Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

Государственную тайну можно трактовать как особые сведения, содержащие информацию, обладать которой может лишь определенный и достаточно узкий круг лиц. При этом перечень сведений, составляющих гостайну, защищается деятельностью правоохранительных органов.

Содержание

Разглашение секретных сведений и государственной тайны с точки зрения УК РФ

Уголовную ответственность за данное преступление устанавливает статья 283 действующего УК РФ. Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:

  1. придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот – намеренному проявлению бездействия;
  2. наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;
  3. наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий. Именно эта связь и является главным доказательством совершения преступления и является основанием для назначения определенного наказания, которое предусматривают положения уголовного законодательства.

При этом сам способ совершения данного запрещенного деяния будет различаться. Чаще всего, разглашение секретной информации и государственной тайны осуществляется в устной форме, но бывают случаи и письменного предоставления информации, и даже ее публикация в определенных документах, к которым общественность имеет свободный доступ. В любом случае это действие по приданию тайны огласке будет считаться правонарушением. Окончанием преступления будет являться тот момент, в который наступили негативные последствия – то есть когда охраняемая тайна стала доступна гражданам.

Ответственность за нарушение секретной государственной тайны

За неправомерное оглашение государственной тайны, в отношении виновного лица устанавливается уголовная ответственность. При этом в расчет принимаются различные дополнительные факторы, например, наличие, либо отсутствие отягчающих обстоятельств, определенные аспекты преступления, мотивы виновного и т.д. Устанавливается также и уровень серьезности наступивших последствий, включая материальный ущерб, причиненный государству.

Во время расследования могут быть выявлены и так называемые тяжкие последствия совершенного нарушения. К ним относятся:

  1. Попадание сведений, составляющих государственную тайну, в руки разведывательных иностранных организаций.
  2. Срыв важнейших запланированных государственных операций, осуществление которых стало невозможным по причине утечки и разглашения информации.
  3. Прерывание действующих разработок и государственных учений.
  4. Срыв иных операций, включая военный, который стал результатом неправомерных действий лица, придавшего тайну огласке.

Все вышеперечисленные последствия будут приравнены к особым отягчающим обстоятельствам, а, следовательно, повлияют на тяжесть установленного наказания.

Разглашение секретной государственной тайны может повлечь за собой следующие виды наказания:

  1. предварительный арест виновного лица на срок, не более 6 месяцев с момента его задержания;
  2. тюремное заключение, максимальная продолжительность которого может составлять 4 года. При этом комментарий действующих уголовных норм гласит, что в редких случаях период лишения свободы продливается до 7 лет.

В качестве дополнительных мер ответственности нередко применяется и отстранение от должности на конкретный срок, либо установление запрета на осуществление определенной деятельности виновным лицом.

Все вышеперечисленные меры и их курсовая направленность должны способствовать дальнейшему недопущению разглашения секретной государственной информации и тайны уполномоченными лицами.

Особенности назначения наказания за разглашение

Назначение соответствующего наказание за разглашение тайны и государственной информации осуществляется исключительно в судебном порядке. При этом инициатором возбуждения дела может быть любое заинтересованное лицо. Чаще всего им является представитель определенной государственной структуры или правительственного органа. Истцом также может являться и работодатель виновного человека.

Существующая судебная практика показывает, что методика расследования направлена на выяснение всех необходимых подробностей случившегося, а именно:

  1. наличие предварительного сговора и подготовки данного преступления;
  2. подтверждение факта намеренного осуществления противоправных действий;
  3. вмешательство в преступление иных лиц, которые оказывали требуемое содействие;
  4. установление мотивов, которыми руководствовалось виновное лицо;
  5. выяснение иных важных обстоятельств преступления.

Осужденные на максимальный срок лица, как правило, теряют возможность дальнейшего трудоустройства в государственных органах, вне зависимости от направления деятельности, а также иных аспектов работы.

При назначении определенной ответственности в отношении лица, совершившего разглашение, большое значение будет уделено тому факту, было ли наличие этой тайны закреплено соответствующим образом. Чаще всего это делается во время трудоустройства работника – тогда ему вручается соглашение о неразглашении конфиденциальных сведений. Положения данного документа должны быть подробно разъяснены будущему работнику. Только после полного их изучения он ставит подпись, подтверждающую отсутствие у него возражений на этот счет.

Именно факт предварительного подписания такого соглашения доказывает, что лицо знало о наличии секретных сведений, а также о мерах ответственности, которая может быть установлена в том случае, если положения вышеуказанного документа будут нарушены.

Если же у истца не имеется доказательств предварительного согласования, установление какого-либо наказания будет считаться неправомерным.

Возможно вам будет интересно

В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Выберите нужную специализацию юриста!

Помощь юриста доступна не только гражданам, но и юридическим лицам. Эксперты в области права принимают огромное количество заявок от населения.

Какие проблемы решаются на бесплатной консультации юристов:

Сегодня нет проблем, которые невозможно решить вместе с юристом. Главное подробно описать сложившуюся ситуацию и указать на важные детали.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .

Комментарий к статье 283 Уголовного Кодекса РФ

Объектом разглашения государственной тайны выступают общественные отношения, гарантирующие основы информационной безопасности Российского государства. Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом одной из важнейших составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере является защита информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, от несанкционированного доступа.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

С объективной стороны преступление состоит в таком разглашении сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали известны другим лицам. Под разглашением следует понимать предание огласке или распространение данных сведений с нарушением установленного порядка. Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.

Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок обращения сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. 275 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну. Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, может быть только лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны — любое лицо; б) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, организация или их представители, но и иные третьи лица; в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного — причинить ущерб внешней безопасности России.

Это интересно:  Закон о Росгвардии РФ: утверждены полномочия новой силовой структуры

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 283 УК РФ, относится к числу материальных. Последствием разглашения выступает факт восприятия сведений, составляющих государственную тайну, посторонним лицом; при этом посторонним следует признавать как лиц, которые вообще не имели доступа к государственной тайне, так и лиц, которые имели такой доступ, но не имели права знакомиться со сведениями, которые им сообщил виновный. Адресат, воспринимающий информацию от виновного, по своим субъективным свойствам должен быть в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне (в силу чего разглашение сведений, составляющих государственную тайну, малолетним, душевнобольным, лицам, не владеющим языком, и т.п. не может составлять оконченного состава преступления и должно квалифицироваться при наличии к тому оснований как покушение на преступление).

Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).

Субъект анализируемого преступления специальный — физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных учреждениях, но получивших доступ к государственной тайне (адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.

Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны — разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ). Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д. .

С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью, либо как преступление с двумя формами вины. Такой подход обусловлен признанием возможности выполнения основного состава преступления как умышленно, так и по неосторожности. Две формы вины в квалифицированном составе преступления будут иметь место только в том случае, если основной состав выполнен умышленно; если же основной состав преступления выполняется по неосторожности, то и квалифицированный состав требует неосторожной формы вины.

Статья 283 УК РФ не охватывает собой случаев умышленного собирания лицом, не имеющим доступа к государственной тайне, соответствующих сведений и их разглашения. Такие деяния могут содержать признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 275 или ст. 276 УК РФ, если государственная тайна становится достоянием иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Если же лицо, не имеющее допуска (доступа) к государственной тайне, собирает соответствующие сведения при отсутствии умысла на их передачу иностранному государству, содеянное может рассматриваться в зависимости от обстоятельств либо как должностное преступление (например, предусмотренное ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК РФ), либо как информационное преступление (например, предусмотренное ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации» УК РФ), либо как приготовление к какому-либо иному преступлению.

Другой комментарий к статье 283 УК РФ

1. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275 УК.

2. Разгласить государственную тайну — значит предать огласке указанные сведения любым возможным способом: устным, письменным и т.д.

Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним.

3. Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам Российской Федерации.

4. Разглашение государственной тайны не должно содержать признаков государственной измены и шпионажа, в противном случае ответственность наступает по ст. ст. 275 или 276 УК.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть лицо, которому государственная тайна:

— была доверена по службе (оно располагает этими сведениями в силу занимаемой должности и использует их при выполнении профессиональных обязанностей);

— стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

7. Тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК) — оценочное понятие, оно может включать в себя необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований и т.д.

Ст 283 УК РФ: разглашение государственной тайны

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, субъектом, которому они были доверены либо стали известны в связи с его службой, учебой, работой или по другим обстоятельствам, установленным в нормативных актах, влечет уголовное наказание. Оно применяется в случае, если указанная информация стала достоянием третьих лиц. При этом в составе деяния должны отсутствовать признаки преступлений, определенных ст. 275, 276 Уголовного кодекса.

Наказание за разглашение государственной тайны

Ст. 283 УК РФ за данное преступление устанавливает:

  1. Арест на 4-6 мес.
  2. Тюремное заключение до 4 лет.

Дополнительно к лишению свободы может вменяться запрет на осуществление деятельности или пребывание на должности, определенных судом, до 3 лет.

Квалифицирующий состав

Ответственность за разглашение государственной тайны может быть ужесточена в случае, если деяние повлекло по неосторожности тяжелые последствия. В этом случае виновному грозит тюремное заключение на 3-7 лет. При этом дополнительно суд вправе вменить запрет на пребывание на определенных постах либо занятие конкретной деятельностью на протяжении 3 лет.

Формы деяния

Разглашение государственной тайны может осуществляться различными способами. В практике наиболее распространенными являются следующие формы:

  1. Письменная. Например, это может быть печать в СМИ, отправка писем и так далее.
  2. Устная. Разглашение государственной тайны может осуществляться при частной беседе или во время публичного выступления.
  3. В процессе демонстрации предметов, чертежей, схем, включающих в себя охраняемую законом информацию.

Разглашение государственной тайны может осуществляться при утере документов, содержащих секретные данные, а также при нарушении способа их использования.

Комментарий

Разглашение государственной тайны является общественно опасным деянием. Угроза заключается в том, что секретная информация уходит из владения и может впоследствии использоваться для посягательств на внутреннюю и внешнюю безопасность, а также иные важнейшие интересы страны. В качестве объекта выступает, соответственно, сохранность таких данных. Предметом преступления является информация, составляющая гостайну.

Объективная часть

С этой стороны преступление выражено в непосредственном разглашении информации, считающейся гостайной. Под ним следует понимать такое незаконное обнародование информации, при котором она стала достоянием посторонних субъектов. Ими считаются лица, которые ввиду своих обязанностей или характера работы не имеют доступа к таким данным.

Специфика преступления

Объективно разглашение государственной тайны УК РФ расценивает как разные действия, в результате совершения которых секретная информация становится доступной для посторонних субъектов. Это может происходить при:

  • Публичном выступлении.
  • Частной, доверительной беседе.
  • Переписке.
  • Демонстрации изделий, чертежей, схем.
  • Показе документации.
  • Утере неучтенных блокнотов и тетрадей с выписками из секретных бумаг и так далее.

Вместе с этим разглашение государственной тайны может осуществляться и бездействием. Речь, в частности, ведется о бесконтрольном оставлении виновным на своем рабочем месте таблиц, документации, изделий, схем в условиях, когда к ним могут иметь беспрепятственный доступ посторонние субъекты. В случае если по причинам, которые не зависят от воли виновного, посторонними лицами не было воспринято умышленное разглашение государственной тайны, УК квалифицирует это деяние как покушение на преступление. Такая ситуация имеет место, например, вследствие незнания другим субъектом национального языка, сильного его опьянения, глухоты и так далее. Деяние считается завершенным с момента восприятия посторонним лицом разглашаемых сведений. При этом достаточно, чтобы субъект понимал общий смысл информации без детального восприятия.

Нормативная база

Порядок, в соответствии с которым обеспечивается сохранность сведений, которые относятся к гостайне, регламентируются ФЗ №5485-1, правилами отнесения данных к разным степеням секретности, а также перечнем информации, считающейся охраняемой законом. Кроме этого, действует система подзаконных актов в форме положений, инструкций, памяток и пр. В этой связи в ходе расследования фактов необходимо точно установить характер информации, преданной огласке. Кроме этого, следует определить конкретное предписание, которое не было соблюдено. Степень секретности данных устанавливается с помощью их сверки с нормативными актами, действующими в стране. При необходимости может проводиться экспертиза.

Это интересно:  Льготы многодетным семьям в 2021 году: транспортный налог, на имущество, прочие

Субъективная часть

Эта сторона преступления предполагает наличие умысла и неосторожной вины. В юридических изданиях существует несколько мнений по этому поводу. В частности, одни авторы считают, что разглашение информации, признанной гостайной, может осуществляться исключительно при умышленной вине. По мнению экспертов, такое мнение обуславливается смысловой и редакционной неточностью понимания ст. 24, ч. 2 кодекса. Этот момент требует законодательной коррекции либо разъяснения ВС.

Если он прямой, субъект, понимая общественную опасность поведения, связанного с разглашением гостайны, предполагает, что информация будет воспринята посторонними субъектами, и желает этого. К примеру, такая форма вины присутствует, если преступление совершено в ходе доверительного разговора с родственником или иными близкими людьми. Если субъект действует с косвенным умыслом, то он понимает угрожающий для общества характер своего поведения, предвидит, что информация, которая составляет гостайну, может стать достоянием других, посторонних граждан. При этом виновный допускает, что секретные данные будут восприняты ими, поскольку относится к этому факту с безразличием. Таким образом, оценивается беседа сослуживцев на закрытую тематику в общественном транспорте с громкостью, которая допускает возможность того, что информация будет услышана посторонними, громкое прочтение документов либо обсуждение секретных вопросов в помещениях с недостаточно хорошей звукоизоляцией, оставление в кабинете, в который могут войти другие люди, графиков, схем, таблиц и пр.

Неосторожность

Разглашение гостайны может произойти ввиду преступной небрежности или легкомыслия. Как правило, то выражается в письменном виде, когда снимаются копии с документации, содержащей секретные сведения, переписываются данные в неучтенные блокноты, тетради, на отдельные листы, которые впоследствии могут потеряться. При этом и при умышленном, и при неосторожном разглашении могут наступить достаточно серьезные последствия.

Как показывает практика, граждане идут на разглашение гостайны ради бахвальства. Целью деяния выступает стремление показать посторонним лицам свою компетентность и осведомленность, подчеркнуть значимость своего участия в процессе решения практических вопросов. В основе мотивов могут лежать и другие побудительные стимулы. Например, субъект, разглашающий гостайну, стремится помочь другу, выполняющему научную работу или готовящемуся к выступлению с лекцией.

Часть вторая

В ней определен квалифицирующий состав деяния. Им признается то же преступление, что указано в ч. 1 ст. 283, но повлекшее тяжкие последствия ввиду неосторожности. Ими признаются:

  • Переход информации в распоряжение иностранных разведывательных служб.
  • Срыв значимых мероприятий.
  • Приостановление перспективных научно-технических исследований и так далее.

В данном случае вина может быть только неосторожной. Об этом указано и в самой рассматриваемой норме.

Отличие от госизмены

Предание огласке секретной информации совершается исключительно с косвенным или прямым умыслом. В последнем случае резонно возникает вопрос, чем разглашение отличается от государственной измены, выражающейся в шпионаже? В первую очередь, необходимо отметить специфику содержания умысла и характер самого деяния. Совершая госизмену, субъект понимает, что передает секретные данные представителю зарубежного государства. При этом он осознанно хочет это сделать с целью осуществления враждебной деятельности для нанесения вреда России. При разглашении секретной информации виновный понимает, что предоставляет ее посторонним, не представителям другой страны.

Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны

В отличие от довольно легкомысленного обращения государства с коммерческой тайной сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а процедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. Проверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие «государственной тайны»

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.

В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со ст. 7 Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
  • о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.


Порядок допуска к государственной тайне

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное «знакомство» с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:

  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Ст. 26 Закона предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа (ст. 13.13. КоАП РФ).

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны:

  • Ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Наказание: от 12 до 20 лет заключения, плюс штраф до 500000 рублей.
  • Ст. 276 УК РФ «Шпионаж». Наказание: лишение свободы от 10 до 20 лет.
  • Ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях — от 3 до 7 лет.
  • Ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государственную тайну». Наказание: лишение свободы до 3 лет.

При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности. На практике, привлечение к уголовной ответственности гражданина по таким «нехорошим» статьям ставит крест на его дальнейшей карьере.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны

Государственная тайна – свод особо важной для государства информации, составляющую особую ценность для нее.

Это интересно:  Пдд оставление места дтп

Такое деяние, как разглашение государственной тайны (гостайны) относится к преступлениям против государства. За разглашение государственной тайны предусмотрена ответственность по ст. 283 УК РФ.

Какие сведения относятся к гостайне, а что не является секретно важной информацией? Какое максимальное наказание грозит человеку в 2018 году за обнародование сведений, относящихся к гостайне?

Что такое государственная тайна?

Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» к государственное тайне относятся сведения в различных областях: военной, экономической, разведывательной, в случае распространения которых может быть подорвана безопасность России.

То есть это важные сведения, представляющие интересы государства, в основных сферах деятельности страны.

Перечень сведений, не составляющих государственную тайну

Не относятся к государственной тайне сведения о следующих событиях:

  • о катастрофах, чрезвычайных происшествиях, угрожающих здоровью и жизни нации;
  • о стихийных бедствиях;
  • о состоянии окружающей среды;
  • о демографической ситуации в республике;
  • о состоянии преступности внутри страны;
  • об уровне образования, культуры, сельского хозяйства;
  • данные о размере золотого запаса и валютных резервов РФ;
  • о фактах нарушения прав, свобод человека и др.

Отнесение вышеперечисленных сведений к государственной тайне означало бы прямое нарушение жизненно важных интересов личности и общества. Именно поэтому законодатель и запрещает засекречивание таких сведений.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны

В ст. 26 Закона РФ от 21.07.1993 говорится о том, что должностные лица, а также граждане, которым был открыт доступ к государственной тайне, но которые нарушили этот закон, могут понести за свои неправомерные действия такую ответственность:

  • уголовную;
  • административную. Этот вид ответственности предполагает наложение штрафа;
  • дисциплинарную. Такая ответственность предусматривает выговор, увольнение с работы, лишение премии. Но на практике человека, обнародовавшего секретную информацию, все же привлекают к уголовной ответственности;
  • гражданско-правовую. Такая ответственность на практике формальная, поскольку предполагает возмещение лицом, обнародовавшим ценную информацию, материального и морального вреда. Однако тяжело представить, что страна морально страдает от такого правонарушения, поэтому гражданско-правовая ответственность никогда не наступает.

Когда наступает уголовная ответственность за разглашение государственной тайны?

В ст. 283 УК РФ четко прописано, в каких случаях человеку грозит уголовная ответственность.

Так, если доверенное лицо разгласило сведения и они стали достоянием других лиц, однако признаков таких преступлений, как шпионаж или государственная измена, не было отмечено, тогда виновному может грозить такое наказание:

  • заключение виновного под стражу сроком 4-6 месяцев;
  • изоляция осужденного в колонии-поселении, в колонии строгого режима или в тюрьме сроком до 4 лет.

При этом лицо, обвиняемое в совершении преступления по ч. 1 ст. 283 УК РФ, помимо основного наказания также может лишиться права осуществлять свою прежнюю деятельность на определенный срок (ограничение на выполнение служебных обязанностей накладывается сроком не больше 3 лет).

Если человек, имеющий доступ к государственной тайне, обнародовал какие-то сведения, и это привело к тяжким последствиям*, тогда его может ждать такое наказание, как изоляция в исправительном учреждении сроком 3-7 лет.

К тому же суд может постановить временно лишить осужденного права занимать определенные должности на срок до 3 лет.

*Под тяжкими последствиями понимаются такие действия, которые привели к крупным затратам, аресту работника спецслужбы, срыву заключения государственных договоров и т. п.

Защита государственной тайны

Все сведения, относящиеся к государственной тайне, защищают федеральные органы исполнительной власти, межведомственные комиссии по защите государственной тайны, учреждения, предприятия, действие которых направлено на защиту подобных сведений.

Комментарии к ст. 283 УК РФ

Уголовная ответственность по данной статье наступает тогда, когда данные, которые составляют государственную тайну, становятся известными другим людям, которые не должны ничего были знать о таких сведениях.

Преступление по ст. 283 УК является оконченным, когда сведения, являющиеся гостайной, стали публичными, в результате чего появилась опасность их применения во вред интересам государства.

Субъективной стороной противоправного деяния может быть как умышленная, так и неосторожная форма вины.

Субъектом преступления по ст. 283 является лицо, которое располагает сведениями или работник, которого ознакомили с данными гостайны при выполнении им своих обязанностей.

Назначение наказания за разглашение гостайны

Если будет установлен факт разглашения государственной тайны, то на подозреваемого подается заявление в суд и такие дела рассматриваются Верховным судом республики, краевыми или областными судами, судами городов федерального значения, автономного округа – в зависимости от места работы виновного лица, а также от того, где он добыл ценные сведения.

Например, если человек работал в Севастополе, а сведения о гостайне он обнародовал лицам, находищимся в Омске, тогда дело в отношении него будет рассматриваться в Севастопольском городском суде, так как Севастополь является городом федерального значения.

Подать иск в суд на человека, обнародовавшего гостайну, может любое заинтересованное лицо, например, член правительственного органа, начальник какого-то государственного органа, работодатель виновного работника.

Форма разглашения гостайны может быть разной:

  • письменной – если лицо обнародует данные в СМИ, пишет письма;
  • устной – если виновный разглашает сведения во время публичного выступления или во время беседы;
  • при демонстрации предметов, которые составляют гостайну, например, какие-то важные чертежи, схемы и т. п.

Отличие гостайны от госизмены

В Уголовном кодексе предусмотрена разная ответственность за разглашение государственной тайны, а также за государственную измену. Но в чем отличие этих понятий?

Если разглашение произошло неумышленно, тогда вопросов не возникает – виновный идет по ст. 283 УК РФ. Но если он разглашает сведения с прямым умыслом, то как понять, что это не госизмена?

Разница в том, что при госизмене лицо понимает, что он сдает секретные сведения иностранному лицу, и он хочет сделать это для того, чтобы Российскому государству был причинен вред.

Если говорить о разглашении гостайны, то в этом случае подозреваемый понимает, что передает секретные сведения другому человеку, однако этот посторонний человек является представителем нашей страны, а не иностранного государства.

Мотивом разглашения гостайны может быть желание виновного лица показать свою значимость, компетентность. Если же речь заходит о госимзене, то здесь мотив совершенно другой – человек хочет посягнуть на безопасность государства.

Методика расследования дел по ст. 283 УК РФ

Для выяснения обстоятельств, при которых произошло разглашение государственной тайны, следственные органы и суд пытаются найти ответы на такие важные вопросы:

  • Разглашение гостайны было намеренным или случайным?
  • Вступало ли обвиняемое лицо в сговор с другими лицами?
  • Вмешивались ли в преступление другие лица?
  • Какими мотивами руководствовался обвиняемый человек, разгласивший секретные сведения?

Когда человеку предоставляют доступ к сведениям государственной тайны или знакомят его с отдельными положениями, в тот момент определяется его ответственность. Она закрепляется в письменном виде.

Как это происходит? Зачастую это делается во время трудоустройства человека. Ему дается документ – соглашение о неразглашении сведений, относящихся к гостайне.

Положения из этого соглашения подробно разъясняются человеку. Изучив эти сведения, он ставит свою подпись. Этим он уведомляет начальника о том, что понимается свою ответственность и не имеет на этот счет никаких возражений.

Если у человека, подавшего иск в суд на другого человека за разглашение гостайны, не будет на руках доказательств того, что ответчик знал о своей ответственности, тогда судья не сможет удовлетворить его просьбу и наказать ответчика.

В качестве доказательства о том, что человек был проинформирован об ответственности, можно предъявить в суд подписку о неразглашении, ранее написанную подозреваемым.

Ответы на вопросы

Вопрос: За шпионаж виновному тоже грозит наказание по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Нет, за шпионаж предусмотрена отдельная статья, а именно, ст. 276 УК РФ. Под шпионажем понимается сбор, хранение и последующая передача ценной информации другим лицам, выполняющим работу для иностранного государства. К ответственности по этой статье привлекаются иностранные граждане или лица без гражданства.

Вопрос: Является ли разглашением гостайны такой случай, при котором документы, относящиеся к гостайне (схемы), были оставлены ответственным лицом без присмотра и с ними были ознакомлены посторонние лица?

Ответ: Да, это тоже является нарушением закона. Даже если человек вербально не обнародует такие данные, то его небрежное отношение к своим профессиональным обязанностям, а именно, забывание важных документов, носящих ценную информацию, тоже можно отнести к разглашению гостайны. Но ответственность наступает только в том случае, если посторонние лица будут ознакомлены с информацией в таких документах.

Вопрос: С какого возраста наступает ответственность по ст. 283 УК РФ?

Ответ: Ответственность за разглашение сведений, относящихся к гостайне, наступает с возраста 16 лет.

Вопрос: Понесет ли наказание лицо, которому стали известные данные о гостайне случайным образом?

Ответ: Нет, не понесет. Если человек, к примеру, случайно стал обладателем данных, являющихся государственной тайной (нашел секретные документы, услышал разговор служащих и т. п.), тогда никакой ответственности он не понесет, так как никаких документов о неразглашении подобных сведений он не подписывал.

Обнародование сведений, относящихся к государственной тайне, зачастую подпадает под ст. 283 Уголовного кодекса РФ, хотя допустима и другая ответственность: административная, дисциплинарная.

Максимальный срок наказания за разглашение государственной тайны составляет 7 лет. При этом виновное лицо после отбывания наказания зачастую не восстанавливается на прежней работе, перестает занимать государственную должность.

Статья написана по материалам сайтов: advocate-service.ru, ukrf24.ru, fb.ru, rb.ru, ugolovnyi-expert.com.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector