+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обладает ли уголовный закон обратной силой

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Комментарий к статье 10

Комментируемая статья устанавливает и исключение из общего правила о том, что преступность деяния и его наказуемость определяются законом, действующим на момент его совершения. Исходя из принципа гуманизма, УК РФ предусматривается возможность распространения действия нового уголовного закона на деяния, совершенные до его вступления в силу, но только в тех случаях, когда новеллы уголовного закона тем или иным образом улучшают положение виновного.

Подобное гуманное отношение к лицам, виновным в совершении преступления, одобрено международным сообществом и базируется на положениях ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого под эгидой ООН. В частности, в указанной статье говорится о том, что, если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника .

Положение об обратной силе закона нашло свое отражение и в ст. 54 Конституции РФ, где установлен запрет на придание обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность, и обязательность применения нового закона, устраняющего или смягчающего ответственность.

Это конституционное положение закреплено в ч. 1 ст. 10 УК РФ, где говорится, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что обратная сила уголовного закона будет иметь место не только в случае декриминализации деяния или смягчения наказания, но и во всех иных случаях, когда изменения уголовного закона так или иначе связаны с улучшением положения виновного. Таким улучшением может быть, например, смягчение условий условно-досрочного освобождения, сокращение сроков давности освобождения от уголовной ответственности, установление возможности назначения менее строгого вида исправительного учреждения, исключение квалифицирующего признака и т.д. Варианты улучшения положения виновного законом не ограничены, и принятие любого из них означает необходимость применения положений об обратной силе уголовного закона.

Применение на практике положения об обратной силе уголовного закона сопряжено с необходимостью определения наличия ухудшения или улучшения положения виновного новым законом. Это обусловлено тем, что новым законом, как показывает практика, нередко изменяются и нижние, и верхние пределы санкций статей Особенной части УК РФ. При этом если происходит снижение и тех и других пределов или снижение верхнего предела при оставлении прежним нижнего, то можно уверенно сказать, что законом наказание смягчено. Не так однозначно решался на практике вопрос о смягчении наказания в случаях, когда повышался нижний предел санкции и понижался верхний. К примеру, по старому закону нижний предел санкции составлял один год лишения свободы, а ее верхний предел — десять лет лишения свободы. Новым законом нижний предел увеличен до трех лет лишения свободы, а верхний понижен до восьми лет лишения свободы. Каким образом в такой ситуации установить, имело место смягчение наказания или его ужесточение? При этом давать оценку положений нового закона можно и с учетом нижнего, и с учетом верхнего предела санкции. В литературе предложения по этой проблеме были неоднозначны. Колебалась и практика применения наказания. Однако за последние годы установилась общая позиция, в соответствии с которой строгость закона сопоставляется по высшему, а не по низшему пределу санкции, поскольку исходя из принципиального установления об улучшении положения виновного при таком подходе более строгое наказание по сравнению с новым законом ему не может быть назначено, а увеличение нижнего предела санкции при необходимости может быть нивелировано назначением наказания ниже низшего предела или наказания иного, более мягкого вида.

В отдельных случаях сопоставление строгости или мягкости нового уголовного закона зависит от подхода к оценке положений законодательных актов других отраслей права или иных нормативных правовых актов. Особенно актуально решение этого вопроса, когда речь идет о так называемых бланкетных нормах, где содержание положений иных отраслей права определяет содержание объективной стороны, а в отдельных случаях предмета соответствующих составов преступлений. Но эта же проблема может иметь место и в других случаях. К примеру, в ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) неоднократно вносились изменения, касающиеся размера мелкого хищения (изменялось количество МРОТ, определяющих этот размер, а в настоящее время установлена сумма в абсолютном денежном выражении). Такие изменения оказывали влияние на применение ст. 158 УК РФ. В зависимости от них уголовно наказуемой кражей считалась кража то более крупного, то более низкого размера стоимости похищенного предмета. В этой связи возникал, например, вопрос о том, является ли увеличение стоимостного выражения похищенного предмета смягчением уголовного закона, поскольку при этом варианте большее число краж подпадает под действие не уголовного закона, а законодательства об административных правонарушениях?

Думается, верный ответ на этот и подобные вопросы был дан в Определении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2003 г. N 270-О, где говорится о том, что декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний иной отраслевой принадлежности, к которым отсылали бланкетные нормы уголовного закона, либо ограничения объема уголовно-правового регулирования в результате законодательного признания какого-либо деяния не представляющим общественной опасности, свойственной именно преступлениям, и влекущим на данном основании административную или иную более мягкую ответственность.

Такое истолкование положений, содержащихся в части первой статьи 3 и статье 10 УК Российской Федерации и пункте 13 статьи 397 УПК Российской Федерации, по мнению Конституционного Суда РФ, согласуется как с требованием Конституции Российской Федерации о необходимости придания обратной силы любому закону, устраняющему или смягчающему ответственность (часть 2 статьи 54), так и с провозглашаемыми ею принципами справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод конституционно значимым целям (преамбула; часть 3 статьи 55)» .

Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 5. См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 г. N 1-О «По делу о проверке конституционности примечания 2 к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Скородумова Дмитрия Анатольевича», где излагается несколько иная позиция. В частности в Определении отмечено, что минимальный размер оплаты труда, исходя из которого определяется такой квалифицирующий признак, как крупный размер хищения, устанавливается не уголовным законом, а законом иной отраслевой принадлежности. Его изменение не влечет изменение нормы уголовного закона, действовавшей на момент совершения преступления, поскольку по своей правовой природе минимальный размер оплаты труда является единицей расчета, которая определяется федеральным законодателем с учетом социально-экономических факторов и на определенный период, что в данном случае исключает возможность применения конкретного минимального размера оплаты труда в уголовно-правовых отношениях, возникших до его установления. Иное могло бы привести — вопреки воле законодателя — к декриминализации общественно опасных деяний и к нарушению принципа справедливости, предполагающего обеспечение соответствия наказания и иных уголовно-правовых мер характеру и степени общественной опасности совершенного преступления (Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 3).

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод о том, что изменения положений норм иных отраслей права также могут влиять на содержательную наполняемость норм уголовного закона и, следовательно, в установленных законом случаях влечь применение обратной силы уголовного закона.

Еще одним случаем, требующим применения положений об обратной силе уголовного закона, являются случаи выделения новым уголовным законом специальных норм, устанавливающих уголовную ответственность за деяния, которые по старому уголовному закону квалифицировались не по специальной норме, а по общей. В подобных ситуациях происходит не криминализация деяния, а уточнение его правовой оценки. Такая оценка может влечь за собой как улучшение положения виновного, так и ухудшение. Поэтому вопрос о применении обратной силы уголовного закона в таких случаях следует решать на основе сопоставления санкций общей нормы и новой специальной нормы. Обратная сила уголовного закона может при этом иметь место только в благоприятном для виновного случае.

Частью 2 ст. 10 УК РФ установлено положение, согласно которому если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Реализация этой позиции с практической точки зрения предполагает прекращение уголовных дел, их пересмотр, переквалификацию действий виновных, сокращение сроков наказания и т.д. Рассматриваемое положение сформулировано как императивное указание, адресованное прежде всего государству в лице соответствующих органов, которые призваны обеспечивать реализацию закрепленной в ст. 45 (ч. 1) Конституции Российской Федерации гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и от которых зависит решение вопроса, какая именно ответственность может наступать за те или иные правонарушения.

Тем самым предполагается, что законодатель, принимая закон, устраняющий или смягчающий уголовную ответственность и, следовательно, являющийся актом, который по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных преступлений и правовой статус лиц, их совершивших, не может не предусмотреть — исходя из конституционно обусловленной обязательности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния — механизм придания ему обратной силы, а правоприменительные органы, в том числе суды, управомоченные на принятие во исполнение этого закона юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от уголовной ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса данных лиц, не вправе уклоняться от его применения.

Предписание, содержащееся в ч. 2 ст. 10 УК РФ о смягчении назначенного по приговору суда наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, предполагает применение общих начал назначения наказания, в силу которых в такого рода случаях смягчение наказания должно осуществляться в пределах, определяемых всей совокупностью норм УК РФ — не только Особенной его части, но и Общей.

Иное, ограничительное истолкование ч. 2 ст. 10 УК РФ, а именно как допускающей возможность снижения назначенного осужденному наказания только до верхнего предела санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ не соответствует буквальному смыслу данной нормы и не вытекает из положений Конституции РФ, предопределяющих ее содержание и значение в системе действующего уголовно-правового регулирования. При этом является недопустимым изменение в худшую сторону положения осужденного в связи с решением вопроса о приведении вынесенного в отношении его приговора в соответствии с новым уголовным законом, смягчающим ответственность за совершенное преступление, поскольку при этом искажались бы сама сущность такого закона и выраженная в нем воля законодателя .

Это интересно:  Коучинг как современный подход к обучению и развитию персонала

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 4-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3.

Применение обратной силы уголовного закона в отношении осужденного, отбывающего наказание, должно осуществляться и тогда, когда окончательное решение о наказании принимается не судебными, а иными органами, например на основании акта о помиловании. Так, если назначенное судом в соответствии с УК РСФСР наказание в виде смертной казни было заменено в порядке помилования наказанием в виде лишения свободы сроком на двадцать пять лет, а УК РФ установил за совершенное преступление возможность назначения только лишения свободы на определенный срок, на наш взгляд, должны быть применены положения об обратной силе уголовного закона.

Требования ст. 10 УК РФ носят универсальный характер и должны применяться во всех случаях, когда новый уголовный закон улучшает положение виновного. В этом и заключается сущность обратной силы уголовного закона.

Обратная сила уголовного закона

Этот принцип означает, что закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, в том числе и на отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

Также возможно применения обратной силы закона если это прямо предусмотрено в самом законе.

Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

С введением в действие УК при применении конкретных норм возникли вопросы о действии «промежуточных законов». «Промежуточный закон» — это закон, который мягче (или вовсе исключает уголовную ответственность) в сравнении с законом, действовавшим во время совершения преступления, и законом, действовавшим во время привлечения лица к уголовной ответственности или вынесения приговора .

Исходя из принципа гуманизма, на котором основано положение об обратной силе уголовного закона, правоприменитель во всех случаях должен руководствоваться тем законом (старым или новым), который наиболее благоприятен для виновного (осужденного). Это положение нужно иметь в виду и решая вопрос о возможности придания обратной силы промежуточному закону.

Общее правило, НПА регулирует только то отношения, которые возникают после его вступления в юр. силу. Обратная сила закона допускается лишь в случаях, когда ответственность смягчается новым законом или устраняется совсем.

Также в порядке исключения может быть применён еще один принцип, переживания закона т.е. закон утративший юр. силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирования некоторых вопросов.

Вопрос 32. Действие нпа в пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА в пространстве.

Действие НПА ограничено территорией конкретного государства. Это называется юрисдикцией.

Под территорией государствапонимают всю сушу в его границах, территориальные воды (12 морских миль от берега), воздушное пространство (до окончания слоев атмосферы), недра (до бесконечности), морские и воздушные суда под флагом данного государства, здания посольств и дипломатических миссий.

Принцип экстерриториальности предусматривает неприкосновенность посольств и представительств другого государства. (лекция Сорокина).

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. (учебник Корельский, Перевалов).

Действие НПА по кругу лиц.

НПА конкретного государства действуют не только в отношении граждан этого государства, но и в отношении граждан иностранных государств, лиц без гражданства, пребывающих на территории России. (лекция Сорокина).

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. (учебник Корельский, Перевалов).

Из этого правила есть исключение:

— иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например: быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах РФ);

— иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

— некоторые НПА РФ распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за её пределами (например закон о гражданстве, УК РФ).

Простая обратная сила– это распространение нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда еще не вступил в законную силу. Если при этом деяние декриминализируется, то возбужденные уголовные дела подлежат прекращению.

Ревизионная обратная сила– это распространение действия нового, более мягкого уголовного закона на те преступления, по которым приговор суда уже вступил в законную силу.

Вопрос 33. Правотворчество: понятие, виды, стадии. Принципы правотворчества Правотворчество– процесс принятия, изменения и отмены правовых норм, осуществляемый уполномоченными субъектами в рамках определенной законом процедуры.

Протасов считает, что государство не творит право. Процесс правообразования идет в недрах социального организма и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности которые уже сложились в обществе. Поэтому стадию правотврчества рассматривают как завершающую стадию правообразования.

законотворческий процесс – это издание, изменение и отмена законодательных актов.

указотворчество – Президентом РФ.

делегированное правотворчество – это оправдываемая чрезвычайными ситуациями передача законодательных полномочий Парламента органам исполнительной власти на короткий период времени.

ведомственное правотворчество (МВД, Минобороны и др. фед. министерства и ведомства) – это упрощенный режим издания приказов и инструкций, осуществляемый на единоначальном принципе после консультаций с аппаратом минестерства.

локальное правотворчество – внутриорганизационное, в пределах предприятий и учреждений.

муниципальное правотворчество. (лекция Сорокина).

обсуждение проекта правовой нормы.

принятие правовой нормы.

вступление в юр. силу. (лекция Сорокина).

Еще выделяют реализацию права законодательной инициативы

— официальное опубликование закона

Процесс создания нормативного акта складывается из отдельных стадий его подготовки, рассмотрения, утверждения и обнародования (оглашения).

Предварительное формирование государственной воли <подготовка проекта).Это первый этап правотворческого процесса. Он начинается с принятия решения о подготовке проекта. Такое решение может исходить от высшего законодательного органа страны в форме поручения своим постоянным комитетам, Правительству или какому-либо иному органу или их совокупности разработать проект конкретного акта. Законопроект может быть подготовлен и по инициативе Президента, Правительства Российской Федерации. Наконец, инициативу в подготовке законопроекта могут проявить субъекты Российской Федерации через их высшие органы государственной власти.

При подготовке проектов обычно применяется ведомственный, отраслевой принцип, в соответствии с которым первоначальные проекты составляются теми органами и организациями, профилю деятельности которых они соответствуют. Во многих случаях дается поручение составить первоначальный текст проекта нескольким Ведомствам, включая и юридический орган (Министерство Юстиции, Верховный суд, Высший Арбитражный Суд, Прокуратуру).

Следующая стадия правотворческого процесса — предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта. До начала подготовки проекта важно выявить общественную потребность в нормативном регулировании соответствующей сферы общественных отношений. На данном этапе весьма важно получить подробную информацию о действующем законодательстве по затрагиваемому вопросу, проанализировать его состояние, практику применения. Анализ состояния законодательства по вопросам, относящимся к теме проекта, помогает ответить и на вопрос, можно ни ограничиться внесением изменений и дополнений в ранее принятые акты или действительно необходимо подготовить новый акт. Заранее должны быть определены возможные последствия действия акта: экономические, социальные, юридические, экологические и другие, а также просчитаны возможные затраты материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для решения вопроса, соответствующие доходы, издержки и т. д.

Следующая стадия — это подготовка первоначального текста проекта. Для выработки важных и сложных проектов обычно образуются комиссии, включающие представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций, ученых-юристов и других специалистов.

После того как первоначальный проект разработан, наступает следующая стадия правотворческого процесса — предварительное обсуждение проекта. Оно обычно осуществляется с привлечением большого круга заинтересованных органов организаций, общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: это широкое обсуждение на местах (в республиках, областях и т. д.) с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение в печати и на телевидении.

После учета замечаний и предложений проект окончательно отрабатывается и редактируется. Как правило, это делает та рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст проекта.

Затем наступает новый этап правотворческой процедуры, когда работа над проектом вступает в официальную фазу и осуществляется самим правотворческим органом. Этот этап начинается с внесения проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган от имени органа или организации, готовивших его. Правом официального внесения законопроектов в высший представительный орган страны (право законодательной инициативы) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, обычно предусмотренные в Конституции.

Следующая стадия правотворческого процесса, свойственная коллегиальному правотворческому органу, внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания. Затем следует обсуждение и официальное принятие проекта.

Эти стадии применительно к деятельности высшего представительного органа страны обычно детально регламентируются.

Рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях, если законодательным органом применительно к конкретному проекту не будет принято иное решение.

При первом чтении законопроекта заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают предложения и замечания в форме поправок, рассматривают предложения об опубликовании при необходимости законопроекта для обсуждения. По результатам обсуждения законодательный орган одобряет основные положения законопроекта или отклоняет его.

В случае одобрения обычно устанавливается срок его представления для второго чтения. Рассмотрение внесенных поправок к проекту и подготовка его ко второму чтению осуществляются головным комитетом или другим органом, которому поручена доработка проекта.

Это интересно:  Как написать коллективную жалобу на соседей: образец

При втором чтении с докладом выступает председатель головного по данному законопроекту комитета либо руководитель органа, дорабатывающего проект. Обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом.

В результате второго чтения законодательный орган либо принимает закон, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта. Статья, раздел, глава принимаются за основу, затем на голосование ставятся все поступившие в письменном виде поправки. Когда обсуждены все поправки, статья, раздел или глава утверждаются в целом с принятыми поправками. Затем проект утверждается в целом. Порядок подсчета голосов обычно четко устанавливается регламентами законодательного органа.

Так, в соответствии с Регламентом Государственной Думы принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Государственной Думы для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимоотношений статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В Регламенте Государственной Думы установлен также порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации. Коллегиальные правотворческие органы (Правительство, государственные комитеты и др.) принимают нормативные акты простым большинством голосов. Президент государства, министры и другие органы единоличного руководства утверждают свои акты (указы, приказы, инструкции и т. д.) в персональном порядке.

Официальное оглашение принятого нормативного акта. Заключительной стадией правотворческого процесса является официальное опубликование принятого нормативного акта в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издания, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации).Так, в соответствии с и. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные законы не применяются.

Ведомственные акты, издаваемые министерствами, государственными комитетами и иными учреждениями, публикуются в издаваемых этими органами бюллетенях (если таковые имеются), а также в официальном порядке рассылаются в подчиненные органы, учреждения, организации. Акты органов местного самоуправления публикуются в соответствующих бюллетенях, а также развешиваются на видных местах. (учебник Нерсесянца).

Принципы правотворчества– основополагающие начала.

системность – каждая, вновь принятая, норма права должна быть согласована со всем комплексом уже действующих правовых норм.

принцип научной обоснованности.

принцип демократизма – это учет общественного мнения при подготовке правовых актов.

принцип процедурной обеспеченности. (лекция Сорокина).

Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц. Итак, принципы правотворчества— это основные начала осуществления правотворческой деятельности. (учебник Корельский, Перевалов).

1. Демократизм. Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

2. Законность. Нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам более высокой юридической силы. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

3. Гуманизм. Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

4. Научный характер. Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы,

5. Профессионализм, то есть участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

6. Тщательность, скрупулезность подготовки проектов. В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

7. Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя. (учебник Нерсесянца).

Как применяется обратная сила уголовного закона (нюансы)?

Обратная сила уголовного закона — тема достаточно актуальная и вызывающая немало вопросов ввиду непрерывно меняющегося законодательства. О нюансах правоприменительной практики этой нормы будет рассказано в нашей статье.

Когда уголовный закон имеет обратную силу

Обратной силе уголовного закона посвящена ст. 10 УК РФ. Из ее смысла вытекает вывод, что уголовный закон, не имеющий обратной силы по общему правилу, приобретает таковую, если в результате его применения улучшается положение лица, которое преступило закон:

  • наказание ему смягчается;
  • то, что он совершил, более не признается преступлением.

По смыслу статьи становится понятно, что ее применение охватывает 2 круга лиц:

  • подозреваемых, обвиняемых до момента принятия окончательного процессуального решения по делу или непосредственно до его вступления в законную силу (простая обратная сила);
  • осужденных, приговор в отношении которых уже возымел свою законную силу (ревизионная обратная сила).

В ситуации с обратной силой уголовного закона, которой теоретики дали название «простая», все более или менее понятно. Ее судья без проблем может применить в ходе судебного процесса, а точнее в момент вынесения окончательного приговора, при перечисленных в ст. 10 УК РФ условиях: суд переквалифицирует статью (часть статьи) на менее тяжкую. Дилемма о применимости такой обратной силы, как ревизионная, не всегда разрешается столь однозначно.

Какой уголовный закон имеет обратную силу для отбывающих наказание

Особенности использования обратной силы уголовного закона по отношению к отбывающим наказание прямо законодателем не указаны. Однако после поступления многочисленных жалоб о пересмотре приговоров возникло толкование, данное Конституционным судом РФ в постановлении «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 10 Уголовного кодекса РФ, ч. 2 ст. 3 ФЗ ”О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации“» от 20.04.2006 № 4-П (далее — постановление КС).

Как следует из анализа постановления КС, пересмотру и изменению подлежат все приговоры, в которых за то же самое деяние, произведенное в период действия обновленной редакции уголовной нормы, назначалось бы более мягкое наказание либо положение иным образом улучшалось в пользу осужденного лица (например, норма УК РФ декриминализировалась либо ее категория изменялась на менее тяжкую).

Кроме того, суды всех (в том числе и кассационных, надзорных) инстанций должны учитывать все редакции закона на момент принятия своего решения и применять более мягкую в силу ст. 10 УК РФ (п. 3 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 19.10.2016 (Судебная коллегия по делам военнослужащих).

Имеет ли уголовный закон обратную силу: пример из практики

01.07.2016 в отношении гр. К. возбуждено уголовное дело, его действия подпадали под п. «в» ч. 4 ст. 204 УК РФ. На момент непосредственного совершения данного противоправного действия наказание грозило быть достаточно суровым — лишение свободы на срок до 12 лет, а преступление было бы особо тяжким.

Но законодатель видоизменил указанную статью путем внесения поправок в УК РФ законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 03.07.2016 № 324-ФЗ, то есть приняв новый нормативный документ, согласно которому действия гр. К. теперь должны квалифицироваться по п. «в» ч. 7 ст. 204 УК РФ. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 9 лет, то есть преступление стало тяжким.

Налицо тот факт, что изменения в законодательстве улучшают положение гр. К., и потому в его случае предварительным следствием и судом должен быть применен принцип обратной силы уголовного закона.

Итак, в правоприменительной практике проблема применения указанного правового института существует, но при грамотном рассмотрении каждого конкретного дела она вполне разрешима.

Понятие и особенности обратной силы закона в уголовном праве

В уголовном праве существует понятие обратная сила уголовного закона. Оно означает, что принятие закона, предусматривающего смягчение наказания по определённой статье уголовного права, его полной отмене или изменении условий осуждения, распространяется не только на граждан, совершивших преступление после его принятия, но и на тех, в отношении которых ещё ведутся следственные действия или вынесен приговор, связанный с лишением свободы.

Норма является прямым следствием осуществления гуманизма в уголовных делах. Возникает коллизия законов, действия обвиняемого квалифицируются различно при совершении деяния и вынесении приговора. Применению подлежит норма права, санкции по аналогичным статьям которой лучше для положения обвиняемого, без учёта того, какая норма по времени действовала тогда и сейчас. Принятый правовой акт приводит к отмене уголовного преследования за указанное деяние, если оно перестало носить преступный характер.

Когда уголовный закон имеет обратную силу?

Согласна нормам ст. 45 ч.1 Конституции РФ равны права как лиц, находящихся под следствием, так и имеющих вынесенный обвинительный приговор.

Законодательством РФ предусмотрены случаи, в которых применяется обратная сила закона в уголовном праве.

К ним относятся:

  1. Принятие нового закона, устраняющего преступление по своей сути, то есть декриминализирующий его.
  2. Принятие нового закона, смягчающего наказание.
  3. Принятие нового закона, который улучшает положение уже осуждённых граждан.

Краткий анализ каждой ситуации позволяет понять вопрос обратной силы закона глубже.

В Уголовной практике РФ большое количество преступлений декриминализировано после принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 году. Около 70 преступлений по кодексу РСФСР были отменены. Например, полностью исключено наказание за недонесение, нарушение государственной дисциплины цен, занятие запрещёнными видами индивидуальной деятельности и др.

В результате принятия нового нормативно-правового акта (НПА) деяние из преступного станет именоваться административным с применением санкций КоАП РФ, для несовершеннолетних изменится возраст уголовного преследования по конкретной статье, даётся корректива состава преступления.

По ряду статей предусмотренное наказание может быть смягчено. Новый закон снижает границы срока, предусмотренного к отбыванию наказания, смягчает его, отменяет дополнительные санкции. К примеру, в ст. 206 УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за порчу имущества в общественном транспорте. Аналогом стала ст. 214 УК РФ — вандализм. Мера наказания ранее была жёстче и все приговоры подлежали смягчению с уменьшением верхней границы наказания.

Деяния могут исключаться из Особой части УК Российской Федерации и вноситься в Общую. Иногда происходит и обра́тный процесс. Если при переквалификации статьи наказание по ней предусмотрено в меньшем объёме, чем в ранее действующей редакции, речь идёт о частичной декриминализации.

Часто речь идёт и об уменьшении ответственности, что произошло с возможностью подвергнуть аресту несовершеннолетнего. Уменьшение числа лиц, которые не могут быть подвергнуты пожизненному заключению, становится основанием для смягчения приговора. Вновь принятые НПА часто устанавливают более мягкий режим содержания преступников в колониях.

Это интересно:  Можно ли пересмотреть решение суда

Чтобы понять, имеет ли обратную силу уголовный закон, необходимо изучить его новые редакции и действующие во время совершённого деяния. При выявлении факта изменения НПА, речь идёт о применении более мягкой статьи.

В силу статьи 10 Уголовного кодекса РФ обратная сила уголовного закона распространяет своё действие на две категории граждан, имеющие общее качества:

  • лица, которые совершили преступление, но на момент вынесения вердикта изменилась норма права по инкриминируемой статье (простая обратная сила);
  • осуждённые, отбывающие наказание, чей приговор официально вступил в силу. В этом случае обратную силу закона можно назвать ревизионной.

В отношении каждой группы обратная сила закона действует со своими процессуальными особенностями.

Если ведётся процесс или следствие, инкриминируемая статья по которому после возбуждения уголовного дела декриминализирована, то оно закрывается на любой стадии, так как подобное деяние стало отсутствовать в перечне преступных. Осуждённые подлежат освобождению. Различия есть при частичном изменением нормы права. В первом случае судья, выносящий приговор, в процессе судопроизводства переквалифицирует статью.

Чтобы понять, имеет ли обратную силу каждый принятый уголовный закон, надо обратиться к истории его изменений. Изменившийся НПА предполагающий более серьёзную меру ответственности, не применяется к более ранним случаям.

Какой уголовный закон имеет обратную силу для отбывающих наказание?

Во второй части статьи 10 УК РФ прямо указывается на сокращения наказания, уже вынесенного судом, при изменении закона.

Сомнения появляются, если новый закон содержит как меры, смягчающие приговор, так и ужесточающие дополнительные санкции. Тогда говорят о частичной обратной силе закона.

В общих чертах это выглядит так: А. Обвиняется в преступлении, за которое на момент деяния ему могли дать от 4 до 6 лет ограничения свободы. В процессе следственных мероприятий по вновь принятой редакции закона, ему возможно дать наказание от 2,5 до 9 лет. Суд, вынося решение, может снизить нижнюю планку до 2,5 лет, но верхний предел останется на уровне 6 лет.

Многочисленность жалоб осуждённых на неверное использование нормы права при пересмотре их дел, привело к вынесению Постановления Конституционного суда от 20 апреля 2006 № 4-П. Целью стала проверка соответствия Конституции РФ ч. 2 ст. 10 УК РФ. Учитывает часто встречающиеся, распространённые проблемы, общий вопрос которых связан с применением ч.1 ст. 10 УК РФ, даётся пояснение по её правоприменительной практике.

Какие уголовные законы страны имеют обратную силу для осуждённых граждан понять просто. Все приговоры подлежат пересмотру, если применённый в них статьи изменены в сторону улучшения положения осуждённого, уменьшения срока.

Заявитель обращается в суд общей юрисдикции. Суть обращение — приведение вынесенного приговора в соответствии с редакцией Уголовного закона, действующей в момент подачи обращения, а не в момент его вынесения. Однако вынося вердикт по делу, суд учитывает две стороны процесса. Ограничение свободы является мерой наказания, необходимой для восстановления справедливости и искупления вины. Наказание не может быть снижено настолько, что потеряет свой смысл.

Пересмотр дела в кассационном или апелляционном порядке приводит к обязательному исследованию судом вопроса принятия новой редакции статьи закона.

Обратная сила закона для осуждённых может проявляться в разных аспектах:

  • освобождать от наказания, так как преступление перестало быть уголовным. Происходит по определению суда. Подсудность определяется местом фактического пребывания лица. Инициатором выступают как сам осуждённый, так и прокурор, наблюдательная комиссия администрации исправительного учреждения;
  • освобождать от наказания по той причине, что отбытый срок лишения свободы выше, чем максимально возможный по указанной статье в новой редакции закона;
  • замена условий отбывания наказания на более щадящие, например, при введении понятия отсрочки в связи с наличием малолетнего ребёнка;
  • появление оснований для изменения меры ответственности с реального лишения свободы на иные;
  • расширение условий условно-досрочного освобождения;
  • сокращение срока судимости.

На практике решения суда оказываются сложными и непредсказуемыми. Наиболее остро вопрос возникает, если новая статья содержит как посыл к смягчению наказания, так и к его увеличению.

Имеет ли уголовный закон обратную силу? Пример из практики

Судебная практика РФ обладает обширной коллекцией примеров вынесенных приговоров, апелляционных определения судов, использовавших ст. 10 УК РФ для смягчения приговора для обвиняемого.

Следуя нормам международного права, в Российской Федерации Уголовный кодекс предусматривает возможность использования более мягкой статьи закона в интересах обвиняемого или уже осуждённого лица. Применение обратной силы закона может не только полностью освободить от ответственности, но и сделать условия пребывания в колонии более простыми, сократить срок пребывания в колонии.

§ 4. Обратная сила уголовного закона

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

При применении положений ст. 10 УК РФ необходимо иметь в виду, что обратная сила придается не вновь принятому уголовному закону, а закону уже вступившему в силу. Это очень важный момент правоприменения, так как между принятием закона Федеральным

Собранием РФ, его подписанием Президентом РФ и датой вступления закона в силу, как правило, проходит определенный временной период, причем иногда весьма значительный, например, УК РФ утвержден 13 июня 1996 г., а реализовываться начал спустя более полугода — 1 января 1997 г. Поэтому до вступления в силу, хотя уже и принятого нового правового акта, продолжает действовать старый закон.

Устранение преступности деяния — безусловный повод к освобождению лица, его совершившего, от уголовной ответственности на любой стадии уголовного процесса или к освобождению от отбывания наказания. Однако надо иметь в виду одно важное обстоятельство, что исключение из УК нормы, предусматривавшей ответственность за совершение определенного преступления ввиду его декриминализации, автоматически не предрешает вопроса о непреступности совершенных им действий и освобождения его на этом основании от уголовной ответственности. Дело в том, что в системе Особенной части УК РФ содержатся нормы, которые находятся в отношениях конкуренции общей и специальной нормы. Иными словами, преступное деяние субъекта одновременно охватывается и общей, и специальной нормой. В таком отношении находятся, например, нормы ст. 286 и 299 УК, предусматривающие ответственность за превышение должностных полномочий и за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, которое есть не что иное, как частный случай превышения должностных полномочий, например следователем. В этом соотношении ст. 286 является общей нормой, а ст. 299 — специальной. Отсюда можно сформулировать общее правило: устранение преступности деяния, предусмотренного специальной нормой, которая в подобном случае из УК выводится, не исключает возможности привлечения лица к уголовной ответственности на основании наличия в его действиях признака состава преступления, предусмотренного общей уголовно-правовой нормой.

УК РФ декриминализовал многие деяния, рассматриваемые УК РСФСР в качестве преступлений, — например, вредительство (ст. 69), недонесение о государственных и некоторых других преступлениях (ст. 88, 189), и тем самым исключил их преступность. В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ с 1 января 1997 г. подлежали прекращению находящиеся в производстве судов, органов предварительного следствия и органов дознания все уголовные дела о деяниях, которые в соответствии с УК РФ не признаются преступлениями, а также уголовные дела, по которым истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, установленный п. «а», ч. 1 ст. 78 УК РФ. Точно так же подлежат освобождению от наказания (основного и дополнительного) лица, осужденные до 1 января 1997 г. по УК РСФСР 1960 г. за деяния, которые согласно УК РФ 1996 г. не признаются преступлениями. В соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ обратную силу имеет также закон, смягчающий наказание.

Уголовный кодекс РФ содержит еще одно очень важное положение, отражающее принцип гуманизма, согласно которому уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и распространяется не только на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, но и на лиц, отбывающих наказание, или отбывших наказание, но имеющих судимость. Из приведенного выше положения следуют два важных вывода.

Во-первых, ч. 1 ст. 10 УК РФ придает обратную силу всем без исключения нормам Общей части уголовного законодательства независимо от того, какой вопрос они регламентируют при условии, что применение такой нормы определенным образом улучшает положение лица, совершившего преступление или отбывающего наказание. Следовательно, обратную силу могут иметь нормы о возрасте уголовной ответственности, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, об освобождении от уголовной ответственности, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и др.

Во-вторых, правила об обратной силе уголовного закона в настоящее время автоматически распространяются не только на лиц, в отношении которых судом не вынесен обвинительный приговор, как это было по УК РСФСР 1960 г., но дополнительно и еще на две категории лиц: уже отбывающих наказание и отбывших наказание, но имеющих судимость.

Таким образом, если уголовный закон улучшает положение лиц, совершивших преступление, в том числе лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость, то приговоры судов и другие судебные акты о применении иных мер уголовно-правового характера подлежат пересмотру судом по месту отбывания наказания осужденным. При этом лица, освобождаемые от отбывания наказания, а также лица, ранее отбывшие наказание или освобожденные условно-досрочно, если они были осуждены за деяния, которые согласно УК РФ 1996 г. не признаются преступлениями, считаются не имеющими судимости.

В отличие от рассмотренных вариантов распространения действия уголовно-правовых норм на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления их в силу, ч. 1 ст. 10 УК РФ формулирует общее правило: уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Такой закон до вступления его в силу, ни при каких условиях не может применяться к лицам, совершившим надлежащие деяния. Например, ФЗ от 20 мая 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» были введены новые редакции статей: 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц), 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды) и 199 (уклонение от уплаты налога или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций), и одновременно усилено наказание за названные преступления. Естественно, что указанные правовые нормы обратной силы не имеют.

Статья написана по материалам сайтов: fkurf.ru, studfiles.net, rusjurist.ru, ugolovnoe.com, textbook.news.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector