Опека и попечительство: вся правовая информация в одном месте

Правовой статус органов опеки и попечительства

Правовое положение органов, осуществляющих опеку и попечительство, неоднократно менялось. Так оно изменилось с началом очередного этапа реформ, направленных на возрождение местного самоуправления в России.

Кроме того, Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 34 закрепил обязанность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства. Вместе с тем ни в одном нормативном акте не упоминалось о какой-либо государственной поддержке муниципалитетов при исполнении ими таких непростых обязанностей, как обеспечение прав и законных интересов граждан, нуждающихся в государственной социальной защите в форме опеки (попечительства).

Невозможность полноценного осуществления функций по организации опеки и попечительства органами местного самоуправления привела к пересмотру модели и концепции осуществления организации опеки и попечительства.

Первым шагом в направлении усиления контроля со стороны государства над осуществлением поддержки малозащищенных категорий граждан стал пересмотр положений Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при разработке концепции проведения широкомасштабной реформы местного самоуправления.

При этом в большинстве субъектов Российской Федерации (62 из 85, что составляет почти 75%) на основании п. 6 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по опеке и попечительству были переданы законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. ст. 5005..

В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Для осуществления деятельности по опеке и попечительству у соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления в случае наделения его полномочиями по опеке и попечительству должен быть статус органа опеки и попечительства (ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Без этого статуса указанные органы, в частности органы местного самоуправления, неправомочны исполнять функции органа опеки и попечительства. В настоящее время в нормативных правовых актах Российской Федерации используется единое понятие «орган опеки и попечительства», которое формально охватывает только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

— выявление детей, оставшихся без попечения родителей;

— учет детей, оставшихся без родительского попечения;

— выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;

— осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей;

— освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

В ст. 122 СК РФ установлено правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в течение трех дней проводят обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ФЗ от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (с изм. от 2 июля 2013) //.

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения таких сведений, должен направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ФЗ от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного.

Опека устанавливается на основании акта уполномоченного органа, например, распоряжения Министра образования соответствующего субъекта РФ. В таком распоряжении должно быть отражено, на каком основании, по чьему заявлению издается распоряжение и в связи с какими обстоятельствами, — например, в связи с лишением родителей ребенка родительских прав. В распоряжении должны быть обозначены законные основания его издания — ссылки на конкретные статьи нормативных правовых актов. Должна быть указана конкретная форма устройства ребенка — опека или попечительство.

Также Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ в качестве одной из задач органов опеки и попечительства в ст. 7 называет контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, либо помещенных под надзор в образовательные организации или иные организации, в т.ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, законодательно закреплена лишь контрольная функция органов опеки и попечительства, тогда как функция осуществления управления имуществом несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в законе не поименована.

Практика показывает, что неопределенность правового регулирования в этой области вызывает нарушения имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних и приводит к выводам о том, что права ребенка в Российской Федерации, закрепленные в ряде нормативных правовых актов, «носят декларативный характер» Веретенников А.В. Некоторые актуальные вопросы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Российская юстиция. 2010. № 3. С. 26.. Например, неоднозначно в судебной практике решается принципиальный вопрос о наличии у органа опеки и попечительства обязанности по управлению имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в воспитательные учреждения.

Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Такой надзор обязателен и касается всех категорий недееспособных. Осуществляя его, органы опеки и попечительства тем самым сводят к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному. Причем всякий раз речь идет о постоянном, регулярном и систематическом обследовании условий жизни подопечного. При контроле за деятельностью опекуна полностью недееспособного лица обращается внимание на меры по физическому уходу за ним, оказанию ему медицинской помощи. При попечительстве над ограниченно дееспособным важно знать, оправдывает ли себя такая мера, как попечительство. Чаще всего надзор за условиями воспитания подопечного поручают педагогам и воспитателям. Контроль за деятельностью опекуна (попечителя) сочетается с различного рода помощью (в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т.п.).

Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов и попечителей с помощью плановых и внеплановых проверок условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований по осуществлению их прав и исполнению обязанностей.

Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки. Плановая проверка проводится в виде посещения подопечного: один раз в течение первого месяца, один раз в три месяца в течение первого года и один раз в полгода в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна. При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

Надзор за выполнением обязанностей опекуна или попечителя сочетается с оказанием различного рода помощи в воспитании подопечного, в бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения.

Правовой статус субъектов отношений опеки и попечительства обусловлен стоящими перед ними задачами.

Общепринятое понимание правового статуса лица, в частности участника семейных правоотношений, включает в себя как права, так и обязанности. Применительно к отношениям в сфере опеки и попечительства права и обязанности опекунов и попечителей сводятся к представлению и защите права и законные интересы своих подопечных; воспитании ребенка, находящегося под опекой, заботы о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном его развитии; подчинении указаниям органов опеки и попечительства по устранению нарушений, связанных с защитой прав и законных интересов подопечного; способствование исполнению решения суда по спорам, связанным с воспитанием несовершеннолетнего, находящегося под опекой ч. 2 п. 3 ст. 148.1 СК.

Органами опеки и попечительства осуществляется контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях. Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознакомительных целях, обследовании условий жизни и быта воспитанников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в необходимых случаях актов, направлении запросов о представлении сведений о деятельности учреждения и т.п.

Договор об осуществлении опеки и попечительства не является гражданско-правовым договором в чистом виде, поскольку определенные властные правомочия в отношении опекунов и попечителей предоставлены органам опеки и попечительства. Так, согласно пп. 11 ст. 8 Закона об опеке и попечительства в функции органов опеки и попечительства входит проверка исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей. Таким образом, орган опеки и попечительства является одновременно субъектом гражданских и административных отношений.

Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности

Деятельность организаций по опеке и попечительству в современной России обросла неприглядными слухами. Само словосочетание «органы опеки» заставляет даже самых добропорядочных граждан волноваться за свои родительские права, ибо бытует мнение, что сотрудники обсуждаемой организации всегда найдут причину для того, чтобы разлучить несовершеннолетнего ребёнка с родителями.

Но так ли это на самом деле? Каковы полномочия органов опеки и попечительства? Каковы их обязанности? Контролируется ли их деятельность правительством Российской Федерации? Поговорим об этом в статье.

Функции органов опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.

Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?

В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:

  • Выявление социального сиротства;
  • Передача отпрысков в приёмную семью;
  • Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
  • Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
  • Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.

Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.

Полномочия

В соответствии с актуальным текстом статьи 8 48-ФЗ, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних являются следующими:

  • Постановка на учёт лиц, нуждающихся в помощи;
  • Ходатайство в судебные органы о признании подопечного дееспособным или недееспособным;
  • Организация попечительства;
  • Предоставление письменных разрешений на проведение сделок и подписание договоров с участием ребёнка;
  • Представление интересов подопечных в суде;
  • Участие в бракоразводном процессе граждан, если одним из разрешаемых вопросов является будущее проживание несовершеннолетнего ребёнка;
  • Подготовка лиц, желающих усыновить сироту;
  • Мониторинг условий, в которых проживают подопечные.
Это интересно:  Компенсация при увольнении совместителя

Если у сотрудников органов опеки возникает подозрение в отношении качества содержания ребёнка в его родной семье или у опекунов, они уполномочены направиться по адресу проживания подопечного с целью проведения независимой проверки. При неудовлетворительных условиях проживания, рассматриваемые уполномоченные лица имеют право ходатайствовать о лишении родительских прав биологических родителей ребёнка или изъятии отпрыска из приёмной семьи. Действительные полномочия органа опеки и попечительства неоспоримы и утверждены законодательством РФ.

Обязанности

Основными обязанностями органов опеки и попечительства в отношении детей являются:

  • Произведение действий сотрудников ООП исключительно в соответствии с регламентом настоящего закона;
  • Определение прав и благополучия несовершеннолетних, как приоритетных основ деятельности;
  • Отслеживание уровня жизни несовершеннолетних у их официальных опекунов;
  • Предоставление временного убежища малолетним сиротам, а также оказание медицинской и психологической помощи, предоставление реабилитационных услуг;
  • Учет мнения ребёнка, если ему больше 14 лет.

В случае перемены подопечным постоянного места жительства, организация по опеке и попечительству обязана:

  • Передать полномочия по попечительству региональному органу опеки;
  • Отправить в региональную попечительскую организацию соответствующее ходатайство в течение 3-х дней с момента переезда несовершеннолетнего гражданина;
  • Передать личное дело подопечного соответствующей организации.

В обязанности органов опеки также входит контроль полной сохранности имущества подопечных вплоть до достижения таковыми возраста 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Отдельным пунктом можно выделить обязанности органов опеки в отношении имущества подопечного. Таким образом, продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребёнок, может быть осуществлена только при наличии письменного согласия организации по защите юридических прав несовершеннолетних. При этом уполномоченные сотрудники обязаны требовать от законных попечителей ребёнка документальных доказательств того, что взамен реализуемого жилья приобретается равносильное. В противном случае сотрудники органа попечительства обязаны отказать опекуну в его ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба должен осуществляться контроль за наследством несовершеннолетнего гражданина и за тем, как, до достижения ребёнком 18-летнего возраста, данным имуществом распоряжается его законный опекун. При выявлении нарушений или несанкционированного растрачивания собственности ребёнка, органы опеки обязаны вмешаться.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:

  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
  • Местного самоуправления.

Данные организации основываются на следующих нормативных актах:

  • Конституции России;
  • Гражданско-Процессуальном кодексе;
  • Семейном кодексе.

Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации. В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга. По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.

При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не могут совершать противоправных действий в отношении несовершеннолетнего ребёнка и его родителей или официальных опекунов. Рассматриваемая организация призвана защищать права ребёнка, а не нарушать их.

Вопрос №17. Охарактеризуйте правовой статус органов опеки, попечительства. Каковы функции и полномочия данных органов?

Ст. 34 ГК РФ определяет правовой статус органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства относятся к органам местного самоуправления. Постановления, касающиеся опеки и попечительства — назначение опекуна или попечителя, его освобождение, отстранение от должности и другие вопросы, глава местной администрации выносит единолично. Его постановление обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, общественными организациями, как любое другое постановление административного органа. При этом не имеет значения, где оно вынесено. Оно действительно на всей территории РФ и не нуждается в подтверждении.

В своей работе органы опеки и попечительства руководствуются Конституцией, ГК РФ, СК РФ, другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и принятыми субъектами РФ в пределах их компетенции.

Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу. Источником получения этой информации могут служить сигналы органов социальной защиты, правозащитных органов, милиции, органов ЗАГС, жилищных органов, суда, прокуратуры, заявления соседей, родственников и просто посторонних граждан. Эти сигналы немедленно проверяются органами опеки и попечительства по месту нахождения нуждающегося в их помощи гражданина для принятия необходимых мер защиты. Степень обязательности информации о попавших в бедственное положение недееспособных, ограниченно дееспособных граждан зависит от характера деятельности организаций, получивших соответствующую информацию, наличия или отсутствия родственных связей гражданина с лицом, нуждающимся в помощи со стороны государства. Для большинства организаций, так или иначе охраняющих права граждан, поставить в известность о случившемся органы опеки и попечительства — обязательная часть их работы, их профессиональный долг. Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина полностью или ограниченно дееспособным.

Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Такой надзор обязателен и касается всех категорий недееспособных. Осуществляя его, органы опеки и попечительства тем самым сводят к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному. Причем всякий раз речь идет о постоянном, регулярном и систематическом обследовании условий жизни подопечного. При контроле за деятельностью опекуна полностью недееспособного лица обращается внимание на меры по физическому уходу за ним, оказанию ему медицинской помощи. При попечительстве над ограниченно дееспособным важно знать, оправдывает ли себя такая мера, как попечительство. Чаще всего надзор за условиями воспитания подопечного поручают педагогам и воспитателям. Контроль за деятельностью опекуна (попечителя) сочетается с различного рода помощью в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т.п.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяются следующие полномочия данных органов:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться в законах субъектов РФ. В связи с этим определяются следующие полномочия органов опеки и попечительства:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с федеральным законодательством опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с федеральным законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат федеральному законодательству и (или) законодательству автономного округа или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством;

12) издание актов по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства;

13) назначение помощников совершеннолетним дееспособным гражданином, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности;

14) осуществление функций опекуна и попечителя в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством;

15) осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка на основании изданного органами опеки и попечительства акта;

16) направление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения;

17) дача согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилого помещения в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством;

18) защита наследственных прав несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан в случаях, установленных федеральным законодательством;

19) защита имущественных прав лиц, признанных безвестно отсутствующими, определение управляющего имуществом таких лиц и заключение с ним договора о доверительном управлении имуществом;

20) дача согласий на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту временного пребывания;

21) дача согласий на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

22) назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случае, если между интересами родителей и детей имеются противоречия;

23) дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

24) представление заключения в суд об обоснованности и соответствии интересам ребенка усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам усыновления (удочерения) и его отмены;

25) разрешение вопросов, связанных с изменением фамилии и имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

26) разрешение спорных вопросов между родителями ребенка (иными законными представителями) и родственниками в случаях, установленных федеральным законодательством;

27) дача заключений и участие в судебных заседаниях в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

28) участие в исполнении судебных решений об отобрании и передаче детей другим лицам в случаях, установленных федеральным законодательством;

29) дача предварительного разрешения на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала усыновителям, опекунам, попечителям или приемным родителям в случаях, установленных федеральным законодательством;

30) дача согласия на зачисление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников;

31) сообщение об установлении опеки над лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом несовершеннолетних лиц, лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения;

32) дача предварительного согласия на обмен жилыми помещениями в случаях, установленных федеральным законодательством;

Это интересно:  Порядок получения субсидии на оплату коммунальных услуг - история читателя

33) принятие решений о проведении психиатрического освидетельствования, профилактического осмотра, помещении в психиатрический стационар граждан в случаях, установленных федеральным законодательством;

34) дача согласий на заключение трудовых договоров с несовершеннолетними в случаях, установленных федеральным законодательством;

35) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным) в случае согласия обоих родителей, усыновителей или попечителей;

36) выдача предварительного разрешения на расходование опекунами или попечителями доходов подопечного в случаях, установленных федеральным законодательством;

37) выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

38) участие в уголовных делах в соответствии с федеральным законодательством;

39) организация и обеспечение направления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

40) дача заключения о возможности временной передачи ребенка, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью гражданина;

41) ведение личных дел несовершеннолетних подопечных;

42) заключение договоров с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об осуществлении отдельных полномочий органов опеки и попечительства;

43) выявление и учет детей, права и законные интересы которых нарушены, и принятие мер по защите их прав и законных интересов;

44) осуществление иных полномочий в отношении несовершеннолетних, недееспособных и не полностью дееспособных лиц, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности в соответствии с федеральным законодательством.

Кроме того, к полномочиям органов опеки и попечительства помимо установленных федеральным законодательством относятся:

1) участие в деятельности по профилактике социального сиротства;

2) содействие в защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

3) содействие в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет;

4) формирование регионального банка данных приемных семей;

5) формирование реестра недееспособных и не полностью дееспособных граждан.

Таким образом, с позиций действующиегозаконодательства перечисленные выше полномочия отнесены к разряду государственных и, следовательно, другие юридические и физические лица не вправе их выполнять. На это обстоятельство указывает и абз. 3 п.1 ст. 121 СК РФ, в соответствии с которым деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Опека и попечительство: вся правовая информация в одном месте

К отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным настоящим Кодексом, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты РФ.

Отношения между опекуном, попечителем и подопечным возникают с момента принятия акта о назначении опекуна (попечителя). Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации 2 . (см. текст в предыдущей редакции)

Одна из важнейших задач этих органов — выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства 3 .

В качестве опекунов (попечителей) могут выступать следующие субъекты:

1. Совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав, а также граждане, не имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, согласившиеся быть опекунами (попечителями), обладающие необходимыми нравственными и иными личными качествами и способные к выполнению таких обязанностей, а также проживающие по месту жительства подопечного, а при наличии заслуживающих внимания обстоятельств — независимо от этого (при назначении опекуна или попечителя учитываются также отношения, существующие между ним и подопечным, желание подопечного учитывается по возможности). Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами 1 . Повышенные требования предъявляются к опекунам и попечителям детей. СК РФ устанавливает, что не назначаются опекунами и попечителями лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей); лица, ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (по перечню заболеваний, устанавливаемому Правительством РФ) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка (п. 3 ст. 146 и п. 1 ст. 127 СК РФ) 2 .

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Опекуны (попечители) по закону – образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При помещении подопечного в подобное учреждение орган опеки и попечительства освобождает назначенных опекунов (попечителей) от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного (абз. 2 п. 1 ст. 39 ГК РФ). В то же время детям, находящимся на полном государственном попечении в подобных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

3. Орган опеки и попечительства — если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель.

4. Другие лица. Так, ст. 153 СК РФ упоминает приемных родителей — лиц, заключивших с органами опеки и попечительства срочный возмездный договор о воспитании ребенка (детей). Такие лица в отношении принятого на воспитание ребенка (детей) обладают правами и обязанностями опекунов (попечителей).

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо — опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном 1 .

Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей. Оно устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны, — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 1 ст. 33 ГК РФ). Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо — попечитель помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно).

Разница между опекуном и попечителем состоит в том, что опекун полностью замещает личность недееспособного в гражданском обороте и действует хотя и от имени подопечного, но вполне самостоятельно. Попечитель же, напротив, не замещает личности частично дееспособного, а лишь осуществляет контроль за совершаемыми последним юридическими действиями, соглашаясь на совершение сделок или отказывая в этом.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных, т.е. выступают в защиту прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия 1 .

Главной обязанностью опекунов и попечителей является забота о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, а в отношении несовершеннолетних подопечных — также и об их обучении и воспитании. Эта общая обязанность конкретизируется применительно к разным сферам деятельности опекунов и попечителей. Важнейшее место среди них занимает сфера имущественных отношений.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом. Опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Опекуны и попечители обязаны расходовать доходы подопечного (пособие, пенсию, алименты, заработок, стипендию и др., в том числе доходы от управления имуществом, в частности в виде полученных дивидендов, — ст. 38 ГК) исключительно в интересах подопечного и с предварительного согласия органа опеки и попечительства. Такое согласие не требуется только при производстве необходимых для содержания подопечного расходов за счет сумм его дохода (питание, одежда и т.п.) 2 .

Опекуны и попечители осуществляют предоставленные им права под надзором органов опеки и попечительства для того, чтобы предотвратить возможность злоупотреблений. Отдельные виды сделок опекуны и попечители вообще не могут совершать, а отдельные совершают только с согласия органов опеки и попечительства 3 .

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Решение органа опеки и попечительства об отказе в даче согласия на распоряжение имуществом ребенка (подопечного) может быть обжаловано в суд. При этом само по себе наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка не является достаточным подтверждением законности совершенной сделки. В соответствии со ст. 28, 37 ГК РФ разрешение органа опеки и попечительства должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав малолетнего ребенка, в связи с чем именно реальное соблюдение этих прав — критерий законности сделки по отчуждению.

Опекунам и попечителям запрещено совершать сделки со своими подопечными, представлять их интересы при заключении сделок и ведении судебных дел с членами своих семей или иными своими родственниками. Совершение договора дарения от имени подопечного не допускается (ст. 37 ГК РФ) 1 .

Имущественные отношения в сфере опеки и попечительства существенно усложняются в случае передачи части имущества подопечного в доверительное управление (ст. 38 ГК РФ). Необходимость использования гражданско-правового института доверительного управления возникает при следующих обстоятельствах: при наличии в собственности подопечного недвижимого и ценного движимого имущества (например, ценных бумаг) и потребности обеспечить постоянное управление им.

Доверительное управление устанавливается на основании договора, заключенного между органом опеки и попечительства и управляющим, который определяется этим органом. Передаваемое в доверительное управление имущество выделяется из имущества подопечного. При этом опекун (попечитель) сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление. Имущество, переданное в доверительное управление, должно использоваться в интересах подопечного. Соблюдение управляющим этой обязанности контролируется органом опеки и попечительства как стороной в договоре о доверительном управлении. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства, например в связи с достижением несовершеннолетним 18 лет (см. п. 2 ст. 38, ст. 1024 ГК РФ) 1 .

Ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным надо отличать от патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (ст. 41 ГК РФ). Попечительство в форме патронажа устанавливается органом опеки и попечительства только по просьбе самого совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Попечитель (помощник) дееспособного гражданина может назначаться в этом случае лишь с согласия такого гражданина. Обычно помощник заключает с подопечным договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора 2 .

Рассмотренные в этой части положения опеки и попечительства для более простого восприятия и запоминания можно представить в виде схемы (см. Приложение № 3)

Опека и попечительство;

Правовой институт Опеки и попечительства впервые введен в гражданское законодательство. До принятия ГК РФ нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных, содержались Кодексе о Браке и Семье 1969 года, то есть находились в сфере семейного права, что по своей сути противоречило самому духу данного института. Дело в том, что этот правовой институт всегда считался комплексным: он содержал нормы как семейного, так и гражданского и административного права.

Чем регулируется— Конвенция (СНГ) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированная ФЗ от 4 августа 1994 г. (СНГ)

1) Конституция РФ

2) ГК РФ (ст. 31-40)

3) Семейный кодекс РФ (ст. 145 – 150)

4) Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5) Закон РФ от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» (п. 9 ст. 53, п. 7 ст. 64, п. 7 ст. 75);

6) Жилищный кодекс РФ (в отношении возникновения и сохранения права на жилую площадь у опекунов/попечителей и их подопечных в виду необходимости их совместного проживания – ст. 54, 60)

Это интересно:  Кто оплачивает больничный лист в РФ?

7) другие фед.законы и законы субъектов РФ

Для Москвы — Закон г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 «Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве»

8) Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (утв. приказом Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. N 199)

ГК РФ регулирует общие вопросы данного института:

— цели опеки и попечительства;

— права и обязанности опекунов/попечителей (ст. 31-33);

— органы опеки и попечительства (ст. 34);

— назначение опекунов и попечителей и освобождение/отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39);

— исполнение опекунами/попечителями своих обязанностей (35-39);

— Доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38);

— Прекращение опеки и попечительства (ст. 39).

Цели— устанавливаются для защиты прав и интересов лиц недееспособных, ограниченно дееспособных или не полностью дееспособных.

То есть для лиц, которые по возрасту или по состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в специальных мерах правовой помощи и содействия.

Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей – плюс в целях воспитания. (ст. 31 ГК)

Основная задача данного института – восполнение отсутствующей общей гражданской дееспособности подопечных.

Кто устанавливает— Органы опеки и попечительства. Таковыми являются органы местного самоуправления (могут быть специальные управления, отделы, конкретные лица…) – ст. 34 ГК.

Их правовое положение подробно регулируется ст.31-41 ГК. Многие вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ (см. ст.121 СК и комментарий к ней).

Семейный Кодекс РФ также содержится много ссылок на обязанности органов опеки и попечительства по защите семейных прав и интересов несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, а также в случаях, когда родители уклоняются от их воспитания и защиты их интересов (см., например, ст.56, 57 СК).

Задачи Органовп. 3 ст. 34 ГК – осуществление по месту жительства подопечных надзора за деятельностью опекунов и попечителей. В чем он выражается – это систематическое и обязательное наблюдение за:

— условиями жизни подопечных;

— исполнение опекунами/попечителями своих обязанностей (в т.ч. по управлению имуществом)

— оказание опекунам/попечителям необходимой помощи и содействия (в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т.п.).

Порядок и формы надзора – определяется для каждого вида опеки или попечительства отдельно (над недееспособными, несовершеннолетними и т.д.)

На органы опеки и попечительства возложено разрешение споров и разногласий между родителями по воспитанию детей и другим вопросам, а также споров между родителями и детьми, опекуном ребенка и его несовершеннолетними родителями и иными лицами.

Они могут предъявлять иски в суд:

— о лишении родителей родительских прав (ст.70 СК),

— о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей с их родителей (ст.80 СК),

— об отмене усыновления (ст.142 СК) и в других случаях, не нуждаясь для этого в специальных полномочиях.

Они выступают в защиту прав и интересов детей, в том числе в суде, при разрешении споров, связанных с воспитанием детей (см. ст.78 СК и комментарий к ней).

Порядок установления,выбор формы устройства лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве – исключительная компетенция Органов – выноситься соответствующий административный акт главой местной администрации (постановление, решение и т.п.).

Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу.

Источником получения этой информации могут служить сигналы:

— органов социальной защиты,

— правозащитных органов, милиции,

— записи актов гражданского состояния,

— заявления соседей, родственников и просто посторонних граждан.

Эти сигналы должны немедленно проверить органы опеки и попечительства по месту нахождения нуждающегося в их помощи гражданина для принятия необходимых мер защиты.

В числе этих мер — устройство недееспособного, ограниченно дееспособного лица на опеку или попечительство.

Степень обязательности информации о попавших в бедственное положение недееспособных, ограниченно дееспособных граждан зависит от характера деятельности организаций, получивших соответствующую информацию, наличия или отсутствия родственных связей гражданина с лицом, нуждающимся в помощи со стороны государства.

Для большинства организаций, так или иначе охраняющих права граждан, поставить в известность о случившемся органы опеки и попечительства — обязательная часть их работы, их профессиональный долг.

Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина либо полностью недееспособным, либо ограниченно дееспособным. После вступления решения суда в законную силу этот гражданин попадает в разряд нуждающихся в государственной помощи. Суд обязан в течение трех дней поставить в известность о принятом решении органы опеки и попечительства по месту проживания лица, не способного полностью или частично осуществлять свои личные и имущественные права для назначения опеки или попечительства (п. 2 ст. 34 ГК).

В этих же целях обязанность сообщать Органам о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагается ст. 122 СК РФ на должностных лиц учреждений (дошкольных, образовательных, лечебных и др.) и иных граждан, которые располагают сведениями о таких детях.

В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться с просьбой об установлении опеки (попечительства) над ребенком.

Срок установления – 1 месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости ее установления:

— с момента, когда получено решение суда, признающее гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;

— с момента, когда органы узнали, что ребенок остался без попечения родителей.

Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, установлен:

— ст.ст. 121 и 122 СК РФ;

— ФЗ от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;

— Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием (утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217).

Опека — устанавливается над:

2) малолетними (до 14 лет).

На опекуна кроме всего прочего возложена и функция воспитателя.

Попечительство — устанавливается над:

1) несовершеннолетними (от 14 до 18 лет);

2) ограниченно дееспособными гражданами;

3) над дееспособными лицами, которые не могут осуществлять свои права по состоянию здоровья (патронаж).

Основное различие этих понятий — в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных.

Какие несовершеннолетние (малолетние) передаются на опеку и попечительство.

Это две категории детей:

1) дети, потерявшие родителей (обоих или единственного):

— признаны безвестно отсутствующими;

— лишены родительских прав или ограничены в них.

2) «социальные сироты» — для утраты ими родительского попечения характерно неисполнение обязанностей по удовлетворению жизненно необходимых потребностей ребенка (в пище, одежде, уходе и т.п.):

по объективным причинам (хронический алкоголизм родителей, их тяжкое душевное заболевание, инвалидность, длительное пребывание на излечении, нахождение в местах лишения свободы, в длительной командировке или экспедиции и т.п.),

по субъективным причинам — когда они этого делать не хотят (уклоняются от выполнения своих обязанностей, отказываются от своего ребенка в родильном доме, больнице, забывают о своих детях, так как бродяжничают, не хотят работать, имеют другую семью, которая поглощает все их внимание и т.п.).

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства (его представителем) по месту обнаружения ребенка и оформляется в виде акта, который подписывает лицо, проводившее обследование условий жизни несовершеннолетнего.

Кто может бытьОпекунами и попечителями – это всегда только:

3) назначаются только с их согласия;

4) учитываются их личные и нравственные качества и способность быть опекунами и попечителями;

5) если назначаются над несовершеннолетними ( до 18 лет) – обязаны проживать вместе с ними.

Кто не может быть:1) несовершеннолетние (т.е. лица, не достигшие 18 лет, в т.ч. и эмансипированные несовершеннолетние);

2) лица, признанные судом недееспособными (душевнобольные и слабоумные – ст.29 ГК);

3) лица, ограниченные в дееспособности (ст. 30 ГК);

Назначаются административным актом (постановлением, решением…) главы местной администрации в течение 1 месяца с момента, когда органам О и П стало известно о необходимости установления опеки/попечительства. Если в течении месяца не назначен – временно обязанности возлагаются на Органы О и П.

Назначенные опекуны/попечителя подотчетны и подконтрольны органам опеки и попечительства.

Как правило, назначаются по месту жительства подопечного. В исключительных случаях (например, если подопечный уже проживает в семье будущего опекуна/попечителя) – по месту жителя опекуна/попечителя.

Назначаются только с их согласия. При наличии соответствующей возможности – учитывается желание подопечного.

Для лиц, находящихся или помещенных в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и др. аналогичные учреждения, опекунами/попечителями являются эти учреждения.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Заключается органами опеки и попечительства с супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью (приемными родителями). Приемные родители в силу закона (ст. 153 СК РФ) наделяются правами и обязанностями опекунов и попечителей.

Их полномочия: выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в т.ч. в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК). То есть они являются законными представителями своих подопечных, им не требуется доверенность или иное специальной уполномочие. Их полномочия удостоверяются опекунским удостоверением или при его отсутствии – решением органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном (попечителем).

Опекун — шире, чем у попечителей. Они полностью совершают все сделки и несут за опекаемых ответственность в полной мере (ст. 32 ГК). Они являются представителями подопечных «в силу закона».

Исключение – ограниченный круг сделок, которые по закону вправе совершать малолетние.

Попечитель — они дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей совершать мелкие бытовые сделки (п. 2 ст. 26 ГК), а также сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, если эти сделки не требуют нотариального удостоверения либо государственной регистрации (см. п. 2 ст. 28 ГК). На все остальные сделки требуется письменное согласие попечителя (п. 1 ст. 26 ГК).

В некоторых случаях суд или органы опеки и попечительства по ходатайству попечителя могут ограничить или лишить несовершеннолетнего, находящегося под попечительством, права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами в соответствии с п. 4 ст. 26 ГК. Например, если подросток неразумно тратит получаемые им средства, использует их на приобретение спиртных напитков, наркотиков, на азартную игру и т.п.

Подобного рода исключение из общего правила не распространяется, во-первых, на вступивших в брак до достижения 18 лет, во-вторых, на тех, кто объявлен эмансипированным в соответствии с п. 1 ст. 27 ГК.

Ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, несколько иначе сказывается на объеме его прав и обязанностей. Поскольку здесь главная задачапредотвратить трату получаемых средств любого размера на алкоголь и наркотики, п. 1 ст. 30 ГК разрешает ограниченно дееспособному лицу совершение мелких бытовых сделок. На все остальные сделки, связанные с получением заработка, пенсии и иных доходов, требуется в соответствии с п. 1 ст. 30 ГК согласие его попечителя.

Однако это обстоятельство не освобождает такого гражданина от самостоятельной имущественной ответственности по совершенным сделкам и за причиненный им вред (п. 1 ст. 30 ГК).

Предоставление подопечному, имеющему попечителя, относительной свободы в гражданско-правовой сфере не означает, что ему вовсе не нужна помощь в осуществлении прав, исполнении обязанностей прежде всего имущественного порядка. Эта помощь (содействие) может заключаться в:

— совете, как поступить в той или иной ситуации,

— посещении организаций, способных помочь как подростку, так и ограниченно дееспособному гражданину

— оформлении наследства, причитающегося подопечному,

— предъявлении, рассмотрении иска, направленного на защиту имущественных прав подопечного или против него,

— при исполнении вынесенного судом решения.

— при защите личных прав подопечного, его чести и достоинства,

— при перемене имени, фамилии и т.п.

Попечитель призван также ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц в самом широком смысле слова.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, www.samso.ru, lektsii.org, studfiles.net, studopedia.su.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector