Приостановление операций по счетам в банке

Приостановление операций по счетам в банке — весьма серьезное событие для любого хозяйствующего субъекта, поскольку может парализовать почти всю его деятельность. Каковы основания приостановления и как решить эту проблему, рассмотрим в нашей статье.

Содержание

Положения законодательства об ограничении распоряжения счетом

Ст. 858 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) устанавливает закрытый перечень ситуаций, когда допускается ограничить владельца банковского счета в правах на распоряжение хранимыми на нем средствами:

  • арест счета;
  • приостановление операций по нему, в том числе замораживание денежных средств.

Эти меры предполагают временное прекращение списания денег со счета и применяются для обеспечения соблюдения требований законодательных актов и судебных решений.

Арест налагается на определенную сумму в рамках процессуального законодательства:

  • судом для обеспечения исполнения судебного решения (ст. 142 ГПК РФ, ст. 96 АПК РФ);
  • органами предварительного расследования для обеспечения исполнения приговора суда в части гражданского иска (ст. 115 УПК РФ);
  • судебным приставом-исполнителем для обеспечения исполнения требований исполнительного документа (закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — закон № 229).

Приостановление операций по счетам в банке осуществляется:

  1. На основании решения фискального органа.
  2. Банками (финансовыми организациями):
    • в случаях, предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов. » от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ);
    • при наличии каких-либо сомнений в отношении исполнительного документа, полученного от взыскателя (п. 6 ст. 70 закона № 229).

Может ли налоговая заблокировать счет юридического лица в банке, причины блокирования

Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) предоставил фискальным органам право принимать решения о приостановлении операций по счетам в банке (блокировании) участника хозяйственной деятельности и гражданского оборота. Блокирование счетов имеет целью воздействие на организацию для обеспечения выполнения норм налогового законодательства.

Причины блокирования счета перечислены в НК РФ. Условно их можно разделить на группы по степени ограничения возможности владельца счета распоряжаться своими средствами. Блокирование может быть полным или частичным.

Частичное приостановление операций по счету в банке состоит в запрете на списание со счета определенной суммы и применяется, если:

  • не уплачены обязательные платежи и (или) штрафные санкции за их неуплату;
  • по результатам камеральной или выездной проверки фискальным органом взыскивается задолженность (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Полное блокирование счета вводится, если:

  • в определенный законом срок не сдана декларация о налогах (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • фискальному органу не обеспечена возможность работы с документами по каналу телекоммуникационной связи (подп. 1.1 п. 3 ст. 76, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • организацией, являющейся налоговым агентом, не представлены документы, касающиеся расчета и перечисления НДФЛ (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

ВАЖНО! Блокирование не затрагивает те перечисления, которые в силу п. 2 ст. 855 ГК РФ осуществляются до уплаты налогов и сборов (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Порядок блокирования счета

Так как для организации приостановление операций по счету в банке является достаточно серьезной проблемой, принять такое решение вправе исключительно руководитель (заместитель) фискального органа. Решение о блокировании направляется в финансовую организацию посредством электронной связи не позднее следующего дня после его принятия. Налогоплательщику в эти же сроки отправляется копия документа.

Финансовая организация, получив решение, обязана исполнить его установленным законом способом. В НК РФ четко определяются действия, связанные с блокированием счетов организации. Руководствуясь ст. 76 НК РФ, финансовая организация:

  • прекращает списание денег со счетов, подвергнутых блокированию (абз. 2 п. 1);
  • сообщает в фискальный орган в течение 3 дней информацию о суммах, находящихся на заблокированных счетах (п. 5);
  • если налогоплательщик после вынесения решения о блокировании счета изменил свое наименование и/или реквизиты счета, прекращает списание денег с измененного счета (абз. 3 п. 7);
  • освобождается от обязанности открывать новые счета по обращению налогоплательщика.

ВАЖНО! В этом случае налогоплательщик не сможет открыть счета и в другой финансовой структуре (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Зачисление поступающих на счет организации средств осуществляется в обычном режиме.

Частичное блокирование счета налоговыми органами

Частичное приостановление операций по счету в банке применяется фискальными органами, если:

    Организация не исполнила или ненадлежащим образом исполнила обязанность по уплате налогов, сборов и штрафов. В этом случае фискальный орган принимает решение о принудительном взыскании данных платежей (подп. 1 п. 2 ст. 46 НК РФ).

Решение выносится в течение 2 месяцев после окончания срока, определенного для добровольной уплаты долга (п. 3 ст. 46 НК РФ). Для обеспечения выполнения данного решения фискальный орган ограничивает операции по счету. При этом если денег на счете больше, чем размер долга, то суммой, превышающей размер долга, организация может распоряжаться без каких-либо ограничений (подп. 1 п. 2 ст. 76 НК РФ).

  • В результате камеральной (выездной) проверки выявлено налоговое правонарушение. В этом случае фискальный орган привлекает организацию к ответственности и/или принимает решение о взыскании недоимки, пеней и штрафа. Чтобы обеспечить исполнение решения, применяют следующие меры:
    • запрет на отчуждение (передачу в залог) определенного имущества без согласия фискальных органов;
    • запрет на списание денег со счета на сумму, указанную в решении фискального органа и не покрытую стоимостью имущества организации (п. 10 ст. 101 НК РФ).
  • Полное блокирование счета налоговыми органами

    Полностью списание денег со счета в банке прекращается в следующих случаях:

    1. При несвоевременном представлении или непредставлении декларации о налогах.
      Заблокировать счет по этой причине фискальный орган может в любой момент на протяжении 3 лет после окончания определенного законом срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
    2. Несоблюдении правил электронного документооборота.

    Как следует из п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик обязан заключить договор с оператором электронного документооборота для обеспечения обмена документами с фискальным органом.

    Организациям, сдающим отчетность в электронном виде, следует:

    • обеспечить поступление документов от ИФНС (уведомлений о вызове в инспекцию, требований о представлении документов);
    • подтвердить прием документов путем направления в ИФНС электронной квитанции в течение 6 рабочих дней (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
  • Отсутствии расчета по НДФЛ.

    С 01.01.2016 организация, являющаяся налоговым агентом, должна представлять в фискальный орган документы, касающиеся расчета и удержания сумм НДФЛ.

    Во всех вышеназванных случаях законодателем установлен дополнительный срок в 10 рабочих дней для принятия решения о блокировании счета. Указанный срок исчисляется в соответствии с правилами исчисления сроков — на следующий рабочий день после даты ненадлежащего исполнения обязанности налогоплательщика или установления факта ее неисполнения.

    Как разблокировать заблокированный налоговой счет в банке

    Банк заблокировал счет юридического лица — что делать в этом случае? Действия, которые необходимо предпринять, чтобы разблокировать счет организации в банке, зависят в первую очередь от причин блокирования. Как правило, достаточно выполнить требования фискального органа:

    • заплатить указанные в требовании фискального органа платежи;
    • представить декларацию;
    • представить договор, заключенный с оператором электронного документооборота;
    • предъявить квитанции о приеме требований фискального органа;
    • подать запрошенные документы;
    • обеспечить явку представителя;
    • представить данные по НДФЛ.

    Во всех этих случаях фискальный орган обязан отменить приостановление операций по счету в банке не позднее 1 дня, следующего за днем выполнения организацией своих обязанностей.

    Если блокированию подверглись несколько счетов и общая сумма средств на них больше суммы долга, можно обратиться в фискальный орган с заявлением. Оно должно содержать информацию о счете, на котором достаточно средств для погашения долга (подтверждается выпиской из банка), а также о тех счетах, с которых следует снять ограничение. Решение о снятии блокирования должно быть принято в течение 2 дней после получения такого обращения (п. 9 ст. 76 НК РФ).

    Кроме того, решение фискального органа о блокировании счета можно обжаловать, если оно вынесено с нарушением закона.

    Так, перспективным для налогоплательщика стоит признать обжалование в ситуации, когда:

    • решение о блокировании счета принято в отсутствие ограничения в распоряжении имуществом (постановление 1-го ААС от 30.04.2015 по делу № А11-11149/2014);
    • инспекция нарушила сроки и/или не уведомила налогоплательщика о блокировке (постановление ФАС МО от 04.07.2013 по делу № А40-82853/12-20-447);
    • у инспекции отсутствовали правовые основания для блокировки, т. е. ею были допущены материально-правовые нарушения (определение ВС РФ от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245).

    Счета, которые могут быть подвергнуты блокированию

    Как следует из п. 2 ст. 11 НК РФ, понятие счета, используемое в рамках налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в финансовых структурах, открытые по договору банковского счета. Таким образом, все счета, договор на ведение которых заключен в соответствии с правилами ст. 845 ГК РФ, могут рассматриваться фискальными органами как счета, в отношении которых применима блокировка.

    То есть в первую очередь блокирован будет расчетный счет организации. Также возможно блокирование:

    • Текущих валютных счетов (ст. 46, 76 НК РФ).
    • Корпоративного счета организации, который используется ее сотрудниками для расчетов за счет средств этой организации в ее интересах с использованием банковских карт, выпущенных для указанных целей. Такой счет, по мнению президиума ВАС РФ, обладает всеми признаками банковского счета (постановление от 21.09.2010 № 2942/10).

    Счета, которые не могут быть подвергнуты блокированию

    Фискальные органы не вправе ограничивать операции по следующим счетам:

    • Транзитным, ссудным как не имеющим признаков счета, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ (инструкция ЦБ РФ от 30.03.2004 № 111-И, письмо Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722).
    • Номинальным и счетам эскроу (ст. 860.5, 860.8 ГК РФ). О последнем виде счетов можно прочитать в статье Что такое эскроу счет – порядок открытия и изменения.
    • Депозитным, поскольку данные счета открываются на основании договора банковского вклада (п. 1 ст. 834 ГК РФ).

    ВАЖНО! По истечении срока действия депозитного договора средства с данного счета могут быть по требованию фискального органа переведены на расчетный счет организации и, соответственно, списаны для погашения задолженности по налогам (п. 5 ст. 46 НК РФ).

    • Использующимся для осуществления деятельности простого товарищества (совместной деятельности). Средства на таком счете являются собственностью участников совместной деятельности, а не налогоплательщика (постановление ФАС ЦО от 28.08.2009 № А68-9966/2008-5/18).
    • Открытым на основании ст. 1018 ГК РФ для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением.

    Ответственность налоговых органов за неправомерное блокирование счета или несвоевременное снятие блокирования

    Так как приостановление операций по счету в банке создает для любого хозяйствующего субъекта серьезные проблемы, законодателем предусмотрена ответственность фискальных органов за неправомерные действия (бездействие), касающиеся такого решения, а также за несоблюдение сроков, связанных с отменой этой меры.

    Фискальный орган обязан отменить блокировку счета строго в сроки, установленные в ст. 76 НК РФ, и не позднее следующего дня проинформировать об этом финансовую организацию посредством электронной связи (п. 4 ст. 76 НК РФ).

    Если эти сроки нарушены, а также в случае неправомерного блокирования счета фискальный орган обязан уплатить проценты за каждый день нарушения срока или неправомерного блокирования счета. Методика начисления процентов определена в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

    В случае несогласия с действием фискального органа, в том числе в отношении блокирования счета, его следует сначала обжаловать в порядке подчиненности в вышестоящую организацию и только потом в суд (ст. 137, п. 2 ст. 138 НК РФ).

    Фискальные органы также несут ответственность за убытки, причиненные действиями (бездействием) их сотрудников (ст. 16 ГК РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ). Под убытками понимают реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенную выгоду). При этом истцу необходимо будет доказать, что убытки связаны с действиями (бездействием) фискального органа, а также обосновать размер убытка, особенно в отношении упущенной выгоды.

    Как узнать (проверить), не заблокирован ли счет в банке

    Проверить, не произошло ли блокировки счета юридического лица в банке налоговой, можно, воспользовавшись созданным ФНС России веб-сервисом «Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков». Данный ресурс является общедоступным и позволяет любому заинтересованному лицу оперативно получать данные о блокировках. Веб-сервис размещен на сайте ФНС России, в разделе «О ФНС России / Взаимодействие с другими государственными учреждениями РФ / Взаимодействие с Банком России. » (http://service.nalog.ru/bi.do). Для получения сведений необходимо знать ИНН плательщика и БИК обслуживающего банка.

    ВАЖНО! На федеральный уровень поступают только решения о блокировании счетов, направленные в электронном виде, поэтому базы федерального и местного уровней могут не совпадать. В этом случае изменения в картотеку вносятся в том числе и по заявлению организации (письмо ФНС России от 20.02.2014 № ПА-4-6/3003).

    Арест счета судебным приставом-исполнителем

    Арест денежных средств на счете — одна из мер принудительного исполнения, применяемая службой судебных приставов для выполнения требований исполнительного документа. Эта мера подразумевает прекращение списания денег со счета должника в размере, установленном в постановлении судебного пристава-исполнителя.

    Арест денежных средств на счете применяется:

    • Для исполнения определения суда о применении мер по обеспечению иска. Исполнительный лист, выданный на основании такого определения, может быть предъявлен заинтересованной стороной в ССП для исполнения.
      ВАЖНО! Арест, наложенный судебным приставом во исполнение определения суда об аресте денежных средств должника, может быть снят только судом.
    • Как обеспечительная мера в рамках исполнительного производства. Решение о применении ареста принимается или приставом самостоятельно, или по заявлению взыскателя (п. 2 ст. 30 закона № 229). Мера направлена на понуждение должника к исполнению исполнительного документа (п. 1 ст. 64 закона № 229).
    • Как мера принудительного исполнения. Если долг не погашен добровольно, судебный пристав направляет в финансовую организацию постановление о перечислении денег со счета должника на депозитный счет подразделения. Когда средств на счете должника недостаточно, финансовая организация обязана исполнять постановление судебного пристава по мере поступления денег на этот счет (п. 9 ст. 70 закона № 229).

    Как разблокировать счет в банке, заблокированный приставами

    Самым действенным способом снятия со счета ареста, наложенного судебным приставом, является погашение долга, ставшего причиной ограничения расходных операций по счету.

    Если долг погашен в добровольном порядке, для снятия ограничения необходимо:

    • представить судебному приставу документы, подтверждающие оплату долга в полном размере;
    • подать ходатайство об окончании исполнительного производства и заявление о снятии блокировки со счета.

    После удовлетворения ходатайства пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства, в котором отменяет блокировку счета. Копия постановления направляется в финансовую организацию, которая снимает ограничительные меры. Арест должен быть снят после получения финансовой структурой отменяющего постановления, которое подлежит исполнению в указанный в нем срок (п. 4 ст. 14 закона № 229).

    Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 37 закона № 229 должник имеет возможность обратиться с обоснованным заявлением в орган, выдавший исполнительный документ, о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) для исполнения данного документа. На основании решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) можно будет отменить арест по счету.

    Незаконные действия судебного пристава по аресту денежных средств на счетах могут быть обжалованы в течение 10 дней в порядке подчиненности или в суд. Порядок обжалования установлен в гл. 18 закона № 229.

    Блокировка расчетного счета банком на основании положений закона № 115-ФЗ

    Закон № 115-ФЗ предоставляет финансовым организациям возможность приостанавливать операции по счетам. Условно эти основания подразделяются на 2 группы:

    • блокировка операции банком самостоятельно (п. 10 ст. 7 закона № 115-ФЗ);
    • блокировка по счету на основании постановления уполномоченного органа или судебного акта.

    Основания для самостоятельной блокировки дают финансовой структуре право приостановить расходные операции по счету в размере суммы, указанной в платежном поручении, если хотя бы одна из сторон:

    • входит в список лиц, в отношении которых уполномоченным органом применены меры по замораживанию активов;
    • действует по указанию и от имени лиц, активы которых заморожены.

    Срок такой блокировки не должен превышать 5 дней. Если в течение этого срока финансовая организация не получает постановления уполномоченного органа о приостановлении списания, то заблокированное перечисление подлежит исполнению.

    ВАЖНО! В данном случае приостанавливается только та операция, которая соответствует вышеназванным признакам. В остальной части перечисление денег в пользу других получателей допустимо.

    В случае блокировки счета на основании постановления уполномоченного органа РФ все списания приостанавливаются на срок до 30 суток, а в случае блокировки на основании судебного решения — до отмены такого решения.

    Расходные операции по счету возобновляются в течение 1 рабочего дня после окончания срока, указанного в постановлении уполномоченного органа, или получения судебного решения об отмене замораживания активов.

    Таким образом, любое ограничение прав организации по распоряжению денежными средствами возможно только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством. Организация же, в свою очередь, для исключения проблем, связанных с блокировкой счетов в банке, должна вести свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями законодательства.

    Приостановление операций по счетам в банке

    «Налоговая проверка», 2008, N 3

    Одним из способов обеспечения исполнения обязанности организации по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также своевременному представлению налоговой декларации является блокирование налоговыми органами ее банковских счетов.

    В статье рассмотрен порядок блокирования счетов: какие именно счета могут быть заблокированы, какие расходные операции организация вправе осуществлять по заблокированным счетам, способы отмены решения о приостановлении операций по счетам, а также каким образом в случае отмены налоговыми органами такого решения организация может довести его до банка.

    Блокирование счетов организации

    Когда организация не исполняет обязанности, возложенные на нее Налоговым кодексом, налоговый орган может приостановить ее операции по счетам в банке. Статья 76 НК РФ предусматривает два случая, в которых возможно блокирование счетов:

    • взыскание налога, сбора, пеней, штрафа во внесудебном порядке, если налогоплательщик не исполнил требование налогового органа об их уплате (п. 1);
    • непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении срока ее представления (п. 3).

    Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа и направляет в банк на бумажном носителе или в электронной форме. Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении решения.

    Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@.

    Решение о приостановлении операций организации по счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. То есть последний должен блокировать счета организации независимо от того, что, по мнению организации, это решение было вынесено на основании ошибочных выводов. Также налогоплательщику нужно учесть, что согласно п. 10 ст. 76 НК РФ банк не несет ответственности за убытки, которые понес налогоплательщик вследствие приостановления операций по решению налогового органа.

    Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счетам организации с учетом некоторых ограничений, при этом банк осуществляет доходные операции в полном объеме (поступление денежных средств на счета организации).

    Для налогоплательщика очень важно определиться, в каких случаях можно сказать, что им не была своевременно исполнена обязанность по представлению налоговой декларации. Рассмотрим некоторые ситуации.

    В п. 1 ст. 80 НК РФ сказано, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Соответственно, налогоплательщик не обязан подавать налоговые декларации по тем налогам, плательщиком которых он не является. В соответствии с этим Письмом УФНС по г. Москве от 09.06.2007 N 16-10/054964@ разъяснено, что за непредставление налоговых деклараций налоговые органы вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам организации, только если она обязана их подавать.

    Нередки случаи, когда налоговый орган отказывает в приеме налоговой декларации, представленной по старой форме. Если организация не успела повторно подать эту декларацию по действующей форме до истечения 10 дней по окончании срока ее представления, налоговики могут заблокировать ее счета.

    Организация может передать полномочия по ведению налогового учета и представлению отчетности своему представителю, например специализированной компании. Если уполномоченный представитель несвоевременно подал налоговую декларацию в налоговый орган, то ответственность за это нарушение, в соответствии со ст. 76 НК РФ, будет нести организация-налогоплательщик. Такой вывод следует из п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, согласно которому субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.

    Для случая приостановления операций по счетам, связанного с непредставлением налоговой декларации, НК РФ не установил лимита остатка денежных средств на счетах, на который распространяется решение о приостановлении операций. Поэтому налоговые органы блокируют все средства, лежащие на счетах в банке.

    Если операции по счетам организации приостановлены и средств на них недостаточно для покрытия задолженности перед бюджетом, то организация для продолжения своей хозяйственной деятельности может открыть счет в другом банке. В этом случае она, уведомив контрагентов об открытии нового счета, на короткий срок сможет воспользоваться денежными средствами по своему усмотрению. При этом ей нужно будет учесть следующее:

    • она обязана сообщить об открытии счета в налоговый орган в течение 7 дней со дня его открытия;
    • банк обязан сообщить в налоговый орган об открытии счета в течение 5 дней со дня его открытия.

    Соответственно, налоговый орган, узнав об открытии нового счета, его тоже заблокирует, но до этого момента организация сможет воспользоваться поступившими денежными средствами.

    Расходные операции, осуществляемые в период блокирования счетов. Решение о приостановлении операций по счетам в банке не распространяется:

    1. на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов, авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов, перечисляемых в бюджетную систему РФ;
    2. на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Так как согласно ст. 855 «Очередность списания денежных средств со счета» ГК РФ расчеты по обязательным платежам в бюджет производятся в порядке четвертой очереди, то в период действия приостановления операций по счету с него могут быть списаны средства:
    • в первую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о взыскании алиментов;
    • во вторую очередь — по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
    • в третью очередь — по отчислениям в ПФР, ФСС и ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Также в третьей очереди ГК РФ указаны платежи, которые Постановлением КС РФ от 23.12.1997 N 21-П исключены из этой очереди, — это списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

    Так как до настоящего времени не принято соответствующих изменений в ГК РФ, данный вопрос ежегодно урегулируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением КС РФ N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и во вторую очередь. Таким образом, организация не сможет снять денежные средства со счета на оплату труда работников, если он заблокирован.

    Понятие счета. При применении ст. 76 НК РФ важно определиться с тем, что понимается под счетом. Дело в том, что приостановление операций затрагивает только те счета организации, открытые в банке, которые признаются таковыми для целей Налогового кодекса. Также нужно учесть, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам в банке он не вправе открывать организации новые счета. Эти ограничения распространяются на все счета организации, открытые в банке. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. Таким образом, к понятию «счет», используемому в НК РФ, предъявляются три требования:

    • наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке;
    • возможность зачисления на счет денежных средств;
    • возможность расходования денежных средств со счета.

    Правовому регулированию договора банковского счета посвящена гл. 45 ГК РФ. В ст. 845 ГК РФ сказано, что по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Налогоплательщики открывают в банках много различных счетов, не обо всех однозначно можно сказать, признаются ли они счетами согласно ст. 11 НК РФ и будут ли затронуты в случае блокирования.

    Разблокирование счетов

    Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа и до момента его отмены. Если приостановление операций по счетам является правом налогового органа, то отмена этого приостановления — его обязанность, которую он должен исполнить в установленные НК РФ сроки при выполнении налогоплательщиком определенных требований. Основаниями для отмены решения о приостановлении операций по счетам могут быть:

    • решение суда;
    • решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке. Оно принимается в случаях представления организацией налоговой декларации, взыскания суммы налога, указанной в решении о приостановлении операций по счетам. В этих случаях приостановление операций по счетам отменяется налоговиками не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления организацией налоговой декларации или документов (их копий), подтверждающих уплату налога, сбора, пеней, штрафов (п. 3 ст. 76 НК РФ). На практике в случае, если организация осуществила данные платежи в бюджет, налоговый орган вынесет решение об отмене приостановления операций по счетам только после того, как проверит поступление денежных средств на соответствующий счет УФК.

    Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам

    Основанием для отмены решения о приостановлении операций по счетам является решение налогового органа или суда. Решение налогового органа об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк в бумажной форме либо по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления в банк этого решения в электронном виде устанавливается ЦБ РФ. В настоящее время данный порядок ЦБ РФ не утвержден, а Порядок направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@, не применим, так как утвержден не ЦБ РФ.

    Согласно п. 2 Порядка направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе (далее — Порядок направления в банк решения на бумажном носителе) решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика направляется налоговым органом в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается налоговым органом под расписку представителю банка. Моментом получения банком решения налогового органа являются дата и время, указанные:

    • в уведомлении о вручении, если оно направлено в банк заказным почтовым отправлением;
    • в отметке о принятии решения, если оно вручено под расписку представителю банка.

    Приказ ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.

    Так как данный порядок отмены решения законодательством не прописан, а официальных разъяснений фискальных ведомств нет, то возможно, что налогоплательщику необходимо будет представить решение суда как в банк, так и в налоговый орган.

    Может ли организация ускорить доведение до банка решения об отмене приостановления операций?

    Прежде чем решение налоговиков об отмене приостановления операций по счетам поступит в банк, пройдет время, которое драгоценно для организации, ведь она не может осуществлять расчеты. Поэтому для нее весьма важно, чтобы решение достигло банка как можно скорее. В связи с этим часто возникают вопросы о возможности представления организацией в банк копии решения на бумажном носителе, которую ей выдал налоговый орган, или представления в банк оригинала решения, когда организация действует на основании доверенности банка. По мнению финансистов, не все эти случаи действенны.

    Вывод финансистов основан на следующем: из ст. 76 НК РФ и Порядка направления в банк решения на бумажном носителе следует, что налоговики отправляют в банк на бумажном носителе оригинал решения об отмене приостановления операций, а о возможности отправки копии не говорится. Поэтому организации не имеет смысла отправлять в банк полученную от налоговиков копию решения.

    Доверенность. Налоговым кодексом предусмотрена возможность участия лица в налоговых правоотношениях через законного либо уполномоченного представителя. В результате возникает вопрос о том, вправе ли организация, выступая в качестве уполномоченного представителя банка, получить у налоговой инспекции решение об отмене приостановления операций на бумажном носителе и передать его в банк.

    Таким образом, организация может воспользоваться данным способом, чтобы ускорить разблокирование счетов.

    Приостановление операций по счетам: нюансы правоприменения

    Александр Зрелов, член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ
    по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

    Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

    Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет статья 76 Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

    Основания для приостановления операций по счетам

    Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

    — не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);

    — налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);

    — обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

    Использование вышеназванного ограничения прав организации на распоряжение денежными средствами в каждой из перечисленных здесь ситуаций рассматривается в качестве обеспечительной меры.

    Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

    Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

    В том случае, когда налоговая инспекция принимает решение о приостановлении операций по счетам организации в банке для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, приостановление операций производится в пределах суммы, прямо указанной в решении (определение ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18343/10). Если сумма на счете превышает сумму задолженности, этот «остаток» организация может использовать по своему усмотрению.

    Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

    Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

    Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

    — по правилам действующего законодательства, налогоплательщик не исполнил в срок обязанность по сдаче «нулевой» декларации;

    — в текущем налоговом периоде выявлен факт непредставления налоговых деклараций по тем налогам, которые организация была обязана уплачивать в предыдущих налоговых периодах.

    Отметим, что с 1 января 2015 года возможность вынесения решения о приостановлении по данной причине будет ограничена трехлетним сроком, который исчисляется со дня истечения 10 рабочих дней, следующих за датой окончания установленного для представления декларации срока (подп. «а» п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ)). В настоящее время каких-либо ограничений срока, в течение которого представители налоговых органов вправе принять соответствующее решение, Налоговым кодексом не предусмотрено.

    В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

    — заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства;

    — неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях;

    — непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов).

    Приостановление не может применяться и к счетам налогового агента в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных частью второй Налогового кодекса (пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

    Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

    Новое основание для приостановления операций по счетам

    Для организаций и ИП, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, с 1 января 2015 года вводится новая обязанность. Они должны обеспечить получение по телекоммуникационным каналам связи документов от налоговиков (речь идет, в частности, о требовании об уплате налога и (или) уведомлении о вызове в налоговые органы), а также сообщить в инспекцию о приеме этих документов опять же через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ). По новым правилам налогоплательщики будут обязаны отправить в инспекцию квитанцию (в электронном виде) о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки инспекцией.

    В качестве обеспечительной меры этой новой обязанности предусмотрено приостановление операций по счетам организации в банке. Таким образом, с 1 января 2015 года налоговики получат еще одно основание для «блокировки» счета в тех случаях, когда не будет исполнена обязанность по передаче в инспекцию квитанции о приеме:

    — требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);

    — требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

    — уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

    Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

    Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

    Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

    Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

    Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

    Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

    Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

    Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

    Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

    — налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;

    — налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;

    — страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;

    — страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

    Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

    Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

    — для оплаты банковской комиссии;

    — по платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;

    — по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;

    — по оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.

    Допускается приостановление операций и переводов:

    — по счетам ликвидируемой организации;

    — по счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;

    — по банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.

    При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

    Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

    Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

    Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

    — ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;

    — ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;

    — о приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.

    В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой — третьей очередям и поименованных в абзацах втором — четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

    Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

    Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

    С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

    Возобновление операций по счету

    Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

    В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

    В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

    Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

    Статья написана по материалам сайтов: rusjurist.ru, wiseeconomist.ru, www.audit-it.ru.

    »

    Это интересно:  Причинно следственная связь в административном праве

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector