+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Земли промышленности и иного специального назначения: состав, управление, перевод

Земельные юристы нашей компании выполняют перевод земельных участков в категорию земли промышленности, а также изменение вида разрешенного использования данных участков. Мы оказываем консультационные услуги по смене категорий и ВРИ земельных участков, сбор документов, предварительное согласование, сопровождаем прохождение экспертиз, организуем общественные слушания и прохождение межведомственной комиссии. Для заказчиков, которые попробовали самостоятельно поменять категорию своего участка, мы производим обжалование отказа в смене категории и повторное прохождение процедуры.

Состав земель промышленности и иного специального назначения

Промышленные территории размещаются за пределами населенных пунктов. Зачастую, подобные объекты и невозможно было-бы разместить в населенном пункте по причине значительных размеров санитарно-защитных зон для разнообразных промышленных объектов и производств. К примеру, расчетная санитарно-защитная зона для производств I класса опасности составляет 1000 метров, II класса опасности 500 метров.

В категорию земли промышленности входят определенные виды разрешенного использования. Они делят территорию на участки:

  • где размещают производственные мощности;
  • применяемые для добычи полезных ископаемых;
  • предназначенные для обеспечения транспортного сообщения;
  • где строятся объекты атомной энергетики;
  • на которых размещают объекты оборонного комплекса;
  • используемые в целях обеспечения космической деятельности;
  • для прокладки различных коммуникаций.

Содержание

Виды разрешенного использования земель промышленности

Образование новых участков категории земель промышленности

После подачи заявления в местный муниципалитет, представители администрации оценивают целесообразность размещения на конкретном участке производственных объектов. Также изучаются характеристики земли и рельефа местности, доступность территории для транспортного сообщения, близость к населенным пунктам и другие параметры. Законом запрещено предоставлять землю для ведения промышленной деятельности, если она располагается неподалеку от жилых объектов.

Вид разрешенного использования подобных наделов влияет на площадь конкретного участка. Для каждой отрасли законом определены свои индивидуальные размеры наделов. Многое зависит и от технической документации, разработанной для определенного промышленного объекта. Учитывая нехватку земель данной категории, при высоком росте необходимости в таких участках, допускается перевод в промышленные территории наделов с другим назначением. Наши юристы оказывают полное сопровождение процедуры выделения и оформления промышленных земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Что надо знать об изменении категории земель промышленности?

Чтобы в итоге процедуры получилась категория земли промышленности, и появились подходящие виды разрешенного использования, необходимо изучить положения Земельного кодекса в части перевода территории в другое назначение.

  1. Если в промышленную категорию переводят сельскохозяйственные наделы, придется доказать, что они имеют низкую ценность или полностью непригодны для сельского хозяйства.
  2. В некоторых случаях приходится обращаться за проведением экологической экспертизы, изучать близость природоохранных и водоохранных зон.
  3. Предварительно потребуется запросить действующие правила застройки и землепользования в отношении данного участка, составить проект будущего использования участка, утвердить документацию и добиться согласия местных властей.
  4. Необходимо согласовать границы будущего земельного участка, провести межевые работы и иные мероприятия.

Процедура эта довольно сложная, с множеством нюансов и подводных камней. Даже выполнение всех регистрационных действий без отказов и приостановок, не позволяет сократить срок изменения категории участка до менее полугода.

Значимость соответствия ВРИ при эксплуатации земельного участка категории земли промышленности

Стать собственником участка, относящегося к данной категории, вправе не только организация или муниципалитет, но и государство, либо частное лицо. Владелец земли может сдавать ее в аренду, продавать или дарить, главное, чтобы при этом виды разрешенного использования соответствовали реальной эксплуатации.

Если территория предназначена для размещения складов, то станцию технического обслуживания или автозаправочную станцию здесь уже не построишь. Придется менять ВРИ или нарушать закон, возводя объекты без разрешения и рискуя их последующим сносом. Поэтому, приобретая промышленный надел в собственность или аренду, учитывайте текущий вид разрешенного использования.

В случае несоответствия текущего вида разрешенного использования планируемому использованию земельного участка, вы можете обратиться к нашим специалистам за изменением ВРИ. Мы проведем необходимые согласования, соберем пакет документов,подадим ходатайства и добьемся положительного решения в сжатые сроки.

Поменяем вид разрешенного использования вашего земельного участка

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков — классификатор.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков — услуги.

Изменение категорий земельных участков — услуги.

Земли промышленности и иного специального назначения

К землям специального назначения относятся территории, отведенные для эксплуатации и обеспечения деятельности различных объектов промышленности, теле- и радиовещания, энергетики, связи, транспорта, а также для осуществления других задач, связанными с целевым использованием подобных земель. Правовой режим и регулирование таких территорий осуществляется Земельным Кодексом РФ (ст. 87-93), а также специальными законами и актами органов власти.

Принимая во внимание характер задач, для выполнения которых данные территории были выделены в отдельную категорию, различают такие земли специального и иного назначения:

  • Земли промышленности;
  • Земли связи, теле- и радиовещания, информатики;
  • Земли для обеспечения космической деятельности;
  • Земли транспорта;
  • Земли энергетики;
  • Земли безопасности и обороны;
  • Земли, относящиеся к иным территориям специального назначения.

Для вышеперечисленных земель промышленности и иного специального назначения устанавливается особый режим пользования. Необходимость заключается в том, чтобы все объекты, имеющие стратегическое, региональное или государственное значение, представляющие для обычных граждан опасность или невозможность частного использования, могли использоваться только для конкретно отведенных целей. Рассмотрим каждую категорию в отдельности и определим их правовой статус.

Отметим, что земли специального назначения располагаются за пределами населенных пунктов, но могут принадлежать различным объектам муниципальных образований или же находиться в федеральной собственности или собственности субъектов.

В соответствии со ст. 87 Земельного Кодекса РФ, земли промышленности и иного специального значения могут передаваться в безвоззмездное пользование для сельскохозяйственного производства и других целей.

Земли промышленности

Законодательством РФ земли промышленности определяются как земли, используемые для обеспечения деятельности разных объектов промышленности. Земельные участки, относящиеся к данной территории, могут использоваться в целях промышленного производства, но только в тех случаях, когда такие земли не изъяты из оборота. Землями промышленности, изъятыми из оборота, можно считать участки, на которых располагаются объекты атомной энергетики, пункты хранения радиоактивных отходов, объекты по производству наркотических веществами, а также участки, относящиеся к закрытым административно-территориальным образованиям.

Все земли промышленности подвергаются постоянному вредоносному воздействию техногенного характера. Это возлагает ряд обязанностей на лиц, в чьем ведении находятся земельные участки данной категории — они обязаны выполнять требования по восстановлению нарушенных земель, их охране и рекультивации. Специальные требования устанавливаются как ЗК РФ, так и другими нормативно-правовыми актами.

Отметим, что условия использования земель промышленности в каждом конкретном случае зависит от того, чем регулируется деятельность владельцев земельных участков. Так, специальный Закон о недрах определяет условия использования земель, порядок отвода и эксплуатации территорий для недропользования. Для организаций горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности также установлены специальные требования, изложенные в профильных нормативно-правовых актах.

Санитарно-защитные зоны

В пределах земель промышленности устанавливаются специальные санитарно-защитные зоны, которые предназначены для уменьшения негативного воздействия загрязнений (химических, радиационных, физических, биологических) на окружающую среду.

В пределах таких зон запрещена установка жилых домов, рекреационных зон, зон отдыха, санаториев, территории дачных и садовых товариществ, лечебных учреждений. Допускается только установка административных зданий, а также сооружений, необходимых для обслуживания промышленных объектов.

Земли транспорта

К категории земель транспорта относятся территории, отведенные для обеспечения деятельности и эксплуатации объектов железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и иных видов транспорта, определенных земельным законодательством РФ.

Земли железнодорожного транспорта

Так, земли железнодорожного транспорта могут включать в себя следующие категории:

  • территории для размещения железнодорожных путей;
  • участки для размещения и эксплуатации зданий и построек — вокзалов, станций, ремонтных депо, строения, устройства и сооружения, необходимые для функционирования и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • полосы отвода и специальные охранные зоны, которые предоставляются гражданам для обслуживания ж/д транспорта, оказания услуг пассажирам и т.д. Сюда входят склады, заправочные станции, разгрузочные площадки, а также склады, предназначенные для хранения предметов и объектов с особым статусом правового регулирования;

Согласно с приказом Минтранса №126 и Законом №17-ФЗ, на землях железнодорожного транспорта могут устанавливаться полосы отвода — земельные участки, которые прилегают к железнодорожным путям, а также участки для размещения станций, линий связи, защитных лесополос, а также других объектов ж/д транспорта.

Земельные участки в полосе отвода могут передаваться в аренду физическим и юридическим лицам для сельского хозяйства, складирования грузов, оказания услуг пассижирам ж/д транспорта, а также для других целей, которые не мешают безопасности движения транспорта.

Земли автомобильного транспорта

Земли автомобильного транспорта включают в себя участки, отведенные для эксплуатации и содержания федеральных автомобильных дорог, а также придорожных полос со специальным режимом пользования.

Для земель автотранспорта также, как и для земель ж/д транспорта, устанавливаются полосы отвода и придорожные полосы. Согласно со ст. 90 ЗК РФ, для обеспечения дорожного движения на полосах отвода могут передаваться земельные участки физическим и юридическим лицам. На таких участках допускается размещать объекты дорожного сервиса.

В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается:

  1. размещать здания и другие объекты, не предназначенные для обслуживания автомобильной дороги
  2. распашка земельных участков, покос травы, рубка деревьев, выпас и прогон животных
  3. установка рекламных конструкций, не соответствующих техническим регламентам
  4. установка информационных щитов и указателей, если они не имеют отношения к обеспечению безопасности дорожного движения.

Земельные участки, которые предназначены для размещения объектов дорожного сервиса, установки рекламных конструкций могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для этих целей. П. 4 ст. 25 Закона №257-ФЗ устанавливает, что земельные участки могут передаваться на условиях публичного или частного сервитута. Такие участки находятся на землях общего пользования и закрепляются за ведомственными организациями, а потому использование классической аренды невозможно. Положения об использовании сервитута, а также его применении, находятся в ГК РФ. Отметим, что классическое понимание сервитута (обеспечение прохода или проезда через определенную территорию, строительные работы на линейных объектах) в данном случае не применимо — сервитуты устанавливаются только для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Сроки и условия пользования участком прописываются в соглашении о сервитуте.

Земли водного и морского транспорта

Для полноценного функционирования объектов морского и водного транспорта отводятся земельные участки:

  • для размещения и создания искусственных водных путей;
  • для размещения объектов, необходимых для эксплуатации и функционирования морского и водного транспорта — портов, станций, причалов и других строений и сооружений водного и морского транспорта;
  • для размещения участков береговой полосы.

Согласно с Водным Кодексом РФ, на территории земли водного и морского транспорта устанавливаются участки береговой полосы. Береговая полоса представляет собой полосу земли, которая проходит вдоль границы воды общего пользования, предназначена для общего пользования. Стандартная величина береговой полосы составляет 20 метров, за исключением случаев береговых полос каналов и рек, длина которых составляет менее 10 километров — в таких случаях величина полосы составляет 5 метров. В пределах береговой полосы запрещена приватизация земельных участков. Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов.

Земли аэровоздушного транспорта

Для функционирования аэровоздушного транспорта отводятся земли под аэропорты, взлетно-посадочные полосы, аэродромы, вокзалы, а также другие объекты недвижимости, необходимые для обеспечения правильной эксплуатации воздушного транспорта.

Земли системы нефтепроводов и газоснабжения

Также отводятся специальные зоны для размещения объектов, относящихся к системе нефте- и газомагистралей. На земельных участках, которые относятся к землям системы нефтепроводов и газоснабжения, запрещено устанавливать здания, сооружения или объекты в пределах минимально допустимого расстояния до объектов магистралей.

Для обеспечения правильной эксплуатации трубопроводов устанавливаются следующие охранные зоны:

  • Для трубопроводов, транспортирующих газ, нефть, нефтепродукты — по 50 метров с каждой стороны оси трубопровода;
  • Для трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводороды и бензин — по 100 метров с каждой стороны оси;
  • Для насосов, распределительных станций, резервуаров хранения, станций хранения нефти и сжиженного газа отводятся участки земли в пределах 100 метров до границ объектов.
  • Для газопроводов высокого давления устанавливаются минимальные границы в 125 м.

Частные земельные участки в пределах охранных зон не изымаются у владельцев и могут использоваться для сельскохозяйственных работ. Владельцы, перед проведением работ на участке, должны ознакомиться и придерживаться регламента предприятия трубопроводного транспорта, а также соблюдать требования Постановления Правительства РФ №878.

В пределах охранных зон запрещено строить объекты жилищной инфраструктуры, сносить и проводить реконструкцию объектов инфраструктуры, подключаться к сетям трубопроводов, разжигать огонь, рыть погребы и удобрять почвы.

Земли энергетики

Землями энергетики признаются территории, отведенные для функционирования и эксплуатации объектов энергетики. Согласно с законодательством РФ, к таким объектам относятся федеральные энергетические системы, а также объекты ядерной энергетики, находящиеся в ведении федеральных органов власти. Это означает, что пользователями земель энергетики могут быть только организации государственной формы собственности.

Для обеспечения жизнедеятельности объектов энергетики земельные участки могут отводиться для размещения атомных и гидроэлектростанций, ядерных установок, тепловых электростанций, а также для размещения линий электропередачи, подстанций и других объектов и построек, обеспечивающих функционирование энергетического комплекса.

Порядок определения земельных участков для размещения опор линий связи и линий электропередачи определены Постановлением Правительства РФ №486.

Охранные зоны земель энергетики

Постановлением Правительства РФ №160 определен порядок эксплуатации охранных зон земель энергетики. Границы охранных зон самостоятельно определяются организациями, во владении которых находится электросетевое хозяйство (п. 6 Постановления). В пределах охранных зон запрещено:

  • Проводить любые работы, препятствующие безопасной эксплуатации электросетевого хозяйства;
  • Размещать свалки;
  • Проводить сброс едких веществ и тяжестей более 5 тонн;
  • Складировать горюче-смазочные материалы;
  • Размещать объекты инфраструктуры — рынки, больницы, парки, школы и т.д.;
  • Использовать летательные аппараты (в т.ч. воздушных змеев);
  • Посадка и вырубка деревьев, работы с почвой (мелиорация, взрывные работы);
  • Земляные работы на глубине более 30 см;
  • Полив сельскохозяйственных растений при условии, что струя воды более 3 м;
Это интересно:  Прописка на дачном участке (на даче, регистрация) 2019 - закон, в дачном доме, условия

С полным перечнем существующих запретов можно ознакомиться в Постановлении №160.

Зоны с особыми условиями пользования

Зоны с особыми условиями использования — это санитарные, охранные, защитные зоны, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, зоны охраняемых объектов, а также другие территории, предусмотренные законодательством РФ.

Такие зоны устанавливаются на территориях, которые прилегают к объектам, относительно которых устанавливается особый режим пользования. Земельные участки, которые находятся на территории таких зон, не изымаются у правообладателей, но может устанавливаться специальный режим пользования участком, который будет соответствовать требованиям зоны, или могут устанавливаться запреты на ведения тех видов деятельности, которые не соответствуют целям зон.

Границы зон определяются специальными обозначениями и информационными знаками. Также зоны вносятся в государственный кадастр недвижимости с указанием основных сведений о них — местоположение, реквизиты и данные государственных и/или муниципальных органов, установивших границы таких зон, содержание ограничений в пределах территории зон.

Другие земли специального назначения

Кроме трех вышеперечисленных категорий, которые встречаются чаще других, существуют и другие земли специального назначения. Кратко рассмотрим каждый вид:

  1. Земли связи, теле- и радиовещания, информатики — категория земель, предназначенных для деятельности объектов связи. Сюда относятся все постройки и объекты инфраструктуры связи — подземные, воздушные и наземные линии связи, охранные зоны, объекты эксплуатации и работы спутниковой связи.
  2. Земли для обеспечения космической деятельности — это те земли, которые отводятся для функционирования и эксплуатации объектов аэрокосмической промышленности, в том числе космодромы, стартовые площадки, центры управления пункты и базы хранения информации, техники, полигоны и экспериментальные базы, центры подготовки космонавтов.
  3. Земли обороны и безопасности — территории, отведенные для обеспечения деятельности ВС РФ, поддержания обороноспособности государства. В данную категорию входит очень широкий перечень объектов, которые связаны с поддержанием обороноспособности, безопасности территорий страны, а также территории, принадлежащие ВС РФ. Охранные зоны земли обороны и безопасности устанавливаются с учетом типа объекта, располагающегося на территории (для ракетного полигона — одни зоны, для особо важных или секретных объектов — другие). Порядок установки границ определяется законодательством РФ. Отметим, что земельные участки не изымаются у их владельцев, но могут переходить в пользование ВС РФ в порядке реквизиции (временного изъятия) в случае военного или чрезвычайного положения.
  4. Земли иного специального назначения. В законодательной базе нет четкого определения таких земель — это означает, что законодателем определены только типичные случаи использования, но могут быть и другие.

Перевод земель в другую категорию

Рассматриваемые земли могут быть переведены в другую категорию, согласно со ст. 9 Закона РФ №172-ФЗ. Переводится земли могут без ограничений, кроме случаев, когда такие территории загрязнены или застроены объектами, подлежащими сносу, а также в составе таких земель осуществляется деятельность по загрязнению почв. В этих случаях земли можно перевести после рекультивации и по обращению органов исполнительной власти. Перевод земли осуществляется по ходатайству, которое подается лицом в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Кадастровая оценка земель промышленности

Государственная кадастровая оценка – комплекс процедур, определяющих кадастровую стоимость и осуществляемых в установленном Федеральным законом № 237 от 03.07.2016 порядке. Государственная кадастровая оценка проводится поэтапно:

  • утверждение решения о проведении кадастровой оценки;
  • определение кадастровой стоимости и подготовка отчета с итогами кадастровой оценки;
  • утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Цели оценки земель

Выделяются четыре главные цели оценки земельных участков:

Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения

Понятие, состав и общая характеристика правового режима земель промышленности и иного специального назначения

Чтобы определить правовой режим земельных участков, которые обозначены в законодательстве как земли специального назначения, необходимо указать задачи, для решения которых используются эти земли. Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Тем самым, выделяя существенные черты правового режима данной категории земель, следует отметить, что эти земли расположены за границей населенных пунктов и используются для несельскохозяйственных нужд.

Говоря об особенностях земель специального назначения, необходимо кратко проследить развитие этого понятия в земельном законодательстве. Первые законодательные акты Советской власти о земле (Декрет «О земле», принятый 26 октября 1917 г., и Декрет «О социализации земли», принятый 19 февраля 1918 г.) не выделяли земли специального назначения. Как известно, в законодательстве этого периода не проводилось разделение государственного земельного фонда на какие-либо категории. Однако в разд. II Декрета «О социализации земли» говорилось о праве государственных органов использовать землю для культурно-просветительных целей, для устройства путей сообщения и др. Тем самым уже в этом Декрете была предусмотрена возможность использования земель для специальных целей несельскохозяйственного характера.

Впервые термин «земли специального назначения» появляется в Положении о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию, изданном 14 февраля 1919 г. В этом акте понятие земель специального назначения употребляется в более широком смысле, чем в настоящее время. Пункт «г» ст. 9 Положения относил к землям специального назначения наряду с землями, занятыми путями сообщения, промышленными предприятиями, также городские земли. Если учесть, что к этому времени в законодательстве уже существовала особая категория земель Государственного лесного фонда, установленная Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 27 мая 1918 г. «О лесах», то к землям специального назначения относились все земельные участки, за исключе нием тех, которые были предназначены (отведены) для сельскохозяйственного производства и нужд лесного хозяйства.

Земельный кодекс РСФСР 1922 г. установил новую категорию земель — «городские земли», выделив их из состава земель специального назначения. С этого времени в законодательстве существует отдельная категория земель специального назначения в том виде, как принято понимать ее сейчас. Однако в ЗК РФ не было дано определение этой категории земель. Впервые формулировка теперешнего понятия «земли специального назначения» появилась в ст. 54 Общих начал землепользования и землеустройства СССР от 15 декабря 1928 г. В соответствии с ней под землями специального назначения понимались «земли, предоставленные в непосредственное пользование государственных учреждений и предприятий и общественных организаций для их специальных целей несельскохозяйственного характера (для надобностей транспорта, военных нужд, горных разработок, фабрик и заводов, школ, курортов и т. п.)». Перечень этих целевых назначений земель не исчерпывающий. Характерной чертой целевого назначения некоторых видов земель специального назначения является то, что оно совпадает с задачами деятельности того или иного ведомства и что земельные участки отдельных видов обслуживают осуществление основных функций того или иного ведомства.

Так, земли для нужд обороны главным образом отводятся Министерству обороны РФ. К примеру, постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» утверждено, что закрепленные за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны леса исключаются из состава лесного фонда. Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта — Федеральным агентством железнодорожного транспорта. В практической деятельности указанных ведомств можно наблюдать, что именно эти земли именуются землями специального назначения, в отличие от других видов земель, имеющихся в их пользовании и управлении. Иначе говоря, понятие земель специального назначения в подобных случаях связывают с ведомственной принадлежностью. Однако земли, занятые полосами отвода железных дорог, оборонными объектами, линиями связи и т. п., могут находиться в пользовании и управлении не только указанных ведомств, но и других органов.

Как видно из сказанного, понятие земель специального назначения претерпело известные изменения, которые нельзя считать случайными. Формирование этого понятия в советском земельном законодательстве является следствием развития народного хозяйства, разделения функций управления его отраслями, отражает опыт, накопленный в управлении земельными богатствами страны, и законодательное закрепление установившегося деления земель на отдельные категории в соответствии с осуществлением государственных или хозяйственных целей.

А. М. Турубинер, определяя земли специального назначения и обосновывая тезис о том, что не всякие земли, отведенные для несельскохозяйственных целей, можно отнести к числу земель специального назначения, указывает, что для отнесения к землям специального назначения и установления для них особого правового режима требуется, чтобы эти участки представляли собой значительные пространства, на которых соответствующие ведомства могли бы развернуть свое основное производство [1] .

С этим трудно согласиться. Например, земли, занятые промышленными предприятиями, могут представлять собой не полосы, а массивы земель.

Одним из оснований отнесения земель промышленных предприятий в городах к числу земель специального назначения считается тот факт, что эти земли используются как «фундамент» или пространственный операционный базис. Это, бесспорно, общий момент для земель промышленных предприятий в городах и земель специального назначения. Однако он не является характерным для всех земель города (кроме земель сельскохозяйственных зон). По этому основанию следовало бы включить в состав земель специального назначения все те городские земли, которые используются для несельскохозяйственных целей, что явно противоречило бы законодательству о городских землях. Другим основанием отнесения земель промышленных предприятий в городах к числу земель специального назначения служит указание на то, что земли промышленных предприятий и земли, изъятые из ведения города, находятся в управлении соответствующих ведомств.

Таким образом, земли специального назначения располагаются за границами земель населенных пунктов. Они используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. Земли, занятые такими объектами, но расположенные в населенных пунктах, не относятся к категории земель специального назначения.

Предусмотренная законодательством «предназначенность», т. е. неиспользование земель специального назначения в данное время, представляет собой резервирование земель для расширения объектов специального назначения на этих землях и направлено на минимизацию случаев возмещения убытков при изъятии земель для государственных нужд. Необходимость резервирования земель для строительства и реконструкции объектов транспорта предусмотрена и п. 7 ст. 90В ЗК РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. К решению о резервировании земель прилагаются схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Законом о государственной регистрации.

Решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков для размещения объектов федеральной собственности — стационарных пунктов наблюдений, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства, а также о резервировании земель для указанных целей — согласно постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. № 109 «О полномочиях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель» вправе принимать Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1131 «О полномочиях Федерального агентства воздушного транспорта по изъятию, предоставлению земельных участков и резервированию земель» Федеральное агентство воздушного транспорта принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для размещения объектов воздушного транспорта федеральной собственности, в том числе аэродромов, аэропортов, объектов единой системы организации воздушного движения, объектов систем связи, иных зданий и сооружений, обеспечивающих использование объектов воздушного транспорта, а также о резервировании земель для указанных целей.

Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

В ст. 27 ЗК РФ подчеркивается, что к земельным участкам, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, военные суды, организации федеральной службы безопасности, организации органов государственной охраны, атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, закрытыми административно территориальными образованиями (далее — ЗАТО), учреждениями и органами Федеральной службы исполнения наказаний, воинскими и гражданскими захоронениями, а также инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ. Данные земли не признаются объектом налогообложения. Кроме того, освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, организации —В в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, организации — резиденты особой экономической зоны, организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны.

Это интересно:  Можно ли уволить за прогул беременную женщину

Следовательно, многие земельные участки специального назначения изъяты из оборота, а организации, эксплуатирующие объекты ни них, освобождены от платы за землю.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

1) Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;

2) органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;

3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» предусматривает, что сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Земельные участки под указанные объекты предоставляются в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаются на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи.

Между тем земельные участки, предоставленные для нужд связи, ограничиваются в обороте, в силу ст. 28 ЗК РФ допускается предо ставление их в собственность, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В п. 6 ст. 87 ЗК РФ оговорено, что земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования. В частности, постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. № 369В «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и речного флота, связи и магистральных трубопроводов» предусмотрены для линейных работников связи (работников линейных, линейно-технических и кабельных участков, усилительных пунктов и промежуточных радиорелейных станций эксплуатационнотехнических узлов связи и управлений (районов) кабельных и радиорелейных магистралей) наделы пахотной земли до 0,25 га и сенокоса до 1 га, а для линейных работников магистральных трубопроводов (нефтепроводов, продуктопроводов, газопроводов) и речного флота (судоходной обстановки и гидротехнических сооружений) наделы пахотной земли до 0,15 га и сенокоса до 1 га.

В зависимости от характера специальных задач, для решения которых используются земли промышленности, в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предусмотрены предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

В силу Закона о переводе земель или земельных участков перевод земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений.

Перевод загрязненных или застроенных зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), земель промышленности и иного специального назначения в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. В случае нарушения почвенного слоя перевод допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

Вместе с тем в целях более конкретного изучения правовых режимов использования отдельных видов земель специального назначения, а также в целях более детального формулирования их правовых режимов в законодательстве целесообразно произвести классификацию земель специального назначения по видам. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются:

1) на земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст. 88—93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.

Каждому из перечисленных в п. 2 ст. 87 ЗК РФ видов земель Кодекс посвящает самостоятельную статью. Отсутствует отдельная статья в отношении земель иного специального назначения. Однако в юридической литературе к таким землям относят земельные участки, предоставленные для использования их государственной наблюдательной сетью. В Федеральном законе от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» установлено, что государственная наблюдательная сеть — система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, ге-лиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства (ст. 13 названного Закона). В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № 972 утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, в соответствии с которым в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны.

  • [1] См.: Турубинер А. М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М„ 1958. С. 103-105.

97. Правовая классификация земель промышленности и иного специального назначения

Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются на:

1. Земли промышленности;

2. Земли энергетики;

3. Земли транспорта;

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5. Земли для обеспечения космической деятельности;

6. Земли обороны и безопасности;

7. Земли иного специального назначения.

1. Правовой режим земель промышленности.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

2. Правовой режим земель энергетики.

Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики.

3. Правовой режим земель транспорта

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.

4. Правовой земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космической деятельности

Землями связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности.

5. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ и органов, организаций, осуществляющих функции по вооруженной защите территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ.

98. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель промышленности и иного специального назначения

2. Закон РФ «О недрах»;

3. ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

5. ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»;

8. ФЗ «О государственной границе»;

9. Постановление Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог».

10. Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»

11. Акты министерства обороны, транспорта

т.е. очень много актов регулирует эту сферу.

99. Общая характеристика и особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения

Правовое регулирование – глава XVI ЗК РФ.

Основное целевое назначение этой категории земель — служить пространственным базисом для размещения объектов и сооружений различного хозяйственного и специального назначения.

Согласно ст. 97 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначенияпризнаются земли,которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

Земли промышленности и иного специального назначения подразделяются на:

1. Земли промышленности;

2. Земли энергетики;

3. Земли транспорта;

4. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5. Земли для обеспечения космической деятельности;

6. Земли обороны и безопасности;

7. Земли иного специального назначения.

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения могут включаться охранные, санитарно-защитные зоны с особыми условиями использования земель.

1. Правовой режим земель промышленности.Он делится на 2 режима – правовой режим земель добывающей промышленности и правовой режим земель обрабатывающей промышленности.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности.

Правовой режим земель обрабатывающей промышленности

Если на земельном участке размещено предприятие, то он всё равно будет относиться к землям населенных пунктов. Земли обрабатывающей промышленности предоставляются для размещения и эксплуатации предприятий всех организационных форм.

Субъектами прав на землю являются государственные, муниципальные и частные промышленные предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Частным предприятиям данные земли предоставляются на праве аренды или в собственность.

Правовой режим земель добывающей промышленности

Добывающая промышленность — это совокупность промышленных предприятий, которые занимаются горными разработками, т.е. разведкой, добычей и первичной обработкой полезных ископаемых.

Отношения по недропользованию невозможно осуществлять без права землепользования.

Субъектами права недропользования являются промышленные предприятия и ИП, имеющие горную лицензию.

Управление государственным фондом недр осуществляют Правительство РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Ростехнадзор.

Для промышленной добычи недра предоставляются на срок 5, 20, 25 лет или бессрочно (для строительства подземных сооружений). Правовое оформление участка недр в пользование называется горный отвод.

Главной обязанностью недропользователей является осуществление работ по рекультивации земельного участка по окончанию недропользования.

Земли специального назначения

Главная » Земля » Земли специального назначения

Территория страны разделена на условные зоны, каждой из которых определена своя категория землепользования. Если на территории располагаются объекты промышленного назначения, инженерные коммуникации, газопровод или иные трубопроводы, то такие земли относятся к категории земель специального назначения. Узнайте подробнее, на какие виды делятся земли специального применения.

Что такое земли специального назначения

На законодательном уровне к землям специального назначения относят территорию, на которой располагаются следующие объекты, возведенные для осуществления и поддержки работоспособности технических конструкций:

  • Промышленных сооружений;
  • Объектов радиовещания;
  • Строений телевещания;
  • ЛЭП и накопительные энергоресурсы;
  • Коммуникации связи;
  • Транспортные узлы и магистрали.

Основные нормы по использованию и определению состава специальных земель написаны в Земельном кодексе РФ, отдельных нормативных актах и законах РФ.

Отдельно стоит упомянуть, что земли специального назначения разграничиваются на отдельные виды в зависимости от того, объекты какой отрасли располагаются на указанных территориях:

  • Земли производственного сектора;
  • Земли связи и коммуникации аналогового и цифрового типа;
  • Земли для реализации космических мирных и военных задач;
  • Земли транспорта и логистики;
  • Земли электроэнергетики;
  • Земли для обеспечения обороны страны и безопасности границ;
  • Земли специального назначения иного типа.

Для указанных земель определенного назначения формируется особый правовой режим применения и использования самих земель особого назначения и объектов, возведенных на их территории.

Особый режим управления создается для того, чтобы оградить и обезопасить частных лиц от посягательства на земли регионального, государственного и военного значения, включая объекты на них. Такие земли применяются строго для целевого назначения.

Это интересно:  Расчет стоимости арендной платы нежилого помещения

Запомните, что земли особого назначения вынесены за пределы земель поселения, располагаются далеко от мест проживания граждан. Учтите, что сами земли указанного назначения и объекты на них могут являться составной частью территории муниципалитета, регионального субъекта или федеральной собственности.

Учтите особенность земель особого назначения, которые выделены для промышленных объектов и строительства предприятий. Такие земли могут быть переданы из ведения государства в безвозмездное применение для осуществления сельскохозяйственной деятельности, выращивания скота и производства мяса, молока, для иных производственных целей.

Состав земель специального назначения

Отдельно изучите все вариации целевого назначения земель специального назначения. Земли для возведения промышленных объектов и ведения указанной деятельности – чаще всего такие земли применяются для обеспечения условий, помогающих осуществлять непрерывно функционирование объектов промышленности. Для промышленных целей указанный вид земель применяется только в том случае, если эти участки земли не изъяты из оборота.

К промышленным территориям, которые изымаются из оборота, относятся следующие:

  • Земли с расположенными объектами атомной отрасли промышленности;
  • Земли с захоронением, хранением, применением радиоактивных веществ и их отходов;
  • Земли, на которых осуществляется разработка наркотических веществ для фармакологии;
  • Земли, которые отдельными нормативными актами прикреплены к закрытым территориальным образованиям и административным единицам;
  • Земли, на которых осуществляется производство особого вида вооружения массового поражения.

Любой вид земель, отведенных под промышленные цели, постоянно разрушается техногенным воздействием промышленных объектов. Поэтому обязательно осуществляйте работы по охране и восстановлению целостности земель промышленного назначения.

Существуют отдельные нормы в законах и подзаконных актах, которые регламентируют порядок рекультивации земель и их охраны.

Поймите, что в зависимости от рода деятельности, который осуществляют пользователи земель особого промышленного назначения, определяются условия применения ресурсов территории.

Например, для регулирования вопросов разведки, промышленной добычи полезных ископаемых в недрах земельного фонда существует особый закон о недропользовании. В рамках этого закона установлены правила выделения земель под разработку недр, перечень допустимых видов эксплуатирования таких земель и способы восстановления свойств земельного участка после разработки земельных ресурсов.

В отношении промышленных объектов нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности разработаны комплексные нормативно-правовые акты, которые всесторонне регулируют все варианты деятельности указанного типа.

Территории санитарно-защитного контроля. Чтобы снизить нагрузку на земли промышленного назначения, которая возникает в результате эксплуатации объектов промышленности, вводятся специальные санитарно-защитные территории. Целью их создания является осуществление деятельности по снижению уровня биологического, химического или иного негативного воздействия на окружающую среду.

Для разного класса специальных санитарных территорий предусмотрены различные размеры защитных зон:

  • Для объектов промышленности 1 класса размер санитарной зоны не должен быть менее 1000 метров;
  • Для объектов 2 класса – не менее 500 метров;
  • Для объектов 3 класса – не менее 300 метров;
  • Для объектов 4 класса – от ста метров и больше;
  • Для объектов 5 класса – не меньше 50 метров до границы объекта.

Запомните, что внутри территории, выделенной под санитарно-защитную зону, запрещено следующее:

  • Возведение строений жилого назначения постоянного или временного проживания;
  • Размещение рекреационных ресурсов, которые разрешено применять по назначению;
  • Создание зон отдыха;
  • Выделение земли под дачные, садово-огородные участки;
  • Строительство лечебных учреждений.

Разрешено возводить помещения и здания административного характера и для осуществления деятельности промышленного объекта, его обслуживания в период эксплуатации.

Земли, отведенные под инфраструктуру транспортной отрасли промышленности, для строительства объектов, помогающих осуществлять деятельность следующих типов транспорта:

  • Автомобильного;
  • Железнодорожного;
  • Воздушного;
  • Морского;
  • Любого иного вида, который будет указан в специальных нормативных актах.

Отдельно изучите земли, выделенные под инфраструктуру железнодорожного транспорта.

Земли такого типа могут включать в свой состав следующие категории железнодорожного транспорта:

  • Участки земли для укладки железнодорожных путей сообщения и необходимых объектов для их функционирования;
  • Земли для сооружений, зданий и строений, которые применяются при эксплуатации железнодорожного сообщения. К ним относятся вокзалы, станции, депо, ремонтные строения, тупики, развязки полотна;
  • Специальные охранные зоны, которые могут применять граждане для получения услуг железнодорожной отрасли и осуществлять обслуживание всех указанной деятельности. К таким территориям относят те участки земельного массива, на которых располагаются склады для хранения специальных объектов железнодорожной отрасли, заправочные станции, грузовые площадки.

Что значит земли запаса?

О землях промышленного назначения читайте тут.

В соответствии с законодательством выделяются специальные зоны отвода, расположенные с обеих сторон от железнодорожного полотна. На этой территории допускается возводить лесополосы для защиты почвы от выдувания, ЛЭП, станции, источники и линии связи.

Такие территории, получившие статус отводов, могут быть переданы в эксплуатацию физическим и юридическим лицам на правах аренды для следующей деятельности:

  • Для осуществления сельскохозяйственных работ;
  • Для осуществления складирования и временного хранения грузов;
  • Для оказания услуг пассажирам;
  • Для иных целей, которые не могут навредить использованию железнодорожного полотна по прямому назначению.

Земли, отведенные для обеспечения автомобильного сообщения. Знайте, что земли такого назначения применяются для возведения автомобильных дорог, трасс, магистралей. Кроме этого, применяются для формирования придорожной полосы на всей протяженности автомобильной дороги.

В аналогии с землями под объекты железнодорожного транспорта отводные зоны и придорожные полосы, расположенные вокруг автомобильных дорог, могут передаваться на правах аренды частным лицам и организациям. Чаще всего на территории таких отводных полос возводят службы и сервисы дорожного ремонта, автомобильного ремонта.

Запомните, что запрещено осуществлять на территории придорожных зон:

  • Возводить помещения для осуществления деятельности, не связанной с автомобильной тематикой;
  • Обработка земли, рубка деревьев, покос трав, выгон животных;
  • Установка объектов рекламы с нарушением технических регламентов;
  • Возведение любых информационных щитов, не связанных по тематике с безопасностью дорожного движения.

Участки земельного массива, относящиеся к указанным землям, передаются гражданам с целью размещения объектов дорожного строительства на основе общественного или частного сервитута.

Учтите, что такие территории земли находятся в ведении профильных организаций, поэтому предоставляются в аренду строго для использования по назначению, а не для свободного применения.

Поймите, что в случае предоставления около дорожной территории в сервитут, происходит временное предоставление права организациям осуществлять строительные работы, обеспечивать пропуск транспортных средств по предоставленной территории только на период проведения технических работ дорожного полотна. Условия применения участка земли описываются в договоре о предоставлении сервитута.

Земли, предназначенные для применения водного и морского транспорта, определяются законом в качестве конкретных участков территории для:

  • Планирования, возведения и эксплуатации искусственных путей водного сообщения;
  • Сооружения стационарных строений и объектов, основной целью которых является обеспечение функционирования системы водного и морского сообщения. К таким строениям относятся порты, станции, причалы, грузовые пирсы;
  • Формирования и оборудования участков береговой территории.

На основании данных Водного кодекса России существует принцип планирования и использования водных и морских путей сообщения, который заключается в создании береговых полос. Участки земли, которые разделяют сушу и водную поверхность на всей длине участка, применяемого для водного транспортного сообщения.

Береговая линия на границах водной территории является общественным местом и предназначена для пользования гражданами.

Базовая норма размера береговой территории составляет 20 метров, исключением является береговая полоса, располагающаяся вдоль рек и каналов, длина которых меньше 10 километров. Для таких водных артерий существует норма участка береговой линии в размере 5 метров.

Территория вдоль береговой полосы не подлежит приватизации или иному виду перехода государственной собственности в частную. Знайте, что береговая территория, расположенная вдоль водных путей внутри страны, имеет приоритетное значение, заключающееся в обеспечении судоходства и сплава грузов по рекам. При этом такие территории вдоль берегов должны быть расположены вне территорий поселений.

Земли, выделенные для объектов и инфраструктуры воздушного сообщения, применяются для возведения аэропортов, взлетно-посадочных полос, аэродромов, аэровокзалов. Кроме этого, учтите, что на территории воздушного транспорта допускается возводить объекты недвижимого имущества, которые позволяют осуществлять эксплуатацию территории по назначению, и помогают удовлетворять нужды пассажиров.

Территории, которые применяются для прокладывания нефтепровода и газопровода, имеют определенные ограничения к размещению разных объектов:

  • Недопустимо возводить здания и высотные строения;
  • Конструкции и сооружения технического назначения, которые располагаются в санитарно-защитной зоне данной категории землепользования;
  • Любые конструкции, которые предполагается разместить ближе минимально разрешенного расстояния до объектов нефтепровода и газопровода.

Законодательно устанавливают санитарно-охранные территории, которые призваны обеспечить правильное использование целевых объектов:

  • При транспортировке по трубопроводу газа, нефтяного сырья, продуктов нефтепереработки выделяют защитную зону в размере 50 метров в обе стороны от оси трубопровода, вне зависимости от диаметра трубы;
  • Для транспортировки сжиженного газа и бензинов нормы увеличены до 100 метров в обе стороны от оси трубопровода;
  • Для формирования территории, применяемой для размещения нефтеносного оборудования, газораспределительного, для хранения продуктов данной категории добычи в резервуарах, для систем сжижения и хранения сжиженного газа, применяется норма расстояния до ближайшего объекта в 100 метров от самого выпирающего элемента конструкций;
  • Для систем подачи газа высокого давления предусматривается охранная зона в размере 125 метров в обе стороны от оси трубопровода.

Учтите, что проведение трубопроводов по территории, на которой уже были размещены частные участки земли сельскохозяйственного назначения, не предусматривает изъятие таких территорий земли. Использовать частникам землю по назначению разрешается, но для этого изучите специальный регламент обработки земельного участка, расположенного в непосредственной близости к объектам трубопровода в нефтяной и газовой области.

Существуют строгие запреты на виды деятельности, которые недопустимы в пределах охранных зон указанных видов трубопроводов:

  • Строить или реконструировать, сносить или достраивать здания или сооружения;
  • Проводить любые работы в отношении инфраструктурных объектов;
  • Самопроизвольно врезаться в газопровод;
  • Рыть ямы и погреба для хранения овощей;
  • Осуществлять удобрение почвы.

К землям энергетического комплекса относятся участки земельного массива, на которых возводятся сооружения, необходимые для осуществления эксплуатации энергетических объектов и мощностей. К такому типу земель относятся территории с располагающимися на них федеральными объектами, связанными с ядерной программой развития энергетики страны, объекты энергетического назначения.

Знайте, что пользоваться территорией, на которой располагаются объекты энергетики, могут только государственные организации.

Имейте в виду, что на территории указанного типа могут быть возведены следующие объекты:

  • Атомные и гидроэлектростанции и комплексы;
  • Ядерные реакторы;
  • Тепловые системы электростанций;
  • ЛЭП;
  • Энергетические подстанции;
  • Иные сооружения, призванные обеспечить функционирование объектов энергетики в пределах выделенной зоны.

Управление землями специального назначения

Имейте в виду, что земли специального назначения применяются для объектов промышленности, производства, формирования транспортных магистралей и путей сообщения.

К правообладателям необходимо отнести:

  • Физические лица;
  • Организации;
  • Федеральное правительство;
  • Региональное правительство;
  • Фонды местного и регионального значения;
  • Различные ведомства и муниципалитеты.

Чтобы обустроить объект военного назначения, обычно не изымают землю у собственника. В случае объявления военного положения земли просто изымаются в порядке реквизирования для поддержания обороноспособности страны.

Для обеспечения актуальной информации о стоимости земельного участка, раз в 5 лет проводят кадастровую переоценку стоимости земельного участка.

Учтите, что всегда проводится государственный контроль над состоянием земель специального назначения, так как функционирование объектов, расположенных на этих территориях, наносит вред окружающей среде. Экологический контроль необходимо осуществлять над всеми землями, если обнаружены признаки загрязнения, пользователь земель специального назначения обязуется рекультивировать землю по необходимости.

Если пользователь осуществляет неустановленную целевым назначением деятельность в отношении участка земли, то в его отношении устанавливаются штрафные санкции.

Знайте, что участки земли с объектами или видами деятельности, которые опасны для жизни человека, находятся исключительно в ведении государства. Такая территория не может быть передана в частное использование. Такие земли являются изъятыми из оборота земель.

Поймите, что особенностью таких земель является возможность на уровне законодательства определить защитные полосы, санитарные зоны, охранные территории, отводные полозы, дорожные полосы.

Перевод земель специального назначения в другую категорию

Чаще всего переход земель в категорию специальной территории происходит из состава земель сельскохозяйственного назначения. Особенность такого процесса заключается в том, что необходимо доказать факт истощения земельного ресурса на территории сельхоз назначения.

Знайте, что аграрной ценности земли промышленного назначения не имеют, перевести земли из одной категории в другую не составляет труда.

Чтобы перевести земли из категории промышленной территории в земли другого назначения, нужно учесть следующие факторы:

  • Допускается проводить подготовку к смене категории земли после проведенного процесса рекультивации и восстановления загрязненных земель после технической эксплуатации земельного участка;
  • Утвердить смену категории землепользования допускается только в случае подтверждения фактов восстановления свойств земли. Допускается в случае присутствия ходатайства от муниципалитета об общественной значимости той территории, в отношении которой осуществляется смена категории применения.

Следующим образом осуществляется переход земель из категории в категорию:

  • Инициатор перевода категории земли в иную форму подает соответствующее заявление в полномочный орган, в котором указывает кадастровый номер;
  • К заявлению обязательно нужно приложить следующие документы:
    • Правоустанавливающие документы;
    • Кадастровый паспорт;
    • Сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
    • Обязательное заключение экспертов экологического контроля;
    • Письменное согласие собственника на смену категории землепользования в отношении конкретного участка.

Уполномоченные органы принимают решение в отношении участка и смены категории землепользования. После положительного решения осуществляется постановка участка на кадастровый учет. Это становится моментом смены категории земли специального назначения на другую категорию.

Делая вывод, поймите, что в последние годы государство предпринимает ряд изменений в законодательстве о землепользовании, о возможностях смены категорий землепользования в зависимости от потребностей пользователей земли.

Приоритетными становятся мероприятия по рекультивации земель, по охране и восстановлению не только земель специального назначения, но и иных категорий. В случае нарушения закона к пользователям применяются серьезные административные санкции.

Статья написана по материалам сайтов: geoburo.ru, www.landatlas.ru, studref.com, studfiles.net, uropora.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector