Снижение кадастровой стоимости земельного участка 2021 — уменьшение, судебная практика, порядок, заявление, основания
Кадастровая стоимость
Кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками. Порядок проведения государственной кадастровой оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Кадастровая стоимость имущества устанавливается государством. Она влияет на многие финансовые вопросы, которые связаны с использованием недвижимости. Зачастую она завышена.
Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:
- установления меньшего размера земельного налога;
- определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
- расчета меньшей арендной платы;
- формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
- иных ситуаций.
С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2021 году он будет по всей РФ. Бывают случаи, когда, наоборот, собственник заинтересован в ее увеличении (в основном, это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и прочее). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:
- собственник земельного участка;
- хозяин квартиры; арендатор земли;
- собственник квартиры;
- собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
- арендатор нежилых помещений;
- претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и другие.
Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.
Летом 2016 года кадастровая стоимость недвижимости была «заморожена» на период с 1 января 2017 года по 1 января 2021 года (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ; далее — Закон № 360-ФЗ). Тогда же был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который вступил в силу с 1 января 2017 года и заменил Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
Как узнать кадастровую стоимость?
Определить кадастровую стоимость самостоятельно можно на официальном сайте Росреестра. Важно знать, прямое отношение к оценке имеет:
- Размещение территориальное.
- Площадь.
- Уровень цен на данном сегменте рынка.
Также узнать стоимость, не выходя из дома, поможет сайт Ростехнадзора. Главное — найти здесь интерактивную карту. Мало того, что карта поможет определить цену. Она ещё и расскажет большое количество полезной и важной информации об объекте!
Определяется стоимость, в большинстве случаев, для расчёта налога.
Напоминаем, что оплачивать налог нужно только по квитанции и никак иначе! Многие мошенники, например, в дачных садоводствах, собирают налоги наличными средствами — причём больше, чем нужно.
Кадастровая оценка
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.
При оценке необходимо учитывать износ построек, рассказал гендиректор Московского областного БТИ Владислав Мурашов. Для большинства обычных зданий и сооружений срок службы составляет 80 лет. Для построек с деревянными несущими стенами — 50 лет. Временные бытовки, склады, летние павильоны строятся по регламентам только на 10 лет. А вот уникальные здания музеев, хранящих национальные и культурные ценности, произведения искусства, а также стадионы и театры имеют запас прочности 100 лет.
Цели государственной кадастровой оценки:
- государственная регистрация прав на землю и сделок с ними, защита прав землепользователей и субъектов Российской Федерации;
- для корректного установления налогооблагаемой базы, ставок земельного налога и величины арендной платы за землю; определения величины компенсационных выплат при изъятии земель для муниципальных нужд;
- поддержка рынка земли, фондового рынка ценных земельных бумаг и ипотеки; информирование широкого круга заинтересованных лиц о стоимости земель;
- оценка эффективности существующего функционального использования территории, расчетная поддержка проектных разработок генерального плана города и в планировании крупномасштабных мероприятий общегородского характера.
Если Вы не согласны с установленной кадастровой стоимостью земельного участка, то Вы можете оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (решение комиссии также может быть оспорено в суде).
Как определить необходимость оспаривания?
Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже). В каждом регионе оценку проводят свои оценочные организации и ее результаты утверждаются постановлением главы субъекта РФ. В этом постановлении указываются категории земель и устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка. Чтобы подтвердить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:
- получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
- войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
- рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.
Далее необходимо обратиться в оценочную компанию, где ориентировочно Вам скажут соответствует ли цена земли рыночной или нет. После этого можно принимать решение о целесообразности ее уменьшения.
Существует 3 основных способа оспаривания кадастровой стоимости:
- заявление в комиссию;
- заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости;
- административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки.
Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, то есть либо по правилам закона об оценочной деятельности, либо по правилам закона о кадастровой оценке. Следует отметить специфику оспаривания в зависимости от применяемого закона:
1. По закону об оценочной деятельности существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по закону о кадастровой оценке такого порядка нет ни для одной категории заявителей, в том числе для юридических лиц.
2. Согласно нормам закона об оценочной деятельности комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. А по закону о кадастровой оценке аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ.
3. В соответствии с действующим законом об оценочной деятельности комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам же закона о кадастровой оценке комиссии, видимо, будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они получат право исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
4. Пока закон о кадастровой оценке и подзаконные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это может привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
В 2017 году, возможно, некоторые лица, запросив выписку из ЕГРН, могут обнаружить в ней, что актуальная кадастровая стоимость не соответствует Закону № 360-ФЗ, например, не произведен «перерасчет» кадастровой стоимости или результаты ГКО 2016 года учитываются как «актуальная стоимость» несмотря на то, что они выше предыдущей кадастровой стоимости. Физические и юридически лица могут попытаться защитить свои права путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости (ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), а также заявления в территориальное управление Росреестра об исправлении ошибок в ЕГРН ( ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Компетенция ФГБУ ФКП «Росреестра» и его филиалов с 2017 г будет определяться Приказами Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210, от 23 марта 2016 года № П/0133.
Но если в удовлетворении заявления откажут, основания для обжалования такого решения будут, как правило, отсутствовать. Дело в том, что закон о госрегистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года, допускает исправление технической и реестровых ошибок, как правило, по решению суда (п. 4 ст. 61 закона о госрегистрации недвижимости). Он устанавливает: «В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда». Аналогичная правовая позиция выработана ВАС РФ к исправлению ошибок в ГКН (Решение ВАС РФ от 28 июня 2012 г. № ВАС-4569/12, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. № 6200/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011 г. № 14765/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12651/11).
Далее рекомендуется подать заявление в комиссию, а после этого — административное исковое заявление в суд об исправлении ошибки.
Снижение кадастровой стоимости
Способы снижения кадастровой стоимости В соответствии с законодательством существует 2 способа изменения:
- через комиссию по переоценке;
- в судебном порядке.
Наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это, по сути, тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов, в то же время практика оспаривания насчитывает редкие случаи, когда принимают сторону правообладателей, оставлении прежней кадастровой стоимости.
Уменьшение стоимости в комиссии В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица — собственники или иные правообладатели недвижимости.В целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения — в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.
Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:
- недостоверные сведения, учтенные при кадастровой оценке (чаще всего это касается строений, нежели земельных участков);
- уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.
Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:
- нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
- отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
- экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный);
- информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадастровая оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
- кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.
Без указанных документов заявление рассматриваться не будет. Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:
- отклонение заявления;
- изменение стоимости.
Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр. Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, в случае несогласия с решением комиссии, заявитель может обжаловать его в суде или непосредственно обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).
Уменьшение стоимости в суде
Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан. Юрлица должны предварительно обратиться в комиссию, иначе делу ходу не будет. С 2015 года дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки. Например, гражданин обжалует кадастровую стоимость от 20.12.2011 года. В ходе судебного процесса — 17.12.2016 года утверждается новая оценка. Судебное дело не прекращается и если суд удовлетворит иск, то решение будет иметь силу и распространяться на оценку, которая действовала с 20.12.2011 г. по 17.12.2016 г. Новую стоимость нужно высуживать по новому административному исковому заявлению по оспариванию. Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.
В исковом заявлении обязательно необходимо указать:
- сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);
- данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);
- результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);
- в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и прочее).
Административным исковым заявлением оспаривается именно стоимость и поэтому в просительной части иска указывается на необходимость установления рыночной стоимости вместо имеющейся кадастровой. Важно знать, что оспаривать необходимо не по состоянию на любое число, а именно на дату утверждения результатов кадастровой оценки постановлением главы субъекта РФ. Но имейте в виду, что все последствия изменения кадастровой стоимости начинают течь с 01 января того года, в котором было подано заявление в суд.
К исковому заявлению обязательно прилагается следующий пакет документов:
- государственная пошлина в размере 2 000 рублей — для организаций, 300 рублей — для граждан (если она оплачивается от имени дольщиков, то ее размер делится между ними в равных частях)
- копии документов на недвижимость (свидетельство, правоустанавливающие документы, договор аренды)
- копию отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка (в бумажном и электронном формате).
Желательно чтобы оценка для оспаривания стоимости была выполнена известной в регионе организацией с солидной репутацией заключение экспертизы вышестоящей организацией оценщиков (саморегулирующей организацией) о том, что отчет оценщика соответствует правовым нормам. Обычно сам оценщик и организует проведение экспертизы, так как он состоит в саморегулирующей компании и у него должны быть налажены соответствующие связи.
К участию в деле необходимо привлечь в качестве административного ответчика кадастровую палату, Росреестр и орган субъекта РФ, который утверждал результаты кадастровой оценки в конкретном регионе (обычно это правительства и администрации республик, областей, краев, комитеты, департаменты и управления по имуществу, земельным отношениям и прочее). В качестве третьих лиц привлекают местную администрацию, соседей по участку, бывших собственников и прочих, то есть всех, кто может иметь интерес к спору. Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд. Раньше такие споры рассматривал арбитраж. Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке. Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное. Важно, чтобы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ. Дело в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование, иначе его не допустят к делу. Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, несмотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском. Судебная практика говорит, что, в основном, ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и прочее) не придется. Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки. После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения). Однако следует перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением о внесение изменений в государственный кадастр. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта. В настоящее время в госдуме находится законопроект о приостановлении возможности оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Если этот закон пройдет, то с 01.01.2017 г. и по 01.01.2020 г. обращаться с переоценкой кадастровой стоимости будет невозможным, так как индивидуальную оценку объекту недвижимости (необходимую для судебного спора) планируется поручать госструктурам, которые и будут формироваться в указанный период.
Мораторий на изменение кадастровой стоимости до 01.01.2020
03 июля 2016 года был принят вступающий в силу с 01.01.2017 года Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».
Данный закон детально описывает новую процедуру кадастровой оценки и оспаривания ее результатов.
Еще одним законом — Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ — был фактически установлен мораторий на изменение кадастровой стоимости для целей взимания платы за землю во всех ее возможных формах, определяемых как процент от кадастровой стоимости, на период с 01.01.2017 по 01.01.2020.
Суть моратория сводится к следующим основным моментам:
- в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 новая кадастровая оценка не проводится. Правило, определяющее интервал кадастровой оценки (не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет), временно не применяется;
- в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 применяется кадастровая оценка, которая действовала на 01.01.2014;
- если на 01.01.2014 кадастровая оценка не была проведена, применению подлежат результаты кадастровой оценки, утвержденные за период с 01.01.2014 по 31.12.2016;
- если на 01.01.2014 кадастровая оценка была утверждена, но в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была проведена еще одна кадастровая оценка или их было несколько, в период действия моратория применению подлежит та кадастровая оценка, которая является наименьшей;
- если кадастровая стоимость в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была оспорена через соответствующую комиссию Росреестра или через суд, в период действия моратория применяется кадастровая стоимость, определенная по результатам оспаривания;
- правило «наименьшей стоимости» применяется и к тем объектам, в отношении которых кадастровый учет будет осуществлен в период действия моратория (вновь построенные объекты, ранее учтенные объекты, измененные объекты).
Если вам понравилась данная статья, просим вас оставить отзыв в комментариях ниже.
Содержание
- Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка: судебная практика
- Судебная практика: прошлое и настоящее
- Основания для снижения стоимости
- Методы оспаривания
- Особенности судебной практики
- Шансы оспорить кадастровую стоимость
- Общие понятия о кадастровой стоимости
- Основания для пересмотра стоимости
- Законы для пересмотра кадастровой стоимости
- Досудебный порядок
- Судебная процедура оспаривания кадастровой стоимости
- Сведения об обновленной кадастровой стоимости
- Как снизить кадастровую стоимость земельного участка
- Причины и цели уменьшения
- Инициаторы процедуры
- Способы пересмотра
- Как уменьшить самостоятельно
- Вступление решения в силу
- Полезное видео
- Заключение
Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка: судебная практика
Судебная практика свидетельствует о том, что одним из самых популярных видов споров, касающихся вопросов земли и ее использования, является пересмотр кадастровой стоимости земельных участков. Это связано с тем, что размер и земельного налога, и платы за аренду земли, и выкупная стоимость исчисляется исходя именно из кадастровой стоимости. Чаще всего ее стоимость не соответствует рыночной и является чрезмерно завышенной.
Происходит это из-за несовершенного порядка расчета кадастровой цены, которую определяют путем умножения площади земельного участка на стандартные удельные данные по целому кадастровому участку без учета особенностей отдельно взятого объекта, а именно:
- наличия удобных подъездов;
- значимости расположенных на оцениваемых участках объектов недвижимости;
- установления ограничений на ведение какой-либо деятельности на объекте;
- истории объекта в правовом поле, наличие необходимых документов.
Также стоимость объекта может завышаться из-за ошибочного определения его назначения. В любом случае неверный расчет кадастровой стоимости земли может закончиться финансовыми потерями, исчисляемыми миллионами для лиц, которые обладают правами на нее или, вообще, заблокировать некоторые из вариантов использования земельных участков. Чтобы защитить себя от такого развития событий, правообладателям стоит как можно скорее после определения несправедливой стоимости предпринимать меры по ее обжалованию и снижению.
Совет: учитывая то, что уменьшенная цена на земельный участок будет влиять на будущие периоды расчета земельного налога или платы за аренду, затягивать с пересмотром дела не следует. Лучше начинать процесс в первой половине года, чтобы к концу периода решение суда уже было на руках и смогло повлиять на изменение ставок. Если иск удовлетворяется в начале года, когда все платежи уже установлены, то получить выгоду от снижения можно будет только через год.
Судебная практика: прошлое и настоящее
Своего пика проблема достигла в 2007 году, когда практически во всех российских регионах прошла государственная оценка земельных участков и ее результаты стали неожиданными для многих. В некоторых областях стоимость земли выросла в десятки раз. Объяснялось все очень просто, с помощью увеличения стоимости объекта местные власти стремились наполнить бюджет, так как большая часть налога на землю остаётся в местных бюджетах. В результате этих действий судебные органы были завалены внушительным количеством исков землевладельцев, требующих пересмотра стоимости, так как многие из них оказались под угрозой разорения. Судебная практика тех лет свидетельствует о том, что защитить свои интересы, выиграть дело и добиться снижения стоимости удавалось немногим. Как правило, суд вставал на сторону государственных оценщиков.
Возможность справедливо разрешить этот сложный вопрос появилась с принятием Постановления ВАС РФ от 28.06.2011 №913/11, где были определены основные законодательные позиции, положительные для лиц, пользующихся земельным участком. В частности, в этом документе предусмотрели возможность оспаривания рассчитанной кадастровой стоимости в судах, провели прямую связь между справедливой рыночной стоимостью и кадастровой, внеся изменения в ГКН, защитили права пользователей землей. Только после принятия этого документа региональная судебная практика стала проходить по более-менее похожему сценарию, как и в случаях, когда рассматриваются семейные дела или другие распространённые споры.
Прошедшая в 2012–2013 годах очередная государственная кадастровая переоценка и изданные по ее результатам акты говорят о том, что местные органы власти пока не готовы входить в положение землепользователей в вопросе снижения налогового и прочего финансового бремени. Поэтому сейчас, так же, как и в прошлые годы, первостепенной задачей для владельцев земельных участков и прочих лиц, имеющих право пользования этим ресурсом, является оспаривание действий муниципалитета и уменьшение кадастровой стоимости земельного участка. А уже последующие действия будут направлены на пересмотр размера налога или платежа за аренду земли.
Основания для снижения стоимости
На основании действующего на сегодняшний день законодательства РФ право на снижение цены земельного участка наступает, если:
- при проведении кадастровой оценки использовались недостоверная информация об объекте;
- на дату, когда проводилась кадастровая оценка объекта, являющегося предметом спора, была установлена его рыночная стоимость.
Методы оспаривания
Прежде чем начинать судебный процесс об оспаривании кадастровой стоимости, землепользователю можно обратиться с заявлением в Комиссию по решению споров об итогах проведения кадастровой оценки. Существование таких структур определено Законом РФ «Об оценочной деятельности», принятом еще в 2011 году.
Административный порядок оспаривания споров был принят, чтобы разгрузить суды от заваливающих их исков. В работе Комиссии есть ряд преимуществ:
- отсутствие обязательной уплаты госпошлины;
- более короткие сроки рассмотрения заявки;
- дополнительная возможность обжаловать решение в судебной инстанции.
Если комиссия не найдет причин для пересмотра кадастровой стоимости, заявитель имеет все права обратиться с претензией в судебные инстанции. Также землепользователь может подавать иск в суд сразу, без обращения в комиссию по пересмотру результатов оценки.
Эта категория исков относится к судам общей юрисдикции, и подлежит решению в областных, краевых или верховных судах Республик. Дела, касающиеся установления справедливой стоимости земельных участков, подлежат рассмотрению в исковом, а не публичном порядке, и поэтому в соответствии с позицией ВАС не требуют оспаривания действий государственных оценщиков, повлекших за собой нарушение прав. Стороне, подающей исковое заявление, необходимо указать конкретное требование о приведении кадастровой стоимости земельного участка к реальной рыночной стоимости.
Истцами в этих спорах могут выступать лица (физические, юридические), имеющие законные права на использование земельных участков, владения ими. Ответчиком в спорах выступает орган, на которого возложена обязанность проведения кадастровой оценки – Росреестр. Из-за того, что часть функций этой организации была возложена на Федеральную кадастровую палату Росреестра, время от времени возникают затруднения в определении структуры, которой следует предъявлять претензию.
Обзор судебной практики свидетельствует, что чаще всего ответчиком по делу выступает именно Росреестр в соответствующем регионе.
Согласно ст. 131 ГПК РФ истцу в подаваемом заявлении следует как можно подробней указать, почему стоимость земельного участка, указанная в кадастре не отвечает действительности, где были нарушены интересы землепользователя и права, а также, в случае обращения в Комиссию, причину несогласия с ее решением. Так же нужно документально подтвердить указанные в заявлении факты. Кроме того, согласно ст.132 ГПК истцу необходимо подготовить следующие документы:
- Копии исковых заявлений для каждого из участников процесса;
- Документы, подтверждающие претензионные требования и их копии для каждого участника;
- Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины. На сегодняшний день ее размер составляет 300 рублей. Если земельных участков несколько, то пошлина уплачивается за каждый.
Лицо, по отношению к которому предъявляется иск, вправе не согласиться с выдвигаемыми претензиями и потребовать проведения независимой оценки земли.
Особенности судебной практики
Судебное разбирательство по вопросам уменьшения стоимости земельных участков подразумевает наличие подготовительных этапов, которые состоят из:
- Обращения в организацию по проведению оценки с просьбой подготовить отчет о рыночной стоимости объекта спора. Оценщики еще до заключения договора и проведения работ на основании имеющихся данных могут составить для вас первичный отчет, оценивающий перспективность дела и шансы на уменьшение стоимости. Заказанная землепользователем независимая экспертиза будет отличаться от той, что проводят государственные оценщики более глубоким подходом и анализом. При подготовке заключения будут учитываться особенности каждого конкретного участка, которые оказывают прямое влияние на его стоимость, бухгалтерские документы, свидетельствующие о его доходности или убыточности, прочие показатели.
- Обращения непосредственно в комиссию или суд с заявлением и начала судебной практики.
Совет: не стоит начинать заниматься оспариванием стоимости участка самостоятельно, если вы не являетесь профессионалом в этой области. Процесс оспаривания кадастровой стоимости земли может показаться несложной только при поверхностном ее изучении. На самом деле в юридической практике эта категория дел относится к такой, которая требует основательной глубокой подготовки и знаний. Для достижения желаемого результата следует в совершенстве разбираться в методах оценки, структуре отчета и его содержании, уметь грамотно составить иск и изложить требования, поэтому помощью грамотного юриста в этом в вопросе не следует пренебрегать.
Многих землепользователей также интересует вопрос, существует ли процедура пересмотра уплаченного ранее (за прошлый период) налога или арендной платы за землю, в случае уменьшения стоимости земли и его возврата, так как ее рыночная стоимость устанавливается на дату расчета кадастровой. Обзор судебной практики говорит о том, что это невозможно. Причина прежде всего кроется в том, что ФЗ «Об оценочной деятельности» запрещает пересмотр задним числом размеров платежей.
Шансы оспорить кадастровую стоимость
Завышенная цена по кадастру приводит к росту размера налога на объект недвижимого имущества. В подобной ситуации владелец имеет право оспорить её в досудебном порядке, обратившись в территориальную комиссию Росреестра, или же проигнорировать данный этап и направить иск сразу в судебные органы. Подобный порядок действует и для индивидуальных предпринимателей.
Кадастровой принято называть стоимость, определённую путем проведения процедуры комиссионной оценки реальной цены на недвижимость. Для ее определения часто применяется способ массовой оценки.
Узнать, как снизить кадастровую стоимость дома, квартиры и любой другой недвижимости, а также разобраться в особенностях процедуры в целом вы сможете, прочитав данную статью.
Необходимость оспорить цену по кадастру возникает в том случае, когда выявлено несоответствие кадастровой и реальной стоимости имущества на рынке, необходимой для совершения, к примеру, честной сделки на обоюдовыгодных условиях или формирования налоговой базы.
Для выполнения этого действия нужно получить точные данные, которые предоставляет сервис «КТОТАМ.ПРО». Все, что вам потребуется сделать, — это заполнить форму на нашем сайте. После чего вы моментально получите доступ ко всем официальным данным в режиме онлайн.
Общие понятия о кадастровой стоимости
Главным изменением в законодательстве России, так или иначе касающемся недвижимости, является дополненный Гражданский Кодекс РФ. Также это имеет огромное значение для построения и развития правовой системы.
Кадастровые цены довольно давно начали использоваться в России для расчета размера налогов на земельные участки. Хотя современная система оценки подобной стоимости была введена в 1968 году, кадастровые значения использовались для аналогичных целей еще с 10-го века. Несмотря на нестабильность цены по кадастру, во многих городах России уже с 2006 года, она была близка к рыночной. В связи с этим существует обширная судебная практика, которая связана со снижением кадастровой стоимости.
В ноябре 2013 года в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым владельцы определенных видов недвижимых объектов с 1 января 2014 года рассчитывают налог на собственность компании с использованием кадастровых стоимостей, а не номинальных балансовых значений.
Новые налоговые правила применяются к собственности (включая здания и помещения), предназначенной для служебных или торговых целей, а не, например, для складов и производственных объектов. Чтобы прийти к ответу о том, почему новые правила применяется только к офисам и торговой недвижимости, стоит учитывать, что большая часть такой офисной и торговой недвижимости сосредоточена в крупных городах, что позволяет технически легче оценивать кадастровые ценности в совокупности. Как только новые правила начали применять для различных офисных зданий, они распространились и на другие виды недвижимых объектов, находящихся во владении.
Основания для пересмотра стоимости
Новые правила ввели нормы, которые обязывают оценщиков определять стоимость по кадастру, исходя из функциональности зданий и наличия всех систем, зарезервированных отдельно для целей учета. Все это включается в кадастровую оценку здания. В то же время владелец будет платить налог, отталкиваясь от балансовой стоимости систем, отдельно зарезервированных в качестве основных средств.
Обратите внимание, что эта ситуация может возникнуть только относительно движимых активов, забронированных до 2013 года (движимое имущество, зарегистрированное на балансе, после того, как это не будет облагаться налогом на имущество).
Существует два основных способа оспаривания и уменьшения кадастровой стоимости:
Судебное разбирательство может начаться в течение всего срока исковой давности (три года), хотя возможные возражения со стороны государственных органов тоже необходимо учитывать, поскольку такие вопросы требуют для их урегулирования длительного периода времени.
Процесс решения конфликта, связанного со снижением кадастровой стоимости через комиссию, призван ускорить этот процесс. Но у владельца есть только шесть месяцев, чтобы прийти в данное учреждение после оглашения действующей цены объекта недвижимости, находящегося во владении физического или юридического лица.
Существует только два законных основания, дающих право пересмотреть кадастровую стоимость объекта:
- обнаружение некорректных сведений касаемо оцениваемого объекта недвижимости;
- кадастровая и рыночная цена для определенного имущества определялись в одно время.
Некорректными сведениями считаются ошибки, которые совершены специалистом по оценке в ходе проведения работ. В их число также попадает и неверное установление характеристик недвижимости, оказывающих прямое влияние на определяемую стоимость.
Следует знать: Верховный Суд России в ПП № 28 указывает, что недостоверными можно считать:
1. неправильно определенные условия, указанные специалистом по оценке, прямо влияющие на цену недвижимости:
- месторасположение;
- цель эксплуатации;
- аварийное состояние жилого имущества;
- разрешение на использование определенного участка земли;
- расположение объекта в санитарной зоне и т.д.
2. неверно прописанные сведения, нуждающиеся в оценке;
3. игнорирование информации об аварийности состояния объекта оценки;
4. неверное применение информации, используемой при расчете кадастра.
Определить требование для пересмотра оценки можно, запросив у заказчика информацию о конкретном объекте, которая использовалась для осуществления процедуры кадастровой оценки. Эти данные должны предоставляться просителю в недельный срок по Закону № 135-ФЗ (ст. 24.18).
Законы для пересмотра кадастровой стоимости
Согласно законодательству, производить процедуру оценки кадастровой стоимости недвижимого объекта можно лишь один раз в пять лет. Однако цены на жилье постоянно меняются, а вместе с ними и кадастровая стоимость соответственно. Это в корне меняет стратегию налогообложения, так как ранее использовавшиеся балансовые значения, как правило, со временем уменьшались с использованием методов амортизации, что привело к снижению налогов.
Во время проведения процедуры оценки кадастровой стоимости любых недвижимых объектов так же важно учитывать предписания местных законодательных органов, в которых указан средний ценовой уровень в определенном муниципальном районе (ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Регулируется вся оценочная деятельность соответствующими законами РФ, которые регламентируют процесс проведения оценки кадастра комиссией или судом, а также содержат в себе требования, актуальные для оценочной деятельности (Законы № 237-ФЗ, 135-ФЗ).
Досудебный порядок
Оспорить кадастровую стоимость, соблюдая досудебный порядок разрешения спора, можно следующим образом:
1. Составить и отправить заявление в комиссию Росреестра с указанием результатов определения кадастра.
Владелец имеет право оспорить выведенную кадастровую стоимость в течение 5 лет после внесения подобных данных в базу ЕГРН. Однако такое право будет действовать только до того момента, пока не будет определена новая цена данного объекта недвижимости (ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Для обращения в комиссию нужно написать и направить заявление с требованием пересмотреть кадастровую стоимость жилой собственности. Также в нем необходимо указать личную информацию, адрес прописки и проживания, основание, послужившее причиной для обращения в вышестоящие органы.
Заявление о снижении или увеличении кадастровой стоимости, согласно правилам, прописанным в Законе N 135-ФЗ, не принимается в следующих случаях:
- не приложены указанные ранее документы;
- выявлено нарушение срока подачи заявления;
- оспариваемая кадастровая стоимость ранее была установлена по размеру рыночной стоимости.
Ответ, данный уполномоченным органом, должен содержать мотивированный отказ. Направляется такое уведомление почтой заявителю.
Для справки: технической считается ошибка, которую сотрудники комиссии или суда допустили при государственном учете по кадастру. Либо при регистрации прав, если такие данные ведут к искажению информации в ЕГРН и тем сведениям, которые представлены в документах, послуживших основанием для занесения информации в ЕГРН. Также сюда относятся: опечатка, вычислительная или грамматическая ошибка и т.п.
2. Второй этап — участие в заседании комиссии и ожидание результатов. Членам комиссии отводится один месяц на изучение и рассмотрение заявление со дня его подачи. Об этой дате сообщается дополнительно для того, чтобы заявитель имел возможность спланировать дела и явиться на заседание. В итоге рассмотрения комиссией может быть вынесен вердикт о необходимости проведении повторной оценки кадастровой стоимости, либо о мотивированном отказе. Её членам отводится пять рабочих дней на направление копии результата в Росреестр, а также в ФГБУ ФКП.
Судебная процедура оспаривания кадастровой стоимости
Если требование о перерасчете данного показателя было отклонено, или заявление вообще не подавалось, применяется судебная процедура регулирования конфликта.
1. Составляется и подается административный иск, а также готовятся все необходимые для этого документы.
В случае оспаривания кадастровой стоимости в иске указываются следующие требования: «пересмотреть кадастровую стоимость по причине обнаружения недостоверных сведений об определенном объекте, если эти данные использовались во время процедуры оценки» Другой вариант: «определить действительную рыночную стоимость объекта недвижимости». Подобные требования выдвигаются и при необходимости исправления технической ошибки.
В качестве оснований для подачи иска могут выступать:
- оспаривание решения, а также действий или бездействия комиссии, которая рассматривает споры об итогах расчета кадастровой стоимости;
- оспаривание результатов выведенной кадастровой стоимости.
Необходимо знать о сроках подачи иска. Они устанавливаются положениями, прописанными в ст. 219, 245 КАС РФ; ст. 72 Закона N 218-ФЗ; п. п. 4, 8 Постановления N 28.
2. В приложении к административному иску должны прикрепляться документы общей юрисдикции на уровне субъекта РФ, а именно Верховного Суда Республики или суд краевой, городской, областной, автономной области либо автономного округа.
Также важно помнить, что административный иск должен соответствовать всем требованиям, которые устанавливают положения ст. 125, 220, 246 КАС РФ.
Оспорить результаты определения стоимости нужно успеть в пятилетний срок со времени внесения в ЕГРН результатов определения стоимости. Если сроки нарушены, суд не имеет право отказать в принятии заявления.
Если по прошествии 5 лет в ЕГРН не вносились очередные сведения о результатах определения кадастровой стоимости, то судом срок будет восстановлен.
3. Необходимо принять участие в судебном производстве дела.
Его рассмотрение, когда оспариваются результаты определения кадастровой стоимости, проводится в двухмесячный срок с момента подачи иска. Иногда судом этот срок продлевается еще на месяц. Когда же нужно оспорить действия или решения комиссии, такой срок законодателем сокращен до одного месяца.
Выиграть в суде дело, которое касается снижения кадастровой стоимости земельного участка или другой недвижимости, можно при наличии неоспоримых доказательств.
Сведения об обновленной кадастровой стоимости
Если кадастровая стоимость недвижимости в течение года изменялась, это не должно учитываться в процессе определения налоговой базы.
Онлайн-сервис «КТОТАМ.ПРО» поможет своевременно определить кадастровую стоимость и получить другие данные по объектам недвижимости.
Таким образом, законодатель установил несколько причин, по которым заявитель-собственник недвижимости или земельного участка может оспорить кадастровую стоимость. Процедура оспаривания является многоэтапной и сложной. Сбор документов, своевременная их подача и грамотное составление иска — основа получения положительного результата в суде. Грамотная подготовка к судебному процессу исключает риск получить отказ в судебной инстанции либо комиссии.
Если вы не обладаете должным уровнем правовой грамотности, такие задачи лучше поручать представителям, которые хорошо разбираются в юридических нюансах и имеют опыт правоприменительной практики в этой сфере отношений.
Как снизить кадастровую стоимость земельного участка
В соответствии с новым порядком налог начал высчитываться из кадастровой стоимости.
Несмотря на то, что ставки снизились в несколько раз, размеры платежей в некоторых случаях серьезно выросли.
По этой причине собственники участков с завышенными ценами начали приводить кадастровую стоимость в соответствие с земельным законодательством.
Причины и цели уменьшения
Существует несколько ситуаций, при которых допускается законное снижение рассматриваемого параметра. Наиболее распространенными вариантами являются изменения категории земель и их целевого назначения.
Неверная оценка встречается не так часто, поэтому пользователи обращаются за ее снижением реже, чем в предыдущем случае.
Аналогичная частота обращений сохраняется в отношении изменения или дополнения видов разрешенного использования.
Изменение категории и целевого назначения
К примеру, участки, относящиеся к особо охраняемым природным территориям, оцениваются в несколько раз дороже земель сельскохозяйственной категории.
Перевод первого типа во второй не сопровождается мгновенным снижением кадастровой стоимости, поэтому владельцы таких земельных участков вынуждены прибегать к ее уменьшению.
Земли каждого из семи существующих типов целевого назначения отличаются кадастровой стоимостью.
Завышенные показатели реестра
Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной. Обнаруживая в ЕГРН суммы, превышающие действительную цену в несколько раз, землевладельцы приходят в недоумение.
Понять, откуда берется стоимость, получается не всегда, но изменить неоправданно завышенную сумму при желании может любой собственник, если найдет достаточные основания указывать на ошибку оценщиков.
Изменение вида использования
Виды разрешенного использования земель подробно изложены в Приказе Минэкономразвития России. Участки с разными допустимыми способами эксплуатации отличаются по кадастровой стоимости.
Подобная дифференциация объективна, поскольку вполне логично, что земли, предназначенные для недропользования, многоэтажных жилых застроек или природно-познавательного туризма, будут дороже, чем земли для пчеловодства или складов.
Снижение стоимости в таком случае является необходимой процедурой, поскольку разница в видах разрешенного использования может существенно влиять на ценообразование.
Ухудшение состояния почвы
Помимо перечисленных факторов, стоимость земли зависит от ее состояния. Если на территории естественным образом появились обрывы, овраги, болота, иные неустранимые дефекты, цена заметно снижается.
Ухудшением принято также считать наложение искусственного ограничения в виде публичного безвозмездного сервитута.
Инициаторы процедуры
Рассматриваемый показатель может оспариваться не всеми правообладателями. Инициировать пересмотр вправе собственник и арендатор.
Первая категория является абсолютной, поскольку владелец является налогоплательщик по отношению к участку. Арендаторы могут оспаривать стоимость лишь в ограниченных случаях.
Собственник
Нахождение земли в собственности сопровождается необходимостью платить налог на недвижимое имущество, которые не всегда оказывается низким.
В связи с этим налогоплательщик имеет полное право оспаривать кадастровую стоимость вне зависимости от обременений, которые наложены на участок.
Собственники не могут передать обязанность уплачивать налоги другим лицам, поэтому делегирование рассматриваемого права недопустимо.
Вопросы касательно возможности арендаторов оспаривать кадастровую стоимость начали обсуждаться после появления первых проектов реформирования системы налогов на недвижимое имущество. Четкое разъяснение по спорам касательно прав лиц, владеющих участками на основании договоров аренды, дал Верховный Суд РФ.
Согласно позиции высшего судебного органа, оспаривать кадастровую стоимость земельных участков вправе арендаторы, в чьих договорах с арендодателем прописана арендная плата, исчисляемая из кадастровой стоимости.
Наиболее часто договоры с исчислением арендной платы из ставки налога предлагают заключать органы власти. В арендных отношениях частных лиц подобный способ применяется крайне редко.
Способы пересмотра
Общая классификация путей уменьшения кадастровой стоимости позволяет поделить способы на досудебные и судебные.
Первая категория предполагает обращение в уполномоченные административные органы. К ним относятся территориальные комиссии по пересмотру кадастровой стоимости.
Судебный путь ранее предполагал возможность обратиться в арбитражные суды. Актуальное законодательство предусматривает рассмотрение вопроса исключительно в судах общей юрисдикции.
Административный порядок
Досудебная процедура рассмотрения дел об оспаривании стоимости введена в 2015 году.
Владелец земли может обратиться в территориальную комиссию по пересмотру кадастровой стоимости, входящую в структуру Росреестра.
Комиссия формируется на уровне субъекта РФ.
Для юрлиц порядок обязателен, граждане вправе миновать стадию путем прямого обращения в суд.
Судебная практика
Изменившийся порядок рассмотрения дел об оспаривании сведений, содержащихся в ЕГРН, привел к передаче соответствующих полномочий судам общей юрисдикции.
Заявление подается в суды субъектов (республиканские, областные). Расположение судебного органа должно соответствовать местонахождению земельного участка.
Подавать иск требуется сразу в суд, которому подсудно рассматриваемое дело. В противном случае судья возвращает заявление истцу.
Процедура уменьшения стоимости участка по реестру включает в себя несколько этапов. Их соблюдение необходимо для повышения шансов на успех при рассмотрении вопроса в комиссии или суде.
Инициатор оспаривания должен иметь доказательственную базу, которая формируется на предварительных этапах.
Административное и судебное разбирательства не ограничиваются классическими процессуальными действиями. Должностные лица проводят экспертную оценку доводов владельца, на основе которой формируется отчет и решение органа.
Анализ целесообразности
Доказательственная база должна содержать экспертные заключения, дающие оценку рыночной стоимости объекта. Для получения отчета правообладатели обращаются в экспертные компании. Но перед проведением экспертизы логично проверить, есть ли перспектива уменьшать стоимость.
Проводят анализ целесообразности пересмотра цены по реестру компании бесплатно. Процедура включает предварительную упрощенную оценку и первичное заключение, на основе которого определяет целесообразность дальнейших действий.
Предварительное решение оценщика влечет за собой полноценную экспертизу.
Фирма, производящая оценку, должна иметь статус независимой оценочной компании и осуществлять деятельность на основании договора, заключенного с органами Росреестра.
Стоимость услуги варьируется от 3 до 5 тысяч рублей в зависимости от региона.
Результатом оценочной деятельности является отчет, исчисляющий рыночную стоимость земли.
Цена должна быть указана на дату определения установленной в реестре кадастровой стоимости, найти которую позволяют сервисы портала Росреестра.
Отчет предоставляется вместе с другими документами и является серьезным подспорьем правообладателя в плане доказывания правоты.
Экспертиза отчета
Факультативным этапом является экспертиза отчета об оценке. Правообладатель для подтверждения полученных результатов обращается к другому оценщику. Специалисты компании исследуют подготовленный отчет на основании актуального законодательства об оценочной деятельности, норм о порядке проведения оценки, федеральных стандартов.
Процедура является добровольной, поэтому заявитель не обязан обращаться к другому оценщику для проведения экспертизы. Тем не менее, документ существенно повышает шансы на успех пересмотра.
Подробнее о процедуре и порядке оспаривания кадастровой стоимости земельного участка читайте в отдельной статье.
Как уменьшить самостоятельно
Обращение в территориальную комиссию
Досудебный порядок рассмотрения дела в территориальной комиссии Росреестра включает несколько дополнительных стадий.
Первым делом требуется самостоятельно собрать установленный законодательством пакет документов:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (при аренде);
- заполненное заявление о пересмотре результатов;
- выписка из ЕГРН о стоимости участка;
- заверенная нотариусом копия документа, свидетельствующего о наличии права собственности (свидетельство или полная выписка из ЕГРН) или владения, пользования (договор аренды);
- отчет об установлении рыночной стоимости;
- положительное заключение независимых оценщиков на основании отчета (если проводилась экспертиза).
Дополнительно представляются иные доказательства, подтверждающие доводы гражданина.
Заявитель вправе использовать любые документы, но рекомендуется прикладывать только бумаги, подтверждающие прямо или косвенно доводы.
Собранный пакет документов представляется в региональную комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости.
Рассматривается заявление без участия гражданина на заседании комиссии.
При положительном результате выносится решение, на основании которого кадастровая стоимость приравнивается к рыночной, при отрицательном – мотивированный отказ с разъяснением права судебного обжалования.
Разбирательство в судебных органах граждане-правообладатели вправе начать, минуя досудебную стадию. Предусмотренный для обращения в комиссию Россреестра пакет документов сохраняется, но добавляются дополнительные бумаги:
- уведомление, свидетельствующее о вручении другим участвующим в деле лицам копии искового заявления;
- квитанция об оплате госпошлины (300 рублей).
Исковое заявление подается вместе с упомянутой документацией в суд субъекта. Проведя проверку представленного пакета документов, суд принимает дело к производству, привлекая в качестве ответчика соответствующее подразделение Росреестра.
Исход дела зависит от доказательств истца, поэтому заявителю рекомендуется прикладывать дополнительные документы.
Арбитражные суды не рассматривают данную категорию дел с 2015 года после принятия КАС РФ.
Обжалование отказа комиссии существенно не отличается процедурой и прилагаемой документацией. Меняется содержание искового заявления, а также прикладывается мотивированный отказ органа. Помимо приравнивания стоимости, судебное решение повлечет о признание отказа комиссии незаконным
Вступление решения в силу
Удовлетворение исковых требований приводит к тому, что в резолютивной части решения указывается размер новой кадастровой стоимости, которая должна быть внесена в единый государственный реестр недвижимости.
После вынесения судебного акта заявитель или орган Росреестра могут подать апелляцию в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ.
Представлять жалобу можно в течение месяца.
Если этого не произошло, по истечении данного срока решение вступает в силу. На его основании Росреестр вносит изменения в ЕГРН.
Общее время процедуры снижения стоимости земли по реестру варьируется от 1 до 4 месяцев. Конкретный срок зависит от совокупности нескольких обстоятельств, включающих скорость работы оценщиков, время рассмотрения комиссией или судом заявления, обжалование решения суда (в некоторых случаях).
Средняя продолжительность без форс-мажоров, сутяжничества и прочих нестандартных обстоятельств составляет 1-2 месяца.
Снижение стоимости участка во многом зависит от процессуальных сроков. Заявление рассматривается комиссией не дольше месяца. Приняв решение, орган уведомляет заявителя в 5-дневный срок о результате рассмотрения его заявления с разъяснением порядка дальнейших действий. Судопроизводство по делу длится не более 2 месяцев.
Обжалование решения суда в различных вышестоящих инстанциях занимает гораздо больше времени.
Полезное видео
Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано какие действия необходимо предпринять чтобы понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Заключение
Кадастровая стоимость по разным причинам может оказываться завышенной. Собственники и в некоторых случаях арендаторы вправе снизить кадастровую стоимость земли в административном или судебном порядке.
Для этого требуются предварительная процедура оценки рыночной цены и подача в юрисдикционный орган заявления с приложением установленного законом пакета документов.
Статья написана по материалам сайтов: gosuslugin.ru, sudebnayapraktika.ru, kadastr.ktotam.pro, stroim-domik.org.
»