Штрафные санкции за некачественное топливо

Статья о том, улучшится ли качество топлива при введении штрафов, насколько эффективны меры по борьбе за чистоту топлива. В конце статьи — видео про качество бензина.

Содержание статьи:

  • Борьба за чистоту топлива
  • От нефтебазы до АЗС
  • Ожидаемый результат
  • Видео про качество бензина

В январе 2018 года Государственная Дума утвердила новый закон, предусматривающий штрафные санкции за продажу на АЗС некачественного топлива. Рассчитываться они будут в процентном отношении к выручке заправки за истекший год и зависеть от частоты правонарушений.

Борьба за чистоту топлива

Стартом для работы над законом стали глобальные проверки заправочных станций Росстандартом, состоявшиеся в 2015 году. Их результаты ужасали – каждая пятая станция заправляла автотранспорт не просто не соответствующим требованиям топливом, а попросту опасным для окружающей среды и автомобиля.

Получают такой продукт еще на нефтебазах путем смешивания нормального топлива от большого нефтеперерабатывающего завода с контрафактной продукцией от мелкого НПЗ. Происходит это потому, что мелкие заводы, которых по стране более двух сотен, имеют возможность уйти от контроля качества. Если они называют свою продукцию «экспортной», то она не подлежит техническому регламенту. А при отправке на АЗС полученная смесь комплектуется паспортом качества и декларацией соответствия производителя.

Данная схема безотказно работает десятилетиями, а мелкие НПЗ и нефтебазы остаются безнаказанными.

Хотя первоначально речь шла о драконовских мерах в виде наказания в размере 10-15% от годовой выручки, в итоговый вариант закона попала цифра в 1% в случае первого нарушения и 3% после повторного обнаружения контрафакта. Если взять даже примерный оборот средней АЗС, колеблющийся в пределах от 50 млн. рублей и выше, то подобные штрафы существенного пополнят государственную казну. Кроме того, неблагонадежная заправка, вторично попытающаяся реализовать некачественный продукт, может получить уведомление о приостановке деятельности на период до 90 дней.

Параллельно Росстандарт обяжет нефтебазы вписывать в паспорт качества обязательную информацию о тестах реализуемого топлива, проведенных в аккредитованной лаборатории. Несмотря на то, что каждая нефтебаза отвечает за конечный состав отпускаемого продукта, как показывает практика, в реальности она просто хранит привозимое топливо.

Таким образом, отпуск продукции с приложением только заводской сопроводительной документации не является правомерным. Нефтебаза может неправильно хранить топливо, не иметь возможности разделять разные его виды, а также смешивать его или разбавлять в незаконных целях. Поэтому, отправляя топливо на АЗС, она обязана подкреплять его качество и состав соответствующим документом.

От нефтебазы до АЗС

Нефтебазы ежедневно получают по несколько разнообразных марок бензина, а также дизельное топливо. Даже полученное от разных поставщиков и заводов, оно в итоге сливается в единые резервуары, разделяясь только по октановому числу. При необходимости на данном этапе добавляются улучшающие функциональные качества присадки, которые затем позволят продавать топливо как «улучшенное». Вот только они не должны принципиально изменять характеристики жидкости и его октановое число, что является незаконным и противоречащим техническому регламенту.

Ожидаемый результат

Алексей Абрамов, руководящий Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, сообщает, что вопрос об оборотных штрафах был проработан очень тщательно. Агентством были получены подробные расчеты деятельности различных АЗС, находящихся в разных регионах и населенных пунктах, с разными тарифами, плотностью населения и проходимостью автотранспорта. Лишь после этого было принято единогласное решение именно не о предельно высоких штрафах, а о получении процента с выручки.

Уголовное законодательство имеет немало примеров крупных штрафных санкций, делающих экономически невыгодными некоторые виды преступлений. Поэтому этот опыт решили перенять в контексте административной практики. Оборотные штрафы должны стать оптимальным средством для применения в самых разнообразных областях деятельности, где существует вероятность появления и распространения контрафактной продукции.

С точки зрения предпринимателей, новое законодательство значительно увеличит нагрузку на их бизнес, что повысит стоимость конечного продукта. Хотя фактически расходы на проведение лабораторного тестирования качества повысят стоимость литра топлива не более, чем на 3 копейки. Поэтому ужесточение требований никоим образом не ущемит интересы бизнесменов, если только сами предприниматели не преследуют незаконные цели.

Некачественным топливом, как правило, грешат несетевые станции, так как респектабельные АЗС не станут из-за сомнительной прибыли рисковать своей репутацией. По частным же заправкам, имеющим суррогатное топливо, штрафы ударят серьезно и очень больно, приведя к закрытию нерентабельного предприятия. С другой же стороны, угроза столь сурового наказания может как раз привести к большей ответственности предпринимателей за реализуемый продукт.

Если по итогам проверок в 2014 и 2015 годах было обнаружены нарушения на 42% заправочных станциях, в 2016 году – на 21%, а в 2017 году – уже на 18%.

Кстати, те АЗС, на которых суррогатные продукты появляются с завидной регулярностью, будут получать от проверяющих органов особую маркировку. Те владельцы, которые не захотят получить подобное «клеймо», по мнению чиновников, сами захотят улучшить качество своего топлива.

Отдельно упоминается в законе ответственность за реализацию продукта, не соответствующего физико-химическому составу. За нарушение требований к маркировке и ложную информацию о функциональных свойствах горючего продавцам грозит штраф от 100 до 300 тысяч рублей.

Это интересно:  Собственник жилья это кто

Наконец, свою лепту в крупномасштабную борьбу с суррогатом на автозаправочных станциях ведут с применением налогового метода. Особенно это касается дизельного топлива, в который часто добавляют опасные морозостойкие фракции.

С 2015 года действует акциз на средние дистилляты – дешевые нефтепродукты, выдаваемые за дизель. Данная мера уже позволила обнаружить порядка 6 млн.тонн суррогатного топлива, применяемого на транспорте. Хотя Минфин и исследовательские группы подсчитали, что ежегодно на российском рынке обращается не менее 7,7 млн.тонн некачественного дизельного топлива.

Приведет ли ужесточение ответственности предпринимателей и уплата оборотных штрафов к кардинальным изменениям в плане изобилия контрафактного топлива? Юрий Станкевич из Комитета РСПП по энергетической политике и Дмитрий Липявко из совета директоров нефтетрейдера «Роза Мира» считают, что законодательство будет эффективно только в комплексе с иными государственными механизмами регулирования.

Одно лишь повышение штрафных санкций не улучшит ситуацию, особенно при наличии «серых» производителей, преднамеренно выпускающих некачественный продукт и не боящихся никаких наказаний.

Станкевич также добавляет, что столь большое количество суррогата во многом вызвано фискальной политикой Минфина, методично снижавшей рентабельность изготовления и реализации топлива. Поэтому сейчас государственным органам, особенно ФАСу и Росстандарту, получившим дополнительные рычаги воздействия, нельзя переусердствовать в наложениях штрафов.

Видео про качество бензина:

Новые штрафы за некачественный бензин с 29 января 2018 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про обновленные штрафы за разбавленный бензин, которые начинают действовать с 29 января 2018 года.

Естественно, данные штрафы не угрожают водителям. Они предназначены исключительно для производителей и продавцов топлива:

Штрафы, зависящие от выручки нарушителя

Первое изменение вносится в статью 3.5 КоАП, где описывается понятие административный штраф:

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях . или может выражаться в величине, кратной:
.
3.2) сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году;

Итак, вводится новый вариант административного штрафа. Его величина напрямую зависит от размера выручки от продажи топлива.

На практике размеры таких штрафов могут быть очень серьезными и напрямую зависят от того, сколько топлива продала организация-нарушитель.

Если в 2018 году данная организация допустит нарушение по части 3 статьи 14.43 1 и получит штраф, то его размер составит 3% от выручки, то есть 3 млн. рублей.

Обратите внимание, расходы при этом не учитываются. То есть даже если организация работала в убыток, она все равно может получить огромный штраф, зависящий от оборота.

Штрафы за некачественный бензин

Ранее штрафы за нарушения требований технических регламентов входили в статью 14.43 КоАП. Например, за продажу некачественного бензина, которая не повлекла вреда жизни, здоровью или имуществу, могли быть наложены штрафы:

  • 1 000 — 1 500 рублей на граждан.
  • 10 000 — 20 000 рублей на должностных лиц.
  • 20 000 — 30 000 рублей на ИП.
  • 100 000 — 300 000 рублей на юридических лиц.

Начиная с 29 января 2018 года в КоАП вводится новая статья 14.43 1 :

Статья 14.43 1 . Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Все перечисленные штрафы накладываются за нарушение требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

При этом наибольший интерес представляют части 2 и 3, которые предусматривают наказание за продажу бензина, характеристики которого не соответствуют требованиям регламента.

Это интересно:  Штраф за несвоевременную прописку (регистрацию) 2020 - ребенка, новорожденного, взрослого, размер, сумма

Автомобильный бензин не должен иметь в составе:

  • металлосодержащие присадки (содержащие марганец, свинец и железо).
  • красители зеленого или голубого цвета.

Кроме того, бензин должен соответствовать требованиям, приведенным в приложении номер 2 и регламентирующим:

  • Массовую долю серы.
  • Объемную долю бензола.
  • Массовую долю кислорода.
  • Объемную долю углеводородов.
  • Октановое число.
  • Давление насыщенных паров.
  • Концентрацию железа.
  • Концентрацию марганца.
  • Концентрацию свинца.
  • Объемную долю монометиланилина.
  • Объемную долю оксигенатов.

Примечание. Похожие требования для дизельного топлива приводятся в приложении 3 к регламенту.

Примечание. При расчете размера штрафа используется выручка только того объекта, на котором допущено нарушение.

Например, если организация владеет сетью из 100 автозаправок, то для расчета штрафа будет взята не выручка всей фирмы, а выручка заправки, на которой было допущено нарушение.

В заключение хочу отметить, что штрафы за некачественный бензин выросли весьма значительно. Будем надеяться, что это приведет к тому, что разбавленное топливо в России продавать перестанут.

АЗС снижают обороты

Проект закона был разработан после масштабных внеплановых проверок Росстандарта в 2015 году. Они показали, что на каждой пятой заправке топливо не соответствует требованиям техрегламента и попросту опасно для двигателя и для экологии. Обычно такое топливо получается из-за смешения на нефтебазах продукции крупного НПЗ и контрафакта с мини-НПЗ. Оборотные штрафы должны сделать такой бизнес нерентабельным и заставить владельцев АЗС внимательно относиться к выбору поставщиков. Первоначальный вариант предполагал драконовские штрафы (10-15 процентов от выручки), но в результате обсуждения они были снижены.

«Практика показывает, что размер административных санкций сегодня не релевантен ущербу, причиняемому при реализации на рынке суррогатного моторного топлива, — отметил глава Росстандарта Алексей Абрамов. — Законопроектом предусматривается введение нового вида административного наказания — штрафа в виде 1 процента от выручки, полученной при реализации моторного топлива за год, предшествующий году выявления нарушения».

Обороты автозаправок колеблются от 50 миллионов до нескольких сотен миллионов рублей в год. Соответственно, штраф составит от 500 тысяч до нескольких миллионов рублей, если некачественное топливо будет выявлено на одной заправке. За повторное нарушение штраф составит уже 3 процента от выручки АЗС. Также может быть принято решение об административном приостановлении деятельности на срок до 90 суток. Действующие нормы предусматривают штрафы за нарушение техрегламента для юрлица в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Кроме того, Росстандарт планирует обязать нефтебазы проводить испытания реализуемого с них топлива в аккредитованных лабораториях с занесением результатов в паспорт качества. Сейчас нефтебазы формально только хранят топливо, хотя де-факто отвечают за его конечный состав. «Мы считаем недопустимым выпуск с нефтебаз продукции, сопровождаемой документами с заводов, поскольку нефтебазы могут смешивать топливо, они не всегда в состоянии обеспечить раздельное хранение различных видов топлива», — говорил Алексей Абрамов.

Бороться с контрафактом будут также маркировкой тех АЗС, где проверки выявили систематические проблемы. Учитывая, что бизнес не согласится очернять себя подобным образом, высока вероятность, что в этом случае качество топлива неожиданно улучшится, а предприниматели уйдут от лобовых злоупотреблений, предлагал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

В последние несколько лет борьбу с суррогатом на заправках, особенно с дизелем, в который примешивают морозостойкие фракции, ведут в том числе налоговым методом. Так, в конце 2015 года было законодательно закреплено понятие «средние дистилляты», на которые ввели акциз. За счет этого из тени удалось вывести около шести миллионов тонн топлива, которое использовали на транспорте. Министерство финансов оценивало объем оставшихся неподакцизных суррогатов в 4 миллиона тонн, или примерно 10 процентов от уровня потребления газойлевых топлив.

Штрафы против плохого бензина: правительство усилит борьбу с некачественным топливом

С некачественным топливом будут бороться повышениями штрафов. Продавцы бензина, керосина и дизтоплива, не соответствующих Техническому регламенту Таможенного союза, могут быть оштрафованы на сумму до 2 млн рублей. Производителей некачественного горючего могут наказать еще суровее — 1% от оборота за год или приостановка деятельности на 90 дней. Соответствующий законопроект правительства внесен в Госдуму.

ТАСС разбирался, повлияет ли законопроект на цену и качество топлива на заправках.

Отравляющий бензин

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков в разговоре с ТАСС сообщил, что поддерживает инициативу правительства. По его словам, проверки качества топлива на АЗС проводятся в основном в Москве. «Что касается провинции, там количество контрафакта доходит, по моим ощущениям, до 80–90%», — говорит Лысаков.

По его словам, на рынке представлен бензин, который производится «кустарным методом». «Из почти 1,5–2 тыс. производителей топлива около 40 штук — крупные нефтеперерабатывающие заводы, чуть больше — средние производители, а остальные — это «бодяжники». Это мелкие организации, которые в кустарных условиях, привозя из Китая ядовитые железосодержащие добавки, делают топливо, которое продают под видом высокооктанового бензина», — поясняет первый заместитель председателя думского комитета.

Отвратимое наказание

В свою очередь, участники рынка нефтепродуктов считают, что основной проблемой является невозможность обеспечить неотвратимость наказания, а не низкие штрафы. «Любое ужесточение штрафных санкций ведет к росту коррупционной составляющей. Вопрос не в жесткости наказания, а в неотвратимости наказания. А с ней у нас проблемы», — считает Павел Баженов.

Он утверждает, что и сейчас есть нормы, позволяющие штрафовать торговцев и производителей опасного для людей и машин топлива «на сумму до миллиона рублей, но эти штрафы не применяются».

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша рассказывает, что статья 14.43 Кодекса об административных правонарушениях позволяет штрафовать «на миллионы рублей». «Однако Росстандарт (орган, уполномоченный контролировать качество моторного топлива. — Прим. ТАСС) выписывает штрафы в размере 20–30 тыс. рублей», — сообщает Аркуша.

Это интересно:  Компенсация морального вреда в трудовом праве

Водитель, спаси свой мотор сам

Лысаков в разговоре с ТАСС предположил, что решить проблему может «народный контроль». «Надо шире привлекать к этому общественные организации, недавно обсуждался этот вопрос в Росстандарте». Кроме того, депутат считает, что контролировать качество топлива должны крупные АЗС, которые продают франшизу. Данный механизм позволяет небольшим АЗС работать под брендом крупных сетевых компаний.

Пока же эксперты предлагают автомобилистам, которые испортили двигатель своей машины некачественным топливом, не бояться требовать возмещения вреда. «Прежде всего (в такой ситуации) необходимо обратиться в Росстандарт. Нужно предъявить чек, убедить провести контрольную закупку, а потом обратиться в суд», — рассказывает алгоритм действий Аркуша. По его словам, в некоторых случаях водитель может убедить владельцев АЗС компенсировать расходы на ремонт во внесудебном порядке.

Закон не повлияет на цены

Опрошенные ТАСС эксперты сошлись во мнении, что принятие законопроекта не скажется на цене топлива. Но это не значит, что стоимость бензина не будет расти. «Это не отразится на стоимости литра. Наоборот, контрафактное топливо, с которым борются санкциями, сейчас продают по цене нормального высокооктанового бензина», — считает Лысаков. При этом депутат отметил, что цены на бензин действительно, «к сожалению, растут, несмотря на снижение стоимости нефти».

С ним согласен и президент независимого топливного союза Павел Баженов. Он считает, что рост цен продолжится, но это связано не с повышением санкций за некачественный бензин, а с высокими оптовыми ценами на топливо. «Сейчас разница между оптовой ценой бензина и розничной — 6%, еще около 2% уходит на налоги и сборы. Остается 4%, на которые нужно содержать инфраструктуру и оплачивать труд людей. Поэтому сейчас все сети автозаправочных станций (АЗС) работают в убыток. Но если крупные компании имеют такую возможность, то независимые компании находятся на грани банкротства», — думает Баженов.

По его словам, с учетом оптовых цен в сегодняшних реалиях экономически целесообразная цена литра бензина АИ-92 должна быть около 42–45 рублей, а АИ-95 — около 50 рублей за литр. «Это позволит бизнесу АЗС окупаться лет за 10. Сейчас же он или не окупается вообще, или окупается лет за 30–40», — говорит глава независимого топливного профсоюза.

Штрафы за некачественное топливо начали выписывать автозаправщикам

За продажу некачественного автомобильного топлива, не соответствующего требованиям техрегламента, впервые с помощью оборотного штрафа будет наказан владелец АЗС. Как сообщает «Российская газета» со ссылкой на представителя Росстандарта, требуемые документы подготовят до конца текущего месяца.

Первый оборотный штраф в соответствии с новым законом будет зафиксирован во Владимирской области (Центральный федеральный округ). При этом издание отмечает, что нарушения на заправках чаще всего наблюдаются в Южном, Северо-Западном округах, а также в Сибири. В таких ФО некачественный бензин встречается в 30-40% проверок, показатель ЦФО – менее 17%.

ФАС отреагировала на заявление Путина о возможном снижении цен на бензин в РФ

Первые претензии у Федеральной антимонопольной службы появились к «Газпрому»: компания получила предупреждение за несоблюдение нормативов и увеличение экспорта. Об этом рассказал «Коммерсант» со ссылкой на начальника.

Норма, благодаря которой были введены оборотные штрафы за продажу «палёного» бензина, вступила в силу 29 января 2018 года. Согласно этому закону, первое выявленное нарушение карается материальным взысканием в размере 1% от выручки АЗС за прошедший календарный год. В случае рецидива штраф составит 3%, а также работа заправки будет заморожена на срок до 90 дней.

По данным Центрального межрегионального территориального управления (ЦМТУ), наибольшее количество мошенничеств с топливом приходится на независимых участников рынка: каждая третья такая автозаправка в стране работает с нарушениями.

Эксперты отмечают, что показатель сетевых АЗС в среднем составляет примерно 8%, результат нефтебаз – 11%. При этом на нефтеперерабатывающих заводах нарушений нет вовсе, из-за чего можно сделать вывод о том, что примеси попадают в баки по вине мошенников на нефтебазах и в рознице, где «промышляют» разбавлением автомобильного топлива.

По словам руководителя ЦМТУ Марины Калинниковой, доля «серого» оборота на российском рынке топлива в общей сложности составляет примерно 30%. Так, содержание серы в некоторых видах суррогатов в сотни тысяч раз превышает нормативы. Чтобы решить проблему с нефтебазами, Росстандарт предлагает обязать их проводить испытания горючего в лабораториях и заносить результаты в паспорт качества, однако, для этого потребуются изменения техрегламента.

Ранее стало известно о том, что бензин в России подорожал в январе 2018 года, причём цены увеличились в большинстве регионов страны. Наиболее заметный прирост был зафиксирован в республике Крым и городе Севастополе (на 1,6%), а также в Оренбургской и Еврейской автономной областях (на 1,4%).

Статья написана по материалам сайтов: fastmb.ru, pddmaster.ru, rg.ru, tass.ru, www.kolesa.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector