Принят ГОСТ для дорожных камер

С 1 июня 2017 года по всей России впервые будут действовать единые правила установки и производства комплексов фиксации нарушений ПДД: спустя три года разработки соответствующие ГОСТы утверждены Росстандартом. В документах записано, в частности, какую скорость камеры должны уметь измерять, при каких погодных условиях и в каком месте на дороге должны быть установлены. Эксперты говорят, что документ должен значительно упросить жизнь водителям, которым станет проще обжаловать незаконные штрафы.

Глава Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) Алексей Абрамов подписал приказы об утверждении двух национальных стандартов, сообщили в ведомстве. Общие технические требования к комплексам фиксации нарушений ПДД и правила их применения вступают в силу с 1 июня 2017 года. О необходимости их разработки эксперты и ГИБДД говорили с момента появления первых камер в 2008 году. Отчасти из-за отсутствия единых правил в последние годы возникали различные скандалы, связанные с камерами. Так, в Краснодарском крае штрафы выписывали за несуществующие нарушения, в Воронежской области по снимкам штрафовали за непристегнутый ремень, а в Ульяновской области якобы фиксировали скорость Газели» 233 км/ч. Написать ГОСТ предложила общественная организация «Координационный совет по организации дорожного движения» (КСОДД), главой которой является Андрей Морозов — владелец корпорации «Строй Инвест Проект», производителя камер «Стрелка». Позже к процессу подключились ГИБДД, другие производители камер и общественники.

В ГОСТах записано, в частности, что комплексы могут быть радиолокационные, лазерные, индуктивные, магнитные и пьезоэлектрические. Все они должны замерять скорость в диапазоне от 20 км/ч до 250 км/ч. Вероятность распознавания номера, независимо от времени суток и погоды, не должна быть менее 90%. Фотография автомобиля должна «позволять определять отличительные признаки транспортного средства». Камерам с функцией трекинга (фиксируют путь машины, например, «Стрелка») запрещено измерять скорость на расстоянии ближе чем 50 м. Комплексы должны ставиться на участках дорог с плохой видимостью, около школ, на перекрестках, а также в местах повышенной концентрации нарушителей ПДД и в местах, где произошло более трех ДТП с пострадавшими за последний год. Ставить муляжи камер разрешается только в том случае, если на дороге отмечено снижение количества нарушений. Комплексы «с дефектами» использовать запрещено.

«ГОСТы позволят при необходимости бороться с неограниченными фантазиями отдельных заказчиков»,— пояснил региональный директор корпорации «Строй Инвест Проект» Андрей Заушицын. «Ключевые пункты, которые вызвали в свое время ожесточенные споры, исправлены, теперь видно, что ГОСТ не заточен под один конкретный прибор («Стрелку»),— добавляет гендиректор компании «Симикон» (камеры «Кордон») Илья Барский.— Для нас ничего не меняется, все наше оборудование соответствует требованиям ГОСТа. Другой вопрос, что стандарт фиксирует требование к технике на данный момент времени. У нас уже готовятся образцы комплексов с новыми возможностями, которые ГОСТ не учитывает: со временем, вероятно, его нужно будет менять».

«Документ повысит защищенность автовладельцев от некоторых сомнительных новинок на рынке фотофиксации»,— считает коммерческий директор компании «Ольвия» (камеры «Кречет», «Скат») Сергей Зайцев. По словам господина Заушицына из «Строй Инвест Проекта», ГОСТы устанавливают «четкие критерии оценки корректности приборов, чтобы у граждан не было сомнений в их объективности»: «Определены требования к доказательной базе, включая требования к допустимой погрешности, качеству и количеству фотоматериалов, что позволит уменьшить число неправомерных штрафов». «Требования могут быть основой для опротестования действий сотрудников ГИБДД, если водитель не согласен с вынесенным постановлением,— пояснил член президиума КСОДД Евгений Литвин.— В отсутствие ГОСТов случалось, что люди могли попасть в неравные условия — например, в разных регионах допускалась разная погрешность, поэтому при одинаковом превышении скорости один водитель поучал штраф, а другой — нет». Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отметил такие нововведения, как обязанность хранить отснятые материалы в течение 30 дней и обязательная видимость разметки при фиксации ряда нарушений.

Тем не менее остается открытым вопрос о том, будет ли стандарт распространяться на уже применяемые камеры: всего их порядка 10 тыс. стационарных и передвижных по всей России. В пресс-центре МВД заявили, что после утверждения стандартов комплексы «должны соответствовать требованиям, предусмотренными ГОСТами». В регионах единого мнения на этот счет нет. Так, глава столичного «Центра организации дорожного движения» Вадим Юрьев считает, что в столичной системе фотофиксации менять ничего не надо будет. «Система достаточно современная и технически надежная, она полностью подходит под новые ГОСТы»,— заявил он. Аналогичной точки зрения придерживаются и в подмосковном Минтрансе. В УГИБДД по Татарстану пообещали привести «все имеющиеся в республике системы фотовидеофиксации в соответствие с ГОСТом», то же самое заявили в нижегородском ГКУ «Центр безопасности дорожного движения». «Эксплуатация и строительство камер находятся в компетенции правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области,— отметили в региональном УГИБДД.— Полагаем, что они учтут требования новых ГОСТов. Мы, со своей стороны, разумеется, будем настаивать на этом».

«Текущая конфигурация законодательства такова, что ГОСТы носят характер рекомендательный,— напомнил эксперт технического комитета N57 при Росстандарте (курировал подготовку документа) Андрей Воробьев.— Для того чтобы они были обязательными, нужно внести изменения в техрегламент «О безопасности автомобильных дорог», а он утверждается правительством РФ». В ГИБДД России не исключают, что это впоследствии и произойдет. Вместе с тем обязанность ссылаться на стандарты записана в законе о госзакупках: региональные органы это правило обычно соблюдают при закупке комплексов, говорит господин Воробьев: «Это защищает их от возможных проверок надзорных органов». Что касается установки, то, как говорят в ГИБДД, в регионах все места расположения комплексов всегда согласуются с региональными управлениями Госавтоинспекции, а те, в свою очередь, соблюдают ГОСТы.

Содержание

ГОСТ Р 57145-2016 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения

Текст ГОСТ Р 57145-2016 Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Правила применения

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩИЕ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ И ИМЕЮЩИЕ ФУНКЦИИ ФОТО-И КИНОСЪЕМКИ, ВИДЕОЗАПИСИ,

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Стенда ртмнформ 2016

ГОСТ Р 57145—2016

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Межрегиональной общественной организацией «Координационный совет по организации дорожного движения» (МОО «Координационный совет ОДД»)

2 8НЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 «Интеллектуальные транслортные системы»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. No 1368-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел в). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а текст измене-ний и поправок в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулиро-ванию и метрологии в сети Интернет ()

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 57145—2016

Содержание

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины и определения. 2

4 Общие положения. 2

5 Условия применения технических средств автоматической фотовидеофиксации,

предназначенных для фиксации административных правонарушений. 3

6 Правила размещения. 3

7 Правила установки и эксплуатации. 5

ГОСТ Р 57145—2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА. РАБОТАЮЩИЕ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ И ИМЕЮЩИЕ ФУНКЦИИ ФОТО- И КИНОСЪЕМКИ. ВИДЕОЗАПИСИ.

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗАДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Special automatic traffic enforcement dev ices with photo, filming and recording features.

Дата введения — 2017—06—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, предназначенных для обеспечения контроля за дорожным движением, в том числе для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (далее — технических средств автоматической фотоеидеофиксации).

Это интересно:  Загранпаспорт нового образца: что это такое биометрический документ на 10 лет, обязательно ли делать с электронным носителем в РФ и какие у него преимущества

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Примечание — При пользовании нестоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов а информационной системе общего пользования — на официальном сейте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию атого стандарта с учетом всех внесенных еденную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию отого стандарта с указанным вышегодомутаерждения(принятия).Еслипосле утверждения настоящего стандарта вссылочный стандарт. на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, тозто положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, а котором дана ссылка на него, рекомендуется применять а части, не затрагивающей ату ссылку.

ГОСТ Р 57145—2016

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидео* фиксации: Совокупность технических и программных средств, предназначенных для сбора.обработ-ки. хранения и передачи зафиксированной информации, а также сервисного обслуживания и диагностики.

зона контроля: Участок дороги (автомобильной дороги) и/или прилегающей территории, на кото* ром техническими средствами автоматической фотовидеофиксации обеспечивается контроль за дорожным движением.

(ГОСТ Р 57144. статья 3.4]

обеспечение контроля за дорожным движением: Сбор, обработка, систематизация и хране* нив информации о параметрах транспортных средств и участников дорожного движения.

Примечание — Обеспечение контроля эв дорожным движением также может включать в себя сбор, обработку, систематизацию и хранение информации о параметрах транспортного потока <обеспечение контроля транспортного потока).

(ГОСТ Р 57144. статья 3.6]

3.4 муляж: Модель предмета в натуральную величину, точно передающая его внешний вид.

4 Общие положения

4.1 Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 57144.

4.2 Перечень административных правонарушений в области дорожного движения (администра* тивных правонарушений), фиксируемых с помощью технических средств автоматической фотовидеофиксации. должен быть указан в соответствующей технической (в том числе эксплуатационной) документации изготовителя.

4.3 Места установки стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть отражены в проектной документации по организации дорожного движения и согласованы в установленном порядке.

Места установки передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть согласованы в установленном порядке.

Транспортные средства с установленными мобильными техническими средствами автоматической фотовидеофиксации должны передвигаться по маршрутам, согласованным в установленном порядке.

4.4 Технические средства автоматической фотоаидеофиксации не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения.

4.5 При применении технических средств автоматической фотовидеофиксации должно быть исключено ослепление водителей транспортных средств, в том числе светом от стационарного электрического освещения.

4.6 К стационарным техническим средствам автоматической фотовидеофиксации должен быть обеспечен безопасный доступ обслуживающего персонала.

ГОСТ Р 57145—2016

5 Условия применения технических средств автоматической

фотовидеофиксации, предназначенных для фиксации

административных правонарушений

5.1 Технические средства автоматической фотовидеофиксации, предназначенные для фиксации административных правонарушений рекомендуется применять:

• на участках дорог (автомобильных дорог), не превышающих 200 м в населенных пунктах, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 мес вследствие административных правонарушений, которые могут фиксироваться с помощью этих средств:

• на участках дорог (автомобильных дорог), не превышающих 1000 м вне населенных пунктов, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 мес вследствие административных правонарушений, которые могут фиксироваться с помощью этих средств.

Примечание — Протяженность зоны контроля не эвеисит от протяженности вышеуказанных участков.

• на перекрестках дорог (автомобильных дорог), где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 мес вследствие административных правонарушений, которые могут фиксироваться с помощью этих средств;

— на участках дорог (автомобильных дорог) с ограниченной видимостью:

• на железнодорожных переездах:

• на пересечениях с пешеходными и велосипедными дорожками;

• при наличии выделенной полосы для движения маршрутных транспортных средств;

• при изменении скоростного режима;

• на регулируемых перекрестках;

• на участках дорог (автомобильных дорог), характеризующихся многочисленными проездами транспортных средств по обочине, тротуару или разделительной полосе;

• вблизи образовательных учреждений и мест массового скопления людей;

• в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;

• на участках размещения систем автоматизированного весогабаритного контроля.

5.2 Технические средства автоматической фотовидеофиксации. предназначенные для фиксации административных правонарушений, могут быть размещены в иных местах на основе анализа дорожных условий и нарушений Правил дорожного движения [1].

5.4 Допускается применение муляжей вместо стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации. если наблюдается последовательное снижение количества фиксируемых ими административных правонарушений.

6 Правила размещения

6.1 Зоны контроля технических средств автоматической фотовидеофиксации должны находиться в пределах участков дорог (автомобильных дорог) с соответствующими режимами или ограничениями движения.

ГОСТ Р 57145—2016

Зоны контроля стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации должны начинаться на расстоянии от разметки 1.24.4 по ГОСТ Р 51256. соответствующем требованиям ГОСТ Р 52289. в случаях, когда эта разметка применяется самостоятельно.

Примечание—Перечень знаков, с которыми применяется знак 8.23. устанавливается Правилами дорожного движения [1)

6.2 Зоны контроля различных технических средств автоматической фотовидеофиксации при фиксации одних и тех же видов административных правонарушений не должны иметь общие участки по длине дороги (автомобильной дороги).

6.4 При контроле за движением транспортных средств по полосе, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств, в зоне контроля должны быть определены участки, в пределах которых может фиксироваться соответствующее административное правонарушение.

6.5 Места расположения, а также траектории перемещения одиночных или совокупности взаимосвязанных технических средств автоматической фотовидеофиксации при фиксации нарушений правил стоянки или остановки транспортных средств необходимо выбирать таким образом, чтобы обеспечить в пределах всей зоны контроля установление фактов стоянки или остановки транспортных средств.

6.6 Для фиксации проезда на запрещающий сигнал светофора, выезда при запрещающем сигнале светофора на железнодорожный переезд и пересечения стоп-линии при запрещающем сигнале светофора должны быть обеспечены:

— видимость сигналов транспортного светофора в зоне контроля с места размещения технических средств автоматической фотовидеофиксации;

* синхронизация работы технических средств автоматической фотовидеофиксации с работой светофорной сигнализации.

6.7 Для фиксации административных правонарушений, связанных с нарушениями требований знаков переменной информации, должна быть обеспечена синхронизация работы соответствующих технических средств автоматической фотовидеофиксации с режимом отображения информации.

6.8 Стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации (их отдельные элементы) устанавливают сбоку от проезжей части (в том числе на разделительной полосе), над проезжей частью. в/под дорожное покрытие.

6.9 Расстояние от края проезжей части (при наличии обочины — от бровки земляного полотна) до стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации. установленного сбоку от проезжей части, должно быть не менее 0.5 м. При этом оно должно размещаться на максимально возможном (с учетом местных условий) расстоянии от края проезжей части.

6.10 Расстояние от лицевой поверхности дорожного ограждения до опоры (стойки, колонки) или ближайшего края стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации должно соответствовать требованиям к рабочей ширине для данного ограждения по ГОСТ Р 52289.

6.11 Расстояние от нижнего края стационарного технического средства автоматической фотовидеофиксации до поверхности дорожного покрытия (высота установки) при установке сбоку от проезжей части должно быть не менее 1.5 м.

При установке над проезжей частью на пролетных строениях дорожных сооружений стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации не должны выступать за их нижний край.

6.12 Стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации могут быть размещены:

а) на индивидуальных стойках, консольных и рамных опорах;

б) на опорах, стойках и колонках технических средств организации дорожного движения;

ГОСТ Р 57145—2016

в) на опорах стационарного электрического освещения:

г) на элементах дорожных сооружений, в том числе мостов, путепроводов и тоннелей.

При этом размещения стационарных технических средств автоматической фотовидеофиксации, приведенные в перечислениях б)—г), допускаются при соблюдении требований законодательства Российской Федерации.

6.13 Передвижные технические средства автоматической фотовидеофиксации устанавливаются сбоку от проезжей части, в том числе на разделительной полосе. При этом расстояние от точки установки измерительного оборудования до края проезжей части должно быть не менее 3 м.

Допускается установка передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации с использованием специальных вышек на базе транспортных средств на расстоянии не менее 0.5 м до края проезжей части.

Это интересно:  Льготы по земельному налогу 2021 - для пенсионеров, для юридических лиц, по уплате, кто имеет, инвалидам 2 группы, для физических лиц

6.14 Расстояние от нижнего края передвижного технического средства автоматической фотови-деофиксации до поверхности дорожного покрытия (высота установки) должно быть от 0.5 до 2 м.

Данное требование не распространяется на передвижные технические средства автоматической фотовидеофиксации с использованием специальных вышек на базе транспортных средств.

7 Правила установки и эксплуатации

7.1 Установка технических средств автоматической фотовидеофиксации включает в себя:

• монтаж и наладку, проведение настроек для обеспечения работоспособности:

• подключение к внешним источникам электропитания и каналам связи с внешним аппаратно-программным комплексом:

• проведение автономных и комплексных испытаний;

• перевод в режим постоянной эксплуатации.

Примечание — Конкретные этапы установки указываются в эксплуатационной документации изготовителя.

7.2 При осуществлении работ по установке или демонтажу технических средств автоматической фотовидеофиксации должны быть обеспечены требования безопасности дорожного движения в соответствии с действующими нормативными документами.

7.3 При осуществлении работ по установке или демонтажу стационарных и передвижных технических средств автоматической фотовидеофиксации должна быть исключена возможность повреждения элементов дорожных сооружений.

7.4 Прокладку кабелей и проводов, а также заземление и зануление технических средств автоматической фотовидеофиксации следует выполнять в соответствии с [2] и требованиями проектной документации.

7.5 Стационарные технические средства автоматической фотовидеофиксации должны иметь возможность функционирования в круглосуточном режиме.

7.6 Эксплуатация технических средств автоматической фотовидеофиксации с обнаруженными дефектами не допускается.

7.7 Условия эксплуатации технических средств автоматической фотовидеофиксации должны предусматривать проведение регламентного технического обслуживания без нарушения целостности оборудования и информации.

ГОСТ Р 57145—2016

(1) Правила дорожного движения Российской Федерации

(2) Строительные нормы и правила СНиП 3.0S.06—85

ГОСТ Р 57145—2016

УДК 625.745:006.354 ОКС 17.080 ОКП427800

Ключевые слова: технические средства автоматической фотовидеофиксации; контроль за дорожным движением: условия применения: правила размещения; правила эксплуатации

Редактор В.И. Усяоеа Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор U.C. Кабашоаа Компьютерная верстка И. А Напеилоной

Сдано а набор 16.10.2016. Подписано е печать 18.10.2016. Формат 60 » 84^. Г арии тура Ариел.

Уел. печ. it. 1.40. Уч.-иэд. п. 1.12. Тираж 29 эм. За к. 2571.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

В России хотят изменить ГОСТ для дорожных камер. Но «письма счастья» продолжат приходить

Претензии к ГОСТ

Причиной для пересмотра стал иск компании-производителя камер «Корда Групп» в Верховный суд в отношении законности государственного стандарта требований (ГОСТ) к камерам дорожного наблюдения. Компания не смогла оспорить нормы, но привлекла к проблеме внимание.

Как рассказал «360» представитель «Корда Групп» Сергей Давыдовский, текущая редакция ГОСТ, вступившая в силу в июне 2017 года, не устраивает участников рынка и производителей камер. В соответствии с нормативами, которые считаются добровольными, все камеры на дорогах должны быть оборудованы специальными датчиками. Встроенные в камеру детекторы отслеживают «величину внешнего воздействия» — освещенность, дождь, снег, грязь и прочие препятствия. Это позволяет отбраковывать фотографии до того, как они поступят в ГИБДД.

Однако на деле большинство камер не соответствуют требованиям. «Такого софта нет ни у одного производителя. Несмотря на это, госзаказчики, объявляя тендер, требуют, чтобы устройство соответствовало стандартам», — отметил Давыдовский. Кроме того, в существующем ГОСТ есть ошибка по допустимой погрешности измерения скорости движения автомобиля. «В документе сказано, что этот показатель может равняться плюс-минус 2 км/ч при измерении скорости машины, которая едет не более 100 км/ч, но столь малую погрешность камеры не в силах зафиксировать», — отмечает собеседник «360».

В Росстандарте признают ошибки и собираются вносить изменения в ГОСТ в течение последующих двух месяцев. Как отметил в интервью «Коммерсанту» представитель ведомства Юрий Коломыцев, показатель по допустимой погрешности измерения необходимо корректировать. «На стадии разработки ГОСТ была допущена неточность. Стандарты бывают многостраничными, а сроки обсуждения ограничены законодательством, эксперты просто не успевают проработать досконально ГОСТ. Иногда бывает, что документ только вышел, и мы сразу его правим», — объяснили в Росстандарте.

«Письма счастья» за фиктивные нарушения

Фото: РИА «Новости» / Леся Полякова

В последний раз ГОСТ для камер был изменен в июне 2017 года. В нем говорится, что комплексы для фиксации правонарушений на дороге могут быть радиолокационными, лазерными, индуктивными или магнитными. Вне зависимости от комплектации они должны замерять скорость в диапазоне от 20 км/ч до 250 км/ч. Вероятность распознавания номера независимо от времени суток и погоды должна быть не менее 90%. При этом все камеры с «дефектами» использовать запрещено.

Впрочем, из-за некачественной настройки камер ежегодно до 10% всех штрафов выписывают за несуществующие правонарушения, отметил в беседе с «360» координатор общественного проекта гражданских активистов «Движение» Андрей Филин.

Современные камеры имеют возможность фиксировать не менее 17 правонарушений ППД. Однако проблема «фиктивных» штрафов в большинстве случаев состоит в некорректной настойке камер. К примеру, неточная калибровка камеры может привести к тому, что прибор будет «добавлять» лишние километры при измерении скорости автомобиля и присылать невиновным водителям «письма счастья»

Дорожные камеры часто прибавляют пару километров к скорости автомобиля и фиксируют правонарушение, хотя водитель ехал с разрешенной скоростью. Такую закономерность выявили некоторые российские автомобилисты. На портале mapcam в апреле прошлого года автолюбители разместили координаты камеры в Вологодской области, которая намерено завышала скорость проезжавшим по трассе автомобилям и посылала штрафы. В результате неправильной работы камеры штрафы получили свыше 10 тысяч человек.

Еще один подобный случай был зарегистрирован в 2016 году в Москве на Кутузовском проспекте. Тогда камера «накидывала» автомобилям от 20 до 25 лишних километров для того, чтобы оформить правонарушение.

Помимо «приписки» пары километров для штрафа камеры иногда фиксируют нарушения там, где их в принципе не может быть. Так, в 2016 году в столице водитель получил квитанцию о штрафе за пересечение сплошной линии. Но в ходе проверки выяснилось, что нарушение допустил не он сам, а его тень, которую и зафиксировала камера.

Также из-за неправильной настройки камеры москвичи на протяжении месяца получали штрафы за проезд по выделенной полосе. Монтирующие камеру операторы ошибочно активировали опцию, которая отвечает за этот вид нарушений, и спровоцировали волну «писем счастья».

Чобы сократить число подобных ошибок, нужно не только обновлять ГОСТ, но и модернизировать комплексы по фиксации нарушений ПДД, считает координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Нужно улучшать точность камер, чтобы они не фиксировали превышение скорости там, где водитель не нарушал скоростной режим. Также необходимо создать законодательную норму, с помощью которой автолюбитель смог доказать свою невиновность и оспорить неправомерно выписанный штраф», — отметил собеседник «360».

По данным ГИБДД, в 2016 году на дорогах зафиксировали около 61 миллионов нарушений, что на 11 миллионов больше, чем в 2015-м . Примечательно, что свыше 70% дорожных правонарушений «выявили» дорожные камеры. В результате за 2016 год автолюбители заплатили свыше 31 миллиарда рублей государству в виде штрафов.

ГОСТ для дорожных камер. С 1 июня 2017 года по всей России действуют единые стандарты их установки

В России начали действовать новые ГОСТы, впервые устанавливающие требования к камерам фиксации нарушений ПДД и правила их установки.

1 июня вступили в силу два новых стандарта — ГОСТ Р 57144–2016 и ГОСТ Р 57145–2016, устанавливающих технические требования к комплексам фиксации нарушений ПДД и правила их применения.

О необходимости разработки документа эксперты и ГИБДД говорили с момента появления дорожных камер в 2008 году. Стандарты разрабатывались несколько лет, что вызвало споры между производителями комплексов, о чем сообщал “Ъ”. В итоге был достигнут определенный компромисс, в июне 2016 года документ был утвержден приказом Росстандарта и вступил в силу через год.
Как новые ГОСТы на камеры помогут водителям

В ГОСТах записано, в частности, что комплексы могут быть радиолокационные, лазерные, индуктивные, магнитные и пьезоэлектрические.

Все они должны замерять скорость в диапазоне от 20 км/ч до 250 км/ч.
Вероятность распознавания номера независимо от времени суток и погоды не должна быть менее 90%.
Фотография автомобиля должна «позволять определять отличительные признаки транспортного средства».

Камерам с функцией трекинга (фиксируют путь машины, например, «Стрелка») запрещено измерять скорость на расстоянии ближе чем 50 м.

Комплексы должны ставиться на участках дорог с плохой видимостью, около школ, на перекрестках и в местах, где произошло более трех ДТП с пострадавшими за год.
Ставить муляжи камер разрешается только в том случае, если на дороге отмечено снижение количества нарушений.

В связи с вступлением в силу ГОСТов “Ъ” опросил основных производителей приборов.

В столичном «Центре организации дорожного движения» »Ъ» заявили: «Все применяемые в столице комплексы фотовидеофиксации (всего их более 1,4 тыс.) полностью соответствуют новому ГОСТ, установлены они по правилам, также описанным в новых стандартах». «Мы приветствуем появление госстандартов и поддерживаем дальнейшую работу по наведению порядка в сфере фотовидеофиксации,— сказал “Ъ” региональный директор корпорации “Строй Инвест Проект” (производитель комплексов “Cтрелка”) Андрей Заушицын.— ГОСТы мы изучали, готовились к их вступлению в силу, и сегодня наши комплексы полностью соответствуют необходимым требованиям». По его словам, особо важным нововведением являются правила применения приборов. «По ГОСТу они должны размещаться в очагах аварийности, а не там, где благодаря штрафам легче всего пополнять бюджет,— заявил он.— Значит, приборы будут работать на безопасность дорожного движения и профилактику ДТП, в чем и заключается цель системы автофиксации нарушений».

Это интересно:  Постановка на кадастровый учет земельного участка

Гендиректор компании «Симикон» Илья Барский говорит, что выпускаемые компанией комплексы «Кордон» и «Паркон» стандарту соответствуют. Представитель ООО «Технологии распознавания» Сергей Кусов подтвердил, что выпускаемые компанией приборы «Автоураган» и «Паркрайт» также соответствуют стандарту. «По некоторым параметрам наши приборы даже опережают стандарт,— говорит господин Кусов.— Например, “Автоураган” распознает 97% номерных знаков в светлое время суток, по ГОСТу нужно 90%. Диапазон измерения скорости по стандарту от 20–250 км/ч, у нас — 0–255 км/ч». Гендиректор компании «Ольвия» Сергей Зайцев также подтвердил, что приборы бренда «Скат» и «Кречет» (стационарные, передвижные) соответствуют стандарту. «ГОСТ разумно вступил в силу не сразу после утверждения, а с некоторой отсрочкой — у нас было достаточно времени для того, чтобы внести изменения в “Кречет”, изменить набор метрологических характеристик, провести испытания»,— заявил он.

При этом господин Зайцев отметил, что вступивший в силу документ содержит некоторые «неточности», допускающие двойное толкование.
«Некоторые термины толкуются довольно странно: допускаются разные трактовки отдельных положений, другими словами — ГОСТ явно требует некоторой доработки,— заявил он “Ъ”.— Будет правильно собрать рабочую группу, в идеале — под руководством ГИБДД. Нужно доработать ГОСТ, чтобы он стал действительно работающим документом, необходимым для организации работ по повышению безопасности движения, но не сдерживал бы прогресс в данной области и способствовал снижению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия правоприменителей и автовладельцев». То, что стандарт придется дорабатывать, предполагает и Илья Барский: «Дело понятное — наберется достаточное количество замечаний, и надо будет его корректировать».

Эксперт по фотовидеофиксации, участвовавший в разработке стандартов, Григорий Шухман говорит, что по большому счету стандарт готовился и принимался «кулуарно», поэтому и нестыковки и недостатки остались.

Господин Барский особенно подчеркнул: новый ГОСТ является добровольным к исполнению. Это значит на практике, что эксплуатирующие комплексы организации и производители обязаны соблюдать стандарты в том случае, если официально и добровольно возложат на себя эту задачу. Господин Барский привел пример комплексов «Крис-С», «Крис-П», выпущенных в 2004 году. «Они стандарту 2016 года, конечно, не соответствуют и не должны соответствовать, но применяются абсолютно на законных основаниях,— пояснил он “Ъ”.— Новый стандарт не означает, что вся старая аппаратура автоматически стала незаконной».

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что в перспективе все стандарты, которые так или иначе влияют на безопасность дорожного движения, должны быть обязательными к исполнению.
«Одно дело — рекомендации, другое дело — жесткие требования,— пояснил он “Ъ”.— И нужно будет закрепить также административную ответственность за невыполнение ГОСТов».

Отметим, что МВД уже подготовило проект постановления правительства РФ, согласно которому несколько десятков стандартов, влияющих на безопасность дорожного движения, будут переведены в статус обязательных для применения. Новых стандартов по фотовидеофиксации в проекте МВД нет, но, по словам господина Лысакова, их необходимо будет в документ внести.

ГОСТ для придорожных камер будет пересмотрен

Государственный стандарт требований к камерам фотовидеофиксации нарушений ПДД будет пересмотрен. Текущая редакция ГОСТа, принятая два года назад, не устраивает участников рынка и экспертов. Одна из компаний—производителей дорожных комплексов попыталась даже оспорить нормы в Верховном суде (ВС), но потерпела неудачу. Поправки тем не менее будут внесены по инициативе Росстандарта, известно, что они будут касаться в том числе вопросов погрешности камер при измерении скорости.

Представитель «Корда Групп» Сергей Давыдовский рассказал о ряде проблем, связанных с ГОСТом. По законодательству нормативы являются добровольными, но госзаказчики, объявляя конкурсы на закупку камер, требуют соответствия оборудования стандарту. Из текста ГОСТа выходит, рассказал господин Давыдовский, что камеры должны быть оборудованы датчиками, которые автоматически отслеживают «величины внешнего воздействия» (освещенность, дождь, снег, грязь), отбраковывая фотографии нарушений еще до того, как они поступят в ГИБДД. «Такого софта нет ни у одного производителя,— пояснил Сергей Давыдовский.— Госзаказчики в регионах, руководствуясь заведомо невыполнимыми требованиями, не пропускают на конкурсы неугодных подрядчиков. ФАС сделать ничего не может». Кроме того, рассказал он, документ противоречит приказу МВД №1014. В нем говорится о «предельно допустимой погрешности измерения»: до скорости 100 км/ч — плюс-минус 3 км/ч, далее — плюс-минус 3%. В ГОСТе же речь идет о более жесткой «абсолютной погрешности» — плюс-минус 2 км/ч и 2% соответственно, но это касается только комплексов, использующих алгоритм трекинга (определяющих нарушителя по видео). Для остальных приборов погрешность совпадает с полицейскими требованиями.

В Санкт-Петербурге поставят тысячу камер

Представитель Росстандарта Юрий Коломыцев сослался на закон о стандартизации, в котором сказано, что ГОСТы добровольны для применения, за исключением отдельных случаев, но к оспариваемому документу это не относится. Приказ МВД, пояснил господин Коломыцев, устанавливает более широкие, чем ГОСТ, требования, и это нормальная практика. «Стандарты толкают производителей вперед, поэтому стандарт выполняет расширительное толкование»,— пояснил он. При этом господин Коломыцев признал, что термин «абсолютная величина» нужно подкорректировать. «На стадии разработки ГОСТа была допущена неточность,— заявил Юрий Коломыцев.— Стандарты бывают многостраничными, а сроки обсуждения ограничены законодательством, эксперты просто не успевают проработать досконально ГОСТ. Иногда бывает, что документ только вышел, и мы сразу его правим».

По его словам, в марте Росстандарт официально начнет работу над поправками к документу, в этом сможет поучаствовать и «Корда Групп»: в течение двух месяцев изменения должны быть утверждены. «А могли бы поправить все к моменту заседания, может быть, истец иск свой и отозвал бы»,— заметил судья Юрий Иваненко. Иск «Корда Групп», впрочем, он отклонил. Важна будет резолютивная часть решения, пояснил “Ъ” Сергей Давыдовский, она нужна для урегулирования споров с заказчиками.

Госдума планирует уточнить перечень владельцев комплексов фиксации нарушений

Планировалось, что стандарт будет содержать исчерпывающие ответы на все вопросы, но в итоге сделать этого не получилось, рассказал “Ъ” проректор МАДИ, разработчик ГОСТа Султан Жанказиев. «Рынок фотовидеофиксации очень сложный, и когда мы начали разработку документа, то попали под очень серьезное давление производителей,— говорит он.— Нужно было всех примирить в одном тексте, вот и появилась такая компромиссная редакция. Отсюда и формулировка про абсолютную погрешность. Я согласен, она нуждается в доработке». Господин Жанказиев подтвердил планы внести изменения в стандарт, но заметил, что работа эта может затянуться на год.

«Стандарт содержит ряд откровенных ляпов, их надо править,— добавляет гендиректор компании «Ольвия» (производитель камер «Беркут», «Кречет», «Скат») Сергей Зайцев.— Но практика показала, что с введением этого ГОСТа для нас вообще ничего не изменилось, документ не дал ничего для рынка и водителей. Принимался он в угоду ряда производителей».

Москва и регионы сами выпишут штрафы вместо ГИБДД

Водители не будут получать «письма счастья» с камер от ГИБДД: правонарушения будут рассматривать специальные ведомства и учреждения, назначенные региональными властями. Соответствующий законопроект в декабре принят в первом чтении. В текущей редакции он предусматривает передачу полномочий пока только столице, где штрафы будет выносить МАДИ, но ко второму чтению документ будет доработан. Думская оппозиция выступила против: поправки направлены на пополнение региональных бюджетов за счет автовладельцев.

Статья написана по материалам сайтов: www.stop-signal.info, allgosts.ru, 360tv.ru, 7dogs.livejournal.com, www.kommersant.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector