе было 3 месяца.
8. Данные об изменении ЕГРН теперь могут вноситься без участия заявителя.
9. Направлять сведения в Росреестр о выдаче свидетельства о правовой возможности владения наследством, нотариусы обязаны собственноручно.
10. Регистрирование машины-место происходит, как для отдельного объекта недвижимости.
11. В новом законе размер государственных пошли, утвержденный Налоговым Кодексом РФ, для физических лиц следующий:
- за госрегистрацию прав, обременение прав на недвижимое имущество — 2 000 рублей;
- за государственную регистрацию прав физического лица на земельный участок — 350 рублей;
- при внесении изменений в записях ЕГРП, оплачивается госпошлина в размере 350 рублей;
- по 61 статье НК РФ, за государственную регистрацию ипотеки оплачивается 1 000 руб.;
- за госрегистрацию договора дарения — 350 рублей;
- электронная выписка из Единого государственного реестра недвижимости стоит 300 руб., а выписка на бумажном носителе стоит 750 руб.
Новая редакция Федерального закона 218-ФЗ вступила в законную силу с 1 января 2017 г., основное положение закона предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. Создание соответствующего учреждения позволит обеспечить своевременную и одновременную подачу иска на кадастровый учет и регистрацию правовых отношений собственности, что поможет сэкономить гражданам время и сделает процесс регистрации более удобным.
Скачать 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости в последней редакции тут.
Статья написана по материалам сайтов: base.garant.ru, pbprog.ru, info.essk.gov.spb.ru, fzrf.su, 210fz.ru.
»