Перераспределение земельных участков – основания, причины отказа

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ. В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые.

Содержание

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.

Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 — 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г., частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.

Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Это интересно:  Сколько стоит оформить дарственную на земельный участок

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.

Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Как оформляется отказ в перераспределении земельного участка

Земельный кодекс РФ, а именно первый пункт статьи 11.2 говорит о том, что одним из вариантов преобразования земельного надела, является его перераспределение.

Если владельцами земель являются физические лица, то по общему согласию они могут перераспределить участки и вновь стать владельцами, но уже заново образуемых наделов.

Что отмечено в законодательстве

Сегодня такая процедура, как перераспределение наделов, встречается очень редко. Перераспределению подлежат только те участки, которые имеют кадастровый номер. Порядок проведения подобной процедуры очень отличается, зависимости от типов перераспределяемых участков.

Если участки находятся в частной собственности, то пункт 2 статьи 11.7 ЗК РФ говорит о том, что собственники подобных земель получают право на владение новыми участками после того, как между всеми владельцами будет найдено соглашение по всем вопросам. Это значит, что для грамотного перераспределения земель всем владельцам участков следует прийти к общему решению.

Если перераспределение происходит между частными и государственными землями, то руководствоваться нужно пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.

Основания об отказе в перераспределении земельных участков указаны в таких статьях Земельного кодекса:

Все действия, которые проводятся с земельными наделами, должны соответствовать действующему законодательству и не нарушать права других заинтересованных граждан.

Образец заявления на перераспределение земельного участка

Главные причины

Причины отказа в перераспределении земельного участка можно сформулировать так:

  • владельцы земли не пришли к согласию о том, как перераспределить свою собственность;
  • заявитель хочет провести перераспределение тех земель, которые забронировало государство или муниципальные органы;
  • на территории надела, подлежащего перераспределению, находятся государственные или муниципальные объекты строительства;
  • территория перераспределяемого участка относится к категории земель с ограниченным использованием;
  • на земельный надел, который хочет перераспределить заявитель, есть приоритетное право у других граждан;
  • размер нового участка превышает максимально допустимый.

Решение об отказе в перераспределении земельного участка может быть обжаловано. Для этого гражданину потребуется направить еще одно заявление с доказательствами того, что отказ был дан незаконно.

Судебная практика показывает, что в большинстве случае суды становятся на сторону заявителя, если он сумел устранить причины отказа.

Решение об отказе в перераспределении земельного участка

Для начала процедуры перераспределения земельного надела гражданину следует подать заявление. Образец этого документа можно попросить у сотрудников исполнительных органов. При подаче заявления гражданин должен находиться в учреждении лично или же отправить туда своего представителя с нотариально заверенной доверенностью.

Если заявление не соответствует требованиям, которые изложены в законодательстве, то заявителю будет возвращен этот документ и остальные поданные бумаги. Также гражданину должны быть предъявлены причины возврата заявления.

Как рассчитывается рыночная стоимость земельного участка — смотрите тут.

На протяжении месяца с момента принятия заявления уполномоченный орган обязан совершить какое-то из следующих действий:

  • принять решение об утверждении схемы перераспределении участка и уведомить об этом заявителя;
  • дать согласие на проведение процедуры и отослать его заявителю;
  • принять решение отказать заявителю в составлении соглашения о перераспределении надела, основания для чего прописаны в пункте 9 статьи 39.29.

Решение об отказе должно быть аргументировано нормами из действующего законодательства. В тексте следует указывать на основные причины отказа и основания, которые привели к таким последствиям.

Когда соглашение невозможно

В 2018 году получить отказ в перераспределении земельных участков можно при стечении таких обстоятельств:

  • заявление было подано в случае, соответствие с которым нельзя найти в законодательных нормах;
  • нет согласия других заинтересованных лиц, если они имеют права на перераспределяемый надел (если участок находится в ипотечном залоге);
  • на территории участка находятся строительные объекты, которые принадлежат государству или другим гражданам;
  • участок относят к категории земель с ограниченным использованием;
  • земельный надел является собственностью государства и зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • по участку, который нужно перераспределить, принято распоряжение о проведении аукциона и срок действия этого документа еще не истек;
  • на прирезаемый участок уже есть заявление от другого гражданина и по нему еще не было принято ни решение, ни отказ, ни схема расположения;
  • после слияния участков площадь образуемого будет превышать на 10 процентов установленный законодательством предельный размер;
  • перераспределенный участок не может быть добавленным к основному, а является самостоятельной единицей;
  • обязательно требуется составить проект межевания, если границы основного участка четко не проведены.

Утвердить переустройство территории участка можно только после создания схемы прирезки.

Перераспределение земли будет невозможным, если схема земельного участка не будет соответствовать его расположению, а именно:

  • несоответствие формы участка и его подготовки к процедуре;
  • будущий земельный надел полностью или частично совпадает с месторасположением основного надела;
  • в процессе разработки схемы были допущены ошибки;
  • схема перераспределения не отвечает проекту планировки территории;
  • граница (или несколько границ) участка не отвечает проведенному межеванию территории.

Земля может быть перераспределена или отдана в общее пользование только в том случае, если все действия соответствуют действующему законодательству. В ином случае заявитель получит отказ в проведении подобных работ. Отказ в перераспределении земли можно оспорить в судебном порядке.

Читайте также про основания прекращения права собственности на земельный участок.

Мы также расскажем, как устанавливается вид разрешенного использования земельного участка.

Отказ в перераспределении земельного участка

Земельные юристы нашей компании оказывают услуги по обжалованию отказов в перераспределении земельных участков заказчика. Перераспределение участков обычно проводится, когда территорию выделяют из муниципальной либо федеральной собственности, передавая частному лицу для ведения определенной деятельности. Еще к ней прибегают, когда надо определить границы смежных наделов.

Чтобы перераспределение прошло успешно, спорные земли должны являться смежными, числиться на государственном учете, иметь одинаковую категорию и вид разрешенного использования. Также они должны относиться к землям одного административного округа, а их границы должны быть четко определены.

Если Вам уже вынесли отказ в перераспределении земельного участка, сразу позвоните в нашу компанию. Опытные юристы устранят допущенные ошибки, соберут необходимый пакет документов и обратятся с заявлением повторно. В отдельных случаях мы будем отстаивать Ваши интересы в судебных органах.

Почему вынесли отказ в перераспределении земельного участка?

  1. Чаще всего отрицательное решение выносится из-за ограничений территории в обороте (надел выставлен на аукцион, нет письменного согласия остальных собственников и т.д.).
  2. Также отказ в перераспределении земельного участка выносится, когда после окончания процедуры на нем оказывается объект, являющийся собственностью третьих лиц, а значит, его использование ограничивается.
  3. Надел изъят из оборота, либо зарезервирован для нужд местных органов власти или государственных структур.
  4. Территория, подлежащая перераспределению, уже находится на стадии предоставления ее другому лицу.
  5. Отказ выносят и в случае, когда после окончания процедуры площадь участка превышает предельные размеры, установленные в отношении земель данной категории.
  6. Если границы надела надо уточнять, то уполномоченные органы дадут отрицательный ответ по заявлению о перераспределении.
  7. Негативное решение выносится и при наличии определенных ошибок в составлении схемы расположения участка. Либо такая схема разработана с нарушениями и не отвечает положениям проекта планировки.
  8. Не согласиться на перераспределение могут и по другим основаниям, прописанным в законодательстве. Подробности узнавайте у экспертов нашей компании.
Это интересно:  Земельный участок « СВОЁ

Особенности оформления перераспределения земельного участка

Чтобы избежать отказа в перераспределении земельного участка, нужно учитывать некоторые особенности процедуры. Инициируется такая работа на основании соглашения, заключенного между собственниками земель. А права владения вновь образованными наделами должны быть четко прописаны в данном соглашении.

В результате процедуры необходимо обеспечить свободный проезд к каждому из земельных участков. Также важно четко определить местоположение спорной территории и собрать полный пакет документов, который подается в местную администрацию. На рассмотрение заявки дается не более тридцати дней.

Помимо ходатайства о перераспределении, придется предоставить правоустанавливающие бумаги, проект межевания и удостоверение личности. Неправомерный отказ обжалуется в вышестоящие органы или суд. Специалисты нашей компании избавят от негативных последствий такого решения, добившись успешного завершения процедуры.

Перераспределение земельных участков — соглашение и заявление

Перераспределение земли представляет собой совокупность работ по смене границ и конфигурации земли. Данный процесс соединяет раздел и объединение в одно.

Порядок перераспределения земельных участков

Для заключения договора о переназначении земли и территорий, которые находятся в собственности муниципии или государства, а также зоны частной собственности, юридическому и физическому лицу необходимо обратиться с заявление в уполномоченный орган.

Список документов, необходимых при подачи заявления:

  1. заявление, написанное физическим или юридическим лицом;
  2. к заявлению прилагаются:
  • копии документов, подтверждающие права на территорию заявителя, в случае, если они не были зарегистрированы в Едином государственном реестре по недвижимости;
  • карта расположения собственности в том случае, если нет проекта межевания территории, на основании которого производится перераспределение земли;
  • документ, который подтверждает права представителя от заявителя, в том случае, если с заявление о выдаче территории обращается не сам заявитель;
  • заверенный у нотариуса перевод документов о государственной регистрации на русский язык, если это иностранное юридическое лицо.

Иногда при перераспределении приходится проводить исправление кадастровых ошибок.

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками

Перераспределение земельных участков между двумя собственниками осуществляется благодаря следующим шагам:

Шаг 1. Оценить шансы на возможный положительный результат

Перед началом сделки каждой из сторон необходимо полностью изучать предоставленные документы на собственности, которые будут участвовать в зонировании. Необходимо отправить запрос на информацию из Государственного Кадастра недвижимости. Сделку можно оформлять только при условии, что площади смежны и принадлежат муниципальному образованию.

Шаг 2. Оформление договора между собственниками

В оформлении договора участвуют несколько физических лиц, поэтому вся процедура начинается с соглашения. В случае, если документа нет, то это уже судебная процедура. В перераспределении могут участвовать неограниченное количество лиц, в законе не предусмотрено точное количество.

Соглашение о переназначении земель между собственниками должно включать в себя следующее:

  • Личные данные о том, кому принадлежит территория (ФИО, данные из паспорта, действительный адрес проживания);
  • Правильные данные о земельной территории, участвующей в сделке ( площадь, адрес, номер из кадастрового регистра, вид земли, место и дата регистрации прав на собственность, данные свидетельства, в котором указаны детали о регистрации права собственности). Соответствующую информацию владелец земельного участка получает при проведении процедуры межевания (при кадастровых работах);
  • При передаче нескольких земель, предоставляются данные и о них.

Шаг 3. Предусмотрение и подсчет рисков, а также упущенной выгоды

В случае, если в процессе сделки один из собственников получает территорию меньше, то ему в обязательном порядке выплачивается компенсация. Ее сумма оговаривается в договоре. Для избежания недопониманий данный момент рекомендуется собственникам обсудить заранее.

Дополнительно рекомендуется ознакомиться с правилами согласования границ земельного участка в 2018 году, и составления акта, закрепляющего соответствующее соглашение.

Перераспределение земельных участков с муниципальной землей

Для переназначения земельной площади с муниципальной землей необходимо составить договор между муниципией и владельцем территории.

Собственник подает заявление в районную администрацию, к которому прикладывает:

  • копии документов, подтверждающих право собственности;
  • межевые документы;
  • схему запланированного участка на кадастровой карте.

Администрация муниципии рассматривает и принимает решение в течении 30 дней.

Перераспределение земельных участков с разным разрешенным использованием

В результате раздела, образуемым земельным участкам присваивается разрешенное использование, как и земельным участкам, в результате которых они образуются (исключение является только в случаях, установленных законами федерального уровня). Перенаправление, объединение и раздел площади допускается только при наличии согласия владельца в письменном виде.

Возможно, пригодится также материал о прирезке земельного участка к основному наделу (по закону 2018 года).

Заявление о перераспределении земельных участков — образец

Заявление можно скачать по ссылке ниже:

Соглашение о перераспределении земельных участков — образец

Соглашение о перенаправленности земли можно скачать по ссылке ниже:

Без соглашения сделка не может иметь место.

Договор составляется в письменной форме и включает в себя:

  • личные данные о владельцах;
  • технические характеристики на земли;
  • данные о правах собственности сторон на заявленные земли;
  • краткая суть вопроса — для чего производится перераспределение.

Целью договора является избежание недопониманий с обеих сторон.

Отказ в перераспределении земельного участка — причины

Не всегда заявители получают положительные ответы на свои запросы. Основания для отказа предусмотрены пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. Вот ряд причин, по которым возможно получить отказ:

  • Схема нахождение площади земли не соответствует ее форме или требованиям к ее подготовке;
  • нарушение требований при разработке схемы нахождения, которые предусматривает статья 11.9.
    Необходимо соблюдать все нормы, предусмотренные законом, чтобы избежать отказа.

Процедура перераспределения земельных участков – суть задачи, подготовка, плата за прирезку земли

Содержание раздела

Суть процедуры перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, с землёй муниципалитета и государства

В чём заключается суть процедуры перераспределения перечисленных земельных участков с участками, относящимися к собственности муниципалитета или государства?

Кратко схему перераспределения можно описать так: в соответствии с неким порядком, установленным законом, к собственному земельному участку гражданина добавляется часть муниципальной или государственной земли, граничащей с участком гражданина.

Становится ясным, что из одного участка нужно выделить часть земли и добавить её к другому участку. Значит, потребуется провести межевание и изменить (перераспределить) границы и площади исходных смежных участков:

  1. участка гражданина — по причине увеличения площади,
  2. муниципального или государственного участка — по причине уменьшения площади за счёт выделения из него части территории площади, прилегающей к участку гражданина.

Когда можно приступить к межеванию? Что ещё предстоит сделать, ведь, хотя бы свой увеличенный земельный надел нужно потом как-то зарегистрировать? На сколько можно увеличить площадь своего участка? Нужно ли платить за это деньги и сколько? Получить ответы на все вопросы поможет закон.

Порядок процедуры перераспределения земельных участков подробно раскрыт в статье 39.29 Земельного кодекса РФ.

Стартом процедуры является подготовка к подаче заявления о перераспределении частного надела. «Финишная ленточка» будет считаться пересечённой, когда претендент на добавление земли (заявитель) заключит Соглашение о перераспределении земельных участков с собственником прирезаемой земли, то есть с конкретным органом власти.

С подробностями о работе над самим Соглашением будет рассказано в следующей статье, а пока нужно зафиксировать очерёдность выполнения работ до заключения этого Соглашения:

  • выявить собственника смежного участка, из которого планируется выделение части площади, а убедившись в том, что участок этот относится к муниципальной или государственной собственности, приступить к решению 2-й задачи
  • выяснить, имеет ли смежный участок тот же вид разрешённого использования и категорию земель и относится к той же территориальной зоне, что и собственный исходный участок, так как несоответствие этому факту в дальнейшем станет причиной отказа в перераспределении земельных участков, а игнорирование приведёт к бездарной трате времени и средств на проведение следующего этапа работ — то есть обязательным условием должны быть не только идентичность видов использования участков, но и расположение добавляемой территории в том же кадастровом квартале, что и собственный исходный участок (не допустима даже такая ситуация, когда вид использования участков один и тот же, но расположены они в разных территориальных зонах)
  • убедиться в том, что при планируемом увеличении площади участка не нарушится требование градостроительного регламента по предельной максимальной площади земельных участков, установленных в соответствии с ПЗЗ, по расположению нового участка, образованного в результате перераспределения, по возможности доступа к смежной территории только через собственный исходный участок
  • выяснить, разработан или нет, в соответствии с ПЗЗ поселения, проект межевания территории (ПМТ)
  • при отсутствии ПМТ подготовить схему расположения образуемого в результате распределения земельного участка на кадастровом плане территории (КПТ), показывающую присоединение к существующим границам собственного исходного участка куска муниципальной или государственной земли земли (добавляемого участка) — вполне понятно, что для подготовки схемы нужно обратиться к кадастровому инженеру землеустроительной организации,
  • подать заявление о перераспределении собственного исходного участка с приложением к заявлению правоудостоверяющих документов и схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ).

Остаётся выяснить, куда подаётся заявление о перераспределении участка?

Заявление о перераспределении земельного участка

Обратиться в орган власти с заявлением о прераспрелении участка может только собственник земли, предназначенной для ИЖС, ведения ЛПХ, дачного хозяйства, огородничества, садоводства. К заявлению необходимо приложить ряд правоустанавливающие документы и карту расположения образуемого участка на КПТ.

Заявление подаётся в орган власти, но в какой конкретно? О способе выявления собственника земли уже было рассказано в разделе 1 настоявшей статьи, но, как гласит народная мудрость, «повторение — мать учения», а потому имеет смысл повторить главные моменты.

Это интересно:  Земельный налог на дачный участок 2021 - для пенсионеров, для инвалидов, платить

Как установить, кто является собственником земли, из которой планируется прирезка?

Собственниками земли, из состава которой планируется сделать выделение земли, могут выступать:

  • муниципальная администрация — в случае расположения участка и дополнительно надела на землях муниципалитета
  • областные и региональные власти — когда они является владельцами земли
  • Правительство РФ — если земля относится к государственной (федеральной) собственности.

Чтобы самостоятельно узнать конкретного правообладателя смежного участка, из которого предполагается провести добавку к своему наделу, можно воспользоваться такими вариантами:

  1. обратиться к такому бесплатному источнику сведений, как Публичная кадастровая карта Росреестра, предоставляющей общедоступные сведения по размещённым на карте земельным участкам и объектам недвижимости (о том как работать с картой, можно почитать в другом разделе карты здесь)
  2. обратиться непосредственно на официальный портал Росреестра и, используя на нём вкладки:
  • Получение сведений из ЕГРН
  • Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online,

выполнить заказ необходимых сведений.

Должно быть понятным, что обращение к официальному порталу Росреестра, позволяет уточнить любого собственника земельного участка, а не только тех, кто представляет публичные правовые образования.

Заказ платной услуги по получению сведений о правообладателе земли (выписки из ЕГРН) является правом любого гражданина, подавшего заявление на получение сведений и оплатившего государственную пошлину.

Итак, с сутью процедуры перераспределения участков и подготовкой к проведению перераспределения разобрались. Но перед тем, как перейти к изучению особенностей Соглашения, нужно понять ситуацию с ценой предоставляемой земельная добавки.

Плата за добавленную землю

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, происходит:

  1. на возмездной основе (пункт 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ),
  2. в соответствии с порядком и правилами, установленными:
  • Правительством РФ — в случае принадлежности земли государству,
  • государственной власти субъекта РФ — когда добавляемый земельный участок является собственностью субъекта РФ,
  • органом местного самоуправления — когда добавляемый земельный участок находится в муниципальной собственности.

Непосредственно сам расчёт платы выполняет орган власти, а вот произвести оплату за добавленную муниципальную или государственную землю, как понятно, обязан главный интересант (заявитель), причём в указанный в Соглашении срок.

Федеральные законы «О местном самоуправлении», Земельный кодекс РФ и целый ряд других предоставили муниципальным и региональным властям возможность регулирования размера платы за прирезки из своих земель к частным участкам. В этих целях во всех субъектах РФ и во всех муниципалитетах были подготовлены и утверждены порядки и правила расчёта платы, а на уровне Правительства РФ — порядок и правила а увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

1. При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава государственной собственности используются следующие документы:

  • Постановление «Об утверждении Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности» ( № 1308 от 3 декабря 2014 г.)
  • Прилагаемый к Постановлению «Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности», устанавливающие порядок определения размера платы за увеличение площади земельных участков.

2. При исчислении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель субъекта РФ — установленные в них порядок и правила расчетов.

  1. в Ленинградской области — смотреть здесь
  2. в Московской области — смотреть здесь
  3. в Псковской области — смотреть здесь
  4. в Иркутской области — смотреть здесь

3. При определении размера платы за увеличение площади частного земельного участка в результате его перераспределения с участками из состава земель, находящихся в муниципальной собственности, применяются установленные в них порядок и правила расчетов.

  • в сельском поселения Назарьевское Одинцовского муниципального района Московской области — смотреть здесь
  • в Каладжинском сельском поселении Лабинского района Краснодарского края — смотреть здесь
  • в сельском поселении Ищеинский сельсовет Краснинского муниципального района Липецкой области — смотреть здесь.

Основные показатели в расчёте платы за прирезку

В расчёте размера платы (P) за добавленный муниципальную или государственный участок фигурируют следующие показатели:

  1. КСИСХ.УЧ.— кадастровая стоимость исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  2. КСобр.уч.— кадастровая стоимость образуемого при распределении участка гражданина
  3. Sдоб.уч.— площадь добавленной муниципальной или государственной земли
  4. Sисх.уч. площадь исходного участка, к которому производится добавка из состава муниципальных и государственных земель
  5. Sобр..уч. — площадь участка, образуемого в результате перераспределения

С вопросом определения кадастровой стоимости участка образуемого в результате перераспределения земельных участков (КСобр.уч.), законодатель и региональные власти разрешили следующим образом:

  • размер платы составит 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче в частную собственность путём перераспределения (пункт 3 Правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в федеральной собственности.),
  • размер платы за добавленный участок, находящийся в собствености субъекта РФ, определяется как кадастровая стоимость земельного участка. подлежащего перераспределению (КСИСХ.УЧ.), рассчитанная пропорционально площади части участка, подлежащего передаче в частную собственность (Sдоб.уч.).

Отдельные примеры

На примерах Тюменской и Ярославской областей можно продемонстрировать разные подходы субъектов РФ к решению вопроса об определении размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения:

Постановлением Правительства Тюменской области «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» (№180-п от 30 апреля 2015 года) утверждён такое правило для расчётов:

«размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков»:

  • в Ярославской области

Постановлением Правительства Ярославской области №119-п от 11.02.2015 г. утверждены Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности Ярославской области, землями или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена:

пункт 5. «Размер платы в случае перераспределения земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, определяется как 15% от разницы между кадастровой стоимостью образованного земельного участка, площадь которого увеличилась в результате его перераспределения с землями, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до его перераспределения»:

В соответствии с пунктом 4 этих Правил для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен такой порядок расчёта:

«Размер платы в отношении земельного участка, находящегося в собственности Ярославской области, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, определяется как 15% их кадастровой стоимости, рассчитанной пропорционально площади части таких земельных участков, подлежащих передаче в частную собственность в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности».

Когда и куда вносится плата за добавленный участок?

Оплата за добавление к исходному участку дополнительной муниципальной или государственной земельной площади должна быть произведена в течение того срока, что указан в соглашении, а отсчитывается он со дня подписания Соглашения о перераспределении земельного участка.

Внесение платы на счёт органа власти, являющегося стороной этого Соглашения, должно быть выполнено в полном объёме.

После проведения оплаты заявителю необходимо предъявить в администрацию копию платёжного поручения с отметкой банка об уплате.

Когда делается межевание участка?

Этапу подписания Соглашения о перераспределении земельного участка предшествует процедура постановки образуемого земельного участка на кадастровый учёт. Делается это по результатам межевания, поскольку при перераспределении появляется новый участок.

К межеванию нужно приступить после получения от администрации положительного решения об утверждении схемы расположения образуемого участка на кадастровом плане территории (КПТ) или согласования расположения участка в соответствии с проектом межевания территории (ПМТ) поселения.

Для проведения межевания нужно вновь обратиться к кадастровому инженеру (в межевую организацию) за подготовкой межевого плана на увеличенный участок, образованный в результате перераспределения. По итогу выполнения межевания, кадастровый инженер подготовит межевое дело и проведёт постановку образованного участка на кадастровый учёт, отправив материалы в Кадастровую палату.

Далее заявителю нужно предъявить в администрацию кадастровый план увеличенноного участка — для завершения процедуры заключения Соглашения о распределении земельного участка.

По результатам заключения Соглашения о перераспределении земельных участков между органом власти и заявителем (собственником участка, к которому добавляется площадь), с участками происходит следующая трансформация:

  • прекращается существование исходного земельного участка заявителя
  • образуется земельный участок с увеличенной в результате перераспределения площадью
  • у собственника (заявителя) возникает право частной собственности на земельный участок с увеличенной площадью
  • земельный участок, из которого произведена вырезка земли, продолжает существовать в изменённых границах.

Ознакомившись с сутью процедуры перераспределения земельного участка и усвоив главные её особенности, смело приступаем к детальному изучению порядка выполнения этого перераспределения и полного состава документов, которые для этой задачи потребуются.

Вы ознакомились с разделом №3 статьи.

Статья написана по материалам сайтов: advokat-malov.ru, 1kvartirka.ru, geoburo.ru, ahrfn.com, www.zemvopros.ru.

»


Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector