+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Признаки банкротства юридического лица в 2019 году

Уже летом вступят в силу изменения в законы о несостоятельности (банкротстве) и об обществах с ограниченной ответственностью. 28 июня станет актуальна новая редакция закона о несостоятельности (банкротстве).
По порядку, основные положения:

В статье 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» меняется п. 5. Сейчас заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности рассматривается арбитражным судом в процессе рассмотрения дела о банкротстве должника, и после завершения конкурсного производства не может быть подано. Летом же расширяется перечень обстоятельств, при которых можно подать заявление о субсидиарной ответственности: если заявление было подано после завершения конкурсного производства, либо судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

На основании нарушения обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности теперь может быть подано не только конкурсным управляющим или собранием/комитетом кредиторов. В круг уполномоченных на подачу заявления в суд теперь входит представитель работников должника, работник, бывший работник должника или уполномоченный орган, задолженность которых образовалась после истечения срока, предусмотренного пп. 2 и 3 ст. 9.

Если суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, то вопрос о привлечении к ответственности за несвоевременную подачу заявления должен рассматривать этот же суд.

Изменились положения о невозможности определения размера ответственности. В текущей редакции, если на момент рассмотрения заявления по основанию «должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц», суд приостанавливает рассмотрение заявления до окончания расчетов с кредиторами. Будущая редакция меняет данное положение: суд выносит определение, согласно которому руководство фирмы привлекается к ответственности, заявление о привлечении к ответственности приостанавливается до окончания расчетов с кредиторами, либо до окончания рассмотрения требований кредиторов. После того, как расчеты с кредиторами будут завершены, конкурсный управляющий ходатайствует в суде о возобновлении производства по рассмотрению заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. Причем, в ходатайстве необходимо указать размер субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию в пользу каждого лица.

Хотим отметить, что одним из изменений, которое вступит в силу только с 1 января 2019 года, станет повышение минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих с 20 миллионов рублей до 50, и если сейчас размер компенсационной выплаты может быть не более пяти миллионов рублей, в 2019 году он не сможет превышать пятидесяти процентов компенсационного фонда. Таким образом, законодатель повышает ответственность арбитражных управляющих за ненадлежащее исполнение обязанностей. По мнению специалистов, такая финансовая нагрузка на арбитражных управляющих может разорить две трети СРО за 4-6 месяцев, что приведет к дефициту таких специалистов. Так, активы банкротящихся фирм останутся замороженными по всей стране, и государство не получит свои деньги с продажи имущества банкротов на торгах. Однако остается понятно, что законодатель всё же принял данную норму с целью дополнительной защиты кредиторов от ненадлежащего исполнения арбитражными управляющими своих обязанностей, а значит, спрос с должников станет только больше.

Относительно изменений в ФЗ «Об ООО».

Новый пункт 3.1. в статье 3 ФЗ «Об ООО» устанавливает ответственность за оставление фирмы на произвол судьбы. Если фирма более года не вела деятельность и не отчитывалась перед налоговой инспекцией, ее не требуется ликвидировать – налоговая самостоятельно исключала фирму из единого государственного реестра юридических лиц, и чтобы привлечь к ответственности контролирующих лиц, нужно было восстановить ООО в реестре, возбуждать процедуру банкротства. Пункт 3.1. статьи 3 устанавливает норму, согласно которой исключение общества из реестра влечет последствия, предусмотренные законодательством для отказа основного должника от исполнения обязательства. Так, если лица, ответственные за нормальное функционирование ООО действовали недобросовестно, на них накладывается субсидиарная ответственность по обязательствам общества. Данная норма подкрепляет нововведения из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ужесточая ответственность контролирующих должника лиц.

Положения о ликвидации общества (ст. 57) также претерпели изменения. После вступления в силу поправок, срок ликвидации общества не может превышать один год, а если за год провести ликвидацию невозможно, суд может продлить срок, но не более чем на шесть месяцев. Если решение о ликвидации будет отменено, повторное решение можно будет принять не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения изменений об этом в ЕГРЮЛ.

Так, скорые поправки существенно повлияют на отношения кредиторов и недобросовестных должников. Сроки привлечения к ответственности увеличены, сроки ликвидации ограничены. Для привлечения контролирующих лиц к ответственности кредиторы больше не привязаны к процедуре банкротства. Просто так «слить» ООО теперь не получится – ответственность самих должников и арбитражных управляющих повышается, что по замыслу законодателя, конечно, должно привести к общему понижению задолженностей перед кредиторами.

Изменения в закон о банкротстве физических лиц в 2018-2019 году

Закон о банкротстве физических лиц, принятый в конце 2015 года, позволил урегулировать в законодательной плоскости ряд спорных вопросов, решение которых затягивалось из-за отсутствия необходимых правовых актов. Он дал возможность гражданам урегулировать свои долговые обязательства в судебном порядке, фактически обнуляя свою текущую кредитную историю.

Но этот закон, как и все нормативно-правовые акты, требовал определенных доработок и адаптации под меняющиеся условия экономических и социальных реалий России. Поэтому в 2018 г. в нем был принят ряд изменений и намечен план работы по совершенствованию акта в 2019 г.

Банкротство физических лиц: прошедшие изменения в 2018 году

В течении 2018 года в Закон о несостоятельности (банкротстве) принято ряд правок. Большинство из них незначительные и их основная цель — актуализация статей правового акта для соответствия сегодняшним реалиям.

С 01 января 2018 года задолженность физ лица, являющегося банкротом, признается безнадежной, если она освобождена от требований кредиторов. Эта информация отражается в кредитной истории банкрота.

С 01 июня 2018 г. закон устанавливает, что если кредитор передает права требования третьему лицу, то он не обязан нести ответственность перед ним за недействительность переданного долгового требования. Важным аспектом является то, что первый (передающий) кредитор должен не знать об обстоятельствах, которые делают требование недействительным.

Важное изменение коснусь использования активов лица-банкрота. Если раньше списывание средств проводилось в размере остатка на его рублевых и валютных счетах, то теперь взыскание может быть обращено и на драгоценные металлы. Этот актив списывается в размере, необходимом для закрытия задолженности.

Более детально ознакомиться со всеми изменениями и получить квалифицированную юридическую консультацию относительно банкротства можно на сайте bankinglaw.ru

Планы на 2019 год

2019 год планируется более активным в плане внесения изменения в Закон 127-ФЗ. Так, на данный момент запланированы два серьезных изменения: упрощенная процедура банкротства и апгрейд системы утверждения финансового управляющего.

Упрощенная процедура банкротства

Обсуждение этой идеи идет уже несколько лет, и если в 2018 году ее таки утвердят, с 2019 г. она начнет действовать. Суть процедуры в исключении финансового управляющего при выполнении следующих требований:

  • задолженность не превышает 700 000 руб., а общее число кредиторов не больше 10;
  • сумма долгов, взятых за последние полгода, не превышает 25% от общей суммы кредитов;
  • среднемесячный доход не превышает 50 000 руб. (до вычета налогов).

Также не исключено появление дополнительных требований в ходе обсуждения изменений в Закон.

Выбор финансового управляющего

Назначение управляющего случайным образом — еще одно потенциальное важное изменение, уменьшающее возможность манипуляций «заинтересованными» управляющими. Но в этом случае возникают потенциальные проблемы, которые необходимо решить в процессе обсуждения:

  • оплата расходов. Управляющий после принятия дела должен сделать публикацию в СМИ, внести данные в реестр и сделать ряд запросов. Все это обходится минимум в 10 тыс. руб., которые управляющему необходимо заплатить. И не факт, что каждый банкрот будет оплачивать эти расходы;
  • оплата работы. На данный момент 25 тыс. руб., вносимые банкротом на счет для оплаты услуг управляющего, выплачиваются последнему по окончания процесса. Иногда дело может затянуться на несколько лет, что может поставить финансового управляющего в сложное финансовое положение.

Процесс банкротства физ лиц в момента принятия претерпел уже несколько изменений и продолжает совершенствоваться. Все корректировки в той или иной степени направлены на упрощение и удешевление процесса для простых граждан. Мы будем держать вас с курсе дальнейших принимаемых изменений.

Банкротство юридических лиц в упрощенном порядке 2018

Особенности упрощенной процедуры банкротства. Чем она отличается от общей? В чем ее преимущества? Порядок осуществления и расчета с долгами. В условиях нестабильной экономики и жесткой рыночной конкуренции не каждому предприятию удается преодолеть трудности и оставаться рентабельным. Если этого не происходит, целесообразно поставить вопрос о прекращении деятельности и ликвидации предприятия. Ликвидация может проводиться разными методами, одним из них является упрощенная процедура банкротства. В чем ее особенности, рассмотрим далее. Общие моменты Главной причиной ликвидации предприятия через банкротство является наличие неоплаченных обязательств, которые предприятие не имеет возможности погасить. Это дает возможность законно списать часть задолженности и полностью прекратить деятельность юридического лица.

Это интересно:  Обмен возврат товара надлежащего качества сроки

Упрощенная процедура несостоятельности

Осуществляется только конкурсное производство. Реестр кредиторов составляется в соответствии с размером задолженности. Важно, что в соответствии с данной статьей, если кредиторы обратились с заявлением в суд о признании должника банкротом ранее, чем ликвидатор, процедура проводится на общих основаниях. Другая нормативная база Помимо «Закона о банкротстве» главы 11, параграфа 1 особенности проведения упрощенной системы банкротства регламентированы в следующих нормативных актах: Данными нормативными актами регулируется порядок проведения процедуры банкротства, в том числе и по упрощенной системе, а также Уголовным кодексом Российской Федерации и указанными выше статьями предусмотрено наказание за преднамеренное проведение процедуры банкротства с целью избавления от долговых обязательств.

Упрощенная процедура несостоятельности предприятия

Упрощенная процедура банкротства физических лиц в 2018 году — реально ли это?

Другими словами, применить упрощенную процедуру несостоятельности можно при выполнении двух условий:

  • стоимость имущества компании-должника недостаточна для выплаты задолженности перед кредиторами;
  • арбитражный суд после рассмотрения заявления о признании должника банкротом выносит решение о назначении ликвидатора.

Это общие условия, они относятся ко всем юридическим лицам. Но каждая компания имеет собственные причины для инициирования процедуры банкротства, различное финансовое состояние, структуру бухгалтерского баланса. Поэтому, чтобы определить требования для успешного прохождения процедуры банкротства по «упрощенке» нужно понять финансовое состояние организации, структуру дебиторской и кредиторской задолженности.

Банкротство физических лиц 2018-2019 года: пошаговая инструкция

Банкротство юридических лиц – пошаговая инструкция 2017 года

Ликвидация через банкротство юридического лица в 2018 году Банкротство для физ лиц стало доступным в России с 2015 года, когда в силу вступила глава 10 закона «О несостоятельности (банкротстве)». До этого момента закон действовал только в отношении юридических лиц, крестьянско-фермерских хозяйств и ИП. Содержание:

  1. Что значит упрощенная процедура?
    1. Какие бывают виды
    2. Кто может воспользоваться
    3. Процесс упрощенного банкротства
    4. Стоимость процедуры
    5. Преимущества
    6. Недостатки
  2. Упрощенная схема банкротства в 2018 году
  3. Судебная практика

Банкротство ооо в 2018 году: пошаговая инструкция

Ликвидация и банкротство, конечно же, для каждого предприятия – не самый лучший выход. Но в то же время важно вовремя определить несостоятельность компании, чтобы не попасть в еще большую долговую яму. Что это такое Упрощенная система банкротства – это процедура ликвидации предприятия, у которого остались неоплаченные обязательства.
Она имеет свои плюсы, которые значительно отличают ее от полной: Процедура состоит из одного процесса Конкурсного производства Имеет сокращенные сроки Осуществления процедуры Экономия средств от 30 до 50 % В связи с отсутствием дополнительных процессов и меньшим сроками Один из основных методов Проведения ликвидации предприятия Упрощенная система банкротства отличается от общей еще и тем, что решение о ее проведении принимается самими участниками, а не их кредиторами или государственными контролирующими органами.
В ходе процесса упрощенной системы к фирме не применяются:

  • наблюдение с целью определения финансового состояния организации;
  • внешнее управление;
  • финансовое оздоровление.

После обращения в суд сразу назначается конкурсное производство. Этот вид банкротства применяется в отношении (Гл. 11 Закона N127-ФЗ):

  • ликвидируемого должника;
  • отсутствующего должника;
  • специализированного общества и ипотечного агента.

В каждом случае есть свои особенности. Также инициация процесса банкротства бывает добровольной и принудительной (когда в суд обратились кредиторы или другие заинтересованные лица). Порядок банкротства упрощенной процедуры Все аспекты признания юрлица банкротом приведены в Федеральном законе РФ N127-ФЗ «О несостоятельности».
Права участников упрощенной схемы несостоятельности организации Главными участниками упрощенной процедуры банкротства юридического лица можно назвать:

  • арбитражного управляющего;
  • компанию-должника
  • кредиторов;
  • уполномоченных органов.

Компания-должник вправе самостоятельно инициализировать процедуру банкротства путем подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, если она не способна оплатить необходимые платежи и исполнить обязательства перед кредиторами. Арбитражный управляющий занимается всей упрощенной процедурой банкротства предприятия. Этот человек имеет особые полномочия, обязан защищать активы должника, изучать состояние финансовых дел компании.

Упрощенная процедура банкротства физических лиц в 2018 году — реально ли это? Важно Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения юридического лица. Шаг 4: дождитесь решения суда Каким будет решение суда? Если обратиться к уже существующей судебной практике, то возможны следующие варианты развития событий:

  • Должник и кредиторы заключают мирное соглашение, устраивающее обе стороны;
  • Должник объявляется банкротом, а его имущество реализуется на торгах;
  • Начинается реструктуризация задолженности ООО;
  • Суд не находит признаков банкротства и исковое заявление должника отклоняется.

Обратите внимание! Указанные выше рекомендации не являются исчерпывающими, поскольку каждый случай уникален и требует персонального подхода.
Порядок оформления банкротства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника Для проведения упрощенной процедуры банкротства установлены определенные сроки. Она проводится на основании решения арбитражного суда, заявление в который должно быть подано не позднее, чем на 10-й день после принятия решения о ликвидации предприятия. Для заявления требований кредиторами также установлены сокращенные сроки, которые составляют всего 60 дней с момента публикации о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации». Сроки проведения упрощенной процедуры банкротства составляют от полугода до 9 месяцев для ликвидируемого и отсутствующего должника.
После рассмотрения заявления суд принимает решение и вводит упрощенную процедуру банкротства юридического лица и сразу открывает конкурсное производство. На протяжении месяца кредиторы вправе предъявить претензии должнику. Вторая категория — это юридические лица, фактически прекратившие деятельность, руководитель компании отсутствует либо его невозможно разыскать.
Тогда в арбитражный суд обращается кредитор, ФНС или другой орган. Кредиторы получают уведомление от конкурсного управляющего о ликвидации должника, который отсутствует. У них также есть право для предъявления требований по задолженности.

К сведению Однако, если в процессе проведения упрощенной процедуры предприятия, у компании-должника обнаружатся активы, которые можно реализовать, юридическое лицо объявляют банкротом по общей схеме. О таком переходе в суде должен заявить конкурсный управляющий.

Банкротство организации. Признаки банкротства

В соответствии с ГК РФ Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом).

Закон о несостоятельности регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действие закона о банкротстве распространяется на все юридические лица , за исключением:

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

В соответствии со статьей 65 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявления о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

    несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство);

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

уполномоченные органы — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур банкротства;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур банкротства;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур банкротства;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль над деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих .

Банкротство это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.

Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.

Обязательные платежи это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Кредиторы это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.

Основным признаком банкротства является следующее обстоятельство.

Если у организации появились признаки банкротства, то руководитель данной организации обязан сообщить об этом учредителям.

Учредители в свою очередь обязаны принять меры, чтобы восстановить платежеспособность организации и не допустить банкротства. Данные меры называются досудебная санация.

Закон о банкротстве выполняет следующие функции:

    устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом);

регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);

устанавливает порядок и условия проведения процедуры банкротства;

регулирует прочие отношения, которые возникают при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Задолженность перед кредиторами делится на две группы:

Первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кредиторов;

Вторая группа платежей включает в себя текущие платежи это денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

    размер задолженности за переданные товары;

суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью);

обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;

обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

При определении признаков банкротства не учитываются пени и штрафы, проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства.

Размер обязательных платежей определяется без учета штрафов, пеней и других финансовых санкций.

Процесс банкротства состоит из следующих процедур банкротства:

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии , что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей , а также имеются перечисленных выше признаки банкротства.

Подать заявление в арбитражный суд о банкротстве имеет право :

Уполномоченные органы имеют право обратиться через 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов и предъявить его копию должнику.

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должны быть приложены:

    решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника;

сведения о задолженности по обязательным платежам, по данным уполномоченного органа.

Обратите внимание!

Если у организации есть задолженность по налогам, этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.

На основании статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу — исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать:

    фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, на чье имущество обращается взыскание;

резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;

дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации;

дату выдачи указанного постановления.

Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.

Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом — исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится последовательно в отношении:

    наличных денежных средств;

имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента — организации за счет вырученных сумм.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.

Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация задолжала по различным хозяйственным договорам или имуществу которых организация – должник нанесла вред.

В состав конкурсных кредиторов не входят :

учредители (участники) должника;

граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда;

имеющие требования по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Конкурсный кредитор, для того чтобы возбудить дело о банкротстве должен подтвердить свои требования, для этого он обязан представить в арбитражный суд решение суда, которое уже вступило в силу. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам через 30 дней с того момента, как исполнительный лист по данному решению был передан в службу судебных приставов, а копия передана должнику.

Заявление конкурсный кредитор составляет в письменной форме и подписывает его руководитель кредитора. Если данное заявление подписывает уполномоченный представитель, то в таком случае необходимо приложить доверенность.

Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику.

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в следующих случаях, если :

    удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

в иных предусмотренных Федеральным законом №127-ФЗ случаях.

Должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд, не позднее чем через месяц от даты возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник должен приложить документы, которые подтверждают наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Также к заявлению необходимо приложить подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:

    учредительные документы должника – юридического лица;

свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой дебиторской и кредиторской задолженностей с указанием адресов кредиторов и должников заявителя;

бухгалтерский баланс должника на последнюю отчетную дату;

решение собственника имущества должника об обращении в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения;

протокол собрания работников должника, на котором избран председатель работников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если это собрание проведено до подачи заявления должника;

отчет о стоимости имущества должника подготовленный независимым оценщиком.

Должник направляет копии своего заявления конкурсным кредиторам, уполномоченным органам, учредителям должника.

Определение, признаки и порядок установления банкротства юридического лица

Банкротство — установленная законом процедура, легальный способ ликвидации юридического лица-должника. Для того чтобы стороны конфликта понесли наименьшие потери, разработана единая схема поведения заинтересованных лиц при возникновении неплатежеспособности организации. Решение о несостоятельности принимает арбитражный суд.

Причиной может быть отсутствие у предприятия возможности выплатить зарплату, погасить задолженность перед кредиторами, исполнить обязательства по различным платежам или выходным пособиям. Возникновение финансовых проблем не является основанием для признания факта банкротства. Также существует ряд ограничений, например, банкротом нельзя объявить религиозную или политическую организацию.

Юридически причиной для открытия в суде дела о банкротстве являются следующие критерии:

  • С 2015 года — общая сумма долга предприятия размером более 300 тыс. руб. Для естественных монополий эта сумма возрастает до 1 млн руб. При меньшей сумме судебное разбирательство не производится. В случае возникновения задолженности перед разными кредиторами на небольшие суммы, они имеют право подать коллективный иск на общую сумму долга. Процессуальные права в качестве заявителя у них равны.
  • Невозможность погашения долгов в течение 3 месяцев после даты, указанной в обязательстве. Доказательством служит постановление судебных приставов.

В общую сумму обязательств входят:

  • долги за исполненные работы, полученные товары, выполненные услуги;
  • суммы кредитов вместе с процентами;
  • долги, возникшие из-за необоснованного обогащения;
  • суммы выплат за ущерб имуществу кредитора;
  • долги по зарплате;
  • задолженности перед учредителями.

Разновидности

Реальное банкротство

Это подтвержденная решением арбитражного суда неспособность организации восстановить платежеспособность.

Схема в упрощенном виде выглядит так:

  1. Заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом.
  2. Суд изучает обоснованность заявления — исключает признаки фиктивного и умышленного банкротства.
  3. Если нарушений нет, назначают наблюдение. Его цель — обеспечить сохранность имущества.
  4. По результатам наблюдения назначается или внешнее управление, или санация.
  5. Если предыдущие мероприятия не приносят результата, начинается конкурсное производство.

В результате применения комплекса мер по оздоровлению предприятия или эффективного внешнего управления удается восстановить кредитоспособность. Заключается мировое соглашение и вопрос о банкротстве снимается.

Подача в суд заявления о банкротстве при наличии возможности погашения долгов. Предоставление ложной информации о фактическом состоянии платежеспособности в целях получения отсрочек по кредитам. Преследуется по закону.

Признаки фиктивного банкротства выявляются путем изучения производственной деятельности фирмы. Доказательством может служить обеспеченность по оборотным активам. Это соотношение разницы между объемом оборотных активов и суммой НДС по приобретенным ценностям и разницы между объемом краткосрочных пассивов и вместе взятых доходов будущих периодов, фонда потребления и резервов по предстоящим расходам и платежам. Признаком фиктивности станет результат, равный или больше единицы.

Преднамеренное (умышленное)

Руководство намеренно осуществляет действия, направленные на доведение до несостоятельности с целью избавления от долгового бремени. В результате компания действительно становится неплатежеспособной.

Для выявления признаков банкротства в данном случае необходимо сравнить показатели обеспеченности кредитов в разные периоды перед процедурой, проанализировав, на каких условиях совершались сделки.

Возможны следующие выводы:

  • обеспеченность ухудшилась немного — умысла нет;
  • обеспеченность уменьшилась значительно, но нарушений правил проведения сделок не выявлено — преднамеренности нет;
  • преднамеренность вероятна, если выявлено одновременное уменьшение обеспеченности и проведение сделок с нарушением норм.

Умышленное банкротство также преследуется по закону.

Различают 2 группы причин.

Задолженность у организации возникает по объективным причинам, от нее не зависящим:

  • недостаточные бюджетные выплаты;
  • незапланированные экстренные затраты;
  • необоснованные решения курирующих министерств и ведомств;
  • политическая или экономическая нестабильность;
  • инфляция;
  • увеличение стоимости сырьевых ресурсов;
  • изменение конъюнктуры рынка;
  • увеличение международной конкуренции;
  • падение потребительского спроса.

Какие-то причины вызывают внезапное банкротство, другие могут накапливаться и постепенно привести предприятие к краху.

Внутренние

Результат просчетов в действиях руководителей или персонала:

  • нехватка собственного оборотного капитала из-за неэффективной инвестиционной политики;
  • увеличение себестоимости изделий в результате нерационального использования производственных мощностей;
  • большое количество незавершенного строи­тельства;
  • несвоевременные выплаты по договорам, приводящие к возникновению штрафных санкций;
  • просчеты при анализе конъюнктуры рынка;
  • ошибочная ценовая политика;
  • приобретение займов под высокие проценты;
  • преждевременное решение о расширении производства.

К косвенным внутренним причинам относятся:

  • уменьшение уровня продаж или производства;
  • ухудшение показателей качества и стоимости изделий;
  • завышенные расходы;
  • высокая задолженность совместно с неосуществленными платежами;
  • чрезмерное увеличение штата;
  • запоздалая реакция на изменение рынка;
  • необоснованное расширение компании;
  • необдуманное решение о работе на новых рынках;
  • спекулятивные сделки;
  • разногласия учредителей, акционеров;
  • конфликты внутри трудового коллектива;
  • разногласия с кредиторами и клиентами, приведшие к их потере.

Плохим признаком становится задержка предоставления отчетности, отражающей ухудшение показателей баланса, отчета о доходах и убытках.

Если обнаружены признаки банкротства, руководству предприятия необходимо проинформировать всех учредителей и участников с целью принятия мер.

Возможные последствия

При выявлении признаков фиктивной или преднамеренной несостоятельности виновным грозит наказание в зависимости от суммы ущерба:

  • санкция в виде штрафа в размере 500-800 МРОТ;
  • удержание зарплаты за 5-8 месяцев;
  • заключение сроком до 6 лет с одновременной выплатой штрафа размером до 100 МРОТ или зарплаты за 1 месяц.

Статья написана по материалам сайтов: www.tenzorconsult.com, www.segodnia.ru, auditinter.ru, www.klerk.ru, znaybiz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector