+7 (499) 928-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Как обжаловать акт налоговой службы

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Нередки ситуации, когда налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, в связи с чем он может защитить свои права и обжаловать решение налогового органа.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права.

Апелляционная жалоба призвана обжаловать не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если, по вашему мнению, такое решение нарушает ваши права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жаловаться возможно в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом решения налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Однако в налоговый орган, проводивший проверку, можно подать возражения по акту налоговой проверки, в связи с чем мы их также кратко рассмотрим.

1. Подача в налоговый орган, проводивший проверку, возражений по акту налоговой проверки

В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки вы вправе представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы можете приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Также в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результату налоговой проверки, завершенной после 02.06.2016, вы можете представить свои возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения указанных мероприятий (п. 6 ст. 6.1, п. 6.1 ст. 101 НК РФ; п. 4 ст. 2 Закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).

Вы приобрели квартиру у гражданина, который не состоит с вами в отношениях родства или свойства, но является вашим однофамильцем.

Вам отказали в предоставлении имущественного вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, по расходам на приобретение квартиры в связи с тем, что сделка купли-продажи совершена между взаимозависимыми лицами ( п. 5 ст. 220 НК РФ). Налоговый орган пришел к этому выводу на основании того, что фамилии продавца и покупателя квартиры совпадают.

В возражении на акт налоговой проверки следует указать на ошибочность вывода, сделанного налоговым органом, и попросить отменить акт налоговой проверки.

Рассмотреть материалы по проведенной налоговой проверке, включая сам акт налоговой проверки и представленные вами письменные возражения, должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока на подачу возражения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений (п. 1 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если, по вашему мнению, принятое решение налогового органа нарушает ваши права, вы вправе обжаловать его (ст. 137 НК РФ).

2. Обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Для обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Убедитесь в том, что установленный для подачи жалобы (апелляционной жалобы) срок не пропущен

Жалоба подается в течение (п. 2 ст. 139 НК РФ):

  • года со дня вынесения налоговым органом обжалуемого решения или со дня, когда вы узнали о нарушении ваших прав, либо
  • трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом не устроившего вас решения — при подаче жалобы в ФНС России.

Апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения вам решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Если вы пропустили срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, то считается, что вы не стали обжаловать в апелляционном порядке решение налогового органа, и оно вступает в силу.

Если же вы пропустили срок, установленный для подачи жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то вы имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Шаг 2. Составьте жалобу (апелляционную жалобу) и подайте ее в налоговый орган

В жалобе указываются (п. п. 2, 6 ст. 139.2 НК РФ):

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование соответствующего налогового органа;

4) основания, по которым вы считаете, что ваши права нарушены;

5) ваши требования;

6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Жалоба составляется в письменной форме и подается лично или через представителя в налоговый орган, принявший оспариваемое решение, либо в электронной форме — при подаче ее по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).

Получивший жалобу налоговый орган в течение трех рабочих дней направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Жалоба (апелляционная жалоба) или ее часть могут быть оставлены налоговым органом без рассмотрения в следующих случаях ( п. п. 1 , 2 , 4 ст. 139.3 НК РФ):

— жалоба подана с нарушением установленного порядка либо в ней не указаны акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению ваших прав;

— жалоба подана по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении либо указанное ходатайство не удовлетворено;

— ранее подана жалоба по тем же основаниям;

— получено заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

— налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав заявителя.

По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без вашего присутствия. Исключение составляет случай выявления противоречий между сведениями в представленных нижестоящим налоговым органом материалах либо несоответствия сведений, представленных вами, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа, — при рассмотрении жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности. При этом вышестоящий налоговый орган рассмотрит жалобу (апелляционную жалобу) с вашим участием (п. 2 ст. 140 НК РФ).

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта. Однако при обжаловании вступившего в силу решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности исполнение данного решения может быть приостановлено по вашему заявлению при предоставлении вами банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Шаг 3. Дождитесь результата рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

Срок рассмотрения жалобы составляет (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ):

  • месяц со дня получения жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности (с возможностью продления не более чем на месяц);
  • 15 рабочих дней со дня получения иных жалоб (срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней).

По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган (п. 3 ст. 140 НК РФ):

1) оставит первоначальное решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменит первоначальное решение полностью или в части;

3) примет новое решение с отменой первоначального решения;

4) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынесет решение по существу.

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) должно быть вручено или направлено вам в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе решение вступает в силу в неотмененной и/или необжалованной части.

Примечание. До принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) вы вправе отозвать ее полностью или в части. Для этого надо направить в налоговый орган письменное заявление. В этом случае вы утрачиваете право на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям ( п. 7 ст. 138 НК РФ).

3. Обжалование решения налогового органа в суде

У вас есть право обратиться в суд в следующих случаях (п. 2 ст. 138 НК РФ):

1) если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;

2) решение по поданной вами жалобе не принято налоговым органом в установленные сроки (п. 6 ст. 140 НК РФ);

3) вы хотите обжаловать акт налогового органа, принятый по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).

Административное исковое заявление подается по вашему выбору в районный суд по месту нахождения налогового органа, принявшего оспариваемое вами решение (например, по месту нахождения имущества, в отношении которого вам неправильно исчислили налог, и т.п.), либо по месту вашего жительства (п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).

Срок для подачи административного искового заявления — три месяца (ч. 1 ст. 219 КАС РФ; п. 4 ст. 138, ст. 142 НК РФ):

а) со дня, когда вам стало известно о принятом налоговым органом решении по вашей жалобе (апелляционной жалобе);

б) со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ.

При наличии у вас уважительных причин срок обращения в суд может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 95, ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

При обращении в суд с административным исковым заявлением (жалобой) вам необходимо уплатить госпошлину (ст. 103, ч. 1 ст. 104 КАС РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Если вы требуете признать недействительным решение налогового органа (ненормативный правовой акт) или признать решения и действия (бездействие) налогового органа незаконными, то госпошлина составит 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Если же вы требуете взыскать с налогового органа сумму излишне уплаченного налога, то считается, что ваше административное исковое заявление носит имущественный характер. В этом случае размер госпошлины определяется в зависимости от цены иска. При подаче заявлений имущественного характера или заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, инвалиды I или II группы освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.19, пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).

Примечание. Для получения квалифицированной помощи до обращения в вышестоящий налоговый орган, а также в суд рекомендуем обратиться к юристам, специализирующимся на таких вопросах.

Содержание

Это интересно:  Кредит на строительство дома под материнский капитал: как и где получить?

Возражение на акт налоговой проверки

Возражение на акт налоговой проверки – документ, который имеет право написать любая организация, в отношении которой проводилось мероприятие по налоговому контролю.

Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки

Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.

Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:

  1. процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
  2. нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).

Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.

Что не стоит обжаловать

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Как обосновывать возражение

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

Куда и как подавать возражение

Возражение следует подавать на адрес территориальной налоговой службы, специалисты которой проводили проверку. Документ можно передавать:

  1. лично «из рук в руки»,
  2. направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Оба эти способа гарантируют то, что налоговики получат возражение своевременно.

Сегодня получил распространение еще один проверенный вариант доставки документа: через электронные сервисы, но только при условии, что организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись.

В течение каких сроков возражать

Для подачи возражения существуют установленный срок, одинаковый при проведении камеральной и выездной налоговой проверки – он равен одному месяцу с момента получения акта.

Если этот период будет нарушен, организации вряд ли удастся оспорить акт (скорее всего только через судебную инстанцию).

Основные нюансы в составлении возражения

На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:

  • адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
  • сведения об отправителе (название компании и адрес),
  • номер возражения и дату его составления.

В основной части следует обозначить

  • акт, в отношении которого составляется возражение,
  • подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.

В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).

На что обратить внимание при оформлении документа

Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.

Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.

Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2016 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).

Документ следует составлять в двух экземплярах, один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.

Новый порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов

ФНС о преимуществах досудебного обжалования

Налоговое ведомство считает, что тотальное досудебное урегулирование налоговых споров пойдет на пользу как проверяемым, так и проверяющим. Это, по его мнению, предоставляет налогоплательщикам благоприятные условия для разрешения конфликтных ситуаций без обращения в суд (что снижает нагрузку на судебную систему), а также способствует повышению качества работы налоговых органов.
Чиновники ФНС на своем официальном сайте, в печатных и телевизионных СМИ неоднократно указывали на преимущества претензионного порядка урегулирования налоговых споров. Этот порядок менее формализован, нежели арбитражное судопроизводство, более понятен и доступен налогоплательщикам, поскольку не требует наличия специальных юридических знаний.
Данный метод отстаивания прав и законных интересов менее затратный по сравнению с судебным. Вышестоящий налоговый орган (ВНО) рассматривает жалобы налогоплательщиков совершенно бесплатно, а для обращения в суд требуется уплата госпошлины. Можно сэкономить и на расходах по оплате услуг профессиональных юристов, представляющих интересы заявителя в суде, тем более что рассмотрение иска не ограничивается одним-двумя судебными заседаниями. Как правило, судебный процесс продолжается в течение нескольких месяцев (а то и лет), да и сложно предугадать заранее момент его завершения.
В случае же применения досудебного порядка обжалования такой неопределенности нет: ВНО разрешит налоговый спор максимум за два месяца (разумеется, при соблюдении процессуальных сроков, установленных НК РФ). Кроме того, на время рассмотрения апелляционной жалобы решения ИФНС по налоговым проверкам не вступают в силу, принудительное взыскание доначисленных сумм не производится.

Правовые нормы, регламентирующие порядок досудебного рассмотрения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, начали действовать с 2011 г. и, как показала практика, не были идеальны. В связи с этим назрела объективная необходимость совершенствования названного порядка. Поправки, внесенные в гл. 19, 20 НК РФ Федеральным законом N 153-ФЗ, устранили существовавшие ранее противоречия и пробелы в правовом регулировании претензионного механизма разрешения налоговых споров. Нововведения направлены на упрощение обжалования ненормативных актов контролеров. По мнению ФНС, это позволит расширить возможности налогоплательщиков по реализации прав на защиту своих интересов.

Примечание. Данный Закон вступил в силу 03.08.2013, но правила обязательного досудебного урегулирования до 1 января 2014 г. применялись только в отношении обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам выездных и камеральных проверок.

Ненормативный правовой акт — что это такое?

Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Если для определенной категории споров законодательством установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения такого порядка.

С 2014 г. благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ досудебный порядок урегулирования споров распространяется на все без исключения ненормативные правовые акты налоговиков. Что же подразумевается по этим понятием? Налоговый кодекс ответ на этот вопрос не дает, поэтому обратимся к судебной практике и разъяснениям налоговиков.

Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен путем предъявления требования о признании его недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Такое определение ненормативного правового акта содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5. Несмотря на то что этот документ утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, очевидно, что приведенная трактовка рассматриваемого понятия актуальна и сейчас.

В январе 2014 г. ФНС разместила на своем официальном сайте брошюру Досудебное урегулирование налоговых споров». В ней указано, что ненормативный правовой акт — это документ, поименованный в НК РФ и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов).

Примечание. Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе и касающийся конкретного налогоплательщика.

Оспаривание решений по результатам налоговых проверок

С чего начинается досудебное обжалование?

Уточним, досудебное урегулирование налогового спора и обжалование акта налоговой проверки — два способа защиты налогоплательщиками своих прав и интересов, поэтому отождествлять их не следует. Данные процедуры регулируются разными нормами права. Причем если досудебное урегулирование в силу п. 2 ст. 138 НК РФ носит обязательный характер, то оспаривание акта налоговой проверки — дело добровольное (п. 6 ст. 100 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик, не согласный с результатами выездной или камеральной проверки, вправе, не подавая возражения на акт, сразу направить жалобу на решение инспекции в ВНО.

Обратите внимание! Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ внесены изменения в абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которому с 15 рабочих дней до одного месяца увеличен срок подачи возражений на акт налоговой проверки. Данные поправки начали действовать с 24 августа 2013 г.

Досудебное урегулирование налогового спора начинается с момента вручения проверяемому лицу решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общий порядок передачи налогоплательщикам документов, используемых контролерами при осуществлении своих полномочий, изложен в п. 4 ст. 31 НК РФ. Согласно данной норме указанные документы могут быть вручены налогоплательщику (его представителю) одним из трех способов: лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по ТКС. Правда, эти правила не распространяются на документы, порядок передачи которых прямо предусмотрен НК РФ, в том числе и на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам выездных и камеральных проверок (Письмо ФНС России от 20.09.2013 N АС-4-2/16981).

Это интересно:  Как выглядит доверенность на машину

Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ упомянутое решение в течение пяти дней со дня его вынесения должно быть вручено проверяемому лицу под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом (его представителем). Причем законодатель под иным способом не подразумевает направление решения по почте, поскольку далее в рассматриваемой норме указано: если решение невозможно вручить одним из приведенных способов, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. Вероятно, под иным способом здесь подразумевается направление решения по ТКС.

Обратите внимание! Федеральным законом N 153-ФЗ изменен порядок определения даты вручения налогоплательщику решения, направляемого по почте. До 03.08.2013 решение считалось полученным адресатом по истечении шести дней с даты направления заказного письма, сейчас — на шестой день со дня отправки почтового отправления. То есть срок сократился на день.

Апелляционная жалоба или просто жалоба?

На врученное решение налогоплательщик может подать жалобу, какую именно (апелляционную или обычную), зависит от того, вступило это решение в силу или нет.
Срок вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности установлен в п. 9 ст. 101 НК РФ и составляет один месяц со дня вручения этого решения проверяемому лицу. Если налогоплательщик успеет за это время обжаловать ненормативный акт налоговиков, он считается оспоренным в апелляционном порядке (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Соответственно, жалоба будет считаться апелляционной.

Примечание. До вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ этот срок составлял десять рабочих дней.

Отметим, что пропущенный срок подачи апелляционной жалобы восстановлению не подлежит. Если в течение месяца решение не было оспорено, оно вступает в силу и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей.

Однако это не означает, что в подобной ситуации налогоплательщик утрачивает обязанность досудебного урегулирования налогового спора. В случае несогласия с решением проверяющих он должен подать жалобу на вступившее в силу решение. Для этого налогоплательщику отведен один год со дня вынесения оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока (причем исключительно по уважительной причине) ВНО может его восстановить. Разумеется, если налогоплательщик обратится с соответствующим ходатайством (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Куда подается жалоба?

Для удобства налогоплательщиков и апелляционная (п. 1 ст. 139.1 НК РФ), и обычная жалоба (п. 1 ст. 139 НК РФ) подается в налоговый орган, вынесший оспариваемый ненормативный акт. Эта информация в силу п. 8 ст. 101 НК РФ должна быть указана в тексте решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Инспекция, решение которой оспаривается, в течение трех дней со дня получения жалобы должна направить ее вместе со всеми материалами в ВНО — региональное управление.

Обратите внимание! Отсчет срока на рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) начинается со дня ее поступления в ВНО и не зависит от соблюдения (несоблюдения) инспекцией, вынесшей решение, трехдневного срока на передачу жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Как оформить жалобу?

В ст. 139.2 НК РФ установлено, что жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Она должна быть подписана лицом, ее подавшим, или его представителем (в этом случае к жалобе прикладываются документы, подтверждающие полномочия представителя).

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности должна содержать следующие обязательные сведения:

  • наименование и адрес организации или Ф.И.О. и место жительства физического лица;
  • обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера;
  • наименование инспекции, решение которой оспаривается;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.

Форма жалобы на законодательном уровне не утверждена. Поэтому налогоплательщик составляет ее в произвольном виде. Главное, чтобы в ней содержались указанные выше сведения. В жалобе могут быть приведены и иные сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты), необходимые для ее своевременного рассмотрения. Кроме того, налогоплательщик вправе (но не обязан) приложить к жалобе документы, подтверждающие его доводы.

ФНС в упоминавшейся брошюре «Досудебное урегулирование налоговых споров» привела образцы жалоб на невступившее и вступившее решение, принятое налоговым органом по результатам камеральной или выездной проверки. Они идентичны, за исключением названия. Налоговое ведомство предлагает оформлять жалобу (апелляционную жалобу) по форме, приведенной ниже.

В каких случаях жалоба не рассматривается?

Если налогоплательщик оформил жалобу (апелляционную жалобу) с соблюдением приведенных выше норм закона и рекомендаций ФНС, у ВНО не будет оснований для оставления ее без рассмотрения.

Теперь в силу п. 1 ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган на законных основаниях может не рассматривать обращение налогоплательщика по существу, если:

  • жалоба не подписана заявителем (его представителем) или к ней не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика;
  • нарушены сроки подачи жалобы, при этом заявитель не обратился с ходатайством об их восстановлении;
  • заявителю отказано в восстановлении пропущенного срока на обжалование решения налоговиков;
  • до вынесения решения по жалобе налогоплательщик отозвал жалобу (полностью или в части);
  • заявитель ранее подавал жалобу по тем же основаниям.

При установлении ВНО одного из приведенных обстоятельств принимается решение об оставлении жалобы без рассмотрения (полностью или в части). На вынесение такого решения региональному управлению отводится пять дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. В течение следующих трех дней УФНС обязано письменно уведомить заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

Отметим, что отказ налоговиков рассматривать жалобу не препятствует повторному обращению налогоплательщика за восстановлением своих прав. Главное, уложиться в установленные сроки (п. 6 ст. 138, п. 3 ст. 139.3 НК РФ). Однако отзыв жалобы (в том числе апелляционной) лишает заявителя возможности повторно обратиться в налоговые органы по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

Как рассматривается жалоба?

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) изложен в новой редакции ст. 140 НК РФ. Благодаря Федеральному закону N 153-ФЗ эта норма была переписана практически заново, причем не в пользу налогоплательщиков.

Новшеством является и то, что заявитель вправе представить документы, подтверждающие его доводы, не только вместе с жалобой, но и после ее подачи. В соответствии с п. 1 ст. 140 НК РФ это можно сделать до принятия ВНО решения по жалобе. Однако данные документы будут рассмотрены региональным УФНС и учтены при вынесении соответствующего вердикта только в том случае, если заявитель объяснит причину, по которой они не были представлены в инспекцию, решение которой обжалуется.

Кроме того, поправки, внесенные Федеральным законом N 153-ФЗ в ст. 140 НК РФ, позволили ВНО исправлять процедурные нарушения, допущенные нижестоящими инспекциями в процессе рассмотрения материалов налоговых проверок и вынесения решений по ним. Теперь это прямо установлено в п. 3 указанной нормы. Если при рассмотрении жалобы (в том числе апелляционной) будут выявлены подобные нарушения, региональное управление вправе отменить решение инспекции и рассмотреть налоговый спор вновь, соблюдая при этом все процессуальные моменты, предусмотренные ст. 101 НК РФ. По результатам такого рассмотрения ВНО вынесет новое решение, которое вступит в силу со дня его принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Таким образом, по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное инспекцией по выездной или камеральной проверке, ВНО, в соответствии с п. 3 ст. 140 НК РФ, может:

  • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменить решение полностью или в части;
  • отменить решение полностью и принять новое решение по делу.

В какие сроки ВНО выносит решение по жалобе?

В силу п. 6 ст. 140 НК РФ решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ, принимается региональным управлением в течение одного месяца со дня получения соответствующей жалобы. Этот срок может быть продлен еще на месяц, если:

  • ВНО для вынесения решения по жалобе потребуются документы от инспекции, принявшей оспариваемый ненормативный акт;
  • заявитель в ходе рассмотрения жалобы представил дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Решение руководителя (заместителя руководителя) УФНС о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется налогоплательщику в течение трех дней со дня его принятия. Такой же срок предусмотрен для вручения решения, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы.

Обратите внимание! Федеральным законом N 153-ФЗ изменен порядок исчисления срока для обращения в суд в случае обжалования решения, вынесенного по результатам выездной или камеральной проверки. Ранее п. 5 ст. 101.2 НК РФ было предусмотрено, что данный срок начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно о вступлении в силу указанного решения. Теперь порядок исчисления срока для оспаривания названного решения в суде установлен в п. 3 ст. 138 НК РФ. Согласно этой норме он начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало известно о принятом ВНО решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения установленного п. 6 ст. 140 НК РФ срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Если заявитель не согласен с решением УФНС

Итак, региональное управление рассмотрело жалобу налогоплательщика на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности и вынесло соответствующее решение. Что делать налогоплательщику, если это решение его не устраивает?

Налоговый кодекс предусматривает два пути: подать жалобу на то же решение проверяющих в ВНО регионального управления (то есть в ФНС) или оспорить это решение в судебном порядке.

Дальнейшее оспаривание указанного ненормативного акта налоговиков внутри налоговой службы — это право проверенного лица, реализовать которое можно в течение трех месяцев со дня принятия региональным управлением соответствующего решения по жалобе (апелляционной жалобе). ФНС рассматривает и выносит решение по жалобе, руководствуясь общими положениями, предусмотренными гл. 19 и 20 НК РФ.

Обжалование иных ненормативных актов налоговиков и их действий (бездействия)

Напомним, что с 2014 г. обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Обратите внимание! В силу п. 2 ст. 138 НК РФ действия (бездействие) должностных лиц ФНС могут быть сразу обжалованы в судебном порядке.

Иные ненормативные акты, которые принимаются не в рамках ст. 101 НК РФ, в апелляционном порядке оспорены быть не могут. Это прямо следует из определения понятия «апелляционная жалоба», содержащегося в абз. 3 п. 1 ст. 138 НК РФ. Таким образом, налогоплательщик вправе обратиться с жалобой на подобное решение в течение одного года со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Действия (бездействия) должностных лиц налогового органа могут быть обжалованы только в ВНО. Отметим, что до вступления в силу Федерального закона N 153-ФЗ руководители территориальных инспекций были вправе рассматривать жалобы на действия своих сотрудников, если такие обращения поступали непосредственно в эту инспекцию.

Требования к оформлению жалоб на указанные ненормативные акты и действия (бездействия) налоговиков идентичны требованиям к жалобам на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности. Мы их рассмотрели ранее, поэтому повторять их не имеет смысла. Данные жалобы также подаются в инспекцию, которая вынесла оспариваемый ненормативный правовой акт или действия должностных лиц которой оспариваются.

Это интересно:  Несчастный случай на производстве. Когда утраченный заработок возмещает работодатель, а не ФСС?

ФНС в уже упоминавшейся брошюре «Досудебное урегулирование налоговых споров» привела образец такой жалобы (см. на с. 26).

Порядок рассмотрения подобных жалоб установлен в ст. 140 НК РФ, его особенности мы анализировали выше.

Однако здесь следует обратить внимание на один важный нюанс. Жалобы на иные ненормативные акты налоговиков, а также на их действия (бездействие) подлежат рассмотрению в более короткие сроки — в течение 15 дней с даты поступления обращений в ВНО. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней.

По итогам рассмотрения обращения заявителя ВНО в силу п. 3 ст. 140 НК РФ может:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Обжалование результатов выездной налоговой проверки

Предприятия и частные предприниматели не всегда соглашаются с итогами налогового аудита. Российское законодательство разрешает в установленном порядке оспаривать решения контроллеров. Обжалование акта налоговой проверки в ряде случаев — разумное и единственно правильное решение для налогоплательщика.

И если для него все складывается удачно, то суд или вышестоящая налоговая инспекция признают решение, вынесенное ИФНС, недействительным.

Сразу стоит отметить, что исход дела определяется, помимо прочих факторов, компетентностью юридической службы компании. Увы, далеко не во всех организациях есть грамотные специалисты с достаточными знаниями, способные отстоять интересы бизнеса. Так что если возникла необходимость подать жалобу по результатам проверки, лучшее решение — обратиться к профессиональным юристам и доверить им решение этих проблем.

Для начала рассмотрим ситуации, когда налогоплательщик может возразить против результатов ВНП:

  • Налицо явные нарушения интересов юрлиц.
  • Принятые налоговиками решения незаконны.
  • Сотрудники ИФНС отказываются от рассмотрения обращений с просьбой отменить принятые акты.
  • Из-за того, то налоговики бездействовали, предприятие понесло существенные финансовые потери, или пострадала его репутация.
  • В отношении компании инспекторы применили санкции, но не проводили при этом проверок в установленном порядке и не составляли нужные документы.
  • Предприятию необоснованно отказали возмещать или возвращать НДС.

Какова процедура обжалования результатов проверки налоговой службы?

Процедура обжалования решения ИФНС осуществляется с учетом индивидуальных особенностей дела. Например, если налоговая вынесла решение меньше месяца назад, и оно еще не вступило в силу, то хозяйствующий субъект вправе подать апелляционную жалобу в ВНО.

В то же время, если с даты вынесения решения прошел месяц, и оно уже вступило в силу, можно пожать жалобу, подготовив всю необходимую документацию по делу и направив ее для рассмотрения. Сделать это можно не позже, чем через год с даты вступления акта в силу.

Как нужно действовать налогоплательщику?

  • Для начала составить жалобу и направить ее в вышестоящую инспекцию через территориальное отделение налоговой, которое приняло решение, затронувшее интересы заявителя.
  • Далее необходимо подождать ответ. Срок ожидания равен 1-2 месяцам.
  • Если налогоплательщика не устраивает ответ, он вправе обратиться в суд или настоять на том, чтобы дело рассмотрела вышестоящая инстанция.

Налогоплательщикам лучше не ждать, пока решение вступит в силу, а начать процесс обжалования в досудебном порядке. ВНО рассматривает подобные обращения в течение 1-2 месяцев.

Способы подачи обжалования.

Обжаловать решение инспекторов по итогам аудита налогоплательщик разрешается несколькими способами. Вот они:

  • Руководитель или представитель хозяйствующего субъекта может лично прийти в отделение ИФНС. Если налоговый орган посещает представитель, то у данного лица в распоряжении должна быть нотариальная доверенность, чтобы подтвердить свои полномочия.
  • Жалобу можно отправить по почте, как ценное письмо. Жалоба и документация должны сопровождаться описью вложения, а также уведомлением о вручении.
  • Третий вариант — электронная подача жалобы на сайте ФНС.

На период рассмотрения жалобы исполнение вынесенного ИФНС решения могут приостановить. Но для этого налогоплательщику следует подать такое ходатайство в ВНО или суд.

Обжалование в судебном порядке.

Если досудебное урегулирование вопроса не принесло желаемых результатов, хозяйствующий субъект вправе обратиться в суд. Здесь нужно учитывать, что сделать это НК РФ разрешает лишь в том случае, если жалоба уже была подана в вышестоящую налоговую инспекцию по всем законодательным правилам.
Если же вышестоящая инспекция не вынесла решение по жалобе в законодательно отведенный период, допускается обращение в суд.

Иски на акты налоговой инспекции судебный орган рассматривает в соответствии с АПК РФ и НК РФ.

ФНС о преимуществах досудебного обжалования.

Налоговики уверены, что если все жалобы будут рассматриваться в досудебном порядке, выиграют как контроллеры, так и сами налогоплательщики. Почему ФНС считает именно так? На это есть определенные основания:

  • Проверяемые хозяйствующие субъекты окажутся в более выгодном положении, так как спорные вопросы будут разрешаться без вмешательства суда. Это проще и удобнее.
  • Нагрузка на судебные органы существенно снизятся.
  • Налоговые органы смогут работать более эффективно.

Руководители ФНС неоднократно рассказывали о преимуществах разрешения конфликтов такого рода в досудебном порядке как на собственном сайте, так и в различных СМИ. Досудебное урегулирование — процесс более простой и не такой формализованный, в сравнении с арбитражным судопроизводством.

Решать споры в досудебном порядке выгоднее и с финансовой точки зрения. Не нужно нести серьезные расходы, поскольку вышестоящая налоговая инспекция рассматривает жалобы бесплатно. Чтобы обратиться в суд, необходимо уплатить госпошлину.

Кроме того, в случае с досудебным урегулированием не нужно оплачивать услуги юристов, которые представляют интересы истца.

Важный момент: нескольких судебных заседаний, как правило, не хватает. В рамках рассмотрения заявления их намного больше. Зачастую такие дела длятся месяцы и даже годы. Это отнимает не только немало финансовых средств, но и много сил и времени.

Вот еще некоторые плюсы досудебного разрешения конфликтов:

  • Четко регламентированные сроки рассмотрения налоговых споров (обычно процесс завершается в течение 2 месяцев).
  • Решение налоговой по результатам аудита считается недействительным в то время, пока рассматривается апелляционная жалоба.
  • При досудебном решении споров с налогоплательщика не взыскивают доначисленные суммы в принудительном порядке.

По мнению налоговиков, сейчас у проверяемых хозяйствующих субъектов намного больше возможностей защитить свои права и интересы.

Как оформить жалобу?

В НК РФ сказано, как нужно оформлять заявление на обжалование. Следует помнить, что подавать документ необходимо исключительно в письменной форме. На ней обязательно должен расписаться заявитель или его доверенное лицо. Если жалобу подает представитель, ее сопровождают документацией, которая подтверждает, что данное лицо наделено соответствующими правами.

В жалобе непременно прописывают следующую информацию:

  • Название предприятия, по какому адресу оно расположено/ФИО и адрес физлица.
  • Какой акт налоговой инспекции заявитель хочет обжаловать.
  • Название отделения ИФНС, принявшего решение, с которым не согласен налогоплательщик.
  • На каких основаниях заявитель считает, что его интересы ущемлены.
  • С какими требованиями он обращается в вышестоящий налоговый орган, чего хочет добиться.

В законодательстве РФ о форме данного документа ничего не сказано, а потому составлять ее можно произвольно, но с обязательным включением вышеуказанной информации. В документе можно отразить и иные данные, например, номера телефонов, факсы, e-mail, которые позволят своевременно рассмотреть его. Также заявитель по желанию может сопроводить жалобу документами, подтверждающими его позицию и требования.

Как рассматривается жалоба?

В данный момент рассмотрение жалоб производится в особом порядке, и некоторые моменты нельзя назвать выгодными и удобными для налогоплательщика. На основании НК РФ, вышестоящий налоговый орган рассматривает заявление без участия истца.

Раньше инспекторы в некоторых ситуациях могли разрешить лично налогоплательщику или его представителям участвовать в рассмотрении жалобы, однако обязательным правилом это не являлось. У судов на этот счет была аналогичная точка зрения. Подход налоговиков к данному вопросу они считали разумным.

Еще одно нововведение заключается в том, что истец имеет право предъявить документацию, которая подтверждает его правоту как одновременно с жалобой, так и после ее предоставления. НК РФ разрешает подать эти документы до того, как вышестоящая налоговая инспекция вынесет решение по делу.

Но ВНО рассмотрит и учтет эти бумаги при принятии решения по жалобе только если налогоплательщик пояснит, по какой причине ранее не предоставил их в территориальное отделение ИФНС, вынесшее оспариваемое решение.

Также согласно новым правилам, вышестоящий налоговый орган теперь вправе устранять нарушения, которые в ходе изучения результатов налогового аудита и формирования актов по нему допустили нижестоящие ИФНС.

При выявлении нарушений в ходе изучения заявления ВНО вполне может отметить решение ИФНС и рассмотреть дело по новой, приняв, соответственно, новое решение.

Результаты рассмотрения жалобы.

После изучения жалобы ИФНС выносит соответствующее решение. Варианты развития событий следующие:

  • Налоговый орган отказывает в обжаловании акта. Но налогоплательщик в этом случае может обжаловать акт в суде и привлечь к данному делу профессиональных юристов.
  • ИФНС отменяет результаты проверки и назначает дополнительный аудит. То есть, проводится повторная проверка, но уже более углубленная.
  • Налоговая отменяет результаты проверки и одновременно останавливает правонарушительное производство. Это наиболее благоприятный исход развития событий, при котором инстанция признает, что компания права, защищая свои интересы, а значит, не обязана исполнять требования, описанные в незаконном акте налогового аудита.
  • Налоговый орган по итогам рассмотрения вопроса принимает какое-либо другое решение.

Подведем итоги. Если налогоплательщика не устраивает решение, вынесенное ИНФС, он вправе подать жалобу в ВНО или обратиться в Арбитраж. При этом обжаловать решение в судебном порядке разрешается только в том случае, если было соблюдено досудебное урегулирование. Такое правило, вступившее в силу с 2014 года, было введено из-за сильной нагрузки на арбитражные суды.

Подать жалобу и иск в суд заявитель может в течение 3 месяцев после того, как получил решение налоговой. Если этот период субъект пропускает по уважительным причинам, его могут восстановить. Это, конечно, удобно для налогоплательщика.

Любой хозяйствующий субъект, будь то организация или индивидуальный предприниматель, должен помнить, что всегда может обжаловать итоги налогового аудита, если он с ними не согласен. Таким правом его наделяет НК РФ. Налогоплательщикам, безусловно, стоит отстаивать свои интересы и действовать активно, защищая свой бизнес.

Как показывает статистика, чаще всего плательщики стремятся обжаловать итоги ВНП, реже — камерального расследования. Чтобы минимизировать риски и повысить шансы на благоприятный исход в свою пользу, лучше довериться опытным специалистам — юристам и бухгалтерам. Их квалифицированная помощь в любом случае окажется кстати.

Статья написана по материалам сайтов: zakonius.ru, assistentus.ru, www.pnalog.ru, nalog-blog.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector