Государственная поддержка семей: российский и мировой опыт

Сфера социальной работы, в том числе такое ее направление, как поддержки семьи, является объектом пристального внимания многих зарубежных государств. В данном виде деятельности ими накоплен значительный опыт. Особенно много сделано и сфере защиты семьи в развитых странах Европы, Азии, Америки. Иностранный опыт в области семейной политики можно и нужно использовать в России. В то же время, учитывая специфику нашей страны, целесообразно применять на практике те зарубежные достижения, которые наиболее подходят к российским условиям. Дифференцированный подход позволит значительно повысить эффективность иностранного опыта социальной поддержки семьи, используемого в России.

Согласно известному высказыванию, семья—это ячейка общества». В данной фразе обозначены роль и место семьи в сообществах людей, неразрывная связь процессии, происходящих как в обществе, так и во множестве составляющих его «ячеек». Экономическая нестабильность общества приводит к росту проблем в семьях, особенно малообеспеченных. Но это лишь одна сторона медали, а есть и другая. Кризис семьи, семейных отношений в свою очередь приводит к кризису общества. Именно поэтому поддержка семьи является одним из важнейших направлений в сфере социальной работы зарубежных государств. Характер взаимоотношений между семьей и обществом определяет их цели в данной области. Как нам представляется, наиболее важная цель—это поддержание общественной стабильности путем укрепления института семьи. Задачи систем защиты семьи определяются конкретными условиями, существующими в каждой отдельно взятой стране: экономическими, социальными, демографическими и т. д. Так, во многих странах Западной Европы наблюдаются процессы снижения рождаемости, старения населения и сокращения его численности. В этом случае наиболее актуальны мероприятия, направленные на поддержку молодых и многодетных семей, а также одиноких матерей (в ряде стран и одиноких отцов). В то же время в Индии, Китае и ряде других государств демографическая ситуация совершенно иная: численность населения стремительно растет. Поэтому здесь в качестве первоочередных задач выступают такие, как укрепление материального положения семей, повышение их жизненного уровня, а самое главное—снижение рождаемости. В целом представляется возможным выделить ряд задач, на решение которых ориентированы системы социальной поддержки семей в зарубежных странах. Это, например:

регулирование рождаемости, ее стимулирование (или, напротив, предупреждение);

защита детей, особенно в бедных семьях; регулирование семейных ролей родителей;

защита материнства (здесь особенно важно такое направление, как поддержка одиноких матерей);

помощь семьям с детьми, страдающими разного рода заболеваниями; предоставление семьям права выбора формы воспитания и т. д.

Спецификой семьи как общественного института объясняется многообразие форм ее социальной защиты. Можно выделить несколько направлений, по которым строится помощь семье за рубежом. Первое направление—это материальная поддержка, предоставление отпусков, меры по улучшению психологического климата в семье. Первое из перечисленных направлений включает в себя:

денежные пособия (семейные, одиноким матерям, детям-инвалидам, на воспитание малолетних детей и др.);

льготы по налогообложению в зависимости от материального положения семьи или количества в ней детей;

специальные пособия в денежной или натуральной форме для членов семей в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств и ряд иных мер.

Второе направление социальной защиты семьи представлено различными льготами, освобождающими родителей на определенное время от всех забот, кроме воспитания детей. В данную группу входят оплачиваемые (или неоплачиваемые) отпуска: дородовой, послеродовой, отпуск по воспитанию ребенка до определенного возраста, по уходу за больным ребенком и т. п. Сюда же относятся гибкие графики работы, позволяющие родителям совмещать производственную деятельность и уход за ребенком. Подобные формы помощи дают возможность родителям больше времени и внимания уделять детям, положительно влияют на гармоничное развитие взаимоотношений в семье.

Третье направление в области поддержки семьи представлено услугами, направленными на обеспечение благоприятного психологического климата в ней, улучшение психического здоровья отдельных ее членов. Здесь можно отметить такие формы помощи, как:

согласование семейных споров;

борьба с насилием в семье, психологическая реабилитация жертв семейного насилия;

психологическая помощь семьям с детьми-инвалидами и др.

Степень развития систем поддержки семьи зависит от реальных условий и особенностей той или иной страны. Вьетнамский исследователь Чан Ван Зунг выделяет четыре группы западноевропейских стран, различающихся по формам устройства данных систем. Первая группа характеризуется доминированием страховых принципов. Здесь размеры выплат и пособий зависят от индивидуальных страховых взносов. Однако расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия составляют исключение—в основном их берет на себя государство. В эту группу стран входят Германия, Франция. Бельгия, Люксембург, частично — Нидерланды и Италия.

Во второй группе стран финансирование социальных нужд осуществляется в основном из налоговых фондов. Здесь социальная защита в меньшей степени зависит от страховых накоплений, значительная роль в ее финансировании принадлежит государству. Поэтому социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. Однако если на выплаты может претендовать каждый гражданин, то пособия выдаются далеко не всем, лишь после рассмотрения положения нуждающихся. Таким образом, в данной системе используется адресный подход. К этой группе стран относятся Великобритания, Дания, Ирландия.

В третью группу стран входят Нидерланды и Италия, в которых существует система социальной защиты, представляющая собой синтез двух первых. При этом в Италии государство не берет на себя обязательств по выплате гарантированного социального минимума доходов, т. е. для граждан этой страны велик риск впасть в нужду. Однако семейные пособия и отпуска для матерей здесь довольно распространены. В Нидерландах же существует высокоразвитая система соцзащиты, охватывающая практически всех жителей.

Наконец, к четвертой группе стран исследователь относит Испанию, Португалию и Грецию, где системы социальной поддержки находятся, как он отмечает, в «зачаточном состоянии». Это не значит, что семейная политика здесь не разработана, но по многим параметрам она уступает системам защиты семьи государств, рассмотренных выше. Хотя приведенная классификация охватывает лишь страны Западной Европы, она также верна и для государств Восточной Европы, Азии, Америки и т. д.

Особенностями и возможностями каждой страны определяется количество средств, выделяемых для поддержки семьи. В начале 90-х годов такие государства, как Греция, Италия, Португалия, Испания тратили на помощь семье менее 1% своего валового национального продукта (ВНП). В то же время Германия и Нидерланды выделяли на эти нужды от 1,5 до 2% ВНП, а другие западноевропейские государства—более 2% ВНП.

Поскольку снижение рождаемости—тенденция, общая для многих стран Западной Европы, здесь активно ищут пути выхода из кризиса. Так, увеличиваются пособия на каждого рожденного ребенка, появляются новые льготы для неполных и многодетных семей. Таким образом, финансирование систем защиты семьи в перечисленных выше странах увеличивается. В то же время ряд зарубежных государств не имеют возможности увеличить помощь семье, а некоторые страны, особенно относящиеся к «третьему миру», и вовсе не считают оказание такого вида помощи своей первоочередной задачей.

Еще одна тенденция в области социального обеспечения—попытки реформировать систему соцзащиты, снизить количество выплат и пособий. Подобные меры касаются и сферы защиты семьи. Германский исследователь Х.-В. Зинн в своей статье «Германия нуждается в реформах» указывает, что социальная помощь подавляет в немцах желание трудиться. Немецкая семья получает в год до 30 тыс. марок пособий, а когда кто-нибудь из ее членов устраивается на работу, то социальная помощь часто сокращается по отношению к доходам в пропорции 1:1. Следовательно, заключает автор статьи, необходимо ограничить социальную помощь случаями действительной нетрудоспособности. Разумеется, результатом проведения подобной реформы станет значительное уменьшение количества средств, выделяемых на помощь семье.

Различия между развитым странами в уровне рождаемости — среднем числе рождений на одну женщину — иногда достигают двукратной величины. Предполагается, что эти различия во многом зависят от того, проводится семейная политика или нет, и насколько она всеобъемлюща .

Семейная политика в разных странах не одинакова. Помимо чисто социальных задач некоторые страны (Франция) следуют демографические цели, которые, однако, в последние годы во главу угла не ставятся. Другие страны отдают приоритет защите детей из бедных семей. Такой подход (только бедным семьям) характерен для США, а также Голландии. Третья группа стран придерживается более современного подхода — они поддерживают все типы семей (Дания и некоторые другие). В исторической ретроспективе акценты семейной политики претерпевали изменения. Для семейной политики в целом характерны изменения в целях, в приоритетах, в ориентации, в методах ее осуществления. Семейная политика реагирует на многие факторы: экономическую конъюнктуру, социальные сдвиги, демографическую ситуацию. Сокращение государственных расходов может, хотя и не всегда, отражаться на расходах на семейную политику.

Национальный менталитет, выработанный в процессе историчен кого развития каждой страны, влиял на семейную политику в силу специфического национального понимания проблем, приоритета, социальных сдвигов. Так, Дания и другие Скандинавские страны первыми признали обоих родителей одинаково ответственными за воспитание детей и первыми ввели отпуска в связи с рождением и воспитанием детей как для отца, так и для матери. Они также первым уравняли в правах на получение пособия внебрачных детей.

Концепция предоставления отпусков обоим родителям сейчас распространяется и на другие страны, включая те, где социальны статус женщин более низок (Португалия, Греция), чем в странах Северной Европы .

Общим для всех европейских стран является тот факт, что семья является важнейшим социальным институтом, в котором рождаются и воспитываются Новые поколения, где происходит их социализация, где эти поколения получают экономическую и психологическую поддержки.

В 70-х годах системы охраны материнства, пособий и льгот семьям с детьми действовали уже в большинстве стран Запада. Ныне в них как минимум в рамках социальной помощи проводятся следующие мероприятия: медицинское обслуживание женщин в период беременности и рождения ребенка, предоставление и оплата декретного отпусков, наблюдение за здоровьем младенцев и детей младшего возраста, предоставление права на отпуск по воспитанию детей (так называемый родительский отпуск), семейных пособий на детей, налоговых льгот, ссуд под низкие проценты (либо субсидий) для приобретения или аренды жилья и некоторые другие.

Во всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контрацептивам. Отношение к абортам варьирует от полной либерализации до строгих ограничений.

Однако эти общие положения имеют подчас сложную дифференциацию по странам, оговорены рядом условий, сроков, возрастных ограничений и т.п. Так, отпуск в связи с беременностью и родами полностью оплачивается работающим только в четырех странах (Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды); от 50 до 90% заработка получают женщины в пяти странах (Бельгия, Дания, Испания, Ирландия, Италия), еще меньше компенсация декретного отпуска в Греции и Португалии. В Великобритании и США системы оплаты особые — зависят от ряда причин, в частности продолжительности работы на одном месте.

В шести странах декретный отпуск, так или иначе, оплачивается не только работающим, но и самозанятым, а кое-где и неработающим женщинам (Бельгия, Дания, Германия, Италия, Люксембург и отчасти Великобритания) в основном в виде единовременного пособия. Отпуска по воспитанию детей или так называемые «родительские», для всех категорий женщин оплачиваются только в Германии, а некоторым категориям работающих — в Италии. В остальных странах эти дополнительные отпуска не оплачиваются. Продолжительность отпуска по беременности и родам также отличается большим разнообразием. Минимальна она в Португалии — 13 недель и максимальна в Дании — 28 недель. В остальных странах от 14 до 20 недель.

В некоторых странах установлена общая продолжительность декретного отпуска, а его разделение на «до» и «после» родов носит гибкий характер. В Испании, например (крайний случай), можно совсем не брать дородового отпуска и все 16 недель использовать после рождения ребенка.

Во всех без исключения странах запрещено увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретного отпуска сохраняется.

Во многих странах право возвращения на прежнее место работы распространяется на более длительный период. В этом отношении выделяется Германия, где этот срок составляет 36 мес. В остальных странах — от двух до 12 мес.

Почти во всех странах, кроме Ирландии, беременная женщина имеет право перехода на более легкую работу. Обязательное медицинское освидетельствование требуется от женщин в восьми странах из 12 (кроме Бельгии, Греции, Ирландии, Франции).

Менее распространен такой вид поддержки семьи, как пособие в связи с рождением ребенка (родовое пособие). Его выдают всем женщинам только в четырех странах (Бельгия, Франция, Люксембург и Португалия). В Ирландии и Великобритании такое пособие могут получить только нуждающиеся семьи.

В отношении отпусков по уходу за больными детьми страны Европейского Союза значительно отстали от бывших социалистических стран Европы и России. Такие отпуска предоставляются не во всех странах, а там, где они существуют, их продолжительность составляет от одного до десяти дней.

Некоторые страны выплачивают пособие новобрачным как перспективным родителям. К ним относятся, как ни странно, такие более бедные страны, как Португалия и Греция, а также Люксембург.

В половине стран Европейского Союза существует льгота для отцов семейств при призыве их на военную службу; от военной службы могут освободить либо отсрочить ее прохождение. Правда, при этой следует отметить, что в трех странах ЕС обязательной службы в армии вообще не существует (Ирландия. Люксембург, Великобритания).

Для семей с детьми довольно распространены (в восьми странах из 12) льготы по проезду на городском, а кое-где и на железнодорожном транспорте. Таких льгот не имеют только англичане, португальцы, голландцы и датчане.

Все страны ЕС выплачивают семейные пособия на детей. Только в одних оно носит универсальный характер, т.е. ничем не обусловлено, а в других при его выплате учитываются доходы семьи. Универсальный характер имеют пособия в восьми странах (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания). «Полууниверсальный» характер выплат существует в Германии. Здесь платят пособия практически всем, но, начиная со второго ребенка, размер пособия зависит от дохода семьи. Установлен также общий потолок дохода, после которого с 1994 г. пособие совсем не выдается. Однако этот потолок так высок, что вряд ли имеет практическое значение.

Это интересно:  Сколько стоит вступить в наследство после смерти родственника по закону или по завещанию

Только в четырех странах размер пособий автоматически индексируется (Бельгия, Люксембург, Греция, Португалия). В большинстве остальных индексация проводится ежегодно либо (как в Германии) происходит их периодический пересмотр.

За исключением Греции семейные пособия налогом не облагаются.

В некоторых странах размер семейных пособий прогрессивно увеличивается по мере взросления ребенка (Бельгия, Франция, Люксембург, Великобритания). В половине стран размер пособия зависит от очередности рождения ребенка. В большинстве случаев максимальная сумма выплачивается на третьего-четвертого ребенка .

В последние года в странах Западной Европы и, особенно, в Германии, Франции и некоторых других, начала формироваться более всеобъемлющая концепция семейной политики. Ставится вопрос о создании такой социальной среды, которая бы более полно отражала потребности родителей и детей. Эта концепция имеет в виду улучшение условий труда для родителей, имеющих маленьких детей, в частности, увеличение продолжительности «родительского отпуска» с сохранением права возврата на прежнее место, более широкое распространение гибкого графика работы, неполной занятости, создание более удобных рекреационных возможностей в пригородах, улучшение работы общественного транспорта, более широкое вовлечение родителей в работу детских дошкольных учреждений, расширение системы налоговых льгот на детей.

Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы. Большинство развитых стран усиливают меры помощи семьям или вводят их, если их не было. Одна из целей семейной политики — увеличение рождаемости с одновременным созданием благоприятных условий для занятости женщин. Общее увеличение инвестиций варьируется от страны к стране, так же как и их направления. Страны различаются, в первую очередь, по помощи, которую они устанавливают в форме отпусков и услуг по уходу за детьми младше трех лет, чьи родители работают. Страны севера Европы более щедры, расходуя много средств и на такую помощь, и на общие инвестиции. Инвестиции ориентированы больше на детей дошкольного возраста (3-6 лет) и на семьи с низким доходом в англо-саксонских странах. Франция отличается относительно большей и разнообразной помощью, создающей, однако, противоположные побуждения в том, что касается совмещения работы и семейной жизни. Она способствует поддержанию полной занятости после рождения первого ребенка, и скорее, прекращению или сокращению активности при рождении следующих детей.

Суммируя вышеизложенное, отметим, что во многих зарубежных странах четко определены цели и задачи систем помощи семье, в соответствии с которыми предпринимаются конкретные действия. Меры поддержки семьи включают в себя как материальную помощь, так и услуги психо-реабилитационного характера. В то же время в ряде зарубежных стран наблюдается стремление избавить граждан от постоянной опеки, стимулировать их усилия в сфере трудовой деятельности.

Федеральная программа о государственной поддержке семьи в РФ

Законодательство Российской Федерации о государственной поддержке семьи в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственной семейной политики.

Цель государственной поддержки семьи заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Государственная поддержка семьи основывается на следующих принципах:

1. Самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и иные меры государственной семейной политики должны способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.

2. Равенстве семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений.

3. Приоритета интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры поддержки семьи должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.

4. Равноправия между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.

Основными направлениями современной государственной семейной политики в Российской Федерации являются:

1. правовое обеспечение семейной политики,

2. экономическая поддержка семьи,

3. создание условий для сочетания семейных и производственных функций,

4. обеспечение здоровья семьи,

5. социальное обслуживание семьи,

6. поддержка семей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах.

Государственная поддержка семьи осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, установленных законодательством Российской Федерации и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни семей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по:

— социальному обслуживанию, социальной защите семей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях, включая детские дошкольные учреждения;

— бесплатному медицинскому обслуживанию;

— обеспечению питанием, включая обеспечение питанием детей в соответствии с возрастными физиологическими нормами;

— обеспечению бесплатным обслуживанием в области культуры и физической культуры;

— обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлению норм оплаты коммунальных услуг;

— оказанию квалифицированной юридической помощи.

Однако, можно констатировать, что семейная политика в нашей стране в недостаточной степени затрагивает молодые семьи и практически не занимается молодежью как демографической группой, формирующей семью будущего.

В настоящее время определен комплекс первоочередных мероприятий по реализации Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации «утвержденным приказом Минобрнауки России N39 от 31 января 2007 года».

Таким образом, в Российской Федерации около 80% детей рождаются в семьях, где супруги не достигли 30 лет.

По данным социологических обследований, основными причинами, по которым молодые семьи откладывают рождение ребенка или отказываются от рождения детей, являются отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов. Практика государственного содействия семьям в связи с рождением ребенка активно применялась в России в начале 80-х годов.

Молодые супруги после рождения первого ребенка имели право на получение беспроцентного кредита на приобретение жилья в сумме до 1,5 тыс. рублей сроком на 8 лет. При рождении 2-го ребенка сумма кредита погашалась на 200 руб., при рождении 3-го — еще 300 руб.

Введение в 1980-х годах системы пособий на ребенка, а также частично оплачиваемых, включаемых в трудовой стаж, отпусков по уходу за ребенком, было направлено на государственную поддержку семей, имеющих детей, увеличение их доходов.

В 2001 году были приняты определенные меры по улучшению материального положения семей, имеющих детей, и стимулированию рождаемости. С 1 января 2002 года повышены размеры пособий: по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными со 100 до 300 рублей; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности со 100 рублей до 300 рублей; единовременного пособия при рождении ребенка с 1500 рублей до 4500 рублей; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 рублей до 500 рублей (Федеральный закон от 28 декабря 2001 года № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Таблица. Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей. Таблица

(***) По месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.

(****) Ст.6 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ устанавливает: «Приостановить на 2006 год действие. статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части исчисления пособия по беременности и родам женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию».

Однако, молодые семьи, особенно в первые годы брака, чрезвычайно зависимы от старшего поколения, даже если проживают отдельно. Следует отметить, что лишь 4,9 % респондентов отметили, что не получают помощи со стороны родителей. 62,0 % молодых супругов отметили, что получают натуральную помощь от родителей (продукты питания, предметы интерьера), 52,0 % — помощь в воспитании детей, 50,0 % — помощь деньгами. Также родители оплачивают обучение членов молодой семьи (12,0 %) и аренду жилья (4,9 %).

В современных условиях молодая семья создается, в среднем, ближе к 35 годам. Минобрнауки России считает возможным увеличить предельный возраст молодых семей-участников подпрограммы до 35 лет.

В настоящее время, в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года и поручениями Правительства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, содействие устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 866 г. Москва О порядке финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Принят Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 207 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с которым вводится новый вид пособия — единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью размером не менее 8 тысяч рублей.

Федеральным законом от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» предусматриваются, в том числе, следующие направления расходов федерального бюджета на решение проблем демографического развития Российской Федерации в части содействия устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан:

— субвенции из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью (в сумме 677, 0 млн. рублей);

— субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей (в сумме 6 174, 358 млн. рублей).

Правительством Российской Федерации утвержден порядок предоставления указанных субвенций и субсидий (постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 847 «О предоставлении субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью» и от 30 декабря 2006 г. N 842 «О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 865 утверждена новая редакция Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, регламентирующего, в том числе, вопросы назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

В целях повышения эффективности деятельности по защите личных и имущественных прав детей, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан, Минобрнауки России разрабатывает концепцию федеральных законов «Об общих принципах работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации».

Молодежный проект «Молодая семья России» реализуется в рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Адресной аудиторией проекта являются демографические целевые группы 6-12 лет

Молодежный проект «Молодая семья России» направлен на создание условий для социального, психолого-педагогического, материально-экономического благополучия молодых семей, через координацию и совместную деятельность государственных и негосударственных структур, причастных к обеспечению социальной поддержки молодой семьи.

Главные направления реализации проекта:

— популяризация идей материнства и отцовства, как высших духовно-нравственных ценностей социума;

— формирование позитивной установки молодежи на брак, семью и ответственное родительство;

— создание информационной базы данных о потребностях молодой семьи в юридических, психолого-педагогических, экономических и других консультационных услугах;

— расширение сети консультативных центров по оказанию услуг в решении проблем молодой семьи;

— содействие расширению инфраструктуры района, округа, региона в решении бытовых проблем молодой семьи;

— развитие и поддержка эффективной модели помощи молодой семье на всех уровнях государственного управления;

— создание межведомственной экспертно-консультативной группы (комиссии) с целью распространения и проведения государственной политики по отношению к молодой семье во всех социальных сферах.

Это интересно:  В каком случае и возможна ли прописка в доме в садовом товариществе в СНТ? Как ее осуществить?

Укрепление института молодой семьи, подготовка молодых людей к сознательному, ответственному родителю.

— информационно-аналитическая поддержка управленческих решений в интересах укрепления молодых семей;

— мониторинг потребностей целевых групп: определение установок по отношению к семейно-брачным отношениям;

— на основании исследований создание программы социального маркетинга, формирующей положительную мотивацию по отношению к семейным ценностям и конструктивное отношение к браку и семье;

— проведение кампании социального маркетинга, пропагандирующей ценности семьи, материнства, отцовства и детства с ориентацией на благополучную семью.

— проведение ежегодного социологического исследования молодых семей в Российской Федерации, подготовка доклада «О положении молодой семьи в Российской Федерации»;

— подготовка Аналитической записки для Правительства РФ «Реализация основных направлений государственной семейной политики» в Российской Федерации;

— создание базовых информационных материалов, пропагандирующих семейные ценности. Организация взаимодействия с руководителями основных федеральных и региональных телевизионных каналов, печатных средств и радиостанций с целью создания и распространения информации, основанной на утверждении ценностей материнства, отцовства, детства. Формирование раздела «Молодая семья» в рамках федерального портала информационной поддержки детей и молодежи;

создание системы конкурсного отбора проектов из регионов;

Увеличение количества благополучных семей в России и профилактика разводов среди молодых супружеских пар.

— развитие семейного сетевого взаимодействия;

— организация молодыми семьями сетей взаимопомощи по основным проблемам их жизнедеятельности;

— поддержка и поощрение благополучной молодой семьи государственными структурами, общественными объединениями и бизнес-сообществами;

— развитие межпоколенных связей молодой семьи в различных типах поселений;

— стимулирование экономических механизмов создания благоприятных стартовых возможностей для развития молодой семьи.

— Организация научно-исследовательской работы «Молодая семья: проблемы и перспективы». Использование научного потенциала и методических разработок государственных научных учреждений для информационной поддержки и проведения государственной молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации (ИСЭПН РАН, Научный центр социальных технологий РАН, ИСПИ РАН, Государственный НИИ Семьи и воспитания Кафедра социологии молодежи МГУ, кафедра социологии семьи МГУ и др.);

— разработка методических рекомендаций по подготовке и реализации программ поддержки молодой семьи на муниципальном уровне;

— разработка методических рекомендаций для специалистов органов по делам молодежи по работе с молодыми семьями, находящимися в тяжелой жизненной ситуации;

— разработка предложений по формированию государственного заказа на подготовку специалистов в области семейной политики. Разработка вариантов учебных планов и программ спецкурсов для системы образования по различным направлениям государственной семейной политики;

— организация курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов органов по делам молодежи по работе с молодыми семьями.

Повышение рождаемости в стране и обеспечение психологического комфорта в семье для воспитания, подрастающего поколения.

— развитие семейного социокультурного пространства;

— развитие всех форм семейного образования и просвещения;

— организация комплексного консультирования молодых семей по основным вопросам их жизнедеятельности;

— развитие досуговой сферы в местах проживания молодых семей и организация их семейного досуга;

— привлечение общественных организаций к работе с молодыми семьями для развития их социальной активности;

— привлечение общественных организаций для расширения сферы социальных услуг, обеспечивающих возможность возвращения матери к активной трудовой деятельности.

— сокращение рабочего дня для матерей, имеющих детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста.

— Организация мониторинга деятельности региональных и муниципальных общественных объединений, клубов молодых семей и других подобных организаций;

— поддержка деятельности общественных организаций и объединений семей, центров (клубов) молодой семьи в федеральных округах Российской Федерации;

— организация и проведение семинаров, конференций по вопросам молодой семьи и фестивалей молодых семей в субъектах РФ. Организация Всероссийского Конкурса эффективных моделей служб по трудоустройству членов молодой семьи.

Менеджмент проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

· разработка критериев и показателей эффективности реализации программ по работе с молодыми семьями;

· управление конкурсными процедурами реализации проекта;

· мониторинг и оценка реализации проекта в местах его реализации;

· подготовка предложений в федеральные целевые программы по оптимизации работы с молодыми семьями;

· информационное обеспечение реализации проекта на всех уровнях;

Государственная поддержка семей: российский и мировой опыт

Кроме разовых выплат, за рубежом существует система регу­лярных ежемесячных пособий на содержание детей по дости­жении ими определенного возраста. Как правило, выплата еже­месячных детских пособий прекращается после того, как воз­раст ребенка превышает 16 лет, или же после получения им образования. Размеры выплат в большинстве случаев зави­сят от уровня экономического развития той или иной страны. В государствах Восточной Европы в начале 90-х годов отношение ежемесячных детских пособий к заработной плате колеба­лось от 4 до 10% на одного ребенка, от 10 до 20% на двух и от 15 до 35%—на трех детей.

По сравнению со странами Восточной Европы, в развитых западноевропейских государствах размеры регулярных дет­ских пособий значительно выше. Наиболее крупные суммы пособий выплачиваются в Бельгии, Франции и Нидерландах, причем их величина определяется количеством детей в семье. Например, во Франции размер ежемесячного пособия на вто­рого ребенка составляет 32% основной, или «базовой» заработ­ной платы. Уровень выплат на третьего ребенка достигает 73% «базовой» зарплаты, на четвертого—114%, на пятого—155%, на шестого—196% и на всех последующих—41%. Кроме того, семейным законодательством Франции предусмотрена денеж­ная помощь детям в возрасте от 10 лет, начиная со второго ребенка в семье. В этом случае дополнительное пособие состав­ляет 9% от основной зарплаты на детей 10—15 лет и 16% зар­платы на каждого ребенка старше 15 лет.

В ряде стран регулярные пособия выплачиваются и тем детям, чей возраст превышает 15—16 лет. В Бельгии выплаты детских пособий прекращаются, как правило, тогда, когда возраст моло­дого человека превышает 18 лет. Однако для тех юношей и деву­шек, которые проходят профессиональную подготовку, право на получение пособия сохраняется до 21 года. Если же они явля­ются студентами, то могут получать ежемесячные денежные субсидии до 25-летнего возраста. В Бельгии, как и во Франции, действует система дополнительных выплат на детей, достигших определенного возраста. На детей от 6 до 12 лет здесь выплачи­вается более 850 франков в месяц, на 12—16-летних—свыше 1,4 тыс. франков в месяц. Детям старше 16 лет также начисляются дополнительные пособия: первому ребенку около 1,4 тыс. фран­ков в месяц, всем последующим— около 1,6 тыс. франков в месяц. Любопытной деталью бельгийской системы защиты семьи явля­ется дифференциация размеров детских пособий в зависимо­сти от профессионального статуса родителей. Например, сумма ежемесячного пособия на ребенка тех лиц, которые работают по найму, составляет более 2,4 тыс. франков. В то же время на пер­вого ребенка самозанятых (и, следовательно, более обеспеченных) родителей выплачивается лишь чуть более 700 франков.

В западных странах система защиты семьи включает и такие механизмы, как обеспечение детей безработных. Бельгийский вариант данной системы предусматривает начисление детских пособий через семь месяцев после того, как родители полу­чают официальный статус безработных. Пособия и в данном случае дифференцируются в зависимости от былого профес­сионального статуса. Первый ребенок родителей, работавших по найму, получает около 3,7 тыс. франков в месяц, а первый ребенок безработных, бывших некогда самозанятыми,—только 1,4 тыс. Далее, впрочем, различия стираются, и на второго ребенка обеим категориям семей выплачивается ежемесячно более 5,3 тыс. франков, а на всех последующих—свыше 6 тыс. франков. Приведенные цифры свидетельствуют, что даже в усло­виях безработицы западноевропейская семья может существо­вать и воспитывать детей в приемлемых условиях. Отметим также, что в системах социальной защиты семьи некоторых западноевропейских стран существует еще ряд надбавок к дет­ским пособиям. Так, во Франции ежегодно вводятся дополне­ния к пособиям, соответствующие росту цен. Это делается для повышения покупательной способности семей с низкими дохо­дами. Однако имеют место и прямо противоположные явления, когда размеры выплат на детей уменьшаются после того, как доходы семьи превышают допустимые пределы. В ФРГ ежеме­сячные детские пособия составляют: на первого ребенка—50 марок, второго—130, третьего—220, четвертого и всех после­дующих—240 марок в месяц. Но если годовой доход герман­ской семьи превышает ежегодно коррелируемый потолок дохо­дов, то размер пособия сокращается до 70 марок на второго ребенка и до 140 марок на всех последующих детей ежемесячно. Адресность помощи увеличивает ее эффективность. Средства, удерживаемые из пособий обеспеченных семей, употребляются на поддержку семей с низкими доходами.

Система защиты детства за рубежом не ограничивается лишь выплатами пособий. Она также включает в себя мно­гообразные льготы—дешевые билеты для пользования обще­ственным транспортом, талоны на питание, бесплатные или со скидкой школьные завтраки и т. д. Кроме того, в ряде зару­бежных стран семьям предоставляются налоговые льготы. В этом случае определенная часть доходов семьи, которая рас­ходуется на воспитание ребенка, не облагается налогами. Как отмечает Л. Зубченко в своей статье «Социальная поддержка семей в Бельгии», здесь сумма доходов, освобождаемых от нало­гов, зависит от числа детей в семье. На одного ребенка необлагаемый доход составляет 35 тыс. франков в год, сумма такого дохода на второго ребенка увеличивается дополнительно на 55 тыс. франков, на третьего—на 112,5 тыс. франков, на чет­вертого и каждого последующего—на 125 тыс. франков в год. Особым направлением семейной политики является под­держка семей с детьми-инвалидами. Материальная помощь таким семьям осуществляется в форме пособий. Например, бельгийская система защиты семьи предоставляет дополни­тельные пособия на детей, страдающих физическими или пси­хическими расстройствами. Размеры этих пособий зависят от группы инвалидности и колеблются от 11 до 12 тыс. франков в месяц. Кроме материальной поддержки, существуют иные виды помощи отмеченной категории семей. Это многочислен­ные формы реабилитации детей: бытовой, медицинской, спор­тивной, психологической и т. д. В США, например, действует Реабилитационный закон, которым, в частности, гарантируется право на получение образования для всех детей, находящихся в неблагополучных условиях развития. В целом можно выде­лить ряд задач, решение которых значительно облегчает поло­жение семей с детьми-инвалидами. Это такие задачи, как:

облегчение тяжелого материального положения семей;

повышение недостаточного уровня медицинской помощи детям-инвалидам;

проведение разъяснительной работы среди населения с целью привлечения внимания общественности к про­блемам отмеченной категории семей и т. д.

Наряду с успехами, достигнутыми зарубежными системами социальной защиты в сфере помощи семьям с детьми, следует отметить и ряд недостатков. К таковым можно отнести слабое финансирование данного направления работы в ряде стран, некую второстепенную роль отмеченных мероприятий, которая отводится им властями и т. д. Например, в США ряд продоволь­ственных программ существует в урезанном виде. Сокращена продовольственная помощь бедным матерям с малолетними детьми, урезана программа выдачи бесплатных школьных завтраков, другие программы, нацеленные на поддержку семей. Детские пособия здесь выплачиваются порой без учета инфля­ции, так что при росте цен их значение снижается. Следует, однако, отметить, что во многих зарубежных странах благодаря усилиям общественности и правительств недостатки систем соцзащиты постепенно преодолеваются.

Другим важным направлением семейной политики высту­пает защита материнства. В данной сфере основными зада­чами выступают такие, как: предоставление матерям свобод­ного времени для воспитания детей, помощь одиноким матерям, беременным женщинам и др. В разных зарубежных государ­ствах системы поддержки материнства имеют свои особен­ности. Так, во многих странах Западной Европы отсутствует такая мера помощи матерям, как предоставление им допол­нительных (сверх до- и послеродового) отпусков для ухода за ребенком. В США, по свидетельству Т. В. Жилкиной, и законо­дательстве нет даже статей, гарантирующих женщине право па оплачиваемый декретный отпуск, на сохранение за ней рабо­чего места в период ухода за ребенком. Здесь помощь работаю­щим женщинам в связи с рождением ребенка осуществляется на основе частного медицинского страхования.

В то же время в странах Восточной Европы матери имеют право на оплачиваемый отпуск (сверх послеродового), кото­рый продолжается до тех пор, пока ребенку не исполнится три года. При этом размер оплаты устанавливается, исходя из минимальной или средней заработной платы в фиксированной сумме. Оплата отпуска имеет целью частично компенсировать потерю заработка тем членом семьи, который осуществляет уход за ребенком. В первой половине 90-х годов отношение сумм оплаты к среднему заработку составляло: в Болгарии—58,3%, в Венгрии—75% за первые два года и 11,5—15% за третий год, в Польше—21,4% и т. д.

В последние годы отдельные западноевропейские государ­ства вводят такую меру помощи матери и семье, как отпу­ска для ухода за ребенком. В большинстве случаев их про­должительность колеблется от 0,5 до 1,5 года, а в Бельгии, Франции, Финляндии—до достижения ребенком трехлетнего возраста. В упомянутых трех странах система отпусков для матерей наиболее разработана. В статье Л. Зубченко «Система семейных пособий во Франции» отмечается, что продолжи­тельность декретного отпуска составляет здесь 16 недель: 6 недель до и 10 после родов. Декретный отпуск оплачива­ется. Француженки получают в этот период пособие, равное 84% минимальной заработной платы. Однако при этом должно выполняться условие, согласно которому женщина обязана работать не более 200 ч в течение трех месяцев до зачатия. По истечении декретного отпуска мать имеет право занять ту же должность, что и до родов. При этом ее рабочий день сокращается наполовину, до тех пор, пока ребенку не испол­нится три года. Но для введения данной льготы необходимо, чтобы стаж работы матери на предприятии, куда она возвра­щается после родов, составлял не менее года. Следует также отметить, что продолжительность декретного отпуска засчитывается в общий рабочий стаж женщины.

Это интересно:  Земля в аренде, дом в собственности: как оформить в собственность участок под недвижимостью

Французское законодательство учитывает напряженный график работы современных матерей, которые порой вовсе не могут уделить своему ребенку времени и внимания. В этом случае родители могут воспользоваться услугами няни, кото­рая присматривает за ребенком на дому. Для оплаты подобных услуг семья пользуется правом на получение специального посо­бия в размере до 2-х тыс. франков в месяц. Кроме того, мать может воспользоваться услугами кормилицы. В этом случае семье выделяется пособие, сумма которого составляет более 1,4 тыс. франков в квартал.

Бельгийская система социальной поддержки семьи уделяет не меньшее внимание проблемам материнства. Здесь отпуск в связи с родами продолжается 14—15 недель. По этому показателю Бельгия опережает Португалию (13 недель), Германию и Ирландию (14 недель), хотя уступает Великобритании (до 40 недель) и Дании (28 недель). Каждая бельгийская жен­щина имеет право на отпуск по уходу за ребенком продолжи­тельностью до 5 недель. Если же профессиональная деятельность не позволяет матери уделять достаточное внимание детям, то к ее услугам—многочисленные детские учреждения. В основном они находятся в ведении национальных общин: во фламанд­ской под патронажем организаций «Ребенок и семья», во фран­цузской—Управления по вопросам рождаемости и детства.

Детские ясли функционируют пять дней в неделю по 10 ч в сутки. Плата за содержание ребенка в детском учреждении устанавливается в зависимости от размера доходов семьи и не облагается налогом. Существуют также независимые детские учреждения, обслуживающие детей в возрасте до шести и десяти лет. Как правило, в подобных заведениях на каждого воспита­теля, имеющего специальную подготовку, приходится не более двух детей, что повышает результативность и качество работы. Немаловажно, что родители, дети которых посещают данные заведения, оплачивают их услуги лишь частично. Остальную часть средств вносят организации, в ведении которых находятся детские ясли, сады и т. д. Кроме того, родителям пред­лагают свои услуги няни и воспитатели, имеющие статус неза­висимых работников, но подчиняющиеся нормам и правилам, разработанным государственной администрацией.

Описанная выше система, регулирующая семейные роли родителей, предоставляющая им возможность выбора формы воспитания, существует в том или ином виде во многих евро­пейских странах. Детские ясли, группы продленного дня, службы заботы о детях, няни и воспитатели-надомники есть в Германии, Испании, Голландии, в других восточно- и запад­ноевропейских государствах. Однако не во всех странах опла­чивается отпуск, предоставляемый матерям. В этом случае у них практически не остается выбора, детей приходится пере­давать в соответствующие учреждения или приглашать домой воспитателей.

Говоря об охране материнства, нельзя не упомянуть о тен­денциях, особенно четко проявившихся в семейной политике ряда зарубежных государств в 80—90-е годы. Имеется в виду наделение не только матерей, но и отцов правом отпуска, кото­рый предоставляется сразу после рождения ребенка. Цель подоб­ного нововведения—дать возможность главе семейства уделить больше внимания уже рожденным, подрастающим детям, так как мать в связи с родами находится вне семьи. Кроме того, в период отпуска супруг может проявить заботу о жене, чаще навещая ее в больнице. Одной из первых стран, предоста­вившей «сильной половине» человечества право краткосроч­ного оплачиваемого отпуска, была Финляндия. Как отмечает П. Волнянский, соответствующий законопроект здесь был при­нят в 1979 г., а период отпуска определялся в 6—12 дней. Кроме того, супруги-финны имеют право выходить на работу попере­менно в период «родительского отпуска», длящегося от 146 до 158 дней. Также законодательство Финляндии (с 1985 г.) предо­ставляет одному из родителей возможность ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, однако без сохранения заработка. Вместо зарплаты выплачивается дотация в размере от 1,3 до 2,5 тыс. марок в месяц. Еще один год, пока ребенку не исполнится 4 года, родители могут воспользоваться пра­вом на сокращенный рабочий день. В этом случае вместо 8 ч они работают 6 ч, а два недоработанных часа оплачиваются в неполном размере. Такое же право предоставлено и родите­лям первоклассников на протяжении первого учебного полугодия. Такая форма поддержки, как предоставление отпуска не только матери, но и отцу, свидетельствует о стремлении госу­дарства всячески усилить помощь семье и укрепить эту ячейку общества. Кроме того, данная тенденция подтверждает сужде­ние о том, что в современном обществе порой не только мать, но и отец выступает в качестве «хранителя очага», воспита­теля детей.

Несмотря на повышенное внимание к проблемам материн­ства, на стабильное экономическое положение во многих зару­бежных странах, все же здесь существует значительное коли­чество нерешенных вопросов в данной сфере социальной под­держки. Уже отмечались недостатки, имеющиеся в данной области социальной работы в некоторых восточно- и западно­европейских странах и США. Особое внимание, пожалуй, сле­дует уделить тяжелому положению молодых матерей, особенно одиноких. Как отмечает Е. В. Васильева и работе «Система социальной помощи в Великобритании», здесь женщина полу­чает пособия на ребенка лишь в том случае, если она прора­ботала не менее двух лет. Женщины, не успевшие приобрести такой стаж, оказываются вне поля действия законов о посо­биях. Данное обстоятельство значительно ухудшает положе­ние молодых матерей.

Система социальной защиты материнства за рубежом нуж­дается в реформировании. Необходимо увеличивать расходы на поддержку матерей, вводить гибкие графики работы, системы отпусков и т. д. Опыт таких стран, как Бельгия, Франция, Нидерланды свидетельствует, что государство и общество спо­собны провести подобные реформы.

Обеспечение нормального психологического климата в семье, психореабилитационная помощь отдельным ее членам представ­ляют собой еще одно важное направление работы. Не только дети, но и взрослые нуждаются в подобной помощи, особенно те из них, кто подвергся насилию со стороны других членов семьи. Директор факультета социальной работы университета штата Айова (США) П. Келли считает, что защита одних чле­нов семьи от насилия со стороны других является обязаннос­тью социальных работников в США, Одна из функций соци­ального работника способствовать прекращению (или пре­дотвращению) жестокого обращения с детьми, женщинами, престарелыми в семьях. Например, в столице Австрии Вене проблемой жестокого обращения с детьми занимается сразу несколько учреждений, в том числе Служба для молодежи и семьи. В данную организацию за год поступают сведения о 60—70 фактах избиений или изнасилований детей в семьях, хотя, как утверждают специалисты, это лишь вершина айсберга. Для содействия реабилитации психики ребенка его помещают либо в Детское психологическое отделение, либо в кризисный центр, где пострадавший может жить несколько недель. Здесь с ним работают психологи. При этом ребенок может посещать школу, как и ранее, поддерживать отношения со своими дру­зьями, своей семьей. Одновременно и с членами семьи прово­дится работа, основная цель которой—найти совместно с детьми и родителями пути выхода из кризисной ситуации.

Ведется работа и по искоренению насилия в отношении женщин. По данным, приводимым в статье Е. В. Исраелян, в Канаде существуют кризисные центры и приюты для жен­щин, переживших насилие в семье. Эти службы финансиру­ются как за счет федерального и провинциальных бюджетов, так и за счет пожертвований частных лиц и общественных организаций. В стране в 1981 г. был образован Центр анализа и синтеза информации по вопросам насилия в семье, в задачи которого входят проведение образовательной и просветительной работы. В качестве вероятного пути выхода из сложившейся ситуации работники Центра видят достижение равенства муж­чин и женщин. Кроме того, учитываются расовые и социаль­ные причины насилия над женщинами в семье, с ними также ведется борьба. Пострадавшим женщинам оказывается разно­образная практическая помощь. В первой половине 90-х годов в Канаде функционировали свыше 370 кризисных центров, убежищ и приютов для отмеченной категории пострадавших от семейного насилия. В данных заведениях ведется работа по психологической реабилитации женщин, подвергшихся наси­лию в семье. Следует отметить, что основной упор в борьбе с насилием в семьях за рубежом сделан на пропаганде и про­светительской деятельности.

Социальные работники выступают в качестве арбитров в семейных конфликтах. В Финляндии, например, в их обя­занности входит согласование семейных дел. Согласование представляет собой услугу, которая может оказываться семье после обращения супругов (или одного из них) к соцработнику. В этом случае последний должен способствовать устранению конфликтной ситуации. Например, рекомендуется вызвать супругов на откровенный искренний разговор, в ходе которого следует выявить причины разногласий, попытаться их устра­нить. Если развод супругов неизбежен, социальный работник обязан соблюсти интересы ребенка, договориться с родителями о его воспитании и материальном обеспечении.

Существуют специальные службы, которые не только пыта­ются бороться с разногласиями в семье, но и стараются пол­ностью исключить саму возможность конфликтной ситуации. Так, в Германии функционируют центры, проводящие кон­сультации с молодоженами, а также лицами, готовящимися вступить в брак. Различные консультационные и посредни­ческие пункты позволяют семьям сэкономить время и деньги, рационально планировать жизнь, решать многие серьезные вопросы.

Необходимо отметить, что помощь семье за рубежом не огра­ничивается вышеперечисленными мерами. Серьезные проблемы, с которыми сталкивается семья уже с момента возникновения, принуждают государство и общество усиливать помощь брач­ному союзу. Даже тогда, когда супруги еще не обзавелись детьми, они нуждаются в поддержке при обустройстве быта, покупке жилья и т. п. Мировой опыт систем социальной защиты свиде­тельствует, что в данной ситуации помощь семье оказывается чаще всего в форме различных льгот. В США еще в 1968 г. был принят Закон о жилье, который действует и поныне. Как отме­чает российский исследователь А. Т. Евтух, суть закона в том, что новый владелец жилища выплачивает кредит, исходя из процентной ставки в 1%. Разницу между реальной и льгот­ной процентной ставками выплачивает государство. Подобная форма поддержки семьи распространена не только в США, но и во многих зарубежных странах.

В сфере социальной поддержки семьи за рубежом важную роль играют, помимо государственных органов, и обществен­ные добровольные организации. В некоторых странах такие организации называют «третьим сектором», в отличие от госу­дарственного и коммерческо-предпринимательского секторов. Исследователь данной проблемы И.Е. Городецкая, выделяя основ­ные направления работы «третьего сектора», отмечает, что он, в частности, компенсирует «безразличие» рынка к социальным проблемам и недостаток компетенции государства при решении этих проблем. Насколько велико значение добровольных органи­заций за рубежом, свидетельствуют цифры: в первой половине 90-х годов к «третьему сектору» в США относилось около 1 млн организаций, во Франции—600 тыс., в Великобритании—более 250 тыс. и т. д. При этом следует отметить, что большинство организаций, составляющих «третий сектор», так или иначе, ‘ занимаются решением социальных проблем. В. И. Дубинский в своем исследовании «Социальная работа в Германии» пишет о том, что здесь существуют добровольные службы помощи на дому, службы поддержки и помощи родственникам инвали­дов и т.п. Они не только решают массу бытовых, хозяйствен­ных, материальных проблем, но и способствуют оздоровлению психологического климата в семье. В Бельгии функционируют около 30 частных служб помощи семье, в которых занято свыше 3 тыс. человек. К таким службам относятся, например, част­ные дома ребенка, основная задача которых—обеспечить уход за детьми, пока родители заняты на работе. В статье Франса ван дер Бранда «Социальная работа в Голландии» приводятся сведения о том, что в случае возникновения внутрисемейных конфликтов детей в этой стране нередко помещают не в дет­ский дом, а в другую семью. Это делается для того, чтобы вос­становить душевные силы ребенка и снизить степень травмирования его психики. Разумеется, многие семьи добровольно принимают участие в такой работе. За рубежом остро стоит вопрос о целесообразности оказания помощи всем семьям без исключения. В ряде стран предпринимаются попытки сокра­тить размеры помощи, дабы активизировать стремление рабо­тоспособных лиц устроиться на работу. В качестве примера можно привести Соединенные Штаты Америки. Здесь, как отме­чает в своей статье Л. Ф. Лебедева, в начале 90-х годов каждые два из трех домохозяйств, находящихся ниже черты бедно­сти, получали минимум один вид натуральной помощи, а 34% таких семей предоставлялась еще и денежная помощь. Однако затем положение изменилось. Согласно Закону о личной ответ­ственности и возможностях трудоустройства (1997), все граж­дане, получающие пособия, обязаны трудиться. Думается, что подобные меры, несмотря на их жесткость, улучшают положе­ние. Они способствуют выделению группы тех лиц, которые могут самостоятельно обеспечить себя и своих близких. В то же время размеры помощи, оказываемой действительно нетру­доспособным, возрастают за счет перераспределения средств. Социальная поддержка семьи в странах Западной Европы и в США строится по самым разным направлениям: от выплат пособий до психореабилитационной помощи. Степень разви­тия систем социальной защиты зависит от многих факторов, в том числе от уровня экономики. Сотрудничество государства и общества позволяет повысить уровень помощи семье. В то же время следует отметить, что в ряде стран наблюдается стрем­ление усилить адресный подход при оказании помощи семьям. Опыт функционирования зарубежных систем поддержки семьи доказывает, что целенаправленные усилия в данном направ­лении позволяют не только снизить остроту социальных про­блем, но и содействуют укреплению общества.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, geolike.ru, studfiles.net.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector