+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Нарушение авторских прав: понятие, суть нарушения, ответственность, в интернете

Содержание

Проблемы наступления ответственности за нарушение прав автора Интернет-сайта.

Отличительным признаком и основой сети Интернет является простота, мгновенность и общедоступность копирования, отсутствие материальных затрат на копирование, чем пользователи сети Интернет широко пользуются, формально нарушая действующее законодательство по авторскому праву. Так по данным BSA (Business Software Alliance — Ассоциация производителей программного обеспечения) даже в такой стране как США, где уровень защиты авторских прав самый высокий в мире, до 40% использования лицензионного программного обеспечения применяется с нарушением авторских прав. В Российской Федерации данный показатель доходит до 95% 88 См.: Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. — №3. — М., 2000. — С. 52-59.

. Действующее законодательство содержит подробную регламентацию видов, форм, средств, способов защиты авторских и смежных прав, но не все они реализуются на практике. Причин этого — множество: низкий уровень правопорядка в стране, неосведомленность авторов о своих правах, отсутствие квалифицированных специалистов, способных оказать авторам правовую помощь, и т. д. 99 См.: Гражданское право: Учеб./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М., 2004. — С.209.. ГКРФ определяет, что нарушителем авторских прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований ГКРФ. Нарушение прав может произойти как в рамках авторского договора, так и вне рамок договорных отношений. При внедоговорном нарушении, а также тогда, когда в договоре не указаны санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены законодательством.

Защита авторских прав может осуществляться как в юрисдикционной, так и в неюрисдикционной форме (форма защиты — комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов 110 Бутнев В. К. К понятию механизма защиты субъективных прав/Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты. — Владивосток,1983. — С.10. 0 ). Юрисдикционная форма представляет собой деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых авторских прав 111 См.: Сергеев А. П. Указ соч. — С.371. 1 . В рамках данной формы выделяются общий (или судебный) и специальный (или административный) порядки защиты. По общему правилу, защита авторских прав и охраняемых законом интересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. Среди способов защиты выделяются как гражданско-правовые, так и уголовно-правовые. Средством защиты выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения — с другой 112 См.: Гражданское право: Учеб./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М., 2004. — С.210. 2 . Специальным порядком защиты является административный порядок их защиты (ст.11 ГК). Он применяется в виде исключения из общего правила, в случаях, прямо указанных в законе. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством. В настоящее время в области авторского права таких случаев не предусмотрено.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью в компетентный орган. Нужно сказать, что количество данных мер невелико (в частности, это отказ совершать определенные действия в интересах неисправного контрагента) и применяются они очень редко. Объем данной работы не позволяет подробно остановиться на данной форме защиты. Скажем только, что к способам такой защиты можно отнести самозащиту, которая применяется и при защите авторских прав в Интернете. Наиболее распространенными в настоящее время являются гражданско-правовые способы защиты. Данные формы, способы и средства предусмотрены для защиты авторских прав согласно законодательству Российской Федерации. Рассмотрим, как данные способы применяются к защите авторских прав в Интернете.

Сеть Интернет — это особая сфера жизнедеятельности, в которой существуют определенные отношения, Интернет — отношения. Они аналогичны реальным отношениям, складывающимся в обычной жизни. Следовательно, и неправомерные действия лиц в сети Интернет, подпадающие, например, под нормы уголовного права будут регулироваться уголовным правом, имущественные отношения — гражданским правом, административные — административным правом. Административная ответственность за проступки в сети Интернет наступает в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. Глава 13 предусматривает ответственность за правонарушения в области связи и информации, а ст.7.12 — за нарушения в области авторских и смежных прав, в частности за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. Безусловно, ввоз и сдача в прокат не могут быть применены к сети Интернет, а продажа и иные действия, связанные с распространением контрафактной продукции в Глобальной Сети осуществляются почти без ограничений. Близко к административной примыкает уголовная ответственность. Сходство их заключается в санкциях: в размере штрафа за вред, причиненный при реализации контрафактной продукции. При применении норм административного законодательства он (штраф) меньше, при применении норм уголовного права — больше.

6 . Но, допустим, что такое нарушение произошло в России.

Что вправе требовать автор от нарушителя своих прав? Ст.12 предоставляет ряд вполне конкретных мер, которыми потерпевшие могут воспользоваться. В частности, признание авторского права, когда оно оспаривается или отрицается. По поводу литературных или музыкальных произведений данный факт может быть подтвержден путем проведения экспертизы. Сложнее дело обстоит с Глобальной сетью. Для подтверждения авторства, защиты авторских документов и обеспечения доказательств в техническом и технологическом плане используется электронно-цифровая подпись, обеспечивающая аутентификацию и идентификацию электронного документа. Признание авторства — есть средство устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов.

В качестве вывода можно отметить следующее: существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля за копированием и использованием произведений. Очевидно, что способы защиты авторского права в Интернете ничем не отличаются от традиционных способов защиты. Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства 118 См.: Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета//Проблемы информатизации. — №3. — М., 2000. — С. 52-59.

8 . Отличие лишь в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. Бремя защиты авторских прав лежит, как правило, на самом авторе или на правообладателе авторских прав, и они, прежде чем помещать произведение в Интернет, должны заранее предпринимать некоторые дополнительные действия по защите своих авторских прав. Выявленное конкретное нарушение авторских прав предполагает конкретные действия автора или правообладателя по защите, для чего, в принципе, достаточно действующего законодательства Российской Федерации. Однако, некоторые действия по защите авторских прав при нарушениях, связанных с использованием Интернета, намного сложнее. Это связано с обеспечением доказательств нарушений авторских прав в Интернете, а также неготовностью инфраструктуры судов и судейского корпуса по исковым делам по нарушению авторских прав, связанных с тем или иным использованием Интернета, что и является основным в проблеме защиты авторских прав в Интернете.

Нарушение авторских прав: понятие и основные случаи

Права автора произведения (как личные неимущественные, так и имущественные) охраняются законом. Вместе с тем на практике ситуаций их нарушения огромное количество.

Случаи нарушения личных неимущественных прав

Автору принадлежат права авторства, на имя, на неприкосновенность произведения. Кроме того, создатель произведения, как и любое физическое лицо, вправе защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию. Опираясь на каждое право, проиллюстрируем случаи нарушения конкретными примерами.

Право авторства означает возможность субъекта считаться автором. Допустим, другой человек объявил себя автором — это случай нарушения права авторства, а значит, подлинный создатель произведения может подать на него иск.

Право автора на имя — это юридическая возможность автора указывать на произведении свое имя, псевдоним, либо можно предусмотреть публикацию анонимно. Если для автора — это право, то для всех остальных это обязанность указывать его имя. В том случае, если, к примеру, издательство не укажет имя создателя произведения, то тем самым оно нарушит его личное неимущественное право.

Неприкосновенность произведения — это недопустимость внесения в него каких-либо правок, изменений. Только автор может корректировать, дополнять произведение, созданное его творческим трудом. Если кто-либо, например, возьмет авторскую рукопись и исказит ее, то автор вправе предъявить к нему иск.

Также если опорочены репутация, честь, достоинство автора, то возникает возможность правовой защиты (хотя указанные права не относятся напрямую к авторским, сказать о них все-таки стоит).

Случаи нарушения имущественного права

Исключительное право, т.е. возможность использовать произведение любыми способами в рамках закона, это единственное имущественное авторское право (если не вдаваться в дискуссии по поводу места права следования). Случаи использования следующие:

Это интересно:  Закон о тишине в многоквартирном доме - ответственность за его нарушение

Обнародование произведения (в частности, публикация);

Распространение (например, продажа) ;

Публичный показ (демонстрация видеоклипа, фильма);

Публичное исполнение (например, исполнение песни);

Доведение до всеобщего сведения (размещение в сеть «Интернет»);

Обработка произведения (например, его перевод);

Соответственно, если кто-либо другой совершил одно из этих действий (либо других, указанных в статье 1270 Гражданского кодекса РФ) без ведома автора, к нему может быть предъявлен иск. В последнее время приобретают распространенность случаи доведения произведений до всеобщего сведения, куда относятся все случаи выкладывания авторских материалов в Интернет. В связи с этим для Московского городского суда была даже создана отдельная подсудность — по защите авторских прав в Интернете. Так, на просторах Всемирной паутины можно найти миллиарды объектов авторского права, которые размещены на сайтах без согласия правообладателя. Во всех этих случаях можно говорить о нарушении именно исключительного права, поскольку выкладывать произведение в сеть может только автор (правообладатель).

Ответственность за нарушение авторских прав

Она предусмотрена трех видов: гражданско-правовая, административная и уголовная. Наиболее часто авторы защищают свои права при помощи гражданско-правовых санкций, поскольку это возможность получить материальную компенсацию с нарушителя. Остальные виды защищают, прежде всего, интерес государства.

Итак, гражданско-правовая ответственность может предусматривать следующие формы для защиты личных прав:

Признание права. Например, права авторства лица, которое создало произведение творческим трудом.

Восстановление положения, которое существовало ранее. Так, суд может обязать нарушителя убрать все искажения произведения.

Пресечение нелегальных действий. К примеру, решение суда может устанавливать обязанность прекратить совершать незаконные действия и впредь этого не делать.

Публикация решения суда о факте нарушения. Для некоторых лиц может быть важно, чтобы суд в своем решении засвидетельствовал факт нарушения.

Компенсация морального вреда.

Из всех этих средств только последнее имеет денежную форму, именно поэтому авторы чаще всего выбирают его. Интересно, что минимальный и максимальный размер законом не установлен, все остается на усмотрение пострадавшего, а окончательную сумму компенсации определяет суд (как правило, она всегда ниже заявленных требований).

Способы защиты исключительного права закреплены следующие:

Возмещение убытков. Сюда будет включаться, помимо материального ущерба, также упущенная выгода, т. е. те доходы, которые автор не получил в связи с совершенным правонарушением.

Специальная компенсация в размере от 10 тысяч и до 5 миллионов рублей. Это альтернатива предыдущему способу, причем используется она на практике намного чаще. Плюс в том, что правообладателю не нужно доказывать, что причинены убытки. Компенсация взимается за сам факт нарушения интеллектуальных прав. Можно требовать взыскания за каждый случай нарушения, однако суд имеет право понижать размер по своему усмотрению (в связи с недавним постановлением Конституционного Суда РФ).

Конфискация материального носителя. Например, суд может обязать нарушителя вернуть авторскую рукопись подлинному владельцу.

Некоторые способы (признание права, публикация решения суда) повторяются с вариантами защиты личных прав.

Административная ответственность закреплена статьей 7.12 КоАП РФ. Санкции — это, в основном, штрафы. Составы предусмотрены за ввоз, продажу, нелегальное использование экземпляров произведений. Интересно, что санкции за нарушение авторских прав менее серьезны, чем за нарушение патентных.

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена статьей 146 УК РФ. Здесь есть такие составы, как присвоение авторства, неправомерное использование объектов, завладевание в целях сбыта. Однако все эти действия должны повлечь крупный ущерб либо особо крупный. При этом крупный — от 100 тысяч рублей, а особо крупный — от одного миллиона рублей.

Интересно также, что гражданская ответственность может сочетаться с уголовной или административной, закон этого не запрещает.

Итак, мы выяснили, что будет, если нарушить авторские права. Простым гражданам следует быть осторожными и внимательно относиться к правам авторов, поскольку легко ненароком нарушить их, особенно в Интернете. Санкции будут очень значительными.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Ответственность за нарушение авторских прав

1) Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав наступает при наличии ряда условий. Далее будут описаны общие условия и перечислены исключения из них.

  • наличие нарушения личных неимущественных или исключительных прав автора. Нарушение исключительного права выражается в использовании произведения без заключения лицензионного договора. Нарушение личных неимущественных прав может являться результатом несанкционированного изменения, дополнения или искажения произведения, неуказания имени автора на экземплярах объекта авторских прав, обнародования произведения без согласия автора;
  • наличие вины нарушителя. По общему правилу, защита авторских прав гражданско-правовыми способами возможна, если нарушитель знал о том, что нарушает авторские права, или не проявил должную степень заботливости или осмотрительности, чтобы избежать нарушения. Однако это правило знает целый ряд исключений, когда ответственность за нарушение авторских прав наступает без вины. Во-первых, доказательства вины нарушителя не требуются при предъявлении требования о прекращении нарушения и требования о публикации решения суда о допущенном нарушении. Впрочем, такие требования не являются мерами ответственности в строгом смысле этого слова. Во-вторых, без вины отвечают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Так, индивидуальный предприниматель будет нести ответственность за нарушение авторских прав и в том случае, если он не знал и не должен был знать о нарушении. Например, когда он добросовестно полагал, что используемая им в предпринимательских целях программа для ЭВМ является лицензионной.
  • наличие убытков. Как правило, имеет значение только для нарушения исключительного права на использование произведения, хотя возможны ситуации, когда убытки причинены в результате нарушения личных неимущественных прав автора. Кроме того, правообладатель не обязан доказывать наличие убытков, если заявил требование о взыскании компенсации.
  • причинно-следственная связь между нарушением авторских прав и убытками. Это условие устанавливается, если по обстоятельствам дела необходимо доказывать убытки.

2) Административная ответственность за нарушение авторских прав

Административная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях, а именно частью 1 статьи 7.12 и частью 2 статьи 14.33.

Административная ответственность по части 1 статьи 7.12 наступает за:

  • введение в оборот и иное незаконное использование экземпляров произведений, если такие экземпляры являются контрафактными или на экземплярах указаны ложные сведения об авторах или правообладателях;
  • иное нарушение авторских прав в целях извлечения дохода.

3) Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена статьей 146 Уголовного кодекса РФ. Преступлением признается:

  • Плагиат, т.е. присвоение авторства, причинившее автору крупный ущерб. Это преступление выражается в нарушении личного неимущественного прав автора на имя, когда лицо выдает себя за автора чужого произведения, выпускает произведение под своим именем или не указывает имени своего соавтора. Поэтому советую Вам прочесть статью о том, кто признается соавтором произведения. Санкция за плагиат влечет штраф, либо обязательные работы, либо исправительные работы на срок до 1 года.
  • Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а также приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров в целях сбыта, если деяние совершено в крупном размере. Крупным признается размер, превышающий 100 000 рублей. Совершение указанных действий в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей), группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или с использованием служебного положения влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок 6 лет.

Таким образом, законодательство России предусматривает ответственность за нарушение авторских прав трех видов. Для удобства предлагаю Вашему вниманию схему «Виды ответственности за нарушение авторских прав»

На практике правообладатели, особенно это касается правообладателей зарегистрированных программ для ЭВМ, часто сначала обращаются в правоохранительные органы в целях привлечения нарушителя к уголовной ответственности. Затем, имея на руках копию приговора суда, они идут в суд и привлекают того же нарушителя к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания компенсации за нарушения авторских прав.

Нарушение авторских прав: примеры. Ответственность за нарушение авторского права

Оно интерпретируется как несанкционированное правообладателем копирование или распространение материала, который защищен авторским правом: музыкальные композиции, книги, программное обеспечение, фильмы и др. Право на обладание интеллектуальной собственностью защищено законом в большинстве стран.

Что такое «пиратство» и контрафакция?

Нарушение авторского права может быть выражено сопряженными понятиями: контрафакция (подделка) и «пиратство» (подделка, но в отношении имущественных авторских прав). Это, безусловно, правонарушение, в основе которого лежит использование произведений искусства, науки и литературы, находящихся под охраной авторского права, без соответствующего разрешения автора либо правообладателя, а также сюда относится и нарушение зафиксированных в договоре об использовании конкретных произведений ряда условий.

Основные виды нарушений авторского права

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  • копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  • распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  • публичную демонстрацию;
  • публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  • трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  • перевод произведения на другие языки;
  • переработку произведения (плагиат).

На практике производные от них виды нарушений авторского права, так сказать, «идут в ногу со временем». Мошенники, преследуя цели собственного материального обогащения, занимаются изобретением не оригинальной идеи, а уникального способа присвоения авторских прав на нее.

В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.

Исторические факты, касающиеся термина «пиратство»

Первое его упоминание принято относить к 1603 г. Немного позднее термин «пиратство» встречается в предисловии поэмы Альфреда Теннисона «The Lover’s Tale»: «…недавно подверглись безжалостному пиратству».

Часто его можно встретить в текстах правовых актов, к примеру, в англоязычной Бернской конвенции 1886 г.: «… контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной».

Термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не встречается, но он употребляется достаточно часто в судебной документации, юридической литературе и локальных нормативных актах.

По данным некоторых источников, его употребление отождествлялось с журналистским штампом.

По мнению основателя движения свободного ПО Ричарда Столлмана, рассматриваемый термин стал широко использоваться в отношении игнорирования традиционных методов относительно лицензирования ПО, создавая ложное убеждение о его исключительно негативной окраске. По его словам, он подсознательно ассоциируется с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда было сопряжено с грабежами, разбоем, похищением людей, убийством, взятием заложников, потоплением судов и с прочими жестокими преступлениями.

Причины пиратства

Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.

Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.

В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и эффектом масштаба. Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.

Это интересно:  Можно ли сдать подушку обратно в магазин, если она не подошла: что говорит закон?

На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли – первопричина пиратства.

Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).

Отличие «пиратства» от плагиата

Оно заключается в целеполагании. Что касается «пиратства», то здесь нарушитель стремится получить как можно большую материальную выгоду, не обращая внимания на этический и легальный аспект данного правонарушения.

В случае же с плагиатом он имеет другую цель – признание целевой аудиторией его произведения (несанкционированно заимствованного у настоящего автора). Наряду с данным стремлением, как правило, присутствует и коммерческая выгода.

Чем чревато нарушение авторского права?

Это явление довольно распространено в настоящее время. В случае если субъект не получил официального разрешения применять чужой материал, то можно говорить о том, что имеет место классическое нарушение авторских прав. В рамках российского законодательства за это предусмотрено гражданская и публичная ответственность.

Публичная ответственность за нарушение авторского права выражена наказанием со стороны государства в виде взимания штрафов либо конфискации имущества, либо других мер.

Нарушитель привлекается только к одной из вышеперечисленных. Согласно закону, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица (без ограничений), так и гражданские (если нарушение не попадает под разряд преступлений: ущерб менее 50 тыс. руб.). В противном случае они привлекаются уже непосредственно к уголовной.

Основанием для административной ответственности является ст. 7.12 КоАП РФ, а для уголовной – ст. 146 УК РФ: «Нарушение авторских прав».

Итак, последняя выступает следствием более серьезного нарушения: коммерческих действий, совершенных в крупном размере, результатом которых стало несанкционированное использование объекта авторского права либо смежных прав, вследствие которого был получен доход в размере более 50 тыс. руб. или 250 тыс. руб. (в случае особо крупного размера).

Гражданская ответственность за нарушение авторского права вступает в силу только при желании пострадавшего. В этом случае нарушитель либо выплачивает соответствующую компенсацию автору, либо возмещает причинённый вред или упущенную выгоду.

Юридический аспект защиты авторских прав

Так, в статье 48 прописан закон о нарушении авторских прав, в котором указаны следующие сведения:

  1. Относительно действий, приводящих к уголовной, административной и гражданской ответственности.
  2. О том, что за несоблюдение требований вышеуказанного закона и юридические, и физические лица признаются нарушителями.
  3. По поводу расшифровки того, какие экземпляры фонограммы и произведений являются контрафактными.

Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?

Для этого в нашей стране существует соответствующая статья (146) в Уголовном Кодексе – «Нарушение авторских и смежных прав».

В ней прописано, что наказание за нарушение авторских прав – это одна из санкций, наложенных на осужденного (в зависимости от рода его действий).

В случае присвоения авторства (плагиата) последует одно из следующих наказаний:

  1. Обязательные работы, которые могут длиться от 180 до 240 часов.
  2. Штраф за нарушение авторских прав в размере 200 тысяч руб.
  3. Арест на срок от трех до шести месяцев.

При условии незаконного использования (хранения, приобретения, перевозки) контрафактных экземпляров налагаются следующие санкции:

  • штраф за нарушение авторских прав (200 тыс. руб. или доход, включая заработную плату за период до восемнадцати месяцев);
  • обязательные работы (180 – 240 часов);
  • арест (до двух лет).

Нарушение авторских прав (статья УКРФ) группой сговорившихся лиц либо организованной группировкой, либо лицом, использовавшим свое служебное положение, либо в особо крупных размерах грозит следующими санкциями:

  • лишением свободы (до 6-ти лет);
  • штрафом (до 500 тыс. руб. или иной доход, в том числе и заработная плата за три года).

Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?

Безусловно, это возмещение причиненного ущерба. Компенсация за нарушение авторских прав – альтернативный способ защиты в сравнении с взысканием убытков. Иначе говоря, правообладатель имеет право потребовать либо выплаты компенсации, либо взыскания убытков.

Однако стоит учитывать тот момент, что достоверность рассчитанного размера убытка по делу в отношении нарушения авторских прав из-за ряда причин сложно подтвердить.

Что касается взыскания компенсации, то здесь его размер доказывать не нужно, вследствие чего осуществить защиту прав автора значительно легче и проще.

Виды возмещений

Компенсация за нарушение авторских прав может быть установлена в размере:

  • 10 тыс. – 5 млн руб. (при учете характера нарушения, его срока, последствий, степени вины правонарушителя и других важных обстоятельств);
  • удвоенной стоимости права на использование произведения (лицензии) при учете альтернативной выгоды;
  • удвоенной стоимости контрафактных копий произведения.

При установлении того или иного размера компенсации судья руководствуется принципами справедливости и разумности (п. 3 ст. 1252 ГКРФ).

Содержание иска о нарушении авторских прав

Оно зависит от их вида. Как правило, иски принято разделять на имущественные и неимущественные, однако, исходя из специфики авторского права, интересы конкретного автора трудно разграничить по данному принципу, поэтому они часто группируются в рамках одного процесса.

К неимущественному виду относятся следующие права:

  • на имя;
  • авторство;
  • на отзыв и обнародование произведения;
  • на защиту существующей репутации.

Иск о нарушении авторских прав можно направить как в суды, так и в органы дознания и предварительного следствия, работающие по данному направлению.

Иск неимущественного характера может включать следующие требования:

  • о признании исключительного права (к примеру, о признании соавторства);
  • об установлении факта лжеавторства ответчика;
  • о восстановлении первоначального положения права (до его нарушения);
  • о пресечении действий, создающих угрозу будущего нарушения права либо уже нарушающих его;
  • публикации принятого решения суда относительно допущенного нарушения (за счет средств нарушителя);
  • компенсации за моральный ущерб.

Иск о нарушении авторских прав имущественного характера может включать следующие требования:

  • о взыскании гонорара (авторского вознаграждения);
  • о возмещении причиненных убытков, вызванных фактом нарушения авторских прав;
  • о признании безосновательности обогащения (предъявляется к соавтору, который безосновательно присвоил чужой гонорар).

Видеопиратство как наглядный пример нарушения авторского права

Данным термином принято обозначать нелегальное распространение копированного материала (телепередач, фильмов и др.) посредством дисков, кассет, а также Интернета. Видеопиратство может быть нацелено как на получение прибыли (продажа контрафакта в магазинах, ларьках и т. д.), так и на некоммерческие результаты (обмен видеопродукцией с друзьями и др.).

В первом случае пиратская версия фильма может появиться задолго до выхода официальной (к примеру, были случаи, когда рабочая версия фильма, украденная у съемочной группы, уже находилась в продаже).

Качество записи в этом случае может существенно отличаться от такового у лицензированной копии, но это вовсе не обязательно.

В нашей стране видео- и аудиопиратство – это самые распространение примеры нарушения авторского права, но далеко не единственные.

Существуют специально разработанные условные обозначения в виде аббревиатур, добавленных к основным именам файлов, которые указывают на тип сделанной копии.

  1. «Экранка» (CAMRip — CAM). Как правило, такой материал отснят в кинотеатре обычным зрителем, он имеет достаточно низкое качество.
  2. Telesync (TS). Более качественная копия, отснятая чаще всего работником кинотеатра с применением профессиональной камеры, установленной на штативе.
  3. «Рулон» (telecine — TC). Качество отснятого материала, как правило, выше среднего. Данная съемка производится также работником кинотеатра, но уже посредством телекинодатчика.
  4. Утечка рабочей версии (workprint — WP). Характеризуется средним качеством материала, отснятого в киностудии.
  5. Утечка промо-копии (DVD screener – DVDSCR и Screener — SCR), которая раздается кинокритикам, кинопрессе и т. д. Качество также среднее.
  6. DVDRip характеризуется высоким качеством копии, полученной из видеопроката или магазинов розничной торговли.
  7. R5 DVDRip – копия, предназначенная для стран второго и третьего мира.
  8. HDTVRip, CATVRip, TVRip, SATRip – скопированный материал получен из телетрансляции.
  9. BDRip (Blu-ray Disc Rip) – данный контрафакт очень высокого качества, он получен копированием BD диска из видеопроката.
  10. VHS Rip – копия очень низкого качества, полученная с видеокассет.

Помимо видеопиратства, еще можно выделить такие примеры нарушения авторского права, как аудиопиратство, контрафакт программного обеспечения, компьютерных игр и видеоигр.

Наиболее распространенные правонарушения в рассматриваемом аспекте

Можно выделить следующие случаи нарушения авторских прав:

  • невыплата либо частичная выплата гонорара;
  • издание произведения без соответствующего согласия автора;
  • нарушение авторских прав относительно неприкосновенности его произведения;
  • отсутствие указания имени настоящего автора.

И это далеко не полный список данного рода правонарушений. Однако именно эти случаи нарушения авторских прав, особенно нежелание указывать истинного автора, так процветают в современном обществе.

Важные процессуальные особенности относительно возбуждения и рассмотрения в судебном порядке дел о нарушении авторских прав

Во-первых, они считаются делами частного обвинения (возбуждаются по желанию потерпевшего).

Во-вторых, для их возбуждения потерпевшему необходимо подать жалобу непосредственно в суд, в которой должно быть указано следующее: период времени правонарушения, кем оно было осуществлено, в каком месте, что явилось результатом данного противоправного действия и чем конкретно подкрепляются доводы потерпевшего относительно привлечения правонарушителя к ответственности.

В-третьих, суд не имеет права оставить без разбирательства полученную жалобу ни по причине ее малозначительности, ни ввиду отсутствия существенных доказательств, ни по любой другой причине.

Если последует отказ в возбуждении уголовного дела, то он должен быть процессуально оформлен постановлением судьи, в нем должны быть также изложены причины такого решения.

В-четвертых, дела о нарушении авторских прав не приостанавливаются по причине примирения сторон. Производство по ним протекает в общем порядке (с проведением органами прокуратуры предварительного расследования).

В-пятых, если нарушение авторских прав фиксируется впервые, а сведения о личности правонарушителя и характере его деяния свидетельствуют о большой доле вероятности его исправления без применения уголовных мер, то суд может принять решение о прекращении данного уголовного дела с дальнейшей передачей всех материалов по нему на рассмотрение уже товарищеского суда.

По данным статистики, меры именно уголовной ответственности относительно рассматриваемого правонарушения реализуются достаточно редко.

Масштабные и удобные интернет-сервисы с музыкой без авторских прав

Большое количество музыкальных треков, а также сопровождений обладают авторскими правами, и их публичное размещение на сторонних сайтах запрещено.

В нашей стране был принят законопроект в отношении защиты авторских ресурсов от таких противоправных действий, как копирование и распространение. В связи с этим хостинг-провайдеры осуществляют блокировку сайтов, на которых был выявлен факт нарушения авторских прав.

Музыка без нарушения авторских прав – музыкальный контент, который распространяется свободно, и его можно скачивать без каких-либо нарушений.

На сегодняшний день можно выделить такие масштабные и удобные сервисы с музыкой без ограничений, как:

  • Youtube.ru;
  • Freemusicarchive.org;
  • сайты под руководством Creative Commons, включая danosongs.com, audionautix.com и sweetsoundeffects.com;
  • Rutube.ru;
  • Jamendo.com.

В каких странах распространено данное правонарушение?

По данным статистики, такого рода нарушение интересов рассматриваемой категории правообладателей часто встречается в таких странах, как Россия, Китай, Мексика, Украина, Бразилия и Индонезия.

Это интересно:  Использование материнского капитала до истечения трех лет со дня рождения второго ребенка

Основной причиной данного явления выступают экономические интересы, в частности:

  1. Правообладатели-монополисты реализуют произведения интеллектуальной собственности по весьма завышенным ценам, которые в большинстве случаев не соотносимы с потребительскими возможностями целевого сегмента рынка.
  2. Присутствует дифференцированность уровня жизни в указанных странах, в которые импортируется произведения интеллектуальной собственности (цена не соответствует среднему уровню заработной платы, не учитывается уровень обязательных налогов и др.), хотя внутри страны-производителя цены на лицензированную продукцию считаются весьма приемлемыми.

Нарушение авторских прав в интернете

Свободное распространение данных в интернете часто нарушает права тех, кто изначально эти данные создавал. Но нарушения авторских прав в сети наказывается так же строго, как и в реальной жизни. Достаточно уметь доказать в суде, что действия злоумышленников действительно нанесли вам ущерб.

АВТОРСКОЕ ПРАВО: НА ЧТО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ И КАК РЕГУЛИРУЕТСЯ

В России ответственность за нарушение авторских прав в интернете регулируется Гражданским, Административным и даже Уголовным Кодексом. Ст. 1126 ГК РФ определяет, на что распространяется такой вид прав, и что можно считать объектом интеллектуального права.

Согласно закону, данный вид прав распространяется на объекты искусства, литературу, результаты научной деятельности. Более того объектом авторского права можно считать абсолютно любой результат умственной и творческой деятельности.

Не важно, в какой форме результат выражен, и с какой целью изначально создавался. Также при рассмотрении не оценивается достоинство продукта и его социальная и культурная значимость.

С точки зрения закона, и выдающееся шедевры, и сочинение школьника имеют равный вес. Играют роль два фактора:

— Произведение должно иметь творческую составляющую.

— У произведения должна быть определенная форма (т.е. объектом являются видео файлы, аудиозаписи, тексты, изображения и пр.).

Важно: объектом права в сети также могут являться программы для компьютера и другое программное обеспечение. По своей форме законом они оцениваются как литературные произведения.

ЧТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОЦЕНЕНО КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА

Важно точное разделение идеи и реализации. К примеру, литературный роман охраняется авторским правом. Идея написания романа – не рассматривается в качестве объекта.

Компьютерная игра охраняется авторским правом. Язык программирования, на котором она была написана – нет. Сюда относятся альтернативные методы решения определенных задач, факты и открытия. Общий принцип: правом охраняется плод труда, а не инструмент, с помощью которого была достигнута поставленная цель.

ЧТО МОЖНО РАСЦЕНИВАТЬ В КАЧЕСТВЕ НАРУШЕНИЯ АП В ИНТЕРНЕТЕ

Нарушения авторского права принято называть «контрафакцией». Это сознательная подделка существующего произведения, без ведома и согласия обладателя исключительных прав. Это может быть, как распространение нелицензионных копий продукта, так и плагиат. Закон классифицирует нарушение, если были совершены следующие действия:

— Создание копии продукта для распространения;

— Использование копии для продажи;

— Перепродажа лицензионной копии (в редких случаях).

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ.

Есть три основных вида нарушения авторских прав. Все они влекут разную правовую ответственность. Нарушая авторские права, человек или организация, нарушает ряд сопутствующих прав. Поэтому ответственность за нарушение бывает трех видов:

Ниже мы остановимся подробнее на каждом из видов.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ.

Это самый распространенный вид нарушения. Ответственность регулируется Ч4 ГК РФ и наступает, если правообладатель предъявляет вам требования. Ст.1252 гласит, что требования бывают такие:

— Требование признать права. Обращается к лицам, которые не признают авторское право на объект и игнорируют позицию правообладателя.

— Требование остановить действия. Может быть направлено как к тем, кто имеет возможность пресечь нарушение (владельцы хостинга, публичного ресурса, провайдеры), так и к тем, кто замышляет или готовится к преступлению.

— Требование возместить убытки. Если злоумышленник использует объект авторского права для корыстных целей (незаконные онлайн — кинотеатры, библиотеки, трекеры, и т.д.), правообладатель требует возместить ему нанесенные убытки.

— Требование изъять носители. Может быть направлено как к тем, кто распространяет контент на накопителях данных, так и к тем, кто его приобретает.

— Требование опубликовать судебный вердикт. Нарушителя исключительных прав могут обязать опубликовать решение суда, где указан истинный правообладатель.

— Требование компенсировать ущерб. Если вина доказана, правообладатель имеет право требовать вместо санкций компенсации ущерба. При этом суд не требует обосновывать суммы, которые требует обладатель исключительного права.

Важно: Закон позволяет накладывать арест на нарушителей, изымать носители, накладывать запрет на занятие определенными видами деятельности.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ НАРУШИТЕЛЕЙ ПРАВ.

Административный кодекс также предусматривает ответственность за данный вид правонарушений. Административное право используется, когда наступает ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

Согласно закону, ввоз и распространение контрафактной продукции, охраняемой авторским правом с целью дохода, относится к нарушению авторских и смежных прав одновременно. Отдельные виды ответственности предусмотрены в следующих случаях:

— Если нарушитель – физ.лицо, его ожидает штраф 1,5-2 тыс. рублей и конфискация пиратской продукции.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ.

Уголовная ответственность предусмотрена, если нарушение произошло в крупном размере. Ст. 146 УК РФ определяет штраф за нарушение авторских прав объемом от 200 тысяч рублей, и может составлять эквивалент 18-месячного заработка осужденного. К другим видам уголовных последствий нужно отнести такие:

— Обязательные работы (до 480 часов);

— Исправительные работы (до 2-х лет);

— Принудительные работы (до 2-х лет);

— Лишение свободы (максимум — 2 года).

Отягчающими обстоятельствами суд считает:

— Преступление, совершенное группой людей.

— Действия, совершенные при сговоре группы людей.

— Преступления в особо крупных размерах.

— Деяния, совершенные с использованием служебного положения.

В этом случае, принудительные работы могут растянуться на 5 лет. Альтернативой может быть до 6 лет лишения свободы и штраф до 500 тыс. рублей.

Важно: Крупным размером считается, если сумма дохода от продукции составила более 100 тысяч рублей. При доходе более миллиона рублей, размер классифицируется как «особо крупный».

КАК ПОНЯТЬ, КАКОЙ ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ БОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ В КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ.

Рассматривая дела об авторском праве, суд обращает внимание на сумму ущерба.

Если человек размещает пиратский контент без цели получения прибыли, действует гражданский кодекс.

Если сумма ущерба не превысила 100 тысяч рублей, то действует административное право.

Если фигурируют суммы больше 100 тысяч, в дело идет уголовная ответственность за нарушение авторских прав.

Важно: Даже если вы размещаете контент на сайте с ознакомительной целью, не преследуя корыстные мотивы, обратите внимание на баннеры. Если на вашем сайте есть реклама, то это означает, что вы зарабатываете на пиратском контенте. Соответственно, вы используете материалы с целью получения выгоды.

ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ.

Основные направления нарушения авторского права напрямую связаны с самыми популярными видами развлекательного контента в интернете. К основным направлениям следует отнести:

— Видео пиратство (создание онлайн — кинотеатров, торрент — трекеров, файлообменников с материалами);

— Нелегальное распространение музыки (использование чужих композиций в создании уникального контента, распространение альбомов и отдельных композиций в сети);

— Нелегальное копирование программного обеспечения (взлом и подделка ПО, плагиат);

— Пиратство, связанное с компьютерными играми (пиратские сборки игры, патчи, устраняющие подтверждение оплаты. Сюда же относят и взлом игровых консолей для последующего запуска пиратских игр, минуя контроль лицензии).

Перепечатка текстовых материалов без указания авторства.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ИСКА О НАРУШЕНИИ АВТОРСКОГО ПРАВА.

Как и в любом другом процессе, судебные тяжбы из-за авторских прав состоят из ряда шагов. Последовательность выглядит таким образом:

1) Оценка перспектив. Нужно осознать, стоит ли задуманное результата. Из-за специфики правовой сферы, добиться результата иногда не получается, даже если правда на стороне истца.

2) Определитесь с судом. Здесь есть 2 варианта: либо арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции. Обычно такие дела рассматривают в суде по месту жительства ответчика.

3) Определитесь с ответчиком. Пока вы не поймете, кто именно должен отвечать на ваш иск, дело не получит ход. В случае с нарушением авторских прав в сети, ответчиком может выступать как тот, кто нелегально опубликовал на площадке плоды вашего труда, так и сам владелец площадки.

4) Фиксация преступления. Контент в сети достаточно легко удалить безвозвратно. Тогда доказать факт, что вам был нанесен ущерб, достаточно тяжело. Факт нарушения должен быть зафиксирован максимально полно и объективно.

5) Подготовка иска и передача его в суд. Иск должен включать в себя:

— Полное описание сложившейся ситуации.

— Ссылка к нормативно — правовым актам, которые обосновывают ваш иск

6) Требования к ответчику. В списке требований могут быть как материальные, так и нематериальные элементы. В первом случае, вы оцениваете степень ущерба в денежном выражении. Во втором случае — моральный (или в отдельных случаях — репутационный) ущерб, который был вам нанесен со стороны ответчика.

МОЖНО ЛИ ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЛНУЮ ЗАЩИТУ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ?

Никто не гарантирует, что плод вашего творчества не скопируют в сети. Точно так же, невозможно защититься и от ограбления на улице. Но в любом случае, можно максимально себя обезопасить. Есть ряд правовых способов обезопасить свое творчество от посягательств:

Копия продукта на физическом носителе. Скопируйте свой продукт до публикации на флэш — накопитель. Запакуйте в конверт и отправьте государственной почтой самому себе. Теперь у вас хранится в столе конверт с копией вашего продукта и печатью с датой на нем. Этот конверт нельзя распаковывать. Но если в суде вам придется доказывать, что именно вы автор того или иного произведения, вскрытый конверт с датой окажется неоспоримым аргументом в вашу пользу.

Указывайте копирайт. Если вы не хотите, чтобы ваш продукт копировали, расскажите потребителю о правах на распространение. Так, вы сможете доказать, что при копировании вашего продукта, злоумышленники были осведомлены насчет степени ответственности.

Пользуйтесь базами и реестрами. Если речь идет о литературном произведении, получите код ISBN. Это международный стандарт, который навсегда закрепит литературное произведение за вами. В случае с видео уведомите крупные площадки, такие как Youtube, Rutube, Vimeo, VK о правилах использования вашего фильма. Предоставьте сервису копию, и мошенники, которые попытаются получить на вашем произведении бесплатный трафик, будут наказаны администрацией сервиса.

Еще больше полезной информации Вы можете найти здесь. Также Вы можете бесплатно, скачать любой нужный документ.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, copylegal.ru, sumip.ru, fb.ru, www.bp-u.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector