Правовой режим земель лесного фонда: охрана, использование и управление, обеспечение отношений субъектов

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части лесного фонда в собственность субъекта РФ. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться, однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов РФ в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с ЛК на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Земли лесного фонда бывают лесными и нелесными (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).

К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда, болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли.

Учитывая понимание леса как совокупности лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию земель лесного фонда совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:

1) обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

3) установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

4) платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;

5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

6) сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;

7) рациональное использование земель лесного фонда (ст. 79 ЛК РФ).

Выделяются леса первой, второй и третьей групп. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные земельные участки с ограниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.

К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы включают категории защитности:

1) запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры;

2) защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, на малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;

3) зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков;

4) леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов;

5) особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.

Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.

К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.

37.1.218.108 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежно­сти к той или иной категории и разрешенного использования в соот­ветствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и спе­циальными законами.

Современное стремление общества регулиро­вать законом непосредственно и напрямую основные правила поведения на землях лес­ного фонда физических и юридических лиц находит отражение в соответствующих главах Лесного кодекса РФ, направленных на использование (основные тре­бования, виды лесопользования, права и обязанности земле- и лесо­пользователей, гарантии), воспроизводство (цели, требования, поря­док, обязанности), охрану и защиту (цели и задачи, порядок осущест­вления мероприятий, обязанности по защите от пожаров, от вредителей и болезней леса, участие граждан и общественности) ле­сов.

Требования к лесопользованию отражаются на особенностях ис­пользования земель лесного фонда, связанных с освоением лесов,

созданием лесной (лесных дорог, лесных складов) и лесоперерабаты­вающей инфраструктуры, инвестиционной деятельностью, установле­нием лесорастительных зон и районированием лесов.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, количе­ство и границы которых устанавливаются уполномоченным федераль­ным органом исполнительной власти. Лесничества и лесопарки явля­ются основными территориальными единицами управления лесами и располагаются также на землях обороны, безопасности, поселений, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Объекты земельных и лесных отношений ис­пользуются и охраняются с учетом много­функционального значения лесов и призна­ния их основным средством производства в лесном хозяйстве. Лесные участки должны

быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных кар­тах).

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, а также охотиться в соответствии с лесным законодательством и законодательством о животном мире. Однако это может быть ограничено на основе законодательства РФ и субъектов Федерации в интересах пожарной безопасности лесов, ве­дения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хо­зяйства и т. п.

Земле- и лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров аренды лесного участка, находящегося в государственной или муни­ципальной собственности, либо договора купли-продажи лесных наса­ждений, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстанови-тельные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Указанные договоры заключаются на основании и по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Организаторами аукционов и продавцами выступают орга­ны государственной власти, органы местного самоуправления.

На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования: заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и па­сек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно-исследова­тельской работы, культурно-оздоровительных, туристических и спор­тивных мероприятий.

Лесопользователи и землепользователи вправе получать информа­цию о лесных участках, передаваемых им в пользование; осуществ­лять пользование лесным фондом в пределах, установленных догово­рами аренды, безвозмездного пользования, концессии, а также лесо­рубочного билета, ордера и лесного билета (оформляющих и закрепляющих договоры), возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием землями лесного фонда и обусловленные в документах.

Особенности и виды использования лесных участков при осуще­ствлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользова­ния определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами России, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Требования к ис-Учитывая понимание леса, основные требо-
пользованию земельвания к использованию земель лесного фон-
лесного фондаД а совпадают с требованиями к лесопользо­
ванию, которые сводятся к следующему:

использование земель лесного фонда для удовлетворения потреб­ностей экономики и населения в древесине и других лесных, а также недревесных лесных ресурсах;

выполнение обязанностей при осуществлении рекреации, люби­тельской и спортивной охоты, строительства дорог, линий электропе­редачи и связи, трубопроводов, выращивании плодовых, ягодных, де­коративных и лекарственных растений, ведении сельского хозяйства и развитии иных отраслей экономики;

установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, при­родных и экономических условий;

платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользова­ния на основе единой технической политики, использования передо­вого опыта;

воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

сохранение биологического многообразия, объектов истори­ко-культурного и природного наследия.

Правовая охрана земель лесного фонда

Понятие и сущность правовой охраны земель лесного фонда

В лесном законодательстве правовому регулированию вопросов охраны и защиты лесов традиционно уделяется повышенное внимание.

Согласно ст. 1 ЛК РФ обеспечение охраны и защиты лесов является одним из принципов лесного законодательства и, следовательно, служит основой лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов.

Вместе с тем современное лесное законодательство исходит из того, что леса должны охраняться и защищаться не только от лесных пожаров и вредных организмов. Уничтожение, повреждение, ослабление и иные подобные негативные последствия для состояния лесов могут быть вызваны воздействием сточных вод, химических, радиоактивных и других вредных веществ, отходов производства и потребления, ввода в эксплуатацию производственных объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 установлено, что леса и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Загрязнением окружающей среды считается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. При этом загрязняющим веществом признается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Одним из видов загрязняющих веществ являются сточные воды. Это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ).

Это интересно:  Увольнение руководителя организации по инициативе работодателя

Также загрязняют окружающую среду отходы производства и потребления, под которыми понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукцию), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998). Особо выделяются опасные отходы, то есть отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

С учетом того, что хозяйственная и иная деятельность могут оказывать существенное влияние на состояние лесов, важными для целей охраны лесов представляются установленные ФЗ «Об охране окружающей среды» общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Например, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны предусматриваться мероприятия по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Данным законом также установлены конкретные требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В частности, в лесном хозяйстве запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду (п.2 ст. 49 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, обеспечивающими выполнение установленных требований в области охраны окружающей среды (ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Помимо этого, важным элементом охраны и защиты лесов является их защита от пожаров. Пожары — основная причина гибели лесов. Площадь, пройденная лесными пожарами в 2010 году, по сравнению с 2009 годом возросла в 2 раза, а количество случаев возникновения лесных пожаров увеличилось на 56%.

По официальной статистике ежегодно огнем охватываются до 2,8 миллионов га леса, а по неофициальной — до 14 миллионов гектаров (это в 140 раз больше площади Москвы).

Лесной пожар — это стихийное, неуправляемое человеком распространение огня по лесной площади.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются:

— весенние и осенние неконтролируемые выжигания сухой травы на сенокосах, отгонных пастбищах, а также стерни на полях — до 15-20%;

— нарушение правил пожарной безопасности лесозаготовителями — до 20%;

— грозовые разряды — до 10-20%.

В ЛК РФ закрепляется общий подход к охране и защите лесов, применяемый в ранее действовавшем лесном законодательстве. Вместе с тем в главе 3 ЛК РФ имеется ряд новаций. Например, в современном лесном законодательстве наряду с понятиями «вредители леса» и «болезни леса» употребляется как родовое по отношению к ним понятие «вредные организмы». Это новое для лесного законодательства понятие аналогично понятию, содержащемуся в ФЗ от 15.07.2000 «О карантине растений», в котором под вредными организмами понимаются растения любого вида, сорта или биологического типа, животные или болезнетворные организмы любого вида, расы, биологического типа, способные нанести вред растениям или продукции растительного происхождения.

Охрана и защита лесов тесно связаны с их использованием, а также с воспроизводством лесов и лесоразведением. Например, санитарные требования предъявляются к использованию лесов, а предупреждение вспышек массового размножения вредных насекомых и распространения болезней лесных растений может быть достигнуто при воспроизводстве лесов и лесоразведении путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию вредных организмов.

Существуют особенности охраны и защиты отдельных категорий лесов, например защитных лесов и особо защитных участков лесов. Так, в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, в зеленых зонах, лесопарках запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях (ч. 5 ст. 103, п. 1 ч. 3 ст. 105 ЛК РФ).

Согласно ст. 81 ЛК РФ, к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений, в частности, относятся:

1. установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;

2. установление правил пожарной безопасности в лесах;

3. установление правил санитарной безопасности в лесах;

4. установление порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ;

5. установление особенностей охраны и защиты лесов, а также разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов;

6. установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка его представления;

7. установление порядка осуществления контроля и надзора за охраной и защитой лесов (государственного лесного контроля и надзора);

8. осуществление государственного пожарного надзора в лесах;

9. определение особенностей охраны и защиты лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений установлены в ст. 82, а также в иных статьях ЛК РФ.

В частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют планирование в области охраны и защиты лесов (лесное планирование).

Лесной план субъекта Российской Федерации, являющийся документом лесного планирования, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и должен включать основные направления охраны и защиты лесов, в том числе основные направления деятельности в области охраны и защиты, перечень мероприятий по обеспечению охраны и защиты лесов, а также целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, являющиеся основой осуществления охраны и защиты лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, также утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 87 ЛК РФ. В соответствии со ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

— организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;

— осуществление государственного лесного контроля и надзора и др.

Согласно ч. 2 ст. 83 ЛК РФ осуществление указанных полномочий может не передаваться органам государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации.

В настоящее время в перечень лесничеств, лесопарков и субъектов РФ, в отношении которых осуществление полномочий РФ в области лесных отношений, указанных в ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, с 1 января 2008 г. не передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включены все лесничества и лесопарки Московской области (распоряжение Правительства РФ «Об утверждении перечня лесничеств, лесопарков и субъектов РФ, в отношении которых осуществление полномочий РФ в области лесных отношений с 1 января 2008 года не передается органам государственной власти субъектов РФ» от 25.04.2007 № 520-р). Полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, установлены ст. 84 ЛК РФ. Кроме того, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны и защиты лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 51 ЛК РФ введено новое основание досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками: невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов.

Отныне невыполнение гражданами и юридическими лицами указанных требований может быть основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного срочного пользования лесными участками. Изменить или расторгнуть соответствующий договор по указанному основанию можно только в судебном порядке.

Указанная норма, как представляется, должна стать серьезным стимулом к выполнению требований по надлежащим охране и защите лесов, установленных лесохозяйственными регламентами и проектами освоения лесов для арендаторов лесных участков и иных лиц, осуществляющих использование лесов.

uristinfo.net

Государственное управление в области использования, воспроизвод­ства и защиты лесов является частью государственного регулирова­ния правового режима земель лесного фонда. Под государственным управлением землями лесного фонда понимается деятельность госу­дарственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства и защиты лесного фонда. Оно осуществляется Пра­вительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, орга­нами местного самоуправления и специально уполномоченным орга­ном управления лесным хозяйством.

Государственная лесная служба МПР России и ее местные подраз­деления (государственные комитеты, министерства и управления лес­ного хозяйства) являются основным звеном в государственном управ­лении лесным хозяйством.

Министерство природных ресурсов РФ является федеральным ор­ганом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, конт­рольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функ­ции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспро­изводства лесов и ведения лесного хозяйства 1 .

Министерство природных ресурсов РФ является федеральным ор­ганом управления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в таких областях государственного управле­ния, как использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, охраны окружающей природной среды, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.

Осуществляя регулирование лесных отношений, органы управления не могут быть субъектами правоотношений по хозяйственной эксплу­атации лесных ресурсов. В частности, федеральные органы лесного хозяйства и их подведомственные подразделения не могут осуществлять заготовку древесины в порядке рубок главного пользования.

С учетом законодательства можно выделить несколько направле­ний регулирования лесных отношений.

1. Установление правового режима лесов и земель лесного фон­да, который, как отмечалось выше, включает в себя распределение лес­ного фонда по группам лесов и категориям защитное, а также пере­вод из одной категории или группы в другую.

2. Установление непосредственного целевого назначения конк­ретного лесного участка посредством предоставления его пользователям по лесорубочному билету (ордеру), лесному билету, договору кон­цессии или лицензии.

Концессия лесного участка предполагает, что одна сторона обязу­ется предоставить другой стороне на срок от одного года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.

Это интересно:  Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении

По договору концессии предоставляются в пользование участки лес­ного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструк­туры и требующие значительных средств для вовлечения этих участ­ков в эксплуатацию. Сторонами, участвующими в заключении догово­ра концессии, являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, являющиеся инве­сторами.

Для равного доступа всех заинтересованных лиц договор концес­сии заключается по результатам проведения специального конкурса или аукциона.

Участки лесного фонда, передаваемые на концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является дого­вор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользова­ния участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фон­да, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа го­сударственной власти субъекта РФ. Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю на срок до одного года (при краткосрочном пользовании лесным фондом) либо на весь срок совер­шения определенных работ (например, при заготовке живицы до окон­чания подсочки древостоев). Лесорубочный билет и лесной билет выдаются ежегодно на осуществление видов лесопользования, указан­ных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лес­ной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять толь­ко указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на указанном в нем лесном участке.

На основании ордера лесопользователем осуществляются отдель­ные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов.

В ЛК РФ закреплено также, что деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законода­тельством РФ.

3. Осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение лесопользователем своих прав и обязанностей, основанных на дей­ствующем лесном законодательстве и общих правовых принципах (ст. 35 ЛК РФ).

Данные мероприятия могут выражаться:

  • в подборе наиболее способных лесопользователей путем про­ведения лесных конкурсов (что обязательно предусмотрено лесным законодательством, например, для заключения договора концессии. Для проведения лесного конкурса создается специальная комиссия, в которую входят представитель органа государственной власти субъекта РФ (являющийся председателем), представитель федераль­ного органа управления лесным хозяйством или его территориаль­ного органа (является заместителем председателя), а также специ­ально уполномоченные государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций. Затем состав комиссии утверждается органом государственной власти субъекта РФ. Таким образом, подбираются наиболее желательные пользователи, что обеспечивает грамотное осуществление их прав и обязанностей;
  • обеспечении охраны лесов, введении ограничений в целях ее обеспечения. Так, пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п. могут быть ограничены, если этого требуют интересы пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесопло-дового или лесосеменного хозяйства, а в лесах государственных при­родных заповедников, национальных и природных парков и на других особо охраняемых природных территориях — в связи с установлени­ем в них режимов лесопользования;
  • обеспечении свободы хозяйственной деятельности пользователей лесным фондом, связанной с использованием лесных ресурсов, устранении вмешательства, не предусмотренного законом, в его законную деятельность;
  • приостановлении или ограничении права пользования лесным фондом в случаях нарушений лесопользователем требований лесного законодательства или других условий, предусмотренных в разрешитель­ных документах;
  • прекращении лесопользования досрочно, если лесопользователем допущены нарушения: систематические (более двух раз) нарушения лесного законодательства, нанесшие значительный вред лесному хо­зяйству, а также невыполнение лесопользователем лесовосстановитель-ных и противопожарных мероприятий, несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах.

Государственное управление в области использования, охраны, за­щиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на следу­ющих принципах:

  • устойчивого развития (сбалансированного развития экономи­ки и улучшения состояния окружающей среды);
  • рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и субъектов РФ;
  • несовместимости реализации функций государственного уп­равления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользо­вания и переработки полученной при этом древесины.

Управление лесными отношениями государственными органами осу­ществляется:

через функцию учета, включающую в себя:

ведение государственного учета лесного фонда и государствен­ного лесного кадастра, которое выражается в сборе сведений о право­вом режиме лесного фонда, об экономических, экологических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда, деле­нии лесов на группы и категории защитности и других данных о сис­тематическом контроле за количественными и качественными изме­нениями лесного фонда и обеспечении долговременными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.;

— осуществление мониторинга лесов, представляющего собой сис­тему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и повышения их экологиче­ских функций;

через функцию планирования, в которую включается:

программирование (разработка программы) совместно с субъектами РФ федеральных и региональных программ по рациональному пользова­нию лесным фондом, повышению доходности, продуктивности, экономиче­ской, экологической и социальной значимости лесов, обеспечению воспро­изводства, охраны и защиты лесов; определение порядка их финансиро­вания и организация выполнения; разработка основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и их реализация;

— планирование расчетных лесосек, определение и утверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти субъек­тов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с ЛК РФ проводится обязательная сертификация лесных ресурсов, которой подлежит древесина, отпускаемая на корню, и второстепенные лесные ресурсы. Организация и проведение обяза­тельной сертификации указанных лесных ресурсов осуществляются федеральным органом управления лесным хозяйством в порядке, оп­ределяемом Правительством РФ 1 ;

через функцию распределения и перераспределения участков
лесного фонда,
осуществляемую:

— через прямые переговоры, лесные конкурсы, аренду, договоры кон­цессии, осуществляемые в условиях гласности с учетом защиты инте­ресов местного населения;

— путем досрочного прекращения права пользования лесным фон­дом в случаях совершения нарушений, предусмотренных ЛК РФ;

через функцию лесоустройства, которая включает в себя сис­тему мероприятий по обеспечению рационального использования лес­ного фонда, повышению эффективности ведения лесного хозяйства и осуществлению единой научно-технической политики в лесном хо­зяйстве 2 .

При лесоустройстве осуществляются определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная орга­низация территорий лесного фонда лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством, государственных природных заповед­ников, национальных парков федерального органа управления лесным хозяйством, лесхозов образовательных учреждений высшего профес­сионального образования и т.п.;

через функцию контроля 1 , задачей которого является обеспече­ние соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установ­ленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государствен­ного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством;

через функцию охраны прав и законных интересов лесополь­зователей, которая осуществляется путем:

— разрешения судами и арбитражными судами споров по вопросам лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, поскольку результатом такого разрешения является пресечение нарушений прав того или иного лица, а также их восстановление;

— применения административных или уголовных наказаний за нарушения лесного законодательства РФ; возврата занятых участ­ков лесного фонда без возмещения виновному понесенных им зат­рат; взыскания сумм причиненного ими лесному хозяйству вреда и т.д.

Основные методы государственного управления правовым режимом лесопользования сводятся к следующему.

Обеспечение порядка возникновения, изменения и прекраще­ния лесных правоотношений, который можно подразделить:

  • на общий, дающий право беспрепятственно осуществлять граж­данами и юридическими лицами права общего природопользования: проезда по лесным дорогам; сбора дикорастущих грибов, ягод и дру­гой растительности; осуществления туристических мероприятий на землях лесного фонда и т.п.;
  • специальный, дающий право реализовать уставные и иные пра­вомочия в области лесопользования лишь при наличии специальных разрешений уполномоченных на то органов в определенной форме, например добыча необходимых лесных материалов на основании ли­цензий, лесорубочного билета, договора концессии. Обеспечение данного порядка выражается в следующих правовых действиях уполномоченных на то органов:
  • соблюдение оснований получения участков лесного фонда в пользование. Например, предоставление данных участков в долгосроч­ное пользование производится в форме аренды на основании лицен­зии, которая должна содержать сведения, не противоречащие лесному законодательству, формы лесорубочного билета, ордера и лесного би­лета должны соответствовать закону, и любое из допущенных нару­шений указанных правил может повлечь за собой досрочное прекра­щение права лесопользования 1 ;
  • соблюдение установленных правил лесопользования. Так, если лесопользователь не выполняет своей обязанности — систематиче­ски (или более трех месяцев) своевременно не вносит плату за пользо­вание участками лесного фонда, то его право может быть досрочно пре­кращено;
  • соблюдение установленных правил прекращения права лесо­пользования. Например, прекращение права пользования лесным фон­дом оформляется аннулированием лицензии, лесорубочного билета (ордера), лесного билета лесничествами, выдавшими эти разрешитель­ные документы, и в случае несогласия лесопользователя с решением о прекращении права пользования, он вправе обжаловать его в суд или арбитражный суд.

В случаях нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в разрешительном документе, его право пользования участком лесно­го фонда может быть приостановлено или ограничено органом, выдав­шим это разрешение.

Обеспечение нормирования лесопользования с тем, чтобы не был превышен допустимый порог вторжения лесопользователей в эко­системы тех или иных лесных объектов. Это осуществляется путем:

— установления норм и правил пользования лесным фондом; уста­новления расчетной лесосеки с участием органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; утвержде­ния правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов; утверждения по регионам (субъектам РФ) лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки и др.;

— обоснования возрастов рубок леса в ходе лесоустройства или специальных научных исследований;

— обеспечения лесовосстановительных работ, позволяющих компен­сировать вырубку леса и не допускать истощения лесных ресурсов от производимых вырубок, а также установления объемов, способов и методов работ по восстановлению лесов, определения восстанавлива­емых древесных пород владельцами лесного фонда по материалам ле­соустройства с учетом изменений, происшедших в лесном фонде, а так­же всеобщей обязанности лесопользователей производить отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.

Обеспечение экологической безопасности лесопользования с тем, чтобы эксплуатация лесов не наносила вреда:

  • самим лесным массивам и экосвязям природных объектов, нахо­дящихся в лесах. С этой целью ЛК РФ обязывает вести лесное хо­зяйство такими способами, которые обеспечивали бы сохранение эко­логических (средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-ги­гиенических, оздоровительных) и иных природных свойств лесов;
  • обитающей в лесах дикой фауне. Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия могут осуществляться лишь при ус­ловии сохранения благоприятной среды обитания диких животных;
  • самим лесным массивам, в силу чего ЛК РФ обязывает охра­нять все леса от пожаров, незаконных порубок, нарушений установ­ленного порядка лесопользования и других противоправных действий, причиняющих вред лесу, а также защищать от вредителей и болез­ней. При этом охрана и защита лесов должна осуществляться с уче­том их биологических и региональных особенностей и включать в себя комплекс организационных, правовых и других мер, направлен­ных на рациональное использование лесного фонда, его охрану от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных вредных воздействий.
Это интересно:  Юридическая консультация по автомобильным вопросам

Для действенного осуществления этой функции предусмотрено назначение административного и уголовного наказания, применение которого регламентируется санкциями статей соответствующих зако­нодательных актов.

Правовой режим земель лесного фонда.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ.

В статье 5 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лес понимается как экологическая система или как природный ресурс.

Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством.

Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов. И, поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием. Эта взаимосвязь, проявляющаяся в особенностях правового регулирования лесов, и подлежит выяснению.

К землям лесного фонда на основании ст. 101 ЗК РФ относятся:

1. Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие);

2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.).

При этом ст. 6 ЛК РФ устанавливает, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Из этого следует, что если леса располагаются на землях иных категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ, например сельскохозяйственного назначения, то на них распространяется правовой режим земель конкретной категории и нормы, предусматривающие правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Руководящим для использования таких земель будет принцип лесного законодательства — обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения.

Статьей 7 ЛК РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета.

Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений, но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках. Иными словами, это лесная растительность.

В связи с этим ст. 3 ЛК РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на:

— имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков;

— имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений.

При этом ч. 2 ст. 3 ЛК РФ определяет регулирование данных имущественных отношений гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

— постоянного (бессрочного) пользования;

— ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

— безвозмездного срочного пользования.

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.

Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на:

Земли, занятые эксплуатационными и резервными лесами, выделяются только в составе земель лесного фонда. Защитные леса могут выделяться в других категориях земель.

К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Выделяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ):

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ;

в) зеленые зоны, лесопарки;

г) городские леса;

д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры.

В составе защитных и эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные лесные участки. К ним относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов.

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, megaobuchalka.ru, vuzlit.ru, uristinfo.net, lektsii.org.


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector