+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Cистема Платон: что это такое, как работает, для чего нужна, как зарегистрироваться в 2019 году

«Платон» — это российская система взимания платы за эксплуатацию автомобильных дорог, работающая с 2015 года. Деньги с перевозчиков взимаются для компенсации ущерба, который большегрузные автомобили наносят автомобильным дорогам общего пользования. Деньги переводятся в пользу государственного бюджета и в перспективе направляются на восстановление автомобильных трасс федерального назначения. Давайте рассмотрим, что такое система «Платон», как она действует и чем чревато уклонение от платы.

Содержание

Что такое система «Платон»

«Платон» — это система взимания платы с грузового автомобиля. Название она получила от сокращённого словосочетания «плата за тонны». Система была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года и функционирует до сегодняшнего дня.

Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы). Половина её Уставного капитала принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью.

  • центры информационной поддержки;
  • геоинформационную систему и автоматическую систему расчётов;
  • бортовые устройства для своевременного списания средств со счёта пользователя;
  • системы стационарного контроля;
  • системы мобильного контроля;
  • интернет-сайт, обеспечивающий информационную и консультационную поддержку;
  • колл-центр, работающий в круглосуточном режиме.

Собираемые «Платоном» средства перенаправляются в федеральный бюджет, и расходуются на:

  • улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ;
  • поддержания состояния автомобильных дорог федерального значения.

Как работает система «Платон»

На данный момент система предусматривает авансовый и постоплатный варианты расчёта. В обоих случаях размер платы за покрытое расстояние регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.05.13 №504 (в редакции Постановления от 24.03.2017 №330). Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.

Для мониторинга и идентификации автомобилей, попадающих под действие «Платона», используются машины мобильного контроля «Платон» и рамные конструкции, располагаемые над дорожным полотном.

Система «Платон» регистрирует административные нарушения автомобилей с разрешённой массой более 12 тонн и передаёт данные о них в ГИБДД. При этом штрафы за нарушения выписываются самой госинспецией.

Для оформления разовой Маршрутной карты необходимо обратиться в ЦИПП (центр информационной поддержки пользователей), воспользоваться Мобильным приложением или Личным кабинетом. Перед этим владелец транспортного средства уже должен быть зарегистрирован в системе. Внесение средств на расчётные записи производится в ЦИИП (в кассах и через терминалы), Мобильном приложении и Личном кабинете пользователя на сайте.

Бортовое устройство автоматически передаёт данные о передвижении автомобиля. В соответствии с тем, по каким дорогам двигается транспортное средство, с расчётной записи списывается плата. «Платон» не взимает плату за проезд по платным и дорогам федерального назначения.

Читайте также: Что такое утилизационный сбор и кто должен его оплачивать.

Какие машины под нее попадают под систему«Платон»

Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.

Плата за пользование дорогами не взимается:

  • пассажирских автотранспортных средств;
  • военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
  • транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.

Как зарегистрироваться в системе «Платон»

Регистрация требует от владельца автомобиля собрать необходимые документы и предоставить их на официальном сайте или в центре обслуживания.

Перечень документов для российских предпринимателей:

  • свидетельство ОГРНИП;
  • ИНН;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства.

Перечень для крупных юридических лиц из РФ:

  • документ, подтверждающий право на занятие предпринимательством с ОГРН;
  • ИНН;
  • паспорт на ТС и документ, подтверждающий его регистрацию.

Перечень документов для иностранных физических или юридических лиц:

  • техпаспорт на большегрузное ТС;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию ТС;
  • копия документа, подтверждающее право юридического или физического лица на занятие предпринимательством;
  • персональные сведения лиц, представляющих интересы компаний-перевозчиков).

Если интересы юридического или физического лица защищает представитель на территории Российской Федерации, необходимо также указать его ФИО, адрес электронной поты и номер телефона для связи.

Заполнить документы, передать их на обработку (соглашаясь с обработкой персональных данных) и пройти регистрацию можно на сайте системы (посредством Личного кабинета), в ЦИПП или в терминале самообслуживания в процессе оформления разовой Маршрутной карты.

Читайте также: Что такое зеленая карта на автомобиль и для чего она нужна.

Тарифы и штрафы

На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:

  • отсутствия бортового устройства в автомобилей;
  • езды с неисправным или отключённым БУ;
  • когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
  • езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
  • продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.

Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:

  • для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
  • для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.

Система «Платон» для большегрузов в 2018-2019 году

С целью внедрения современных подходов к использованию транспортной сети Правительством РФ с 2015 года введена в действие система «Платон» для большегрузов.

Что такое «Платон»

Справка: название «Платон» представляет собой сокращение от словосочетания «плата за тонны». Оно ярко выражает суть проекта — справедливое распределение ответственности между автовладельцами за состояние дорожного полотна.

Методика предполагает следующие вещи:

  1. Разделение автотранспортных средств по их тоннажу.
  2. Взимание платы с владельцев большегрузов.
  3. Организацию системы контроля:
    • за использованием транспортной инфраструктуры федерального уровня;
    • за внесением обязательных платежей.

Внимание: владельцев легковых автомобилей нововведение не коснулось. Они могут пользоваться дорогами без обязательного взноса (за исключением платных).

Цели проекта

Кроме того, на него действуют иные разнообразные факторы:

  • временные (амортизация);
  • климатические (холод — в северных широтах, жара — на юге);
  • природные воздействия и другое.

Общее правило о том, что все пользователи обязаны в равной степени участвовать в ремонте трасс, не выдерживало критики. Ведь воздействие на асфальт зависит от массы машины. Легковые автомобили не причиняют дороге такого вреда, как тяжелые рефрижераторы и фуры.

Основные цели проекта «Платон» таковы:

  • справедливое перераспределение расходов за использование федеральных трасс;
  • создание дополнительного фонда для их ремонта и реконструкции (вероятно, строительства новых);
  • внедрение современной системы контроля за перевозкой грузов;
  • учет движения товаров и материалов по территории страны.

Для сведения: электронная система контроля перемещения товаров представляет собой еще и оборонительное мероприятие. Она позволит перераспределять продукцию в случае возникновения кризисной ситуации (о чем забывают критики «Платона»).

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Элементы системы

  1. электронный комплекс регистрирования участников программы (ниже приведены параметры);
  2. методика учета каждого зарегистрированного пользователя;
  3. аппараты навигации, выдаваемые зарегистрированным автовладельцам на бесплатной основе;
  4. структуры:
    • сбора платежей;
    • контроля правильности внесения взносов и использования прав на проезд;
    • осуществления наказания за нарушение правил.

Подсказка: комплекс своей работой охватывает всю огромную территорию России. Он является своеобразным пилотным проектом для разработки и внедрения иных управляющих структур современного уровня.

Участники проекта

  1. Компания или индивидуальный предприниматель — организатор мероприятий в рамках постановления. Этой стороне полномочия передает Правительство РФ. В ее обязанности входит проектирование и создание электронного комплекса учета и приема платежей.
  2. Автовладельцы, подпадающие под действие ПП .

Для сведения: согласно распоряжению правительства РФ от 29 августа 2014 года полномочия по обеспечению технического функционирования «Платона» переданы ООО «ТР-Инвест Транспортные системы». Скачать для просмотра и печати:

Какие машины должны зарегистрироваться

  • под электронный контроль подпадают все автомобили, тоннаж которых выше 12 т;
  • это должно быть записано в техническом паспорте машины.

Таким образом, нет смысла перечислять конкретные марки фур. Достаточно только посмотреть на данные документа, чтобы определить, является ли авто потенциальным участником программы.

Внимание: плата за использование трасс не взимается с таких видов автомобилей:

  • военного и пожарного назначения;
  • скорой медицинской помощи (иные специализированные медавтомобили);
  • предназначенные для перевозки людей.

Не подпадающие под действие указанного постановления автомобили оснащаются специальной сигнализацией (есть исключения). Все технические средства Минобороны не включаются в перечень для взимания дополнительной платы.

Это интересно:  Все о ТЖС: что это такое и зачем нужно это товарищество, информация, как организовать его в РФ, а также обязательно или нет составляется реестр всех жильцов

Правила транспортного комплекса

  1. Установку фиксатора на каждом автомобиле, подпадающем под законные параметры. Производится на безвозмездной основе.
  2. Бортовое устройство работает постоянно во время движения. Оно осуществляет отслеживание маршрута машины в режиме GPRS-навигации:
    • передает данные в центр сбора информации в периоды осуществления движения по федеральным трассам;
    • при съезде с них переходит в режим ожидания.
  3. Электронный центр управления проводит в автоматическом режиме такие операции:
    • подсчитывает количество пройденных каждым зарегистрированным пользователем километров;
    • производит подсчет сумм взносов;
    • выставляет счет в личном кабинете; выявляет нарушителей (неплательщиков);
    • передает информацию соответствующему специалисту для организации карательных мер.

Важно: весь комплекс создан на уникальных технологиях российских разработчиков.

Порядок использования

  1. использование дорог происходит по предоплате двумя способами:
    • с применение регистрирующего устройства;
    • путем регистрации карты маршрута (отменено с 26.01.16);
  2. средства с персонального счета списываются в автоматическом режиме по данным бортового фиксатора;
  3. остаток может быть возвращен плательщику;
  4. владельцы нескольких большегрузов должны зарегистрировать каждый;
  5. автомобили могут быть привязаны к одному лицевому счету.

Для сведения: с начала 2016 года стоимость 1 км федеральной дороги равна 3,06 руб. Снизили ее по просьбе автовладельцев, осуществляющих массовую транспортировку грузов в пределах РФ и за рубеж.

Пример

С его персонального счета списано:

  • 1 500 км х 3,06 руб. = 4 590 руб.

Внимание: изменение тарифов происходит по решению Правительства РФ. Компания, занимающаяся организацией работы «Платона», взимает абонентскую плату в размере 500 руб.

Как зарегистрироваться

  1. Пройти процесс регистрации в реестре «Платона» на официальном сайте:
    • путем создания личного кабинета;
    • в терминале;
    • через мобильное приложение;
    • путем посещения одного из Центров, созданных организаторами.
  2. Дождаться предоставления пароля и логина. Без таких данных невозможно пользоваться личным кабинетом (они нужны для входа).
  3. Внести абонентскую плату и предварительный взнос.
  4. Заключить договор о предоставлении без оплаты бортового устройства.
  5. Установить фиксатор на каждом автотранспортном средстве, тоннаж которого превышает 12 т.

Внимание: деньги на счет можно внести:

  • с банковской или топливной карты;
  • через терминал Сбербанка;
  • с кошелька КИВИ.

Перечень необходимых документов

Подсказка: если делами предпринимателя занимается представитель, то необходимо дополнительно предоставить копии:

  • его паспорта;
  • доверенности либо приказа о наделении полномочиями.

Ответственность

  • 5 000,0 руб. — при первичном выявлении;
  • 10 000, руб. — при повторном.

Внимание: к административной ответственности привлекаются лица, на которых зарегистрирован большегруз. Наемные водители от наказания освобождаются. Скачать для просмотра и печати:

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В частности, в 2018 году:

  1. Бортовые фиксаторы вводятся в действие после 30 суточного тестирования. Только по истечении месяца с автомобиля взимается плата.
  2. Отлажен механизм возвращения ошибочно внесенных средств (ранее их трудно было забрать).
  3. Введена практическая методика отмены маршрутов. Теперь отказаться от планов можно до минуты объявленного старта.
  4. На сайте электронного учета появилась функция изменения данных, а также отмены учетной записи.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Что такое система Платон? Как она работает?

Несколько лет назад водители больших грузовых автомобилей оплачивали только топливный сбор. В 2015 года в РФ была введена система «Платон».

Она подразумевает сбор денежной платы с автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. Теперь они обязаны платить за каждый пройденный километр федеральных дорог.

Новые правила вызвали много негативных эмоций у водителей. Далеко не все с пониманием отнеслись до того, что такое система «Платон» и с какой целью ее ввели. Но средства, которые собраны с ее помощью, каждый день поступают в Дорожный фонд.

Благодаря первым денежным поступлениям в 2016 году было отремонтировано больше 1000 километров самых проблемных дорог в 40 городах и регионах, и обеспечено финансирование 31 моста в России.

Цели и основные принципы работы системы

Рассчитывать на добровольную оплату вреда, причиняемого дорогам от грузовых автомобилей массой более 12 тонн, было бессмысленно. Поэтому основная задача внедрения системы «Платон» — это создание надежного способа контроля.

Цели проекта:

  1. Средства от сбора данной платы ежедневно перечисляются в федеральный бюджет РФ.
  2. Реализация проекта дает возможность обеспечить достижение конкретных целей программы «Развитие транспортных систем России» на протяжении 2010—2020 годов. При этом значительно снизится нагрузка на государственный бюджет. Кроме того, важная цель — добиться дополнительного улучшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных дорог в результате направления полученных средств на проведение своевременных мероприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Основные принципы системы взимания платы, как работает система «Платон»:

  1. Получая данные о передвижении транспортного средства, система рассчитывает размер платы за фактически пройденное расстояние по федеральным трассам.
  2. Применение спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS. Они фиксируют перемещение грузовика. По замыслу разработчиков, ими должен быть оснащен каждый большегрузный автомобиль. Чтобы точность была более высокой, предусмотрена двухсистемность.
  3. Постоянный мониторинг передвижения грузовиков массой больше 12 тонн. Контроль движения осуществляется при проезде фур через стационарные рамки, что установлены на федеральных трассах, а также специализированным магазинами, оснащенными специальным оборудованием. Обойти систему «Платон» большегрузам вряд ли удастся, так как больше сотни автомобилей, которые оборудованы приборами для контроля постоянно меняют дислокацию.

Вместе с проектом были созданы такие объекты:

  1. Центр мониторинга и управления.
  2. Центр, где проходит обработка данных.
  3. Центр информационной поддержки пользователей — 138 единиц.
  4. Русско-английский колл центр.
  5. Интернет-сайт.
  6. Геоинформационная система и полностью автоматизированная система расчетов.
  7. Система мобильного контроля — более 100 машин, оснащенных специальным оборудованием.
  8. Системы стационарного контроля с навесным оборудованием над полотном федеральной дороги — 481 единица.
  9. Около 2 миллионов единиц бортового устройства.

Видео: Как работает система «Платон»

Тарифы системы

С начала действия системы «Платон» и до конца февраля 2016 года, водители автомобилей массой более 12 тонн обязывались платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр федеральных дорог.

Тариф был изменен с 1 марта 2016 года. За 1 километр плата составляла 3,06 рубля.

А согласно постановлению от 24 марта 2017 года № 330, с 15 апреля 2017 года, размер платы проиндексирован на 25%, составляет 1,9 рубля за пройденный километр.

В Европе тарифы аналогичных систем намного выше. Россия установила относительно невысокий сбор с больших грузовиков.

Какие машины попадают под действие системы

Прежде всего, действие данной системы распространяется на машины грузоподъемностью 12 тонн и выше. Данный весовой порог выбран не случайно.

Специалисты утверждают, что именно эти транспортные средство оказывают разрушительное действие на дорожное покрытие. Но как и любое правило, система «Платон» имеет свои исключения.

За нанесенный вред плата не взимается из таких транспортных средств:

  • автомобили, которые предназначены для пассажирских перевозок;
  • специальная техника, оборудована устройствами для подачи сигналов: пожарные машины, автомобили аварийно-спасательных служб, МЧС и подобные;
  • автомобильные средства, что занимаются перевозками вооружения и военная самоходная техника.

Довольно часто возникают спорные вопросы по автомобилям с прицепами. Но если одна из единиц автопоезда весит больше 12 тонн, то платить придется в любом случае.

Процедура регистрации в системе «Платон»

Зарегистрироваться в системе «Платон» можно одной из методик, наиболее удобной для себя:

  1. С помощью центра информационной поддержки пользователей — ЦИПП, они есть во всех субъектах РФ.
  2. Через создание личного кабинета на официальном сайте системы — http://platon.ru/ru/. Кроме того, там можно посмотреть, как выглядит система «Платон». На карте сайта хорошо видно, на что идут средства, собраны системой.
  3. Во время оформления маршрутной карты через терминалы самообслуживания, которые можно найти, перейдя по ссылке — http://platon.ru/ru/about/service_centre/.

Регистрация через ЦИПП

Используя первый метод регистрации — ЦИПП, следует собрать документы для составления заявления на регистрацию владельца транспортного средства, а также заявление на регистрацию транспортного средства.

При наличии полного списка необходимых бумаг, такое заявление составит сотрудник центра информационной поддержки пользователей.

Если владельцем ТС выступает физическое лицо, зарегистрированное на территории РФ или за ее пределами, понадобятся такие документы:

  • паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • свидетельство о регистрации автомобильного средства.

Для индивидуального предпринимателя:

  • удостоверение личности с отметкой о регистрации или по месту жительства;
  • свидетельство о регистрации ИП;
  • ИНН;
  • СТС.

Если данную процедуру выполняет юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, по отношению своего автомобильного средства :

  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • свидетельство о регистрации ТС.

Для юридических лиц, зарегистрированных за пределами РФ нужно:

  • документ, что подтверждает юридический статус иностранной организации, в большинстве случаев — это выписка из реестра.
  • свидетельство о регистрации;
  • удостоверение личности, обратившегося для регистрации в системе.

В некоторых случаях данной процедурой может заниматься доверенное лицо владельца ТС, тогда следует подготовить такие бумаги:

  • паспорт доверенного лица;
  • оформленную доверенность.

При подаче вышеперечисленных документов следует обращать внимание, что все они должны быть составлены на русском языке. А перевод обязательно заверяется нотариусом.

Своей подписью в данном заявлении владелец ТС или доверенное лицо, соглашается на обработку персональных данных.

Регистрация из личного кабинета на сайте системы и через терминалы

Регистрация из личного кабинета на сайте системы и через терминалы довольно схожи между собой. Поэтому их можно объединить. Владелец авто должен самостоятельно заполнить бланк заявления, указав необходимые данные.

Это интересно:  Создание контрактной службы по 44-ФЗ: назначение управляющего, обязанности, образцы должностных инструкций

Для ТС:

  • страна регистрации;
  • номерной знак;
  • модель автомобиля и марка;
  • VIN номер ТС;
  • разрешенная максимальная масса авто;
  • данные СТС.

Если владелец ТС физическое лицо:

  • ФИО;
  • номер телефона;
  • адрес электронной почты;
  • скан-копия СТС.

Для владельца индивидуального предпринимателя:

  • ФИО;
  • свидетельство о регистрации ИП;
  • номер телефона;
  • адрес электронной почты;
  • копия свидетельства о регистрации ИП;
  • копия ИНН;
  • копия свидетельства о регистрации ТС.

Для юридических лиц:

  • наименование юридического лица;
  • должность и ФИО единоличного исполнителя;
  • адрес местонахождения владельца;
  • номер телефона и электронная почта;
  • если заявление подается через сайт, то необходимо подать копии свидетельства о регистрации ТС и свидетельства о регистрации юридического лица;
  • в случае, когда заявление заполняет уполномоченный представитель, то ему следует указать свои контакты.

Пошаговая инструкция процедуры регистрации

Чтобы зарегистрироваться в системе нужно следовать такой инструкции:

  1. Войти на сайт сервиса — http://platon.ru/ru/.
  2. Кликнуть по надписи «Личный кабинет».
  3. После этого нажать кнопку «Зарегистрироваться».
  4. Указать в роли кого будет осуществляться регистрация.
  5. Личные данные, ФИО, телефон, электронный адрес.
  6. Указать адрес регистрации физического лица и место нахождения юридического.
  7. Внести данные банковской карты, которая будет использоваться для списания денежных средств системой.
  8. Указать контактные данные.
  9. Подобрать и вписать пароль.
  10. Указать ответ на контрольный вопрос, на случай утери пароля.
  11. Нажать кнопку далее.
  12. Внести данные ТС, понадобится заполнить все поля формы.
  13. Указать основания для владения ТС — лизинг, личный авто и подобное.
  14. Загрузить все необходимые вышеупомянутые копии документов.
  15. Перейти на свой электронный адрес затем по ссылке письма из системы «Платон».

После этого нужно дождаться обработки информации и можно начинать пользоваться системой.

Оформление маршрутной карты

Маршрутная карта — это документ, что формируется в системе. В нем представлены сведения о запланированном маршруте. Их указывает владелец авто, в соответствии рассчитывается сумма, которую нужно уплатить по действующим тарифам.

В маршрутной карте можно найти такую информацию:

  • номер карты, присвоенный системой;
  • регистрационный знак авто;
  • дата и время, когда маршрутная карта вступила в действие;
  • дата и время выдачи карты;
  • срок ее действия;
  • общее расстояние проезда по трассам федерального значения, что указаны в карте;
  • данные о маршруте, для которого выдается карта;
  • сумма уплаты.

Оформить маршрутную карту в системе «Платон» можно используя такие же методики, как и при регистрации. Владельца ТС нужно представить такие данные:

  1. Пункт начала и конца поездки, а также промежуточные точки маршрута при необходимости.
  2. Точная дата и время начала передвижения ТС по маршруту.
  3. Государственный номер автомобиля.
  4. Свидетельство о регистрации ТС.

Оплатить за маршрутную карту можно такими способами:

  • через терминал;
  • через Сбербанк онлайн;
  • с использованием банковской карты через сайт системы.

От недавнего времени в России владельцы больших грузовиков массой более 12 тонн, обязываются платить за каждый пройденный километр федеральных дорог. Контроль платежей осуществляет специально созданная система «Платон».

За нарушение этого правила и бесплатный проезд, водителям большегрузных машин грозит штраф в сумме 5000 рублей.

Для непосредственного контроля оплаты были созданы специальные стационарные и мобильные системы.

Система платон что это

Что такое «Платон» на дорогах? На каких дорогах действует «Платон»?

Вокруг небезызвестной системы «Платон» в последнее время ходит много разногласий, споров и даже конфликтов. В этой статье будут предоставлены ответы на вопросы о том, что такое «Платон» на дорогах, как эта система действует и для чего она необходима.

«Платон» — что это такое?

Начать стоит, пожалуй, с самого наименования системы. Так, вопреки распространенному мнению, программа получила свое название не в честь древнегреческого философа, а от сокращения фразы «плата за тонну». Так что же представляет собой эта система?

Согласно программе, водители любых транспортных средств, вес которых равен 12 или более тонн, должны быть внесены в специальную базу данных. Для чего это нужно? Как уверяют разработчики рассматриваемой системы, основной целью программы является улучшение дорожного полотна на территории России. Ежегодно большегрузы наносят дорогам значительный урон, из-за чего состояние полотна сильно ухудшается. Благодаря базе данных «Платона» каждый водитель больших транспортных средств сможет внести свою лепту в систему реставрации российских дорог. При этом бюджетные средства практически не будут расходоваться, разве что на закупку оборудования для действия базы данных.

Как работает «Платон»?

«Платон» — система оплаты дорог, работающая по нескольким основным принципам. Первый из них — авансы. Дальнобойщик может отправить определенную сумму денег непосредственно перед выездом. Второй вариант — оплата за пройденный километраж. Точно так же вносится определенная денежная сумма перед выездом на трассу, но с небольшим дополнением: в кабине дальнобойщика устанавливается специальный бортовой компьютер, привязанный к спутниковой системе ГЛОНАСС.

И, наконец, третий вариант — пока что недоработанный. Речь идет о навесных рамках, которые входят в систему «Платон». Дальнобойщик, проезжая специальные конструкции электромагнитного типа, «отдает» информацию о пройденном километраже.

Оплатить «накатанные» километры можно в любом банкомате, где есть такая возможность, или же в личном кабинете на сайте «Платон.ру».

Как придумали «Платон»?

Как уже было сказано, основной причиной появления рассматриваемой системы является ненадлежащее состояние дорог. Каждый год федеральные трассы страдают от проезда тяжелых транспортных средств. Для примера, ущерб одной машины весом в 12 тонн равен ущербу от проезда почти 40 тыс. автомобилей. В государственных масштабах на реставрацию дорожного покрытия расходуется порядка 1 триллиона рублей каждый год. Естественно, этой суммы не хватает.

Российские власти решили взять пример с европейских государств, где уже давно действуют системы,

Система Платон: что это такое

«Платон» — это российская система взимания платы за эксплуатацию автомобильных дорог, работающая с 2015 года. Деньги с перевозчиков взимаются для компенсации ущерба, который большегрузные автомобили наносят автомобильным дорогам общего пользования. Деньги переводятся в пользу государственного бюджета и в перспективе направляются на восстановление автомобильных трасс федерального назначения. Давайте рассмотрим, что такое система «Платон», как она действует и чем чревато уклонение от платы.

Что такое система «Платон»

«Платон» — это система взимания платы с грузового автомобиля. Название она получила от сокращённого словосочетания «плата за тонны». Система была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года и функционирует до сегодняшнего дня.

Оператором «Платона» является компания ООО РТИТС (РТ-Инвест Транспортные Системы). Половина её Уставного капитала принадлежит государственной корпорации «Ростех», а вторая половина – предпринимателю Игорю Ротенбергу. Эти же лица являются учредителями общества с ограниченной ответственностью.

  • центры информационной поддержки;
  • геоинформационную систему и автоматическую систему расчётов;
  • бортовые устройства для своевременного списания средств со счёта пользователя;
  • системы стационарного контроля;
  • системы мобильного контроля;
  • интернет-сайт, обеспечивающий информационную и консультационную поддержку;
  • колл-центр, работающий в круглосуточном режиме.

Собираемые «Платоном» средства перенаправляются в федеральный бюджет, и расходуются на:

  • улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры;
  • финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ;
  • поддержания состояния автомобильных дорог федерального значения.

Как работает система «Платон»

На данный момент система предусматривает авансовый и постоплатный варианты расчёта. В обоих случаях размер платы за покрытое расстояние регламентируется Постановлением Правительства РФ от 13.05.13 №504 (в редакции Постановления от 24.03.2017 №330). Для оплаты можно использовать специальное бортовое устройство, регистрирующее маршрут в режиме реального времени, или с помощью разовой Маршрутной карты. Для учёта и контроля передвижения транспортных средств используются бортовые устройства, совместимые с системами GPS и ГЛОНАСС.

Для мониторинга и идентификации автомобилей, попадающих под действие «Платона», используются машины мобильного контроля «Платон» и рамные конструкции, располагаемые над дорожным полотном.

Система «Платон» регистрирует административные нарушения автомобилей с разрешённой массой более 12 тонн и передаёт данные о них в ГИБДД. При этом штрафы за нарушения выписываются самой госинспецией.

Для оформления разовой Маршрутной карты необходимо обратиться в ЦИПП (центр информационной поддержки пользователей), воспользоваться Мобильным приложением или Личным кабинетом. Перед этим владелец транспортного средства уже должен быть зарегистрирован в системе. Внесение средств на расчётные записи производится в ЦИИП (в кассах и через терминалы), Мобильном приложении и Личном кабинете пользователя на сайте.

Бортовое устройство автоматически передаёт данные о передвижении автомобиля. В соответствии с тем, по каким дорогам двигается транспортное средство, с расчётной записи списывается плата. «Платон» не взимает плату за проезд по платным и дорогам федерального назначения.

Читайте также: Что такое утилизационный сбор и кто должен его оплачивать.

Какие машины под нее попадают под систему«Платон»

Система «Платон» взимает плату за движение по трассам федерального значения с транспортных средств, имеющих разрешённую массу не менее 12 тонн. Сбором облагают автомобили не только российского, но и иностранного владения.

Плата за пользование дорогами не взимается:

  • пассажирских автотранспортных средств;
  • военной техники и грузовые автомобили, используемые для её транспортировки;
  • транспортных средств, эксплуатируемых экстренными службами: скорой помощи, пожарной службы, полиции, МЧС и т.п.

Как зарегистрироваться в системе «Платон»

Регистрация требует от владельца автомобиля собрать необходимые документы и предоставить их на официальном сайте или в центре обслуживания.

Перечень документов для российских предпринимателей:

  • свидетельство ОГРНИП;
  • ИНН;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства.

Перечень для крупных юридических лиц из РФ:

  • документ, подтверждающий право на занятие предпринимательством с ОГРН;
  • ИНН;
  • паспорт на ТС и документ, подтверждающий его регистрацию.

Перечень документов для иностранных физических или юридических лиц:

  • техпаспорт на большегрузное ТС;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию ТС;
  • копия документа, подтверждающее право юридического или физического лица на занятие предпринимательством;
  • персональные сведения лиц, представляющих интересы компаний-перевозчиков).
Это интересно:  Оплата госпошлины за регистрацию брака в 2019 году

Если интересы юридического или физического лица защищает представитель на территории Российской Федерации, необходимо также указать его ФИО, адрес электронной поты и номер телефона для связи.

Заполнить документы, передать их на обработку (соглашаясь с обработкой персональных данных) и пройти регистрацию можно на сайте системы (посредством Личного кабинета), в ЦИПП или в терминале самообслуживания в процессе оформления разовой Маршрутной карты.

Читайте также: Что такое зеленая карта на автомобиль и для чего она нужна.

Тарифы и штрафы

На данный момент пользование дорогами федерального значения обходится владельцам автомобилей с максимальной разрешённой массой больше 12 тонн в 1,90 рублей за каждый километр. Такой тариф установлен Правительством РФ 24 марта 2017 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.06.2013 №504, считается, что многотонное транспортное средство движется без внесения необходимой платы в случае:

  • отсутствия бортового устройства в автомобилей;
  • езды с неисправным или отключённым БУ;
  • когда транспортное средство передвигается по дорогам федерального значения без оформления маршрутной карты;
  • езды по маршруту, дате и времени, которые не сходятся с соответствующими данными маршрутной карты;
  • продолжения движения по федеральной трассе в случае исчерпания денежных средств, внесённых на оплату проезда.

Согласно статье 12.21.4 КоАП Российской Федерации, установлены штрафы следующего размера за езду большегрузов без внесения платы:

  • для водителей ТС, которые принадлежат иностранным перевозчикам – 5 000 рублей;
  • для собственников ТС (кроме принадлежащих иностранным перевозчикам) – 5 000 рублей.

Что такое система взимания платы «Платон» и как она работает

Введение в действие системы «Платон» вызвало неоднозначную реакцию в обществе и большое количество споров, особенно среди перевозчиков. Однако опыт применения показывает ее целесообразность.

В статье разъясняется, что представляет собой система «Платон», как она функционирует и регулируется, какие нюансы существуют в ее использовании и чем грозят нарушителям законодательные предписания.

Почему «Платон»?

Ежедневно по российским трассам федерального значения проезжает множество грузовых автомобилей. Естественно, что большая масса фур негативно воздействует на дорожное покрытие, которое изнашивается с повышенной интенсивностью. С целью компенсации этого износа было принято решение брать плату с большегрузных авто за каждый пройденный ими километр по дорогам России. Поскольку смысл этого платежа – в превышении установленного предела массы транспортного средства, то есть плата производится за дополнительную нагрузку на покрытие дороги, было выбрано наименование «Платон» (аббревиатура «ПЛАта за ТОНны»).

Собранные посредством «Платона» финансы поступают в Дорожный фонд, откуда будут расходоваться на различные проекты, связанные с прокладкой и модернизацией дорог, проводимые в регионах РФ.

К СВЕДЕНИЮ! Система официально была запущена 15 ноября 2015 года, а о грядущем нововведении потенциальные плательщики были информированы с начала года.

Для каких автомобилей применяется «Платон»

Максимальная масса грузовых транспортных средств, до которой разрешено не носить плату-компенсацию за дорожное покрытие, составляет 12 тонн. Автомобили, весящие больше, должны использовать «Платон» в обязательном порядке.

СПРАВКА! Исследованиями подтверждено, что большегрузный транспорт причиняет 56% ущерба покрытию дороги, что сопоставимо с проездом до 50 тысяч легковых авто. За счет количества основная часть налогов и дорожных сборов поступает как раз с водителей легковушек, поэтому справедливо, чтобы автомобили, доход владельцев которых как раз и зависит от дорог, тоже принимали участие в компенсации наносимого вреда.

Законодательное регулирование «Платона»

Потребность в подобной системе назревала давно, и в середине 2014 года Кабинет министров получил распоряжение Президента РФ разработать соответствующие предложения. В результате было принято Постановление Правительства РФ № 474 от 18 мая 2015 года, которым вносились поправки в предыдущее Постановление № 504 от 14 июня 2013 года. Главной поправкой стало изменение характеристики машин, с которых должна взиматься плата, до массы, превышающей 12 тонн. Размер оплаты, установленный за каждый пройденный километр, остался без изменений – 3,73 руб./км.

В Постановлении № 1191 от 3 ноября 2015 года пересмотрена цена за километр дороги – установлен коэффициент, применяемый к принятому в Постановлении № 504. До 2016 года он составлял 0,41, а с 1 марта 2016 года до конца 2018 года планируется применять коэффициент 0,82 (за каждый преодоленный километр придется платить 3,06 руб.)

Оператор «Платона» ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» заключил 13-летнее Концессионное соглашение, в рамках которого он обеспечивает организацию, деятельность, контроль и модернизацию системы совместно с «Росавтодором».

КСТАТИ! Осенью 2016 года система взимания платы «Платон» получила премию Рунета за лучшее соответствие современным технологиям в рамках инноваций.

Как воспользоваться «Платоном»

Чтобы внести плату за движение и провоз груза на автомобиле, масса которого превышает 12 тонн, владельцу необходимо совершить несколько шагов:

  1. Регистрация в системе (в Реестре «Платона», где фиксируются все транспортные средства, с которых нужно взимать этот платеж). Это можно сделать несколькими способами:
    • через Личный кабинет официального сайта «Платон»;
    • в терминале самообслуживания;
    • через мобильное приложение;
    • в одном из Центров информационной поддержки пользователей.
  2. Получение логина и пароля. Эти данные необходимы для доступа в Личный кабинет на сайте.
  3. Внесение денег. Ответственное лицо пополняет счет на необходимую сумму до того, как автомобиль выезжает на маршрут.
  4. Оформление Маршрутной карты или расчет посредством данных бортового устройства.

Способы расчета платы

Владельцам доступно два способа внесения денег на расчетный счет для оплаты через систему «Платон».

Маршрутная карта

Это документ, который оформляется на основании сведений о будущей поездке, которые владелец автомобиля вводит в систему. Это делается разово для каждого конкретного выезда на маршрут. Владелец должен внести в документ следующую информацию:

  • регистрационный знак автомобиля;
  • дату и время формирования документа;
  • срок актуальности карты (с точностью до часа);
  • протяженность маршрута по федеральным дорогам.

Маршрутную карту допускается оформлять любым удобным способом, там же, где и производилась регистрация (на сайте, в терминале самообслуживания, в Центре поддержки, у агента).

Чтобы на маршрутной карте появились внесенные денежные средства, можно воспользоваться такими способами:

  • списать с расчетной записи в системе на сайте «Платона»;
  • путем использования банковской или топливной карты (с помощью электронных платежей через Сбербанк, Киви или самой системы «Платон»);
  • наличными средствами (в Центрах инфоподдержки и в «живых» терминалах, где работают информационные агенты).

Бортовое устройство

По желанию владельца на его большегруз может быть бесплатно установлено специальное устройство БУ-1201 для расчета платы по системе «Платон», производимого автоматически.

Для этого нужно заключить с оператором системы договор, предоставив требующиеся для этого документы. Установить БУ владелец должен сам. Пользование устройством также безвозмездное.

Принцип действия устройства – определение положения авто на трассе посредством навигационной системы ГЛОНАСС/GPS и отправка данных в Центр обработки с определенной периодичностью. Оплата рассчитывается по итогам суток. Когда машина долго стоит, БУ выключается (функционирует в режиме «сна»). Когда авто движется по магистралям, не предусматривающим оплату по «Платону» (участки трассы нефедерального значения, платный автобан), система не включает эти километры в счет.

Пополнение расчетной записи по данным бортового устройства возможно безналичным способом (по предоставленным Оператором реквизитам), с помощью банковских карт, топливной карточки либо наличными. Если на расчетном счете есть достаточное количество средств, они спишутся автоматически.

Тарифы «Платона»

С 1 марта 2016 года плата за 1 километр пути большегрузного авто по федеральным трассам составляет 3,06 руб. Если сравнить этот тариф с суммами, принятыми в других странах, он окажется рекордно низким (для сравнения, в Белоруссии он составляет вшестеро больше, а в Австрии доходит до 0,5 долл/км).

Введение этого тарифа сделает поездку ненамного дороже – менее чем на 10%, тогда как в себестоимость, например, продовольственных товаров цена перевозки заложена на уровне 4-10%, что означает конечное влияние на формирование цены товара в рамках 1%. Таким образом, введение платы по «Платону» не скажется негативно на ценах перевозимых товаров, наоборот, в условиях конкурентной борьбы они даже могут снижаться.

Контроль и наказание за нарушения

За несвоевременную и неполную оплату по «Платону» для владельцев т/с предусмотрена административная ответственность (соответствующие поправки в Кодекс внесены Минтрансом РФ). Штрафы предусмотрены за движение без внесения платы, каковым принято считать:

  • езда с выключенным или не работающим по причине поломки бортовым устройством (без оформления Маршрутной карты);
  • ноль средств, внесенных на расчетный счет;
  • съезд с запланированного маршрута (если нет бортового устройства);
  • отклонение по времени или дате (без БУ);
  • продолжение поездки при истечении средств на счету.

За такие нарушения, зафиксированные системой контроля, предусмотрена ответственность по ст. 12.21 КоАП РФ:

  • 5 тыс. руб. – за первое нарушение;
  • 10 тыс. руб. – за рецидив.

Штрафы одинаковые как для физических, так и для юридических лиц. В 2015 году отменена ответственность для водителей – штрафы с них не взимаются.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector