+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обзор судебной практики ВС РФ

В только что опубликованном Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г. (стр. 42-47), разъяснено, что:

«Местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения жилищной комиссии об отказе в предоставлении жилого помещения в городе Москве, возложении обязанности принять меры к восстановлению нарушенного права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения в городе Москве.

Судом установлено, что К. родилась в 1996 году в Рязанской области, в 2005 году ее мать была лишена родительских прав, а в 2012 году умерла, данные об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери. В 2005 году К. была направлена на воспитание в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за ней закреплено жилое помещение в Рязанской области, в котором она была зарегистрирована с 1997 года.

Постановлением главы муниципального образования Рязанской области над несовершеннолетней К. было установлено попечительство. Попечителем назначена Б., проживающая в городе Москве. Местом жительства К. на период нахождения ее под попечительством было определено место жительства попечителя.

Закрепленное за несовершеннолетней К. жилое помещение в Рязанской области было уничтожено в результате пожара в 2012 году, дом снесен. В том же году постановлением главы муниципального образования Рязанской области К. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В 2014 году по достижении возраста 18 лет и по окончании периода, на который было установлено попечительство, К. была снята с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве по месту проживания ее попечителя Б.

По утверждению заявителя, до настоящего времени она продолжает проживать там же, поскольку другого жилого помещения не имеет.

Решением жилищной комиссии К. в предоставлении жилого помещения в городе Москва отказано на основании того, что этот город не является местом жительства заявителя.

Разрешая заявление К., суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о законности и обоснованности данного решения. При этом суд исходил из того, что город Москва не является местом жительства К., поскольку она зарегистрирована по месту постоянного жительства в Рязанской области, там же состоит на учете как нуждающаяся в жилом помещении, а место жительства попечителя в силу содержания п. 2 ст. 20 ГК РФ не является местом жительства несовершеннолетнего, в отношении которого установлено попечительство.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления об отказе в удовлетворении требований К. и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с выводами судебных инстанций не согласилась по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 1091 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве регулируются Законом города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве».

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 этого закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда город Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений в случае, если город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.

В целях реализации Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2007 г. № 854-ПП, действующим до 14 июля 2015 г., было утверждено Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Согласно абзацу второму п. 1.2, п. 5.5 указанного положения вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с данным положением рассматриваются жилищной комиссией.

Из материалов дела видно, что решением жилищной комиссии от 2014 года К. отказано в предоставлении жилого помещения по причине того, что город Москва не является ее местом жительства.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующими положениями.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.

В то же время согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу п. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.

Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

При рассмотрении настоящего дела указанные нормы материального права судом применены неправильно, а существенные для дела обстоятельства остались невыясненными.

Приняв дело к своему производству по месту жительства заявителя К., районный суд города Москвы в решении сделал вывод о том, что город Москва не является ее местом жительства, но при этом не указал, где именно находится место жительства заявителя. Без выяснения этого обстоятельства безусловное право К. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не может быть реализовано ни в каком субъекте Российской Федерации.

Разрешая заявление К., суд исходил из того, что заявитель зарегистрирована по прежнему месту жительства в закрепленном за ней жилом помещении в Рязанской области. Между тем указанное жилое помещение не является местом жительства заявителя, поскольку еще в 2012 году было уничтожено во время пожара.

Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Это интересно:  Алименты на ребенка от зарплаты и при отсутствии дохода

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

При таких обстоятельствах, учитывая, что до окончания срока, на который было установлено попечительство, К. фактически проживала у своего попечителя в городе Москве, а также невозможность ее проживания в ранее занимаемом жилом помещении, вывод суда о том, что К. не имеет права на обеспечение жилым помещением в городе Москве признан Судебной коллегией неправильным.

Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» осуществлял юридическое сопровождение по защите жилищных прав К. и представлял ее интересы в судах всех инстанций.

Защита прав потребителей Томской области

Юридические услуги и юридическая помощь

Верховный суд о предоставлении детям сиротам жилых помещений

  • | Печать |

Подробности Родительская категория: Судебная практика Категория: Позиция Верховного суда по отдельным вопросам применения правовых норм Просмотров: 1640

Верховный суд о предоставлении детям сиротам жилых помещений

Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по месту жительства этих лиц.
Местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за сключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

К такому мнению пришла коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)). Позиция Верховного суда основана на следующем.

Местом жительства несовершеннолетних лиц, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Жильё для детей-сирот: судебная практика

Особенности судебной практики по делам об обеспечении жильём детей-сирот и приравненных к ним лиц важны не только для самих сирот, но и для органов власти, которые должны обеспечивать сирот жильем (прежде всего, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).

С 2013 года законодательство в этой сфере существенно поменялось. Обзор этих изменений размещен на нашем сайте. Однако, как это часто бывает, внесенные изменения не смогли разрешить всех трудностей, а иногда и привели к появлению дополнительных. В результате этого ещё более повышается значимость судебной практики и разъяснений вышестоящих судов .

Учитывая сложность таких дел, крайне важно появление в ноябре 2013 года подготовленного Верховным Судом Российской Федерации Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. С полным текстом документа вы можете ознакомиться, например, на сайте Верховного Суда Российской Федерации. В настоящей статье мы обратим внимание только на несколько выводов суда.

Среди важных рекомендаций, которые содержатся в Обзоре, следует отметить позицию Верховного Суда о том, что ребёнок не обязательно должен быть признан малоимущим для получения жилого помещения. При этом не исключается возможность отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилья в тех случаях, когда человек самостоятельно приобрел жилое помещение и перестал быть нуждающимся в получении жилого помещения.

Верховный Суд назвал наиболее распространенные причины несвоевременной постановки детей-сирот на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

– ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

– незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

– состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

– установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Для обеспечения правопреемственности Верховный Суд указал, что, н есмотря на то, что с 1 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о с воевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.

Судебная практика

Здесь мы описали случаи, связанные с признанием права сирот на обеспечение жильем. В основном, это дела тех сирот, которые до 23-х лет не встали на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В каждой истории мы расписали, как велась подготовка дела до суда, какие документы потребовалось собрать и какие аргументы мы использовали в суде. Эта информация будет полезна юристам и всем, кто отстаивает право сирот на получение жилья.

Согласно сложившейся практике в таких делах нужно доказывать уважительность причин пропуска срока постановки на учет. Только в таком случае суд может встать на сторону сироты. При этом согласно позиции различных судебных инстанций то, что человек просто не знал о праве на жилье или порядке прохождения процедур, не является уважительной причиной. О том, как доказывать наличие обстоятельств, препятствующих постановке сироты на учет, мы поговорим далее.

При составлении исковых заявлений по этой категории дел мы ссылаемся на одни и те же нормативно-правовые акты:

Кроме того, в исках мы указываем позицию Министерства образования и науки РФ, отраженную в письме от 08.10.2012 г. № ИР-864/07. Это ведомство разрабатывало поправок в законодательство, регулирующее предоставление жилья детям-сиротам. В письме Минобр разъясняет положения некоторых норм.

Во всех исковых заявлениях мы указываем на позицию Верховного Суда РФ, отраженную в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Президиумом ВС РФ от 20.11.2013). Исходя из особенностей конкретного дела, мы вставляем в текст ссылки на позицию Верховного Суда по этому вопросу.

Ряд описанных дел связан с незаконным закреплением за сиротами жилых помещений. В таких случаях мы дополнительно ссылаемся на позицию Верховного Суда РФ, отраженную в определении от 18 октября 2011 года № 89-В11-5. Согласно этой позиции необоснованное постановление о закреплении жилой площади препятствует реализации жилищных прав сироты – постановке на учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. После того, как суд признает незаконным или отменит постановление о закреплении жилья, у сироты появляется основание для признания права на обеспечение жильем.

После признания судом права сироты на обеспечение жильем, мы действуем по одной схеме. Получив на руки вступившее в силу решение суда и письмо о постановке на учет, наши заявители обращаются в органы местного самоуправления за предоставлением жилья. По закону после получения такого заявления муниципальные власти должны выдать жилье в течение трех месяцев. На практике этот срок нарушается, потому что закупают квартиры по длительной процедуре – через объявление тендера (торгов). После того, как трехмесячный срок истечет, мы подаем иски о предоставлении жилого помещения. Это позволяет ускорить процесс выдачи жилья.

В 100% случаев, когда право сироты на жилье установлено предыдущими судебными решениями, суд встает на сторону наших заявителей. Герои описанных историй уже прошли этот путь и получили положенные по закону квартиры.

Юристы Рязанского “Мемориала”
Петр Иванов и Александр Заруцкий

Читайте также:

Несоблюдение учетной нормы в жилье, принадлежащем сироте на праве собственности

Это интересно:  Как продать автомобиль если закончился птс

Несоблюдение учетной нормы в закрепленном жилом помещении

Отсутствие оформленного статуса “ребенок, оставшийся без попечения родителей” и незаконно закрепленное жилье

Закрепленное жилье в аварийном состоянии

Антисанитарное состояние закрепленного жилья

Незаконно закрепленное жилье, непригодное для проживания

Несоблюдение учетной нормы в закрепленном жилом помещении

Закрепленное жилье, непригодное для проживания

Закрепленное жилье, пострадавшее от пожара

Незаконное закрепление жилья по несуществующему адресу

Закрепленное жилье, не отвечающее санитарным нормам

Отказ суда в признании права на жилье из-за неграмотно составленного иска и неправильных действий в суде

Отсутствие оформленного статуса «ребенок, оставшийся без попечения родителей» и инвалидность

Незаконное закрепление жилья, принадлежащего предприятию

Незнание о праве на жилье

Попытки обращения в госорганы по поводу жилья до 23-х лет

  • Общая информация
  • Консультация юриста
  • Органы опеки и попечительства Рязанской области
  • Полезные адреса и телефоны
  • Суды, прокуратуры и администрации Рязани и Рязанской области
  • Учетные нормы в районах Рязанской области
  • Законы
  • Образцы документов
  • Ответы на вопросы

© Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», 2017

При использовании материалов сайта просим ставить указывать в качестве источника pravasirot.ru. При копировании и воспроизведении в Интернете обязательна активная гиперссылка.

Сайт поддерживается в рамках проект «Правовая помощь «Правовая помощь выпускникам детских домов». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство»

Рязанское общество «Мемориал», которое поддерживает этот сайт, внесено Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента». По нашему мнению, это решение противоречит Конституции. Мы обжалуем его в суде.

Гарантии жилищных прав детей-сирот: закон и практика

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Елена Денисовна МИХАЙЛОВА, научный руководитель НП «Центр инноваций муниципальных образований»

    Изменившееся законодательство обязывает органы власти с 1 января текущего года перейти на новые способы обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ряде случаев нормы нового закона получают обратную силу.

    Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации вчасти обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» существенно меняет содержание государственных гарантий по предоставлению таким гражданам жилых помещений. Решение этой социальной задачи вызывало многочисленные споры как в части определения уровня органов власти, которые должны нести соответствующие обязанности перед этой категорией граждан, так и в части оснований и условий обеспечения их жильем.

    Долгое время центральной проблемой был вопрос о том, к чьим расходным обязательствам относится реализация указанной гарантии. Встатье 57 Жилищного кодекса говорится о необходимости обеспечения детей-сирот жильем социального использования во внеочередном порядке, но одновременно она содержит норму о том, что такое жилье предоставляется по решению органа местного самоуправления. Неправильное толкование данной нормы привело к тому, что соответствующие обязанности через суды нередко возлагались именно наместный уровень, несмотря на то что в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было указано на отнесение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий этой категории граждан к региональному уровню. Точку в этом споре поставил Конституционный суд РФ, который в Определении от 5 февраля 2009 г. № 250-О-П по жалобе муниципального образования — городского округа город Чита на нарушение конституционных прав и свобод указал, что обеспечение детей-сирот жильем является государственным полномочием субъекта РФ и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

    С учетом этой позиции сформулированы и новые подходы к решению жилищной проблемы сирот, реализация которых должна быть начата с 1 января текущего года. Прежде всего внесены изменения в Жилищный кодекс: исключена норма статьи 57 о внеочередном предоставлении детям-сиротам жилых помещений социального использования. Однако исключение детей-сирот из так называемых внеочередников не означает, что для получения жилья они должны стоять в общей очереди. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам должно быть обеспечено немедленно при наступлении обстоятельств, предусмотренных взаконе, а именно достижении совершеннолетия, приобретении полной дееспособности до достижения совершеннолетия, завершении обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, окончании военной службы по призыву либо отбывании наказания в исправительных учреждениях.

    Самой главной новеллой в решении рассматриваемого вопроса стало то, что вместо жилья социального использования детям-сиротам должно быть предоставлено жилье, по статусу относящееся к специализированному жилищному фонду, предназначенному для решения жилищного вопроса именно этой категории граждан. В этих целях в раздел ЖК РФ о специализированном жилищном фонде включены нормы о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяющие назначение таких жилых помещений и порядок ихпредоставления (ст. 109.1). Статья 103 ЖК РФ дополнена положением о недопустимости выселения детей-сирот из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

    Ключевые положения, составляющие содержание новых гарантий жилищных прав детей-сирот, изложены в новой редакции статьи 8 Закона № 159-ФЗ. Помимо изменения вида предоставляемых жилых помещений в ней появились другие значимые новеллы. В частности,существенно изменились основания для предоставления жилых помещений. Ранее обязанность выделения жилья возникала уорганов власти в случае отсутствия у гражданина этой категории так называемого закрепленного жилого помещения. При такой ситуации дети-сироты после возвращения на прежние места своего проживания нередко оказывались фактически без защиты государства, так как формально имели «закрепленное» жилье, но фактически жить в нем не могли ввиду проживания в нем неблагополучных родственников или по другим причинам.

    Новая редакция закона предлагает исключить такие ситуации и усилить гарантии жилищных прав сирот. Независимо от того, сохранилосьли за ними право на прежде занимаемое жилье, они вправе претендовать на жилое помещение специализированного жилищного фонда вслучае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным. Федеральный закон прямо называет три таких случая:

    1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав либо страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, делающих совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможным;
    2) непригодность или несоответствие нормам и правилам жилых помещений;
    3) несоответствие общей площади жилых помещений учетным нормам.

    Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен региональным законодательством.

    Например, статья 4 Закона Брянской области от 29 декабря 2012 г. № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» относит к указанным обстоятельствам проживание в жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот при отсутствии оснований для их выселения, а также членов семьи, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, страдающих психическим заболеванием и состоящих на учете в соответствующих учреждениях здравоохранения, в случае невозможности их выселения.

    Законом Волгоградской области от 5 февраля 2013 г. № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» в указанный перечень включены также лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Признание невозможным проживание в указанных случаях осуществляется в порядке, который также должен быть установлен законодательством субъекта РФ.

    Помимо этого региональным законодательством устанавливается порядок формирования списка граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в список они включаются по достижении 14 лет. Ответственными за обеспечение детей-сирот жилыми помещениями выступают органы исполнительной власти субъекта РФ, а специализированный жилищный фонд для указанных лиц формируется как государственный жилищный фонд, находящийся в собственности субъекта РФ. В случае наделения органов местного самоуправления указанным государственным полномочием, включая приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на муниципальные образования как на собственников соответствующего жилищного фонда возлагается обязанность по содержанию этих помещений и управлению ими.

    Принципиальным моментом в содержании новых гарантий жилищных прав сирот является обязанность органов власти по истечении пяти лет после предоставления специализированного жилого помещения переоформить имеющийся договор на договор социального найма. Препятствием могут быть обстоятельства, свидетельствующие о том, что сирота находится в трудной жизненной ситуации.

    К таким обстоятельствам, например, в Волгоградской области указанным выше законом отнесены, в частности, следующие:

    · неудовлетворительная адаптация к самостоятельной жизни, в том числе отсутствие постоянного заработка, иного дохода в связи с незанятостью трудовой деятельностью, совершение правонарушений;
    · длительная болезнь, инвалидность, препятствующие добросовестному исполнению обязанностей нанимателя, в том числе в связи снахождением в лечебном или реабилитационном учреждении.

    В целях оказания помощи субъектам РФ в реализации новых положений законодательства, введенных Законом № 15-ФЗ, Минобрнауки России разработаны рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам (письмо Минобрнауки России от 8 октября 2012 г. № ИР-864/07 «О направлении рекомендаций»). В них указан следующий перечень обстоятельств, которые нужно определить в нормативных правовых актах субъекта РФ:

    Это интересно:  Как оформить землю под гаражом в собственность: приватизация данных объектов недвижимости в 2019 году

    · порядок формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
    · порядок формирования списка детей-сирот;
    · перечень документов, представляемых для включения в список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;
    · дополнительные обстоятельства, при которых признается невозможным проживание детей-сирот;
    · порядок установления невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых ими жилых помещениях, находящихся в ихсобственности либо в пользовании по договору социального найма;
    · перечень обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, ипорядок их выявления;
    · порядок обеспечения сохранности жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и порядок подготовки жилых помещений к заселению указанными лицами.

    Следует обратить внимание, что закон не допускает замены предусмотренной им гарантии в виде обеспечения детей-сирот специализированным жильем другими способами решения жилищной проблемы, например предоставлением им субсидии наприобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. В то же время субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий и исполняемых расходных обязательств могут установитьдополнительные гарантии для данной категории граждан, например предоставление жилых помещений по нормам площади, превышающим установленные для предоставления жилых помещений соответствующего жилищного фонда; льготы (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; проведение ремонта жилого помещения.

    Такие дополнительные гарантии предусмотрены, например, в Воронежской области, где дети-сироты имеют право на однократное получение средств из областного бюджета на проведение ремонта жилых помещений. Другим примером может быть Новосибирская область, предоставляющая компенсации арендной платы за наем жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На практике возникает крайне важный вопрос о том, как должна решаться жилищная проблема граждан, которые относятся к указанной категории и право которых на государственную гарантию в виде жилого помещения возникло до вступления в силу новых положений, тоесть до 1 января текущего года. Как известно, в ряде регионов еще ведутся споры по искам самих детей-сирот либо (нередко) выступающих в их интересах прокуроров, требования которых основаны на неисполнении органами власти обязанностей по обеспечению этих граждан жильем. Во многих регионах приняты программы, предусматривающие выделение средств на строительство жилья социального использования в целях решения этой проблемы. Но даже после принятия Закона № 15-ФЗ еще принимались региональные и местные нормативные правовые акты, содержащие положения, уже не соответствующие его нормам.

    Например, в Светлоярском муниципальном районе Волгоградской области утвержден административный регламент по предоставлению услуги «Внеочередное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма», а в городе Новоалтайске — Положение о защите жилищных прав детей-сирот, в котором указано на закрепленное жилье. Необходимо учесть, что нормы этих актов, принятые во исполнение положений старого законодательства, с 1 января 2013 года не должны применяться.

    В этой связи очень важно обратить внимание на то, что Закон № 15-ФЗ придал обратную силу нормам об ином по сравнению с прежним содержании жилищных гарантий. Их действие распространено в том числе на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу в случае, если дети-сироты к соответствующей дате не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями. Таким образом, если на момент вступления в силу новых положений гражданин, имевший на это право, не был обеспечен жильем как сирота, он получает жилое помещение по новым правилам — из специализированного жилищного фонда. Ему уже не должно предоставляться помещение на условиях социального найма — это будет нарушением действующего закона.

    Также с учетом новых положений следует реализовывать региональные и муниципальные программы: выделяемые по ним средства должны отныне использоваться не на приобретение жилья социального использования, а на формирование специализированного жилищного фонда для предоставления помещений сиротам.

    В связи с этим по-прежнему весьма актуальными являются вопросы о том, у кого из бывших детей-сирот возникло право на получение жилья и имеет ли в данном случае значение возраст и факт наличия или отсутствия учета гражданина указанной категории в соответствующей очереди. На практике возникают ситуации, когда с требованиями о предоставлении жилья обращаются граждане, ставшие сиротами задолго до введения в действие государственных гарантий, в силу возраста вышедшие из категории детей-сирот (граждане старше 23 лет).

    Анализ изменений регионального законодательства по данному вопросу показывает, что нередко законодатели субъектов РФ оговаривают право бывших детей-сирот на получение жилья по новому законодательству определенными условиями, к которым относится прежде всего факт учета таких граждан до 1 января 2013 года на соответствующей очереди. Например, статья 7 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 г. № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети-сироты, достигшие возраста 23 лет, «состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, соснятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». И только такие граждане «обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Закона № 15-ФЗ и настоящим Законом».

    Совершенно иная позиция сформулирована в упомянутых выше рекомендациях Минобрнауки, согласно которым дети-сироты должны обеспечиваться жилыми помещениями в порядке, предусмотренном Законом № 15-ФЗ независимо от возраста. «Не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 1 января 2013 г. на учете как нуждающиеся в жилье. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января 2013 г., указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 1 января 2013 г. не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с 1 января 2013 г.», — говорится в рекомендациях.

    Очевидно, что отсутствие такого критерия, как возраст или учет в качестве лица, имеющего соответствующее право, может привести иприводило на практике к возникновению требований о предоставлении жилья со стороны граждан, бывших детьми-сиротами, но давно ставших взрослыми и никогда прежде не заявлявших о своих правах на жилье. В этой связи определенный интерес представляет судебная практика по разрешению подобных ситуаций.

    В части решений высших судебных инстанций по данному вопросу следует учесть позицию Верховного суда РФ по заявлению прокурора Республики Хакасия, оспорившего пункт 1 Положения о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия, как противоречащий федеральному законодательству. Оспоренная норма определяет порядок предоставления жилых помещений за счет средств республиканского бюджета детям-сиротам также после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений и соответствующее право возникло у них после 1 января 2005 года, но не было своевременно реализовано. Суд признал недействующей оспоренную прокурором норму в части слов «после 1 января 2005 года», поскольку она сужает круг лиц, имеющих право наполучение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (Определение ВС РФ от 17 сентября 2008 г. № 55-Г08-9). При этом, как видим, условие об обязательности учета этой категории граждан в очереди не оспаривалось.

    Безусловно, во всех указанных случаях речь идет не об общей очереди граждан, нуждающихся в жилье, а об учете именно детей-сирот. Смысл такого учета — зафиксировать наличие права гражданина на предоставление ему дополнительной государственной гарантии жилищных прав по сравнению с гарантиями, общими для всех граждан. Полагаем, что из этого можно исходить при возникновении спорных вопросов о том, в отношении каких граждан из указанной категории новый закон имеет обратную силу. Хотя, конечно, каждый случай по-своему уникален. В частности, должны оцениваться и обстоятельства, связанные с причинами отсутствия учета конкретного гражданина, если он имел соответствующее право (например, ему было необоснованно отказано в учете либо при наличии обращения не принято решение об учете).

    Итак, с 2013 года началось применение новых положений закона в сфере обеспечения жильем детей-сирот. Надеемся, что принятые изменения будут способствовать более эффективному решению указанной проблемы.

    Статья написана по материалам сайтов: souchastye.ru, consumer.tomnp.ru, gosurburo29.ru, pravasirot.ru, bujet.ru.

    »

  • Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector